Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


Библия как история.

Вернер Келлер

Авраам жил в Царстве Мари

Каменный труп.- Лейтенант Кабанэ сообщает о находке. - Сирийский Теллъ принимает важных гостей. - Царь Ламги-Мари представляет себя.- Профессор Парро открывает неизвестную империю. - Царский дворец с 260 комнатами и дворами. - 23600 глиняных табличек уцелели на протяжении четырех тысяч лет.- Донесение о "бенджаминах" со сторожевого постав пустыне.- Родина Ребекки.- Процветающий город.- А Нузи?..

    "И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе" (Быт. 12:4).

    Страна, о которой в данном случае говорит Библия, - это Харран. Там жили Фарра, его сын Авраам, его невестка Сара и его внук Лот. (Быт. 12:1).

    С какой местностью соотносилось название "Харран", было до недавнего времени неизвестно. Мы ничего не знали о его ранней истории. Все древние вавилонские документы молчат о среднем течении реки Евфрата - Месопотамии, земли между реками, - где когда-то находился Харран.

    К раскопкам 1933 года привела случайная находка, и в результате состоялось выдающееся открытие, значительно обогатившее наши познания. Библейский Харран и образ жизни патриархов совершенно неожиданно вписались в исторический фон.

    Там, где Евфрат пересекает линию, которую можно провести между Дамаском и Мосулом, лежит маленький незаметный городок Абу-Кемаль. После первой мировой войны, когда Сирия попала под мандат Франции, в нем размещался французский гарнизон.

    В середине лета 1933 года над всей долиной Евфрата нависло знойное марево. Когда лейтенанта Кабанэ, начальника поста, вызвали в канцелярию, он подумал, что ему предстоит(всего лишь уладить одну из обычных ссор между арабами. Такое случалось уже неоднократно. Но на сей раз беспокойство возникло подругой причине. В конце концов лейтенанту удалось при помощи переводчика вытянуть из арабов следующую историю: они хоронили одного из своих родственников, начали копать могилу на дальнем склоне холма, носившего название Телль-Хари-ри, и вдруг внезапно наткнулись на каменный труп!

    Возможно, подумал лейтенант Кабанэ, этой находкой заинтересуется музей в Алеппо. Во всяком случае она хоть как-то нарушала бесконечное однообразие службы на этом забытом Богом армейском посту.

    С наступлением вечерней прохлады лейтенант выехал к Телль-Харири, находившемуся приблизительно в семи милях к северу от Абу-Кемаля, у Евфрата. Арабы привели его на склон холма к земляной яме, где лежала разбитая статуя, которая так взволнована их днем раньше. Кабанэ не был специалистом, но сразу же понял, что эта каменная статуя должна быть очень древней. На следующий день французские солдаты привезли ее в Абу-Кемаль. На небольшом армейском посту долго заполночь горел свет: Кабанэ писал длинный и подробный рапорт об этой находке компетентным лицам - Генри Сейригу, директору Музея древностей в Бейруте, и в музей Алеппо.

    Шли месяцы, но ничего не происходило. Казалось, что о рапорте Кабанэ либо забыли, либо сочли его неважным. И вдруг в конце ноября из парижского Лувра пришла телеграмма. Кабанэ едва мог поверить своим глазам и перечитывал ее снова и снова. Через несколько дней из Парижа прибывали важные гости - профессор Парро, известнейший археолог, с группой ученых, архитекторов, ассистентов и рисовальщиков.

    14 декабря Телль-Харири гудел, как пчелиный улей. Археологи приступили к поискам. Прежде всего весь холм был тщательно обмерен и детально сфотографирован. Была проведена эхолокация, изъяты и предоставлены на экспертизу образцы почвы. Прошел декабрь и первые недели нового года. 23 января 1934 года наступил звездный час археологической науки.

    Как только археологи осторожно сняли поверхностный слой телля, среди обломков камней появилась небольшая изящная фигура, на правом плече которой были процарапаны письмена. Все как завороженные склонились над ней. "Я Ламги-Мари... царь... Мари... великий... жрец... который посвящает свою статую... Иштар".

    Медленно, слово за словом, люди, окружившие профессора Парро, ловят это изречение, в то время как он сам переводит клинопись. Незабываемый момент для Парро и его коллег! Почти сверхъестественная, пожалуй, уникальная сцена в истории археологии со всеми ее неожиданностями и приключениями.

