Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


Святитель Афанасий Великий.[1]


    Афанасий Великий один из величайших отцов Православной Церкви. Время его деятельности пришлось на рассвет арианской ереси.

    Пресвитер Арий Александрийский впервые в истории Церкви, опираясь на философские представления о Логосе, объявил то, чему никогда не учила Вселенская Церковь, "было время, когда сына не было". После этого заявления последовала смута в Церкви. Святитель Афанасий, для того, чтобы не было возможности перетолкований настаивал на внесении в символ веры слова "единосущный". Хотя такая формулировка и встречается у ранних Отцов Церкви, так Тертуллиан говорит: "Слово Божие есть Бог, потому что оно из субстанции (сущности) Самого Бога и как бы некоторая часть целого" (adv. Prax. c.26 col.189). Подобным образом говорит и Ориген, поначалу многие в Церкви не хотели принять этого определения, по причине того, что этого слова нет в Библии, а также потому что оно было осуждено на одном из соборов Церкви.

    В III веке этим словом совершенно в другом контексте оперировал еретик III века Праксей. Он учил, что Троица - это Бог, который являлся под разными видами, но за всеми Его проявлениями стоит одно и тоже лицо[2]. Так Отец, Слово, Сын, Святой Дух все это разные имена одной и той же личности. Святая Церковь осудила это учение, прокляв и слово "единосущие".

    Святой Афанасий использует это слово в другом значении. Для него это слово означает то, что говорит Иисус: "и все Мое - Твое, и Твое - Мое" (Иоан. 17:10), "Я и Отец - одно" (Иоан. 10:30). Все, что есть у Отца принадлежит и Сыну, также как и все чем обладает Сын обладает и Отец. Значит божественная сущность Отца, принадлежит Сыну. Сын и Отец разные личности, но они разделяют (не в смысле делят, а в смысле сосуществуют) божественное бытие. Таким образом слово "единосущный", отражает веру Библии, а значит может быть в Символе Веры. "Сын меньше Отца по человечеству": пишет Афанасий в символе веры: "но равен ему по Божеству". Сын меньше Отца, ибо Отец причина Сына. Он происходит от Отца через рождение, но Сын равен Отцу по причине того, что Ему принадлежит то, что принадлежит Отцу: "ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (Кол. 2:9).

    За исповедание своей веры Афанасий долгое время находился в бегах, ибо царская власть пыталась силой заставить молчать святителя. Но Афанасий не сдался и постепенно вся Церковь приняла воззрения святителя. Но произошло это после того, как три великих богослова Церкви (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский), смогли более точно разъяснить это учение и смогли показать, что слово "единосущный" не несет в себе того значения, в котором его использовал Праксей.

    Более подробно о жизни и трудах св. Афанасия читайте в статье священника Георгия Флоровского "Святой Афанасий Великий"
    А также в статье священника Иоанна Мейендорфа "Святой Афанасий Великий". Помимо этого в статье Иоанна Мейендорфа об истории Арианства, также раскрываются некоторые аспекты из истории христианской Церкви Оригенизм в III веке. История Арианства.

  • Слово на язычников

  • Слово о воплощении Бога Слова и Его пришествии к нам во плоти

  • Против ариан первое слово


  • Назад
    К оглавлению



    © 2002-2008, Сайт Апологии Христианства.
    URL: http://apologia.hop.ru
    E-mail: apologia@hop.ru



    [1]Все сочинения святителя Афанасия Великого приводятся по изданию Святитель Афанасий Великий. Творения. В 4-х томах. Репринт. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994.
    [2]Следует отметить, что Свидетели Иеговы упорно стучащиеся и обтирающие пороги наших квартир, некритично расматривая свои журналы, утверждают, что мы (у них это называется "христианский мир") верим что Троица - это три лица в одном. Это учение было опровергнуто Церковью в III-ем столетии. Для христиан Лица Отца и Сына - это разные личности, но они обладают единым для них Божеством. Это то, о чем пишет Павел: "ибо в Нем [во Христе] обитает вся полнота Божества телесно" (Кол. 2:9).