Библия как история.
Вернер Келлер
Филистимляне на побережье.- Керамика с изображением лебедей.- Пивные кружки с фильтрами.- Тщательно охраняемая монополия на железо.- Филистимляне завладевают плоскогорьем.- Следы сожженного Силома.- Необходимость избрания царя.- Апленби успешно применяет тактику Саула. - Неожиданность для турок. - Олбрайт находит замок Саула.- Два храма в Беф-Сан.- Гибель Саула.
"Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Филистимлян на сорок лет" (Суд. 13:1).
Это произошло в 1188 г. до н. э.: филистимляне потерпели жестокое поражение от руки Рамсеса III. Тридцатью годами позже они прочно обосновались на прибрежной равнине южного Ханаана - на плодородной равнине между Иудейскими горами и морем. В Библии перечисляется пять городов, которые они захватили: Аскалон, Азот, Аккарон, Газа и Геф (1 Цар. 6:17). Каждый из этих городов с прилегающими к ним землями, которые обрабатывались солдатами под начальством наемных командиров, находился во владении независимого и свободного "господина". Но в политических и военных вопросах правители этих пяти городов всегда шли рука об руку. В противоположность израильским племенам, филистимляне во всех важных ситуациях действовали как единое целое. Именно благодаря этому они были так сильны.
В Библии повествуется о другой группе "народов моря", которые прибыли вместе с филистимлянами и осели на Ханаанском побережье: "...вот, Я простру руку Мою на Филистимлян и истреблю Критян, и уничтожу остаток их на берегу моря" (Иез. 25:16). Крит - это остров в Средиземноморье, который находится далеко от Израиля. С тех пор как мы узнали об историческом нападении "народов моря" на Ханаан, неясное значение этого выражения стало понятным. Оно точно соответствовало ситуации того времени.
Вместе с появлением филистимлян в Ханаане появился и новый, особый тип керамики. Он заметно отличается от керамической посуды, которой раньше пользовались как в ханаанских городах, так и в израильских поселениях. Повсюду на тех местах, где раньше находились эти пять филистимлянских городов (и только здесь!), во время раскопок был обнаружен этот тип керамических изделий. Следовательно, филистимляне производили свою собственную керамику.
Первая находка этой филистимлянской посуды удивила археологов. Они уже встречались прежде с такими формамы, окраской и узорами. Уже были известны микенские кожаные чаши и кувшины с красно-черным геометрическим орнаментом и изображениями лебедей, чистящих перья. Начиная с 1400 г. дон. э. замечательная керамика микенских мастеров пользовалась спросом в древнем мире, и ее торговый экспорт наводнил все соседние с Грецией страны. Незадолго до 1200 Г. до н. э., после разрушения Микен, импорт этой греческой керамики в другие страны внезапно прекратился. Филистимляне, пришедшие со стороны Микен, должно быть, начали сами производить изделия такого типа. "Не я ли вывел Израильтян из земли Египетской и Филистимлян - из Кафтора?" (Ам. 9:7). Кафтор - это и есть Крит - большой остров, лежащий близ Греции.
Филистимлянская керамика разъясняет и другой интересный факт, о котором также упоминается в Библии. Многие из найденных при раскопках красивых кубков снабжены фильтрами, и нет сомнений в том, для чего они использовались. Это - самые настоящие пивные кружки. Фильтры служат для того, чтобы при питье задерживалась ячменная шелуха, плавающая в домашнем пиве. В поселениях филистимлян было обнаружено множество винных чаш и пивных кружек. Должно быть, они любили крепко выпить. Об их пирушках упоминается в рассказах о Самсоне (Суд. 14:10, 16:25), где автор текста счел нужным особо подчеркнуть, что этот силач не употреблял спиртных напитков.
Тем не менее пиво изобрели не филистимляне. Первые большие пивоварни процветали на Древнем Востоке. В вавилонских трактирах существовало пять сортов пива: слабое, горькое, крепкое, легкое и особое смешанное пиво для экспортных перевозок, которое называлось еще также медовым пивом. Это был конденсированный экстракт из корней, который мог храниться длительное время. Нужно было лишь развести его водой - и пиво было готово (древний прототип современного сухого экстракта пива, предназначенного для тропических стран).
