Библия как история.
Вернер Келлер
Мир около 1200 г. до н. э. - Слабость Ханаана. - Первые торговцы железом. - Переправа через Иордан. - Твердыня Иерихон - древнейший город мира. - Научная дискуссия из-за рухнувших стен. - Огненный шлейф. - Фараон впервые употребляет слово "Израиль".- Раскопки в Хацоре.- Захоронения в деревне Иисуса Навина.
"По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым" (Нав. 1:1-2).
Израильтяне стояли на берегу Иордана, готовясь вступить в землю обетованную. Примерно в то же время на средиземноморскую Трою надвигалась гибель, и дни царя Приама были уже сочтены. Скоро гомеровские герои Греции - Ахиллес, Агамеменон и Одиссей - явятся сюда за своей добычей. Стрелки истории приближались к 1200 г. до н. э. Израильтяне не могли бы найти лучшего момента для вторжения в Ханаан. Из Египта сейчас им ничто не угрожало. Под властью Рамсеса II египтяне познали эпоху славы и могущества, но даже эта мощь пошатнулась в политической сумятице, ознаменовавшей переход от бронзового века к железному. Влияние египтян в Ханаане резко ослабло.
Разрываемый на части усобицами между бесчисленными крошечными царствами и городами-государствами, обескровленный коррумпированными египетскими политиками-оккупантами, Ханаан и сам переживал период упадка.
После освобождения от власти гиксосов около 1550 г. до н. э. Палестина оставалась провинцией Египта. При гиксосах феодальная система пришла на смену старому патриархальному укладу, существовавшему в палестинских городах в дни Авраама. Под властью аристократического правящего класса, отличавшегося деспотизмом и эгоистическими устремлениями, простые жители Палестины были низведены до уровня бесправных подданных. Египет оставил эту феодальную систему нетронутой. Местные цари имели право действовать по собственному произволу: у них были свои армии, состоявшие из колесничих-аристократов и пехотинцев-простолюдинов. Кровавые стычки между городами-государствами ничуть не тревожили египтян. Все, что их интересовало, - своевременная выплата дани, за которой следили суровые и неумолимые египетские инспектора. Они опирались на поддержку гарнизонов и сторожевых постов. Важнейшими административными центрами египтян были Газа и Иоппия. Налоги, взимавшиеся феодальными сеньорами, шли на строительство и ремонт дорог, на содержание царских угодий на плодородной равнине Изреель к югу от Назарета и на вырубку знаменитых кедровых лесов в Ливане. Посланцы фараона брали взятки и злоупотребляли властью. Зачастую они присваивали себе плату и пайки, положенные рабочим и солдатам. Наемники из Египта и с Крита, бедуины и нубийцы грабили беззащитные поселения.
Ханаан задыхался под властью египтян. Население вымирало. Раскопки показывают, что даже аристократические дома в XIII в. до н. э. выглядели примитивнее и беднее, чем в прежние времена. Реже стали встречаться произведения искусства и драгоценности; заупокойные дары в гробницах стали хуже и скуднее. Крепостные стены обветшали.
И лишь на сирийском побережье, защищенном со стороны суши горными хребтами Ливана и меньше пострадавшем от царских междоусобиц, жизнь в приморских республиках-портах текла прежним чередом. Что бы ни случилось, порт всегда остается местом, где процветает мена и торговля. Около 1200 г. до н. э. в списках товаров для торговли появляется новый металл, ценившийся на первых порах не дешевле золота и серебра, - железо. Поскольку этот металл, давший название целой эпохе человеческой истории, пришел из страны хеттов, первыми, кто имел с ним дело, оказались финикийцы. Конечно, египтяне знали к тому времени о существовании железа уже около двух тысяч лет и ценили его чрезвычайно высоко. Но известный им металл был родом отнюдь не с нашей планеты: это было метеоритное железо. И редкостное оружие, которое им удавалось создавать из этого железа, называлось вполне соответственно: "небесные кинжалы".
С появлением нового металла началась новая эпоха - железный век. Бронзовый век со своими уникальными достижениями цивилизации уходил в прошлое, а вместе с ним завершалась великая эпоха древнего мира.