    Царь торжественно приветствовал чужестранцев из далекого Парижа и представлял себя им. Он как бы учтиво показывал им дорогу к своему давнему царству, лежавшему под ним в глубоком сне, о великолепии и могуществе которого парижские ученые до сих пор не имели ни малейшего представления.

    Изумительный образец скульптуры - высеченный из камня царь Ламги-Мари - стоял перед Парро. Внушительная фигура возвышается на пьедестале. Но в выражении лица нет той невероятной надменности, которая так типична для портретов других завоевателей Древнего Востока - для ассирийцев; в его наружности нет ни следа свирепости или злобы. Царь Мари улыбается! У него нет оружия, руки его благоговейно сложены. Одежда его, оставляющая, подобно тоге, одно плечо открытым, богато украшена бахромой.

    Едва ли когда-либо раскопки увенчивались таким блестящим успехом с первых же шагов. Под этим холмом должен был лежать в дремоте царственный город Мари.

    Ученые давно знали о существовании царства Мари, упоминавшегося во многих древних надписях Вавилона и Ассирии. В одном тексте утверждалось, что Мари был десятым городом, основанным после потопа. И вот теперь Телль-Харири атаковали лопаты археологов.

    Со значительными интервалами раскопки продолжались с 1933 по 1939 год. Из-за тропической жары большую часть года любые работы здесь были невозможны. Продолжать исследования можно было лишь в более прохладные месяцы сезона дождей - с середины декабря до конца марта.

    Раскопки Телль-Харири привнесли множество новых деталей в до сих пор еще не дописанную главу истории Древнего Востока.

    Никто еще не знал тогда, насколько тесной окажется связь находок в Мари со знаменитым библейским эпизодом.

    Из года в год отчеты об экспедиции преподносили ученым новые сюрпризы.

    Зимой 1933-1934 гг. был обнаружен храм Иштар - богини плодородия. Три царя, преданных Иштар, - Ламги-Мари, Эбин-ил и Иди-Нарум - увековечили себя в виде статуй, находящихся в святилище, покрытом мозаикой из мерцающих раковин.

    Во время второго сезона раскопок археологи натолкнулись на городские дома. Мари был найден! Но как бы ни было велико удовлетворение таким успехом, гораздо больший интерес, настоящее изумление вызвали стены дворца, размеры которого превосходили самые смелые ожидания. Парро сообщал: "Мы раскопали шестьдесят девять комнат и дворов и все еще продолжаем находить новые". Тысяча шестьсот клинописных табличек, аккуратно сложенных в одной из комнат, содержали подробности управления домашним хозяйством.

    Запись о третьем сезоне раскопок 1935-1936 гг. сообщает, что было найдено уже сто тридцать восемь комнат и дворов, но археологи все еще не достигли внешних стен дворца. Тринадцать тысяч глиняных табличек ожидали расшифровки. На четвертую зиму раскопали храм бога Дагона и зиккурат - типичную месопотамскую ступенчатую башню. К этому времени во дворце предстали обозрению двести двадцать комнат и дворов, а к существующей уже коллекции глиняных табличек добавилось еще восемь тысяч. Наконец, в пятый сезон, когда еще сорок комнат были очищены от мусора, дворец царей Мари явился перед Парро и его ассистентами во всей своей обширности. Гигантское строение третьего тысячелетия до нашей эры занимало почти десять акров. Никогда прежде во время раскопок не являлось на свет столь огромное здание с такими многочисленными ответвлениями. Только из одних дворцовых архивов клинописные таблички перевозили целые колонны грузовиков. Найдено было почти двадцать четыре тысячи документов. Это затмило замечательную находку клинописных табличек Ниневии: ведь знаменитая библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала составляла "всего" двадцать две тысячи глиняных табличек.

    Чтобы получить точную картину дворца Мари, была произведена воздушная фотосъемка. Когда эти снимки, сделанные с небольшой высоты над Телль-Харири, были опубликованы во Франции, они вызвали почти недоверчивое удивление. Около 2 000 г. до н. э. дворец в Мари был одной из величайших мировых достопримечательностей, архитектурной жемчужиной Древнего Востока. Путешественники приходили отовсюду, чтобы посмотреть на него. "Я видел Мари", - написал один восторженный купец из финикийского морского порта в Угарите.

