Библия как история.
Вернер Келлер
Израильтяне становятся оседлыми.- Прокладывание пути в горах.- Сельские хижины вместо дворцов.- Дебора призывает к мятежу. - Битва в долине Изреель. - Победа над "железными колесницами".- Посуда израильтян в Мегиддо. - Мародеры из пустыни. - Следы разрушения Сихема Авимелехом. - Успешная тактика Гедеона. - Первое в истории сражение с отрядами верблюдов. - Верблюды- новые домашние животные, перевозящие грузы на большие расстояния.
"Таким образом отдал Господь Израилю всю землю, которую дать клялся отцам их, и они получили ее в наследие и поселились на ней" (Нав. 21:43).
Сразу же после завоевания произошла удивительная вещь: колена Израилевы пустили корни в захваченной земле. Они отказались от кочевой жизни. Ханаан с незапамятных времен переживал набеги кочевников, но они всегда были эпизодическими. Племена захватчиков появлялись внезапно, пасли свой скот, а затем исчезали так же неожиданно. Израильтяне же, напротив, стали оседлыми, начали обрабатывать поля и расчищать леса... "если ты многолюден, то пойди в леса и там, в земле Ферезеев и Рефаимов, расчисть себе место" (Нав. 17:15). Сыны Израилевы оставили шатры и построили себе хижины: они осели среди руин домов в завоеванных городах. При раскопках Давира, Вефсамиса и Вефиля на поверхности сохранившегося выжженного пласта в этих городах сохранились остатки примитивной и убогой утвари израильтян.
Раскопки недвусмысленно подтверждают произошедший в ту эпоху исторический перелом. Там, где раньше находились дома аристократов и дворцы древних феодальных владык, появились сельские хижины и изгороди. Массивные оборонительные стены несли следы ремонта. Но израильтяне чинили стены очень тонкой кирпичной кладкой. Возведение новых крепких оборонительных стен требовало принудительного труда, а израильтяне ненавидели это больше всего на свете. Они считали себя свободными и независимыми людьми. "Каждый делал то, что ему казалось справедливым" (Суд. 17:6). Даже слово, которое обычно в Ханаане означало раба, использовалось израильтянами в прямо противоположном смысле по отношению к свободному человеку. При феодальной системе, во главе которой стояли правители городов-государств, все тяжелые работы выполняли рабы. У израильтян же сельские работы выполнялись свободнорожденными сыновьями семейств. Во главе семейств стояли отцы - патриархи. Быстро возникало множество новых поселений - следы их археологи обнаруживали повсюду в горных местностях. Но самих поселений сохранилось очень мало: основным строительным материалом израильтян были высушенные на солнце кирпичи из грязи, и постройки из них получались недолговечными.
Израильтяне были настоящими первопроходцами в этих горах. Они обживали необитаемые площади и безводные районы. Это может показаться неправдоподобным, но техника, которую использовали предки нынешних израильтян, была частично перенята и опять применяется в современном государстве Израиль. Древние сыны Израиля зарывали в землю большие сосуды для сбора дождевой воды и облицовывали их изнутри особой известковой штукатуркой, состав которой до сих пор неизвестен. Этот фиксатуар был настолько крепким, что мог противостоять разрушению тысячи лет.
Как рассказывает нам Книга Судей и как подтверждают исследования, израильтяне осели на своей новой родине. В непрерывных сражениях со своими соседями и в собственных междоусобицах они постепенно приобретали военную мощь и опыт. В Библии упоминаются споры между моавитскими, аммонитскими и арамейскими племенами из Сирийской пустыни. В ней говорится о кровавой гражданской войне, которую вели одиннадцать колен Израиля против племени Вениамина (Суд. 20). Вефиль находился на территории колена Вениаминова, и Олбрайт при раскопках на этом месте обнаружил пласт, показавший, что между 1200 и 1000 гг. до н. э. этот город был разрушен четыре раза.
Это произошло приблизительно в то же самое время, когда "сражался Авимелех с городом весь тот день, и взял город, и побил народ, бывший в нем, и разрушил город и засеял его солью" (Суд. 9:45). Так же изображается в Книге Судей и завоевание Сихема Авимелехом, честолюбивым и мстительным сыном Гедеона, который убил всех своих братьев.
В 1959 году, в Телль-эль-Балата, на месте этого библейского города - первого города, с которым столкнулся Авраам по прибытии в Ханаан, - американскими археологами из университета Дру и теологической семинарии Маккормака под руководством профессора Дж. Эрнста Райта (продолжателя более ранних исследований немецкого профессора Эрнста Селлина) были предприняты раскопки, которые смогли подтвердить библейский рассказ о судьбе Сихема. По осколкам глиняных кувшинов, разбросанных повсюду среди руин и идентифицированных как типично израильская керамика, установили, что Сихем был разрушен к концу XII в. до н. э. - то есть приблизительно в период правления Авимелеха. В то же самое время была установлена подлинность остатков "города Сихема", а также обнаружены "капище Ваал-Верифа" и дом "Милло", о которых упоминается в Книге Судей (9:20,46). Не исключено, что все эти находки были частью одного строения, возвышавшегося над городскими стенами и построенного на руинах более раннего гиксосского храма.
Тревожные годы времен первых колонизаторов увековечены в трех рассказах Книги Судей - в сказании о Деборе, в рассказе о Гедеоне и в повествовании о доблестных подвигах Самсона.