Другое открытие оказалось еще более важным. Филистимляне были первыми людьми в Ханаане, занимавшимися производством железа. В их гробницах обнаружили оружие, утварь и украшения, сделанные из этого редкого и дорогого по тем временам металла. Кувшины микенского типа филистимляне также изготовляли из железа. Первые мастерские по выплавке железа были построены в Ханаане на территории филистимлян. Секрет выплавки был частью их добычи, захваченной по пути продвижения через Малую Азию, где до 1200 г. до н. э. первыми в мире железоплавилыциками были хетты. Секрет, которым завладели филистимляне, их правители охраняли как зеницу ока. Это была монополия филистимлян, и они извлекали из нее выгоду. Израильтяне же в период своего первоначального поселения в горах были слишком бедны, чтобы позволить себе приобретать железо. Из-за отсутствия железных сельскохозяйственных орудий, железных гвоздей для строительства домов и железного оружия они находились в крайне невыгодном положении. Когда филистимляне наряду с равнинами, завладели и горами, они пытались не допустить изготовления нового оружия, наложив запрет на кузнечное ремесло. "Кузнецов не было во всей земле Израильской, ибо Филистимляне опасались, чтобы Евреи не сделали меча или копья. И должны были ходить все Израильтяне к Филистимлянам оттачивать свои сошники, и свои заступы, и свои топоры, и свои кирки" (1 Цар. 13:19-20).
Около 1200 г. до н. э. филистимляне находились на западном побережье. Снаряженные самым новейшим оружием, испытанным и проверенным на опыте в военных походах, организованные первоклассной политической системой, они жаждали новых завоеваний. Их взоры устремлялись к той же цели, что и у израильтян - к Ханаану.
Могучие подвиги и проделки Самсона - это вымышленные, легендарные истории (Суд. 14-16). Но в их основе лежат подлинные факты. Филистимляне начали продвигаться вперед и расширять свою территорию на восток.
От прибрежной равнины к Иудейским горам устремились гряды холмов, отделенные друг от друга обширными долинами, одной из которых была долина Сорек. Самсон жил в Цоре (Суд. 13:2), и неподалеку от этого места, в Фимнафе, он женился на "дочери Филистимской" (Суд. 14:1). Далила также жила здесь (Суд. 16:4). В этой же долине филистимляне позднее вернули израильтянам захваченный ими Ковчег Завета (1 Цар. 6:12 и далее). Проникновение филистимлян в предгорья Иудейских гор было лишь прелюдией к большому столкновению с израильтянами, произошедшему несколько лет спустя.
"И выступили Израильтяне против Филистимлян на войну, и расположились станом при Авен-Езере, а Филистимляне расположились при Афеке" (1 Цар. 4:1).
Афек находился на северной окраине филистимлянских владений. Под Телль-эль-Мухмаром - холмом, образовавшимся на месте руин Афека, - скрывается все, что осталось от этого места, лежавшего в верховьях реки, которая впадает в море к северу от Яффы. Со стратегической точки зрения, Афек был расположен крайне удобно. К востоку от него проходила дорога, ведущая к горам центральной Палестины, где обосновались израильтяне. На гребне горного хребта находился Авен-Езер, где встретились силы противников. В первом столкновении победили филистимляне. Оказавшись в весьма затруднительном положении, израильтяне послали в Силом за Ковчегом Завета, своим священным талисманом. Во второй схватке они были полностью разбиты значительно превосходящими силами филистимлян. Армия израильтян оказалась разгромленной, и победители захватили Ковчег как военный трофей (1 Цар. 4:1).
Предгорья были захвачены, израильтяне обезоружены, и на их родовой территории разместились гарнизоны. В первом своем броске филистимляне достигли цели: центральная Палестина оказалась в их руках.
Судя по современным находкам археологов, успех филистимлян обошелся израильтянам тяжело. Храм в Силоме, который сыны Израиля построили для Ковчега Завета, был сожжен дотла. В пятнадцати милях южнее Сихема находится Сейлун, который был некогда процветающим городом Силомом. На соседнем холме лежит священная территория - святилище израильтян, место поклонения паломников (Нав. 18:1; Суд. 21:19 и далее; 1 Цар. 3:21). После Ветхозаветного периода на этом месте были воздвигнуты раннехристианские и мусульманские памятники.
Между 1926 и 1929 гг. датская экспедиция, возглавляемая X. Кьяерсом, провела на этом месте раскопки. Руины Силома ясно указывали, что город был разрушен около 1050 г. до н. э., во время победы филистимлян над израильтянами. Силому пришлось пролежать в руинах долгое время, так как через четыреста лет после его падения пророк Иеремия говорил о нем устами Господа: "Пойдите же на место Мое в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля" (Иер. 7:12). Другие места в Иудейских горах также разделили судьбу Силома. Археологи обнаружили следы пепелища в Телль-Бейт-Мирзим возле Хеврона, у библейского Да-вира и в Беф-Цур, к югу от Иерусалима.