    Последний царь, который жил там, - Зимри-Лим. Около 1700 г. до н. э. войска знаменитого вавилонского царя Хаммурапи разгромили царство Мари и разрушили его могущественную столицу.

    Под обломками крыш и стен были найдены зажигательные орудия вавилонских воинов, посылавшие огонь на дворец.

    Но они не смогли разрушить его полностью. Остались стоять стены высотой в пятнадцать футов. "Оборудованием дворцовых кухонь и купальных помещений, - писал профессор Парро, - можно пользоваться и сейчас, они не требуют ремонта, хотя прошло уже четыре тысячи лет со времени разрушения дворца". В ванных комнатах археологи нашли ванны, а в кухнях - формы для выпечки хлеба и даже уголь в печах.

    Вид этих величественных руин ошеломляет. Единственные ворота на северной стороне обеспечивали надежнейшую охрану и защиту дворца. Пройдя через многочисленные дворы и переходы, можно было попасть в большой, хорошо освещенный внутренний двор. Это был центр официальной и административной жизни государства. Монарх принимал своих чиновников, а также курьеров и послов в находящейся рядом палате для аудиенций, размеры которой позволяли вмещать сотни людей. Широкие коридоры вели к личным апартаментам царя.

    Одно крыло дворца использовалось исключительно для религиозных церемоний. Во дворце также был тронный зал, к которому вела великолепная лестница. Длинное ритуальное шествие проходило через ряд комнат к дворцовому святилищу, где стояла статуя матери-богини плодородия. Из сосуда, который Изида держала в руках, постоянно лилась "вода вечной жизни".

    Под царской крышей жил целый двор. Министры, администраторы, секретари, писцы - все имели свои собственные комнаты. Здесь же находились отдел по внешним связям и торговая палата. Более сотни чиновников вели учет всему, что ввозится и вывозится, исписывая тысячи табличек.

    Эффект богатого убранства дворца усиливался благодаря замечательным огромным фрескам. Краски на них не потеряли яркости и до сегодняшнего дня. Кажется, что их нанесли только вчера, но на самом деле это - древнейшие росписи Месопотамии, они на тысячу лет старше знаменитых цветных фресок великолепных сооружений ассирийских царей в Хорсабаде, Ниневии и Нимруде.

    Размеры и грандиозность этого уникального дворца под стать стране, которая им управлялась. На протяжении многих тысяч лет сохранились записи дворцовых архивов.

    Государственные документы, приказы, отчеты, четыре тысячи лет назад начертанные на глине профессиональным почерком хорошо оплачиваемых писцов, вновь заговорили, благодаря неутомимому усердию ученых. С проблемами их расшифровки и перевода сражались в Париже профессор Льежского университета Жорж Дос-сен и множество ассириологов. Потребовались целые годы, прежде чем были переведены и опубликованы все 23 600 документов.

    Каждый из них представлял собой маленький кусочек мозаики, из которых складывалось подлинное представление о царстве Мари.

    Из многочисленных распоряжений, касающихся постройки каналов, плотин, насыпей и дамб, становилось ясно, что благосостояние государства в большой степени зависело от широко распространенной системы ирригационных сооружений, которые находились под постоянным наблюдением правительственных инженеров, следивших за их уходом и содержанием.

    На двух глиняных табличках содержится список двух тысяч ремесленников с перечислением их полных имен и названий их гильдий.

    Информационная служба в Мари функционировала так быстро и успешно, что ее можно сравнить с современным телеграфом. Важные сообщения передавались при помощи сигнальных огней. От границы с Вавилоном до границ с территорией, где сейчас находится современная Турция (расстояние более трехсот миль), они доходили за несколько часов.

    Царство Мари лежало на пересечении больших караванных путей с востока на запад и с севера на юг. Поэтому неудивительно, что торговля товарами, которые шли из Кипра и Крита в Малую Азию и Месопотамию, нуждалась в оживленной переписке и отчетности, касающихся импорта и экспорта, о чем свидетельствуют глиняные таблички.

    На табличках записывались не только дела повседневной жизни. Они содержат также впечатляющие сообщения о религиозной жизни, о новогодних празднествах в честь богини Иштар, о гаданиях по внутренностям животных и толкованиях снов. Марийский пантеон составляли двадцать пять богов. В списке жертвенных баранов, которых преподносил в дар богам Зимри-Лим, перечислены имена этих небожителей.

