Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


О Библии.


Рассказов А.М.

    Библия - собрание книг содержащих в себе сотворение Богом мира, описание грехопадения людей и их спасение Богом через Иисуса Христа. Это слово самого Бога людям, Его октровение о Самом Себе.

    Книги Библии отличаются от других книг тем, что они богодухновены. Под богодухновенностью здесь понимается то, что авторы их писали в особом состоянии под водительством Святого Духа так, что переданное ими было не дело рук человеческих, но дело Бога (2 Тим. 3:16; 2 Пет. 1:21). При этом Бог не использовал авторов этих книг, как некие проводники, которые сами ни о чем не думали, а писали как бы только то, что получали от Бога. Поэтому каждая книга может отличаться и по стилю и по языку, а также несет авторские особенности, но в целом все книги согласны между собой в описании самых важнейших истин христианской веры. Так Евангелисты могут давать разные сведения относительно некоторых событий евангельской истории, но они абсолютно согласны в изложении главных истин Христианства. В большей части случаев они заполняют пробелы другого автора.

    Библия делится на две смысловых, не равных по объему части: на Ветхий и Новый Завет.

    В Ветхом Завете описывается сотворение Богом мира и первых людей, их грехопадение и обетование Богом "семени", которое должно было спасти людей. Постепенно в пророческих видениях, в судьбах отдельных людей, вырисовывался образ Спасителя. Бог готовил Израиль к встрече с Мессией (Христом). Недаром Павел называет закон "детоводителем (педагогом (греч. текст) ко Христу" (Гал. 3:24).

    Новый Завет описывает явление Спасителя миру, Его смерть и Воскресение, историю возникновения и распространения Церкви, и завершается Откровением Иоанна, который повествует нам о последних судьбах мировой истории.

    Библия возникла как книга не сразу. В начале была оформлена Тора (Танах) первые пять книг Библии, потом к ней добавились исторические описания, а также книги мудрости и пророков. Принято считать, что самый первый составитель Ветхого Завета - был Ездра (См. Неемия 8:1-8; 13:1). Какие книги он собрал и составил, сейчас сказать трудно, ибо канон Ветхого Завета в еврейской общине не был оформлен окончательно и при пришествии Христа, можно предположить, что это была Тора. Эмануил Тов автор текстологии Ветхого Завета, так пишет о том, что происходило на Иамнийском соборе (II век по Р.Х.):

"У нас нет свидетельств, что в этот период на каком-то официальном собрании был утвержден авторитетный статус 24 книг еврейской Библии в масоретском изводе. В этой связи часто говорили о собрании/соборе в Явне (Ямнии), солстоявшемся между 75 и 117 гг. н. э. Однако древние тексты сообщают лишь о существовании в Явне "дома суда" (бет дин), "академии" (метивта), "школы" (йешива, бет мидраш). О соборе не сообщается. Кроме того, как указывает Ляйман, единственное решение, принятое в Явне, состояло в том, что "Песнь Песней и Екклизиаст делают руки нечистыми" (М. Йадайим). Утверждения библейского канона не было. У нас даже нет уверенности, что раввины Явны в этот период повлияли на статус текста"[1].

    По мнению другого ученого автора Введения в Пятикнижие окончательно канон Ветхого Завета масоретский текст был сформулирован лишь к концу I тысячелетия по Р.Х.:

"Последний этап канонизации и кодификации Еврейской Библии относится к VI—Х вв. н. э. и связан с деятельностью так называемых хранителей иудаистской традиции — масоретов (от евр. масора — "предание", "традиция"), прежде всего ученых талмудических академий в Палестине и Вавилонии. Помимо окончательной унификации еврейского консонантного (состоящего из согласных) текста, масореты осуществили также его огласовку (вокализацию, обозначение гласных) с помощью специально созданной ими для этой цели системы диакритических знаков (евр. некудот, букв. "точки"). Система огласовки, разработанная в городе Тивериада (в Галилее, на севере Палестины), стала в конечном счете общепринятой. Еврейский текст Библии, кодифицированный масоретами, получил статус Священного и не подлежащего каким-либо дальнейшим изменениям и дошел до наших дней под названием масоретского текста (МТ), или textus receptus ("общепринятый текст")"[2].

    С другой стороны у нас есть другой источник свидетельстующий о каноне - это Септуагинта (перевод 70-ти толковников). Это самый первый перевод Библейских книг на современный язык III-II столетия до Р.Х. греческий. В ней мы находим все книги Ветхого Завета, включая так называемые неканонические (Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса Сираха и др.), от которых современные протестанты, как правило, отказываются. Этот перевод отражает те книги, которые по мнению переводчиков относились к Священным книгам.