В конце ХIII столетия до н. э. с северного побережья Эгейского моря в Малую Азию хлынула новая волна чужеземцев - "народы моря". То был отголосок крупных миграций населения, в число которых вошло также переселение дорийцев в Грецию. Эти чужеземцы (а они были индогерманцами) направлялись к Египту и Ханаану. Но до поры до времени израильтянам, расположившимся лагерем на берегу Иордана, было нечего бояться их. Обитатели Ханаана же были слабы и разобщены. Час Израиля пробил. Протрубили иерихонские трубы.
"... и двинулись они от Ситтима, и пришли к Иордану... Все сыны Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан... и поставил стан в Галгале, на восточной стороне Иерихона" (Нав. 3:1,17; 4:19).
В наши дни в этом месте находится мост: Иордан очень узок и во многих местах его можно перейти вброд. Местные жители отлично знают, где находятся эти броды. В сухой сезон мутные желтые воды Иордана достигают в ширину всего 30 футов.
"Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом; и обрушилась стена города до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город... А город и все, что в нем, сожгли огнем" (Нав. 6:19,23).
Этот город прославился тем, что его покорил Иисус Навин. В наши дни вокруг него тоже кипят сражения, но, на сей раз "бойцы" вооружены заступами, лопатами и хронологическими таблицами. Согласно Библии, Иисусу Навину потребовалось семь дней, чтобы взять Иерихон. А битва арехологов продолжается (с перерывами) уже более семидесяти лет и все еще далека от победного конца с чьей-либо стороны.
Когда израильтяне подошли к Иордану, река была в разливе: "Иордан же выступает из всех берегов своих в дни жатвы пшеницы" (Нав. 3:15). Как это случается каждый год, снега на Гермоне начали таять. "Вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние от города Адама... Все сыны Израиля переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан" (Нав. 3:16,17). Известный брод в среднем течении Иордана, эль-Дамийя, перекликается с названием "город Адама". Разлив реки в этом месте вполне можно было бы перекрыть дамбой на короткое время; если перегородить реку, то ниже дамбы она почти пересохла бы (альтернативное объяснение см. в главе 13).
Нередко предполагалось, что Иордан оказался перегорожен в результате землетрясения. Последний катаклизм такого рода случался здесь в 1927 г. От мощных толчков берега реки провалились, и с невысоких холмов, тянущихся по берегам Иордана, целые тонны почвы обрушились в воду. Течение было заблокировано на двадцать один час. В 1924 г. произошел аналогичный случай. В 1906 г. Иордан был настолько засыпан землей при землетрясении, что русло в нижнем течении близ Иерихона пересохло на целые сутки. Арабские хроники отмечают похожее происшествие в 1267 г. н. э.
С воздуха нетрудно заметить, почему эта часть долины Иордана имела такое важное значение тысячи лет назад. К востоку, между рекой и Аравийской пустыней, тянется холмистое нагорье Иордана, где испокон веков обитали бесчисленные племена кочевников, с завистью взиравших на тучные пастбища и плодородные поля Ханаана. Здесь находится главный брод через Иордан - естественное направление военной атаки. Но каждый, кто попытался бы напасть на Ханаан с востока, сразу же после переправы через реку столкнулся бы с первым серьезным препятствием - крепостью Иерихон, стратегическим ключом к покорению Ханаана.
Раскопки Иерихона, богатые драматическими и волнующими моментами, помогли извлечь на свет массу примечательных находок и сделать много неожиданных открытий, принесших и удивление, и разочарование, вызвавших гипотезы и контргипотезы, а также непрекращающиеся споры о хронологии и интерпретации давних событий.
В бассейне Иордана тропический климат. Деревня Эриха, расположенная сейчас на месте древнего Иерихона, производит впечатление оазиса на краю бесплодной меловой пустоши. Здесь растут даже пальмы, хотя в других местах Палестины, кроме как к югу от Газы, они встречаются редко. В Библии Иерихон также называется "городом Пальм" (Суд. 3:13). Среди зеленой листвы этих великолепных деревьев сверкают золотые гроздья фиников. С древних времен этот райский уголок был обязан своим плодородием источнику под названием "Айн-эс-Султан". К северу от современного Иерихона находятся руины кургана, названного в честь этого источника - Телль-эс-Султан. Это место и стало полем битвы археологов. Всякий, кто желает осмотреть его, должен покупать входной билет. Место раскопок огорожено забором из колючей проволоки.