    По бесчисленным записям в "каменных книгах" мы можем представить себе картину того шедевра организации и управления, который был создан в царстве Мари в XVIII веке до н.э. Как удивительно, что ни в их скульптуре, ни в живописи нет никаких признаков агрессивности!

    Царство Мари населяли амореи, которые поселились здесь давным-давно и были миролюбивы. Их интересы лежали в сфере религии и обрядовости, торговли и ремесел. Завоевания, воинская доблесть, шум битвы - все это мало значило для них. И до сих пор мы можем видеть, по статуям и картинам, как их лица излучают светлую безмятежность.

    Тем не менее это не означает, что амореи не были вынуждены защищать свою территорию силой оружия. На границе с ними жили племена семитских кочевников, которых привлекали сочные пастбища, плодоносные сады и поля жителей Мари. Они постоянно пересекали границу, пасли свой скот на обширных полях и лугах и держали в тревоге население. За ними нужно было следить. Чтобы предотвратить опасность внезапного нападения, были установлены пограничные посты, и сведения о любом инциденте немедленно передавались в Мари.

    В Париже ассириологи расшифровали глиняную табличку из дворцового архива Мари. С изумлением прочли они донесение от Баннума, офицера пограничного поста в пустыне: "Передайте моему господину, что это от слуги его Баннума. Вчера я покинул Мари и провел ночь в Зурубане. Все бенджамины посылали сигналы с помощью костров. От Шаманумадо Илум-Мулука, от Илум-Мулука до Мишлана все деревни бенджаминов в районе Терка отвечали такими же сигналами. Не знаю точно, что это значит. Постараюсь узнать. Я напишу моему господину, удалось ли мне это сделать. Охрана города должна быть усилена, и моему господину не стоит выходить за ворота".

    В этом донесении со сторожевого поста из района среднего течения Евфрата в XIX в. до н. э. появляется название одного из племен, известного нам из Библии: "колено Вениаминово". Их называли бенджаминами. Об этом племени упоминали часто. Похоже, они доставляли столько неприятностей правителям Мари и причиняли такое беспокойство, что в связи с их действиями определяли целые периоды царских правлений.

    Годы правлений династий Мари не нумеровались, но определялись по каким-либо выдающимся событиям, например, по постройке или освящению новых храмов, сооружению больших дамб, укреплявших берега Евфрата и усовершенствовавших ирригационную систему, или же по переписи населения. Трижды хронологические записи упоминают бенджаминов:

    "Год, в который Яхдунлим пошел к Хену и захватил землю бенджаминов" (относится ко времени правления царя Мари Яхдунлима).

    "Год, в который Зимри-Лим убил davidum бенджаминов". "Год, после которого Зимри-Лим убил davidum бенджаминов" - это время правления последнего монарха Мари, Зимри-Лима. В подробной переписке между правителями, окружными уполномоченными и администраторами на первом месте стоял вопрос: можно ли осмелиться произвести перепись бенджаминов?

    Перепись людей в царстве Мари производилась нередко. На ее основе взимали налоги и проводили вербовку на военную службу. Жители созывались по областям, после чего составлялся поименный список всех людей, подлежащих призыву в армию.

    Перепись продолжалась несколько дней, и в это время правительственные чиновники бесплатно раздавали жителям хлеб и пиво. Дворцовая администрация Мари хотела включить в этот процесс и бенджаминов, но у окружных администраторов были свои сомнения. Они советовали отказаться от этого намерения, ибо слишком хорошо понимали характер этих бродячих и неуправляемых племен.

    "Что касается предложения произвести перепись бенджаминов, о чем вы писали мне... - так начинается письмо от Самси-Адду к Ясма-Адду в Мари. - Идея переписи не слишком годится для бенджаминов. Если вы проведете ее, их родственники Ра-аб-ай-ю, которые живут на другом берегу реки, узнают об этом. Они станут досаждать нам из-за них и не вернутся в свою страну. Ни в коем случае нельзя проводить эту перепись!"

    Таким образом, бенджамины лишились бесплатного пива и хлеба, но зато избежали уплаты налогов и военной службы.