    Учитывая все выше приведенные свидетельства можно констатировать, что определенного канона Ветхого Завета не было в то время, когда Иисус пришел на землю.

    Новый Завет точно также возникает не сразу. Сами книги были написаны в период с середины I-го века и до начала II-го века. Сложились в одну книгу они позже. В начале у одной Церкви были одни послания, у другой другие. К концу II-го века окончательно формируется канон четырех Евангелий и книга Деяний, остальные книги входят в канон постепенно, при этом бывали жаркие споры по поводу книг Послание к Евреям и книги Откровение. Окончательно Церковь приняла свое решение о каноне на 3-ем Карфагенском соборе в 396 (7) г.

    Следует отметить, что точно также как писали книги Библии люди, принадлежавшие Церкви, точно также были отобраны эти книги Церковью - именно она является автором канона.

    Многие современные протестанские конфессии, исповедуя один из главных тезисов Лютера - Только Писание, полагают, что Библия возникла и была сохранена Богом, а люди были лишь только орудиями Бога. Но такая идея напоминает скорее магические мистерии, где не важен сам медиум, а важна та энергия, которую он проводит. Это идея чужда Библии. Писание говорит нам, что Бог спасает людей, но человек не безучастен в этом спасении, иначе чего стоили бы слова сказанные Богом: "Сегодня Я даю вам выбор между жизнью и смертью, добром и злом, даю вам наказ любить Господа, Бога вашего, исполнять Его заповеди, законы и постановления; тогда будете жить, и народ ваш умножится, и Господь, Бог ваш, благословит вас на земле, в которую вы идете, чтобы овладеть ею. Но если отвернетесь от Господа и не будете послушны Ему, если вас уведут в сторону, и вы станете поклоняться другим богам и служить им, то будете истреблены" (Втор. 30:15-18 Современный перевод), чего стоило Гефсиманское моление Христа или согласие Марии на рождение Мессии. Бог не насилует природу человека, Он совершает спасение в согласии со свободной волей человека. Для православного церковного самоосознания чужды слова А. Джоунса: "Вера - это умение полагаться только на Слово Божье, умение ждать, что само слово исполнит то, что оно говорит"[3].

    Согласно Библии спасение происходит в результате согласования воли Божьей и воли человеческой. Ева преступила заповедь отклонив волю Божью, Мария смиренно принимает волю Бога, говоря: "Вот - раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Лк. 1:38 соотнесите это с Ин. 2:5). Точно также возникает Библия под руководством Бога, но не без участия человека, не без участия Церкви.

    Поэтому невозможно отвергать Церковь и принимать Писание, протестанты так и делают, отвергнув Церковь, они оставили себе одно Писание, а печальный итог этого очевиден: огромное количество разных религиозных толков и течений, претендующих на то, что только они правильно понимают Библию. Сколько людей столько и мнений, а потому отвергнув Церковь в качестве авторитета протестанты оказались один на один со своим поврежденным разумом, который способен повредить все, что угодно. Не важно искренне ли человек толкует Писание, важно относится ли он к Церкви или нет.

    Давайте вспомним путешествие евнуха, читающего книгу Исаии: "И вот муж Эфиоп, евнух, вельможа Кандакии, царицы Эфиопской, который был над всей ее казной. Он ходил для поклонения в Иерусалим, и возвращался. И сидел он на своей колеснице и читал пророка Исаию. И Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к этой колеснице, И подбежав, Филипп услышал, что он читает Исаию пророка, и сказал: да понимаешь ли ты, что читаешь? А он сказал: как мне понять, если кто не наставит меня? И попросил Филиппа подняться и сесть с ним" (Деян. 8: 27-31). Евнух был мудрым человеком и понимал, что любой текст существует в интерпретации, поэтому он прибегает к представителю Церкви за разъяснением отрывка Писания.

    В послании апостола Петра мы сталкиваемся со следующим предупреждением: "зная прежде всего то, что ни одно пророчество в Писании не допускает частного объяснения" (2 Пет. 1:20). Т. е. Библия не допускает частных толкований, она должна истолковываться в Церкви, иначе по свидетельству все того же Петра она может быть повреждена: "И помните, что терпение Господа нашего означает спасение, как и писал вам наш возлюбленный брат Павел в мудрости своей, дарованной Богом. В этом письме, как и во всех остальных, он говорит об этом. В этих письмах есть некоторые вещи, которые трудно понять и которые невежественные и нестойкие извращают, как извращают они и другие Писания, навлекая этим на себя погибель" (2 Пет. 3: 15-16 Современный перевод).