В Телль-эс-Султан произошло одно из самых необычных открытий за всю историю археологии. Дело в том, что это место повествует не только о крепости библейских времен. Здесь, под слоем, относящимся к бронзовому веку, лежат следы каменного века, уводящие в глубь истории, ко временам, когда человек только начал строить себе жилища. Возраст древнейших домов Иерихона - около 7000 лет. Их скругленные стены напоминают шатры бедуинов. Местному населению в те времена было еще неизвестно даже гончарное ремесло. В 1953 г. британская экспедиция провела здесь раскопки, и директор этого предприятия, д-р Кэтлин М. Кеньон, заявила: "Иерихон может бороться за звание древнейшего города в мире".
Телль-эс-Султан привлек к себе внимание археологов в самом начале XX в. С 1907 по 1909 г. слой за слоем ученые пробивались в глубину этого одинокого кургана. Когда два руководителя немецко-австрийской экспедиции, профессор Эрнст Селлин и профессор Карл Ват-цингер, объявили о своих находках, это вызвало откровенное всеобщее изумление. Из-под земли появились два концентрических кольца укреплений. Внутреннее кольцо окружало вершину холма. Этот шедевр оборонительного строительства был сложен из высушенных на солнце кирпичей в форме двух параллельных стен, отстоящих друг от друга на 10-12 футов. Внутренняя стена, более массивная, была толщиной в 12 футов. Внешнее кольцо укреплений шло вокруг подножия холма и представляло собой стену в 6 футов толщиной и 25-30 футов высотой, покоящуюся на мощном фундаменте. Это и были знаменитые стены Иерихона. Две линии укреплений, их местоположение, даты их возведения и разрушения вызвали яростные споры среди ученых, выдвигавших самые разнообразные гипотезы, теории и аргументы. Эти дискуссии начались с того момента, когда Селлин и Ватцингер объявили о своем открытии, и с тех пор продолжались, не умолкая.
Сами первооткрыватели в конечном итоге пришли, по их словам, к "значительному видоизменению" своих начальных выводов. Они опубликовали совместное заявление, в котором высказали мнение о том, что внешняя стена "пала около 1200 г. до н. э. и, следовательно, была именно той городской стеной, которую разрушил Иисус Навин". Чтобы разобраться в этом непростом вопросе, в 1930 г. к Телль-эс-Султану отправилась британская экспедиция. После шести лет раскопок были обнаружены новые части укреплений. Профессор Джон Гарстанг, руководитель экспедиции, с чрезвычайной тщательностью фиксировал все детали. Он красочно описал реконструированную им сцену разрушения внутренней стены круга укреплений, состоявшего из двух параллельных стен: "Пространство между двумя стенами заполнено обломками и щебнем. Видны четкие следы чудовищного пожара, спекшиеся почерневшие кирпичи, потрескавшиеся камни, обугленная древесина и пепел. Дома, стоявшие вдоль внутренней стороны стены, сожжены дотла, крыши их обрушены".
Проконсультировавшись с самыми авторитетными экспертами, Гарстанг пришел к выводу, что внутреннее кольцо укреплений относится к более позднему времени, чем внешнее, а следовательно, именно оно было уничтожено израильтянами. Но это не разрешило всех споров. Археологическая битва за стены Иерихона продолжалась. Гарстанг датировал разрушение внутреннего круга укреплений приблизительно 1400 г. до н. э. Отец Хьюго Винсент, выдающийся археолог и один из наиболее удачливых исследователей давнего прошлого Иерусалима, также изучил все относящиеся к вопросу факты и датировал разрушение стен периодом между 1250 и 1200 гг. до н. э.