    Позже сыны Израиля много раз пережили перепись подобного рода, проводившуюся по образцу переписи в Мари. В первый раз это случилось, когда по приказу Яхве Моисей вывел их из Египта. Все мужчины старше двадцати лет, способные сражаться, были переписаны вместе с их семействами (Чис. 1:4). Спустя поколение после пребывания израильтян в пустыне Моисей провел вторую перепись, чтобы разделить между израильтянами землю Ханаанскую (Чис. 26). Во время своего царствования Давид распорядился провести перепись населения. Причиной этого послужило его намерение создать армию, и перепись людей была поручена военачальнику Давида, Иоаву (2 Цар. 24). Как говорится в Библии, эту мысль внушил Давиду Яхве, чтобы наказать народ. Больше всего израильтяне любили свободу. Перепись и перспектива призыва в армию были одинаково ненавистны им. Даже в шестом году нашей эры перепись, проведенная правителем Киренаики, привела почти к открытому мятежу.

    Любопытно, что мастерству организации вербовочных кампаний мир обязан древнему примеру миролюбивых марийцев! Вслед за ними этим же путем последовали вавилоняне и ассирийцы, греки и римляне, а также и современные народы более поздних времен. Таким образом, царство Мари послужило образцом для всего мира в проведении переписи с целью обложения населения налогами и призыва на военную службу.

    Упоминание о бенджаминах вызвало в Париже особое оживление и множество догадок. И не без оснований.

    Ассириологи, разбираясь с перепиской между правителями и областными управляющими империи Мари, натолкнулись на другие глиняные таблички, на которых был целый ряд следующих друг за другом знакомо звучащих имен из библейской истории: Фалек, Серух, Нахор и Фарра, и Аран.

    "Вот родословие Сима, - говорится в Библии (Быт. 11). - ... Фалек жил тридцать лет и родил Рагава... Рагав жил тридцать два года и родил Серуха... Серух жил тридцать лет и родил Нахора... Нахор жил двадцать девять лет и родил Фарру... Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана".

    Имена предков Авраама возникают из глубины времен в названиях городов северо-западной Месопотамии, находившихся в Падан-Араме, или просто Араме[8].

    В центре Арама лежит Харран, который, судя по его описанию, был цветущим городом XIX и XVIII веков до н. э. Местоположение Харрана - родины отца патриархов Авраама, родины еврейского народа - впервые находит историческое подтверждение, что отражено в текстах того времени. Еще дальше, в той же долине Балих, находится город со столь же известным по Библии названием - Нахор, родина Ребекки, жены Исаака.

    "Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама. И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управляющему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу; но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку... И взял раб... всякие сокровища господина его. Он встал и пошел в Месопотамию, в город Нахора" (Быт. 24:1-4, 30).

    Библейский город Нахор неожиданно включается в уже знакомую нам историческую обстановку: слуга Авраама отправился в царство Мари. Распоряжения его хозяина, согласно библейскому преданию, ясно указывают, что Авраам должен был очень хорошо знать северную Месопотамию, включая Нахор. Иначе как же он мог говорить о городе Нахоре?

    Если мы проследим за датами, указанными в Библии, то обнаружим, что Авраам покинул свой родной город Харран за 645 лет до исхода евреев из Египта. Они блуждали по пустыне в поисках земли обетованной под предводительством Моисея в XIII в. до н. э. Эта дата, как мы увидим, подтвердится археологическими данными. Следовательно, Авраам жил около 1900 года до н. э. Находки в Мари подтвердили точность подсчета дат по Библии. Около 1900 года до н. э., согласно свидетельствам дворцовых архивов, и Харан, и Нахор были процветающими городами.

    Документы царства Мари предоставили потрясающие доказательства того, что библейские истории о патриархах - это не "религиозные легенды", за которые их часто и охотно принимают, а рассказы, описывающие то, что происходило в исторический период, который можно точно датировать.

    Тот факт, что в Библии содержатся древние западно-семитские имена, нашел удивительное подтверждение в письменных источниках Древнего Востока. Оказывается, что встречающиеся в них местные имена, которые в Библии используются как личные имена библейских патриархов, - это имена обычных людей; и, судя по глиняным табличкам, имя, которое носил патриарх Авраам, вовсе не было для того времени таким уж редким или необычным. И все же, стало ли для нас яснее, откуда родом Авраам? Письменные источники, найденные при раскопках у "Фенл Кейп" (Рас-Шамра, место расположения древнего города Угарит), показали, что среди тех, кто носил тогда это имя, были даже египтяне и киприоты. Известный археолог-библеист отец Роланд де Вокс счел это "необычным и внушающим беспокойство". Естественно, при таких обстоятельствах появилось опасение, что при уточнении происхождения Авраама личность его растворится в толпе бесчисленных тезок, которые жили на протяжении различных эпох истории Ближнего Востока.