Предпосылкой для создания этих "благочестивых повестей" явились факты и события того времени, которые в результате последних научных исследований могут быть датированы с большой точностью. Когда израильтяне около 1230 г. до н. э. вступили в Ханаан, им пришлось довольствоваться горной местностью - "жителей долины не мог [Иуда] прогнать; потому что у них были железные колесницы" (Суд. 1:19). События приняли иной оборот лишь столетием позже. По-видимому, племена, которые расселились в Галилейских горах, попали в зависимость от ханаанеян. Среди них было племя Иссахара, который образно назывался в Библии "ослом крепким, лежащим между протоками вод". Это колено обвинялось в том, что стало "работать в уплату дани" (Быт. 49:14,15).
Против ханаанейского притеснения в Галилее вспыхнул мятеж. Побудила к нему народ женщина по имени Дебора. Она призвала колена Израилевы к борьбе за свободу. До нас дошла вдохновенная песнь, которую она пела после победы перед собравшимся народом.
Варак, один из израильтян колена Иссахара, стал военачальником. К нему присоединились другие племена, и образовалось большое войско. Затем Варак предпринял решающий шаг. Он отважился на то, на что раньше израильтяне никогда не решались: вступил в борьбу со страшным врагом в долине. "И сошел Варак с горы Фавора, и за ним десять тысяч человек" (Суд. 4:14). Ареной схватки стала широкая плодородная Изреельская долина между Галилейскими горами на севере и Самарией на юге - суверенная территория правителей ханаанских городов и феодальных властителей. Здесь израильтян и поджидала грозная армия ханаанеян... "...сразились цари Ханаанские в Фанаахе у вод Мегиддонских" (Суд. 5:19). И случилось невероятное - израильтяне победили! Впервые они преодолели армию боевых колесниц, сокрушив и разгромив ее в открытой битве. Предрассудки были разбиты: израильтяне показали, что силам военной техники Ханаана существует предел. Все, что осталось от Фанааха и Мегиддо, лежавших в Изреельской долине приблизительно в пяти милях друг от друга, - это два холма каменных обломков. Эти два города соперничали друг с другом с переменным успехом. Около 1450 г. до н. э. Фанаах был большим городом-государством, в то время как Мегиддо - лишь небольшим египетским гарнизоном. Около 1150 г. до н. э. Мегиддо был разрушен и покинут обитателями. Долгое время он пролежал в руинах и был отстроен и заселен лишь в 1100 г. до н. э. Керамика новых поселенцев города поразительна. Это - используемые для хранения продуктов большие глиняные кувшины точно такого же типа, с которым встретились ученые у израильтян того времени. Археологи обнаружили их во всех остальных поселениях в горах Самарии и Иудеи. В Песни Деборы Фанаах называется как конкретное место сражения. По-видимому, более точным указанием места битвы является упоминание о том, что оно произошло "у вод Мегиддонских". Сам Мегиддо, чьи "воды" - это река Киссон, в то время существовать не мог.
Археологические находки и библейские упоминания помогли установить, что первое сражение против ханаанских колесниц произошло в период между разрушением и восстановлением Мегиддо - около 1125 г. до н. э.
История Гедеона повествует о втором триумфе Израиля. Неожиданно с востока пришла новая, до сих пор неведомая и зловещая угроза безопасности израильтян. Орды мадиамских кочевников, восседавших на верблюдах, нападали на страну, грабили, жгли, устраивали резню, "ибо... им и верблюдам их не было числа, и ходили по земле Израилевой, чтоб опустошать ее" (Суд. 6:5). Целые годы израильтяне находились во власти этих разбойников. А затем появился Гедеон - освободитель израильских земель. Как подробно описывается в Библии (Суд. 7:20 и далее), он успешно применил новую неожиданную тактику, с помощью которой разгромил мадианитян, что, по-видимому, заставило их с тех пор оставить израильтян в покое.
Часто бывает так, что мирные изобретения прежде всего используются в военное время. Новым "изобретением", которое дало возможность мадианитянам терроризировать израильтян, было приручение верблюдов!
Для древнего мира приручение верблюдов, похоже, было чем-то совершенно необычным. Возможно, что люди бронзового века вообще ничего не знали об этих животных. В египетских текстах верблюды не упоминаются никогда. Даже в обширнейшем собрании документов царства Мари, соседствующего с великой Аравийской пустыней, нет ни единого слова о них. Приходится исключить верблюдов из нашего представления о жизни Древнего Востока. Упоминания о верблюдах в Книге Бытия, по всей вероятности, вкрались в текст в более позднее время. Например, привлекательная сцена, в которой мы впервые встречаемся с Ревеккой в ее родном городе Нахоре, должна происходить на фоне совершенно иных декораций. "Верблюды", принадлежавшие ее будущему свекру Аврааму, которых она поила у колодца, были на самом деле ослами (Быт. 24:10 и далее). И именно ослы тысячи лет везли на своих спинах все виды поклаж и ценных товаров по большим торговым путям древнего мира, пока их не избавили от этого прирученные верблюды.
Когда приручили верблюдов, точно неизвестно, но есть несколько фактов, на основе которых можно сделать приблизительный вывод. Во II в. до н. э. сведения о верблюдах появляются в клинописных текстах и на рельефах, и с тех пор эти животные упоминаются все чаще. Это должно относиться приблизительно ко времени Гедеона. Несомненно, что мародерские набеги с животными, которых до тех пор считали дикими, должны были вызывать страшное потрясение.
Но самую большую опасность для израильтян, угрожавшую самому их существованию, был третий брошенный им вызов - столкновение с филистимлянами.