Теперь мы знаем, что оба специалиста ошиблись. Археологи с тех пор успели разработать новые методы, позволяющие куда более правильно оценивать события, происходившие на местах раскопок. И профессор Гарстанг, и отец Хьюго Винсент относили стены раннего: бронзового века к периоду поздней бронзы. Но сейчас мы можем с уверенностью утверждать, что это не так. Ошибка объясняется тем, что ветер и непогода уничтожили более поздние слои, покрывавшие древние останки стен. И только в одном месте, в самой высокой точке Телль-эс-Султана, на северо-западной стороне, сохранились в полную величину остатки оборонительных укреплений середины бронзового века, надстроенные на остатках стен эпохи ранней бронзы. Следы жилищ позднего бронзового века были обнаружены лишь на более низком восточном склоне холма. Всей этой информацией мы обязаны крупнейшему британскому археологу Кэтлин М. Кеньон, которая своими тщательными и весьма успешными раскопками в Иерихоне в 1950-х гг. заложила основы современных представлений об истории этой местности. Именно Кэтлин М. Кеньон предложила также убедительную интерпретацию весьма немногочисленных гончарных изделий, обнаруженных в Иерихоне. И она же выдвинула объяснения информации, связанной с гробницами - единственным свидетельством позднего периода древнего Иерихона.
Согласно ее открытиям, стены Иерихона в течение бронзового века отстраивались заново не менее семнадцати раз. Их постоянно разрушали то землетрясения, то эрозия. Не исключено, что эта шаткость иерихонских стен нашла свое отражение в библейском рассказе о том, как сынам Израиля, чтобы завоевать Иерихон, было достаточно всего лишь издать свой боевой клич, когда священники протрубили в трубы. Город, построенный в середине бронзового века, появился во времена гиксосов и исчез одновременно с их исчезновением - около 1550 г. до н. э. Затем, примерно в течение полутора веков, Иерихон оставался необитаемым. И только около 1400 г., как свидетельствуют гончарные изделия, предметы, найденные в захоронениях, и немногочисленные остатки жилищ эпохи поздней бронзы на восточном склоне холма, люди снова стали селиться здесь. Этот город позднего бронзового века, о жизни которого мы имеем весьма смутное представление, снова обезлюдел по какой-то причине около 1325 г. до н. э. Быть может, жители его стали жертвами завоевателей из неизвестного народа, который позднее ассимилировался с другими племенами под общим именем "Израиль" и военные победы которого в конце концов были включены в библейское повествование об освоении израильтянами этих земель? Если это так, и если израильтяне не приближались к Иерихону вплоть до времени его завоевания (т. е. до второй половины XIII в. до н. э.), то завоевывать город им просто не понадобилось: он был необитаем! Иерихон отстроили заново только в IX в. до н. э., при царе Ахаве (3 Цар. 16:34). Как сообщает Библия (Нав. 6:25), это место на целые столетия было подвергнуто проклятию.
Иерихон был первой крепостью на пути израильтян к земле обетованной. Археологи произвели раскопки и в других местах, позволившие им проследить дальнейший путь сынов Израиля в их завоевательном походе на Ханаан.
Приблизительно в двенадцати милях к юго-западу от Хеврона лежит библейский Давир. Он возвышается над Негевом, окруженный крепкими стенами. Американцы У. Ф. Олбрайт и М. Дж. Кайли обнаружили при раскопках на этом месте слой пепла и руин. В слое пепла находились черепки, которые вполне определенно датировались концом ХIII в. до н. э. Непосредственно над выжженным слоем обнаружились следы нового поселения израильтян. "Потом обратился Иисус и весь Израиль с ним к Давиру, и воевал против него" (Нав. 10:38). Можно установить, что в тридцати милях к юго-западу от Иерусалима находился библейский Лахис, Вполне вероятно, что это была чрезвычайно сильная ханаанская крепость. В тридцатые годы британская экспедиция, возглавляемая Джеймсом Лесли Старки, обнаружила у Телль-ад-Давира область площадью в двадцать четыре акра, на которой некогда стоял город, обнесенный крепкими стенами. Этот город тоже пал жертвой пожара. Надпись на извлеченной из руин чаше сообщала дату изготовления - четвертый год правления фараона Мернептаха. Это - 1230-й г. до н. э. "И предал Господь Лахис в руки Израиля" (Нав. 10:32).