    К сожалению, "бенджамины" царства Мари также бесследно растворились. Сложилось убеждение, что в текстах, найденных в Мари, название, которое переводилось как "бенджамины", на самом деле означало просто "сыны правой (руки)", т. е. "сыны юга". По-видимому, это было скорее чисто географическое указание, чем название племени, так как в документах Мари "banu rabbaja" и "banu sam'al" противопоставляются "сынам юга". Кроме того, название "Йемен" - территория в Южной Аравии - сохраняло зто древнее марийское слово на протяжении тысячелетий: ведь "Йемен" означает просто "юг"!

    Но ученые-библеисты узнали также и другое. Такая фраза, как "год, в который Зимри-Лим убил davidum беиджаминов", теперь переводилась как "год, в который Зимри-Лим нанес сокрушительное поражение "сынам юга", так как davidum означало не "предводитель", как поспешно решили раньше, а "поражение".

    Конечно, возникновение царства Мари около 1800 года до н. э. очень хорошо согласовывается с традиционной датировкой жизни библейских патриархов - где-то около или вскоре после 2000 года до н. э. Парадоксальным оказалось изумительное подтверждение гипотезы о том, что время жизни библейских патриархов связано с историческим периодом Древнего Востока где-то на 500 лет позже, что увеличило сомнения в привычной датировке. Подтверждение это пришло из архивов Нузи в Йорган-Тепе,[9] в 15 километрах к юго-западу от Керкука. Письменные документы из этого хурритского города в царстве Митанни[10] пролили свет не только на древние законы хурритов, но также на обусловленные этими законами действия библейских патриархов, что удивительно совпадает с библейскими текстами. Достаточно привести в качестве иллюстрации три примера:

    1. Аврам сокрушается, что он умрет бездетным и что некий Елиезер станет его наследником (Быт. 15:2). Из табличек, найденных в Нузи, стало известно, что обычно бездетные пары брали приемного сына, который ухаживал за приемными родителями, а после становился их наследником. Это соглашение могло быть до известной степени отменено, если позже рождался наследник.

    2.Если брак оставался бездетным, жена должна была предоставить мужу наложницу. Сара так и поступила, предложив Агарь Авраму (Быт. 16:2), а позже таким же образом. Рахиль дала своему мужу Иакову свою служанку Баллу (Быт. 30:3). Точно такой обычай су ществовал и в Нузи.

    3.Рахиль украла идолов, которые были у ее отца (Быт. 31:19), и Лаван перевернул все вверх дном, стремясь вернуть их обратно. Таблички из Нузи объясняют нам причину его действий. Человек, в чьем владении были эти домашние идолы (терафимы), получал также права на наследство.

    Если сопоставить тексты из Нузи и Библию, то видно, что они имеют поразительное сходство. И отсюда следует еще более важное заключение: если патриархи соблюдший узаконенные обычаи хурритов XV в. до н. э., то как они могли жить в XVIII, XIX или XX вв. до н. э.? Иными словами, действительно ли Авраам жил в царстве Мари? Или мы должны считать, что он жил веком позже, в царстве Митанни? Действительно, определенные понятия, касающиеся "периода патриархов" (на сей раз в религиозной сфере), соответствуют понятиям, которые содержатся в текстах, найденных в прибрежном городке Угарите (Рас-Шамра), "классический" период которого наступил позже - в XV-XIV вв. до н. э. Должны ли мы вследствие этого отнести время жизни предков библейских израильтян к более поздним временам? До сих пор остаются открытыми бесчисленные вопросы!

    Хотя и кажется, что наука оставляет нас наедине с множеством новых проблем, хотя нам по этой причине так трудно связать упомянутые выше имена и факты с определенными и известными личностями, но эта же самая наука поразительно подтверждает другие библейские утверждения, что станет ясно позже. И так как наши знания постоянно обогащаются, то вполне возможно, что в один прекрасный день археология преподнесет нам новые сенсационные открытия.



К оглавлению
Назад



© 2008, Сайт Апологии Христианства.
URL: http://apologia.hop.ru
E-mail: apologia@hop.ru