    Согласно Павлу утверждение можно получить только в Церкви, ибо согласно ему она есть "Церковь Бога Живого, столп и утверждение истины" (1 Тим. 3:15). Именно в ней можно получить спасение, и только она может истолковать и дать правильное понимание Писание. Если мы прислушаемся к наставлениям Павла, то можно увидеть, что он обращает нас к Преданию Церкви, как величайшему авторитету: "Итак, братья, стойте и держите предания, которыми вы были научены или чрез слово, или чрез послание наше" (2 Фес. 2:15). Итак, предание - это не только Писанное Слово Божье, но и жизнь Святого Духа в Церкви, ведущего и наставляющего ее на всякую истину (Ин. 14:26), поэтому мы не можем игнорировать постановлений Церкви (кстати одно из них это утверждение канона Библии). Если отрицать это, то тогда слова апостола Павла о Церкви, как столпе и утверждении Истины, не более чем пустословие (Более подробно вопрос Предания и Церкви будет затронут в одной из дальнейших тем этого цикла).

    Вопрос богодухновенности Библии, ее состава - вопросы Предания. В любой Библии есть оглавление, но оглавление взято не из Библии, в Библии мы не найдем текста, который бы ясно и со всей убедительностью говорил, какие книги считать каноническими, а какие нет!!!

    Также вера протестантов в богодухновенность Библии лежит не от самой Библии, а от Предания, ибо оно свидетельствует об этом. Новый Завет нигде не свидетельствует о своей богодухновенности!!! Везде речь идет о Ветхом Завете!!! Даже любимые протестантами слова из 2 Тимофея 3:16 сказаны о Ветхом Завете: "ты с младенчества знаешь Священные Писания, могущие умудрить тебя ко спасению чрез веру, которая во Христе Иисусе. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, дабы совершен был Божий человек, ко всякому доброму делу снаряжен" (2 Тим. 3:15-17). Писания которые знал Тимофей в детстве - это Ветхий Завет, ибо Нового тогда еще в помине не было.

    Для удобства Библия делится на стихи и главы. Деление ее на стихи было сделано в 16-ом веке парижским типографом Робертом Стефаном. Деление на главы произошло раньше в 13 веке кардиналом Стефаном Лангтоном и доминиканским монахом Гуг де Сен-Широм.

    Обычно в изданиях можно встретить сокращенные ссылки на ту или иную книгу Библии. Например, Мф. 10: 30, это означает Евангелие от Матфея, глава 10 стих 30. Обычно во всех изданиях Библии в оглавлении приводятся сокращенные названия книг Библии.

    По смыслу книги Библии иногда делятся на законоучительные, исторические, учительные и пророческие. Но на мой взгляд это деление очень условное, потому что любая из книг Библии содержит в себе все эти значения.

    Евреи делили Ветхий Завет на три части:

  • "Закон" (Тора, Танах (учение, наставление)): Бытие (Брейшит (в начале)), Исход (Шмот(и вот имена)), Левит (Вайкра(и возвал)), Числа (Бемидбар (и сказал)) и Второзаконие (Дварим (вот слова))[4].



  • "Пророки": Иисус Навин (Йеошуа), Судьи (Шофетим), Царств 1-ая и 2-ая (Шемуэйл I, II), Царств 3-ья и 4-ая (Мелахим I, II), Исаия (Йешайа), Иеремия (Йирмейа), Иезекииль (Йехэзкэйл), 12 малых пророков (Осия (Ошэйа), Иоиль (Йоэйл), Амос (Амос), Авдий (Овадйа), Иона (Йона), Миея (Миха), Наума (Нахум), Аввакума (Хаваккук), Софонии (Цефанйа), Аггея (Хаггай), Захария (Зехарйа), Малахия (Малахи).



  • "Псалмы" (Кетувим): Псалмы (Теилим), Притчи (Мишлэй), Иов (Ийов), Песнь песней (Мегиллот, Шир гаширам), Руфь (Рут), Плач Иеремии (Эйха или Кинот), Екклисиаст (Коэлет), Есфирь (Эстэйр), Даниил (Даниэйл), Ездра (Эзра), Неемия (Нехэмьйа), Паралипоменон 1-ая и 2-ая (Диврэй айамим I, II).