В Каирском музее хранится памятник из заупокойного храма, находящегося близ Фив, надпись на котором прославляет победу фараона Мернептаха над ливийцами[46]. Для усиления триумфа упоминаются также и другие выдающиеся победы, которые, как говорится в надписи, одержал этот правитель. Конец хвалебного гимна гласит: "Ханаан разграблен, и все его бедствия - с ним. Аскалон покорен, Газер завоеван, Яноам уничтожен. Народ Израиля безутешен, он остатся без потомства: Палестина стала вдовой для Египта".
В этом хвалебном гимне, написанном в 1229 г. до н. э., содержится множество ценных и полезных сведений. Здесь впервые за всю историю человечества увековечено имя "Израиль", причем - чужеземцами-современниками. Израильтяне четко определены как "народ", и, более того, упоминание о них связано с местными палестинскими топонимами. Для большинства закоренелых скептиков это - надежное доказательство того, что к 1229 г. до н. э. израильтяне уже прочно обосновались в Палестине и другие народы уже знали о них.
Незадолго до 1200 г. до н. э. сыны Израилевы достигли долгожданной цели. Они - в Ханаане! Но страна все еще не полностью в их власти. Путь израильтян отмечен следами сожженных городов, явно указывающими на далеко идущие стратегические планы. Иисус Навин избегал нападения на такие мощные крепости, как Газер и Иерусалим. Он определенно следовал по пути наименьшего сопротивления. Плодородные равнины и речные долины также оставались в руках ханаанеян, и такое положение дел сохранится на протяжении многих поколений. У израильтян не было ни оружия, чтобы противостоять колесницам врага, ни опыта и навыков ведения войны против укрепленных городов. Однако сыны Израиля сумели прочно закрепиться в менее заселенных местностях; в их руках оказалась гористая территория по обе стороны Иордана.
Приблизительно в десяти милях к северу от Галилейского озера находилась мощная крепость Асор. Она была все еще достаточно сильна, хотя в 1300 г. до н. э. ей пришлось пострадать от руки завоевателей - возможно, египтян в период правления фараона Сети I. "Иисус взял Асор, и царя его убил мечем (Асор же прежде был главою всех царств сих)" (Нав. 11:10). Слово "прежде" заставляет нас задуматься. Тот Асор, который, предположительно, разорил Сети I, был действительно более богатым и процветающим, чем теперешний город, который обнаружили и уничтожили израильтяне. Разрушение израильтянами Асора в конце ХIII в. до н. э. было, несомненно, более значительным событием в истории этого города и имело для него тяжелейшие последствия.
Обнаружение этого царского города можно считать одним из самых удивительных примеров счастливой случайности в современной библейской археологии. Английский археолог Джон Гарстанг уже установил к тому времени, что древний Асор находился на месте обширного каменистого холма Телль-эль-Кэда, выступающего к западу от Иордана между озерами Хуле и Галилейским. Но лишь раскопки, организованные в 1953 г. Еврейским университетом в Иерусалиме и длившиеся несколько сезонов под руководством Игаэл Йадина из экспедиции Джеймса Э. де Ротшильда, смогли пробудить от забытья никем не потревоженный до тех пор холм и заставить его поделиться глубоко хранимыми тайнами. Его слои постепенно начали разворачивать перед учеными длинную и захватывающую историю переменчивой судьбы Асора.
В развитии города выделялось не менее двадцати одного периода: двадцать один город вырастал один над другим, каждый строился на развалинах предыдущего и каждый в свою очередь исчезал с лица земли в войнах, огне пожаров и природных катаклизмах. Цитадель и укрепления Асора протянулись далеко по равнине. Санитарное состояние в городе обеспечивала искусная дренажная система, состоящая из глиняных труб.
