Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


Догматическое богословие.


Архимандрит Исаия



Часть третья
БОГ - ТВОРЕЦ И ПРОМЫСЛИТЕЛЬ МИРА



I. Творение


13. Творение видимого мира

    Богооткровенное учение о происхождении видимого мира с наибольшей полнотой излагается в 1-й главе книги Бытия. В начале Бог сотворил небо и землю, земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною... (Быт. 1, 1—2).

    Земля, упомянутая в первом стихе книги Бытия, это не наша планета, а весь будущий космос в первозданном состоянии. Эта та материальная основа, которая устрояется Божественными словами в последующие шесть дней и из которой возникает весь видимый мир. Безвидность и неустроенность "земли" указывает на неразделенность ее элементов. Она представляла собой бездонную, безжизненную, темную и мрачную бездну, что подтверждают и последующие слова Писания: ...и Дух Божий носился над водою (Быт. 1, 2). Праматерия пребывала в некоем текучем и вневременном состоянии. По замечанию святителя Василия Великого (и других отцов), под Духом Божиим нельзя понимать просто воздух или ветер, потому что в Писании никакой дух не именуется Божиим, кроме Святого, восполняющего Собой Божественную Троицу. Выражение носился над водою в сирском языке (родственном еврейскому) означает: "согревал и оживотворял водное естество", по подобию птицы, насиживающей яйца и сообщающей нагреваемому яйцу некоторую живительную силу. Иначе говоря. Святой Дух приготавливал первовещество к последующим этапам творения71.

    Если первовещество было сотворено "из ничего" (это так называемое "первичное творение"), то впоследствии все сущее получает бытие из этой уже готовой материи и представляет собой "вторичное творение". Книга Премудрости Соломоновой говорит о всесильной руке Божией, создавшей мир из необразного вещества (Прем. 11, 18), имея в виду вторичное творение.

    Является ли шестоднев действительной историей или же это некая аллегория (иносказание)?

    Божественное Откровение не ставит под сомнение историчность Моисеева повествования о миротворении. Прежде всего сам автор поместил шестоднев в исторической книге Бытия. Кроме того, заповедь о субботнем покое (Исх. 20, 8-11) основывается именно на том, что в шесть дней Господь сотворил небо и землю, море и все что в них, а в седьмой почил от дел Своих, поэтому благословил день седьмой (субботний) и освятил его (т.е. выделил из прочих дней) (Быт. 2, 3).

    Подлинность истории творения подтверждают другие священные писатели. Так, Псалмопевец пишет, что словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32, 6). В согласии с Моисеевым сказанием, в котором Бог в первый день рассеивает первозданную тьму словами: "Да будет свет!", - Апостол также пишет, что Бог повелел из тьмы воссиять свету (2 Кор. 4, 6).

    Во второй день Бог отделил воду над твердью от воды под ней. Об этой воде, которая превыше небес, говорится в псалме 148 (ст. 4). Псалмопевец возвещает также, что Господь утвердил землю на водах и сотворил великие светила: солнце - для управления днем... луну и звезды - для управления ночью (Пс. 135, 8-9). Апостол Петр пишет, что в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою (1 Пет. 3, 5). У пророка Иеремии Господь говорит: "Я сотворил землю, человека и животных, которые на лице земли" (Иер. 27, 5). Наконец, Сам Спаситель подтверждает подлинность шестоднева, говоря о нерасторжимости брака как Божественного установления, о котором сообщается у Моисея в истории сотворения человека (Мф. 14, 4; ср. Быт. 1, 27).

    Конечно, с естественнонаучной точки зрения, библейские сведения о происхождении мира далеко не полны и слишком кратки, однако не следует забывать, что цель бытописателя состояла не в том, чтобы изобразить космогонию или геогонию во всех подробностях, а в том, чтобы привести людей к вере в Бога, как истинного и единственного Творца Вселенной. Бог вдохновлял священных писателей, чтобы открыть истины сверхъестественного порядка, потому что последние превосходят силу нашего разума, а поэтому мы нуждаемся в том, чтобы Он Сам преподал их нам. Что касается явлений окружающего мира, то Он предоставил их нашему исследованию. За познанием физических явлений нужно обращаться не к Библии, а к самой природе. Как хорошо заметил Василий Великий, Моисей писал, чтобы сделать нас более религиозными, а не более учеными72. С этой точки зрения, краткое повествование пророка вполне соответствует поставленной цели. Он не только возвещает о единственном всемогущем Творце невидимого и видимого мира, но и последовательно описывает на своеобразном языке того времени основные этапы возникновения космоса в целом и_ различных уровней жизни на нашей планете: растений, животных и человека. Так что создается целостное представление о Вселенной и ясное понимание того, что ничто из существующего не стало существовать без воли Божией. Все разнообразие тварного бытия возникает постепенно, в соответствии с предначертанным Божественным планом.

    Как воспринимали рассказ Моисея о поэтапном творении христианские писатели?

    Ранние александрийские писатели, такие как Ориген и Климент Александрийский, последуя в этом Филону Александрийскому, основателю Александрийской эгзегетической школы, считали шестоднев чистой аллегорией. Так, Филон, современник Христа Спасителя, писал: "Сотворение света в первый день ничем не отличалось от покоя седьмого дня". Он допускал лишь мгновенное творение без всякого разделения на дни, или периоды. Он заявлял, что "было бы крайне наивно думать, что мир сотворен в шесть дней или даже, вообще, в некоторое время". Все было сотворено мгновенно. Моисей хотел лишь подчеркнуть совершенство мирового порядка, указав совершенное число "6" =3х2. Исходя из каббалистических представлений, Филон считал, что в этом числе сочетаются вместе мужское и женское начала. Аллегоризм Филона был воспринят последующими христианскими писателями той же школы; однако они категорически отвергли его учение о том, что материя не была сотворена.