  •     Косвенно такое деление мы можем встретить из слов самого Иисуса: "вот слова Мои, которые Я говорил вам, когда еще был с вами, что надлежит исполниться всему, написанному в Законе Моисеевом и в Пророках и Псалмах о Мне" (Лк. 24:44).

        Традиционное христианское деление и расположение книг в Новом и Ветхом Завете таково:

  • Законоположительные книги: Ветхий Завет (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). Новый Завет (Евангелия по Матфею, Марку, Луке и Иоанну).



  • Исторические книги: Ветхий Завет (Иисус Навин, Судья, Руфь, Царств 1-ая, 2-ая, 3-ья, 4-ая, Параполименон 1-ая, 2-ая, Ездра, Неемия, Есфирь). Новый Завет (книга Деяний).



  • Учительные книги: Ветхий Завет (Иов, Псалтирь, Притчи, Екклесиаст, Песнь Песней). Новый Завет (Соборные послания Иакова, Петра 1-ое, 2-ое, Иоанна 1-ое, 2-ое, 3-ье и Иуды, 13 посланий Павла (К Римлянам, К Коринфянам 1-ое, 2-ое, К Галатам, К Ефесянам, К Филиппийцам, К Колосянам, К Фессалоникийцам (Солунянам по славянской Библии) 1-ое, 2-ое, К Тимофею 1-ое, 2-ое, К Титу, К Филимону) и Послание К Евреям (автор которого неизвестен, некоторые полагают, что оно принадлежит ап. Варнаве спутнику ап. Павла.



  • Пророческие книги: Ветхий Завет (Исаия, Иеремия, Плач Иеримии, Иезикииль, Даниил, Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. Новый Завет: Апокалипсис или Откровение Иоанна.



  •     Также в Православной и Католической Библиях можно встретить еще 11-ть книг Ветхого Завета: Книга Иисуса сына Сирахова, Книга Премудрости Соломона, Книга пророка Варуха, Послание Иеремии, 2-ая и 3-ья Ездры, Три книги Маккавейские, Книги Товита и Иудифи. Эти книги по мнению Церкви хотя и относятся к Библии, в тоже время не стоят наряду с другими книгами Писания. Свт. Афанасий Великий и другие Отцы Церкви советовали читать эти книги новоначальным. Протестанты совсем отвергают их, что никак неоправданно.

        Мартин Лютер подверг их сомнению лишь на основании своего субъективного мнения, также как не признавал он апостольского авторитета за следующими книгами Нового Завета (Иакова, Иуды, К Евреям и Апокалипсиса). Современные протестанты, как правило, не знают об этом и считают эти книги богодухновенными. Непоследовательность протестантов поражает, Новый Завет они принимают от Церкви, а Ветхий не хотят. В этом отношении Мартин Лютер был более последотелен (обычно все протестанские историки его восхваляют), он то отринув авторитет Церкви, сам решал какие книги считать авторитетными, а какие нет!!!

        Соборные послания в западных изданиях Библии обычно находятся после Послания к Евреям, в греческих и русских после Книги Деяний.

        Чтение Библии необходимо для укрепления веры и для того, чтобы расти в святости и праведности. Изучение Писания несет в себе знакомство благой волей Божьей и приносит великие благословения Божьи на читающих и исполняющих то, о чем оно свидетельствует: "Поэтому всякий, кто слушает эти Мои слова и исполняет их, подобен будет мужу разумному, который построил свой дом на скале. И пролился дождь, и разлились реки, и подули ветры, и обрушились на дом тот; и он не рухнул, ибо основание его было положено на скале. И всякий, слушающий эти Мои слова и не исполняющий их, подобен будет мужу безрассудному, который построил свой дом на песке; и пролился дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он рухнул, и разрушение его было великое" (Мф. 7:24-27).



    Назад
    К оглавлению



    © 2002, Сайт Апологии Христианства.
    URL: http://apologia.hop.ru
    E-mail: apologia@hop.ru



    [1]Современная Библеистика. Эмануил Тов. Текстология Ветхого Завета. Библейско-Богословский институт св. Апостола Андрея. Москва 2001. Стр. 186.
    [2]И.Р. Тантлевский. Введение в Пятикнижие. Российский государственный гуманитарный университет. Центр библеистики и иудаики. Москва, 2000. Стр.16.
    [3]Уроки веры. А. Джоунс. Е. Ваггонер. Издательство "Источник жизни", Заокский 1995. Стр. 24.
    [4]Евреи именуют книги Торы по первым словам в них, наши названия приводятся по Септуагинте.