Все находки археологов поразительно подтверждали библейские высказывания относительно той важнейшей роли, которую Асор играл в Ханаане в период израильского завоевания. Асор действительно был не только одним из самых больших поселений в стране, но также и одной из сильнейших крепостей. Как свидетельствует Книга Иисуса Навина, этот город был уничтожен в XIII в. до н. э. Слой обгоревших обломков указывает, что приблизительно в этот период здесь произошел большой пожар. Многие ученые без колебаний соотносят этот слой с эпохой завоеваний Иисуса Навина.
В связи с этими победами и обетованным покорением Ханаана и осуществилось великое предназначение Иисуса Навина. Он умер в престарелом возрасте и был похоронен "в Фамнаф-Сараи, что на горе Ефремовой, на север от горы Гааша" (Нав. 24:30). В греческом тексте Библии (LXX, 24:30-b) мы находим интересное замечание: "Они положили вместе с ним в могилу, в которой похоронили его, каменные ножи, которыми он совершал обрезание сынов Израилевых в Галгале". В Галгале, по пути от Иордана к Иерихону, ритуал обрезания выполнялся израильтянами, в соответствии с традицией, "каменными ножами". "Весь же вышедший народ был обрезан; но весь народ, родившийся в пустыне на пути, после того, как вышел из Египта, не был обрезан" (Нав. 5:5). В десяти милях к северо-западу от Вефиля лежит Кефр-Ишуа - "деревня Иисуса". На соседнем склоне горы находится несколько каменных гробниц. В 1870 году в одной из этих могил обнаружили множество каменных ножей...
Библейское упоминание об историческом завоевании страны израильтянами и подкрепление этого текста археологическими находками еше раз подтвердило правило, что новые знания порождают новые проблемы. Лучший пример тому - Асор. Его обгоревшие обломки, слой пепла, разбитые идолы, буквально подтверждают следующий отрывок: "Но предаст их [ханаанеян] тебе Господь, Бог твой, и приведет их в великое смятение, так что они погибнут. И предаст царей их в руки твои, и ты истребишь имя их из поднебесной: не устоит никто против тебя, доколе не искоренишь их. Кумиры богов их сожгите огнем..." (Втор. 7:23-25). Слой обломков Асора, принадлежащий позднему бронзовому веку, хронологически очень точно соответствует началу завоеваний Иисуса Навина в конце XIII в. до н. э. Тем не менее Асор поставил перед нами проблему, связанную с царем Иавином, которому Иисус Навин нанес поражение "при водах Меромских" (Нав. 11:5 и далее). Согласно Книге Судей (Суд. 4:2), в которой излагается более поздний период израильской истории, Иавин по-прежнему оставался царем в том же самом городе, а израильтян Господь предал "в руки Иавина, царя Ханаанского, который царствовал в Асоре" (Суд. 4:2). И лишь только впоследствии Иавин был "смирен" (Суд. 4:23) Бараком, военачальником израильтян," хотя неясно, произошло ли решающее сражение на берегах реки Киссон (Суд. 5:21) или на горе Табор. Что же нам думать об этих повторах? Здесь на помощь приходит археология: после катастрофы в конце XIII в. до н. э. Асор перестал считаться настолько значительным городом, чтобы оставаться резиденцией "царя Ханаанского", в чьи руки Господь "предал" израильтян. После завоевания Ханаана полукочевниками и возникновения отдельных ранних поселений израильтян (XII-XI вв. до н. э.) Асор не сделался снова укрепленным городом вплоть до времени царствования Соломона (X в. до н. э.). Вследствие этого похоже, что царь Иавин периода, о котором говорится в Книге Судей, никогда не существовал. Вероятно, он - просто литературный образ, прототипом которого послужил более ранний царь Асора с таким же именем, живший в период завоевания страны - то есть в позднем бронзовом веке; кроме того, в преданиях, связанных с этим персонажем, перемешались элементы позднего бронзового и раннего железного веков.