    Климент Александрийский (185-254 гг.) также считал, что Вселенная сотворена сразу73. Ориген видит в истории творения иносказание. "Какой человек, одаренный здравым смыслом, будет думать, что мог быть первый, второй, третий день, вечер и утро - без солнца, без луны и звезд?" Для него творение мгновенно74. По его мнению, нелепо приписывать Богу последовательность в творении по дням. Он сказал, - и сделалось. Он повелел, - и явилось (Пс. 32, 9), поэтому и сказано: "Вот история происхождения неба и земли, как они были сотворены в тот день, когда Бог сотворил небо и землю" (Быт. 2, 4). Ориген во всем шестодневе видел только иносказание. Твердь - это тело; два великих светила - Христос и Церковь; звезды - патриархи и пророки; рыбы и пресмыкающиеся - низкие и буйные мысли души; птицы - возвышенные мысли и проч. Нашему миру предшествовало и последует множество других миров. Земной рай в действительности никогда не существовал, а есть лишь возвышенное изображение Неба. Ориген впал в крайность, отрицая буквальный исторический смысл Писания.

    После Оригена уже не было примеров такого безграничного аллегоризма в понимании истории творения, однако его влияние еще долго ощущалось. Святитель Афанасий Великий, хотя и не занимался толкованием книги Бытия, пишет: "Все роды сотворены сразу, вместе, одним и тем же повелением"75. Святитель Кирилл уже не отрицал и смысла буквального. Он не допускал ни вечного ряда творений, ни творения внезапного. В основном он, как и святой Анастасий Синаит, толкует Библию аллегорически. Таким образом, последние александрийцы оставили теорию внезапности творения.

    Сирийские отцы были противниками крайнего аллегоризма александрийцев. Святой Ефрем Сирии (ок. 320-379 гг.), глава сирийской школы, отвергал мгновенность творения. Он учил, что сначала Бог сотворил первовещество, а затем из него все прочее. О том же пишет святой Ипполит в толковании на книгу Бытия: "В первый день Бог сотворил, что творил, из несуществующего; в другие же дни - не из несуществующего, но из того, что было сотворено в первый день, - преобразовал, как было Ему угодно".

    Каппадокийские отцы - Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский - в данном вопросе примиряли мнения сирийцев и александрийцев. Они учили о мгновенном творении мира сначала в первоматерии, которая затем по ходу творческих дней производит все существующее. Так, святитель Василий Великий пишет: "...Мы должны знать, что мир сотворен весь сразу, без времени, волей Божией, ибо сказано: в начале Бог сотворил, то есть сотворил совместно, все сразу и в краткое время (мгновенно)"76. Под небом и землей, по мысли Василия Великого, следует понимать "сущность всей вселенной... Если существуют посредствующие вещества, они также, несомненно, заключаются в этих пределах", хотя о них и не сказано (например, огонь, воздух)77. Безусловно, он признавал достоверность шестоднева, так как говорит о сотворении по дням.

    Еще ближе к александрийской точке зрения святитель Григорий Нисский: "Все было сотворено в один миг и без всякого промежутка во времени. Ибо слово "начало" не позволяет разуметь промежутка. Как точка есть начало линии, атом - начало материи, так момент есть начало времени, то есть бытия. Моисей называет поэтому началом или суммой всего существующего совместное произведение всех вещей неизреченным Всемогуществом Божиим... Когда Моисей говорит, что мир сотворен в начале, этим самым он указывает на сотворение всех причин, всех начал и всех сил сразу, в один момент. При первом движении воли Божией все уже существовало: сущность всех вещей, небо, эфир, звезды, огонь, воздух, море, животные, растения". Святой Григорий полагает, что все существовало сразу, хотя и в виде неразделенных еще стихий, семян и зародышей. Отдельные же творения сотворены уже в течение шести дней78.

    Согласно мнению святителя Григория Богослова, Бог "создал сначала материи вещей, а потом облек их в свои формы, предоставляя им свое место и придавая им свой образ и свои размеры... Все, что сотворено, упорядочено и устроено непреходящими словами, (не) произведено, не все сразу..."79

    "Все создано в начале, когда мир такой, каким он стал теперь, не существовал, когда он не имел этого порядка и своей деятельной формы; тогда все было смешано и спутано, ожидая руки и устрояющего Всемогущества"80.

    Этого же мнения придерживались и западные отцы. Например, Блаженный Августин пишет: "Сначала создано вещество, смешанное и неустроенное, из которого произошло все, что являлось потом разделенным и устроенным. Сие-то вещество, думаю, греки называют хаосом, как и в другом месте ...не невозможно было бы для всемогущей руки Твоей, создавшей мир из необразного вещества... (Прем. 11, 18)".

    Итак, для святых отцов общим является утверждение, что мир сотворен в два этапа: вначале сотворена первоматерия, а затем она была устроена и оформлена в течение шести дней. Таким образом, святые отцы признавали историчность библейского рассказа о миротворении.



К оглавлению
Назад



© 2004, Сайт Апологии Христианства.
URL: http://apologia.hop.ru
E-mail: apologia@hop.ru