Асор находился довольно далеко к северу, намного севернее Галилейского озера. В библейских сообщениях о множестве других городов, которые были найдены во время раскопок на юге земли обетованной, обнаруживается такое же смешение преданий, относящихся к железному и бронзовому векам. Поэтому город Гай имел большое значение среди завоеванных Иисусом Навином ханаанских городов (Нав. 7:2 и далее, а также 8:1-24). Согласно Библии (Нав. 12:16), соседний Вефиль имел значение вспомогательное. Фактически, как и ожидалось, в Вефиле, в пласте позднего бронзового века, был найден толстый слой пепла и покрытых копотью кирпичных обломков. Но что же случилось с городом Гай? Джудит Марке-Краузе, производившая раскопки на месте этого города, не смогла отыскать никакого пласта, послужившего бы доказательством, что здесь во времена Иисуса Навина (в позднем бронзовом веке) происходили разрушения. В то время Гай давно уже лежал в руинах: он был заброшен еще с начала бронзового века. Этим можно объяснить его название (которое на еврейском языке означает просто "руины"), но не подробное описание его завоевания в XVIII главе Книги Иисуса Навина! Новые поселенцы пришли сюда только в начале железного века, но в конце концов и их деревни были разрушены. Не ошибалась ли Джудит Марке-Краузе? Это вопрос намеревался разрешить Дж. Э. Коллауэй, руководивший новыми раскопками. Но и ему не удалось ничего, кроме как подтвердить, что на протяжении позднего бронзового века в Гае не было никаких поселений. Следовательно, израильтяне вообще никак не могли завоевать этот город.
Над этим вопросом ученые долго ломали себе головы. Могла ли Библия заблуждаться до такой степени? Или составители Библии что-то перепутали? Связано ли библейское сообщение о захвате Гая с соседним Вефилем, который действительно был повержен в руины в конце бронзового века? В конце концов к ученым пришла мысль: единственное, что требуется, - это не следовать рабски гипотезе, согласно которой все события, упоминаемые в Библии в связи с завоеванием страны, происходили именно в конце бронзового века. Разве то, что рассказывалось в Библии о Гае, не могло относиться к раннему железному веку? В таком случае восстанавливалось соответствие между данными раскопок и библейским текстом в отношении не только города Гай, но и многих других городов - таких, как Арад, Дибон и Гибеон, где также не обнаружилось никаких следов завоевания на протяжении бронзового века (не считая одного захоронения в Гибеоне). Даже утверждение, что Гибеон был больше, чем Гай (Нав. 10:2), верно лишь относительно поселений железного века. Библия опять оказывается права, если мы допустим, что в преданиях, относящихся к завоеванию страны, перемешаны факты бронзового и железного веков.
Как ни странно, именно благодаря подобным неточностям ученые смогли взглянуть на библейский рассказ о завоевании страны как на сжатое описание чрезвычайно сложного и длительного процесса, который продолжался несколько веков. Библия преподносит его нам в "концентрированной" форме, сосредоточив все действие вокруг личности Иисуса Навина. Авторы библейского текста отбирают определенные события и связывают их в форме рассказа, отдельные эпизоды которого не всегда согласуются между собой. Некоторые ученые даже утверждают, что изложенного в Библии процесса завоевания не было вовсе, и находят парадоксальное подтверждение этому в библейском тексте. После своих первых побед в земле Ханаанской Иисус Навин собрал "весь Израиль" у горы Гаризим и у горы Гевал, которые возвышались над древним городом Сихемом, известным сейчас под названием Наблус. В связи с этим событием Библия ясно и точно указывает: "Весь Израиль... как пришельцы, так и природные жители" (Нав. 8:33). Как это могло произойти? Разве "весь Израиль" не прибыл только что в землю обетованную? Что означает это упоминание о "природных жителях"? Многие ученые полагают, что израильтяне приходили сюда последовательно несколькими потоками. Этим можно все объяснить: когда появлялись вновь прибывшие израильтяне, другие уже здесь находились. Они уже были оседлыми жителями.
Существуют и другие теории по поводу поселений израильтян, находящие поддержку в среде ученых дискуссий. Одни гипотезы утверждают: то, что описывается в Библии как завоевание, на самом деле было рядом мелких столкновений по социальным или религиозным мотивам между постоянными жителями городов и кочевыми или полукочевыми обитателями степей.
Еще одна теория предполагает, что "завоевание" в действительности было обычным мирным проникновением чужеземных переселенцев в страну, лишь время от времени приводящим к напряженности, которая разрешалась в вооруженных стычках.