Около 1050 г. до н. э. оказалось под угрозой само существование израильтян. Видно было, что теряются все плоды их завоеваний и все направленные на колонизацию усилия, которые длились почти двести лет. Израильтяне вот-вот могли попасть под иго филистимлян и безнадежно обратиться в рабство. Единственной возможностью избежать этой угрозы было объединение свободных племен и образование единого фронта. Эти трудные обстоятельства привели к образованию нации. В те времена единственно возможной формой правления была монархия. Выбор пал на Саула - потомка Вениамина, знаменитого своей храбростью и своим большим ростом. Это был мудрый выбор, так как Саул принадлежал к меньшему колену сынов Израиля (1 Цар. 9:21), и потому у остальных колен не могло быть причин для зависти.
Саул сделал столицей свой родной город Гиву (1 Цар. 10:26, 11:4), собрал вокруг нее небольшую постоянную армию и начал вести партизанскую войну (1 Цар. 13:1 и далее). Неожиданные нападения Саула на войска филистимлянских захватчиков выбили их с территории племени.
Недавно - спустя три тысячи лет! - вновь было доказано, что Саул был тактиком высокого ранга. Один пример показывает, насколько Библия может быть точна даже в малейших деталях и насколько достоверны ее даты и информация. Описанию этого поистине удивительного случая мы обязаны офицеру Британской армии, майору Вивиану Гилберту. В своих воспоминаниях[49] он говорит: "Во время первой мировой войны командир отряда армии Алленби[50], находящейся в Палестине, однажды при свете свечи искал в Библии одно название. Его отряд получил приказ взять деревню, которая располагалась на скалистой возвышенности с дальней стороны глубокой долины. Деревня называлась Михмас, и это название показалось командиру чем-то знакомым. В конце концов он отыскал его в 13-й главе 1-й Книги Царств, где и прочел о том, что: "Саул с сыном своим Ионафаном и людьми, находившимися при них, засели в Гиве Вениаминовой; филистимляне же стояли станом в Михмасе". Дальше следовал рассказ о том, как Ионафан ночью со своим оруженосцем перешел через две острые скалы, чтобы пробраться "к отряду Филистимскому": "была острая скала с одной стороны и острая скала с другой; имя одной Боцец, а имя другой Сене" (1 Цар. 14:4). Они вскарабкались на скалу и одолели отряд филистимлян "на половине поля, обрабатываемого парою волов в день. Главные силы врага, не усмев опомниться, были окружены войсками Саула, рассеяны и стали "бежать туда и сюда" (1 Цар. 14:14-16).
После этого Саул атаковал врагов со всем своим войском и разгромил их. Так "спас Господь в тот день Израиля".
Командир отряда подумал, что на этом месте мог до сих пор остаться этот узкий проход между двумя скалами, а в конце прохода - "половина поля". Он разбудил командующего, и они вместе еще раз прочитали этот отрывок. После этого был выслан патруль, обнаруживший проход, который очень слабо охранялся турками и проходил мимо двух остроконечных скал - это явно были Боцец и Сене. С вершины патрульные смогли разглядеть в лунном свете рядом с Михмасом небольшое ровное поле. Командир изменил план нападения и решил не атаковать Михмас всем отрядом, а послал через ущелье под прикрытием темноты только одну роту. Солдаты бесшумно перебили нескольких встретившихся турков и перебрались через скалы. Незадолго до рассвета рота заняла позицию на "половине поля".
Турки проснулись и в панике бросились бежать: они решили, что окружены армией Алленби. Все они были либо убиты, либо попали в плен. "Итак, - заключает майор Гилберт, - спустя тысячи лет Британская армия успешно применила тактику Саула и Ионафана".
Успехи Саула ободрили Израиль. Конечно, вражеские силы, захватившие плоскогорье, были ослаблены, но это была лишь временная передышка. Следующей весной филистимляне предприняли контратаку. К концу зимнего сезона дождей они опять собрали свои военные силы в Афеке (1 Цар. 29:1). Но теперь у них был другой план действий. Они избегали встречи в горах, так как израильтяне слишком хорошо знали эту местность.
Филистимлянские правители предпочли наступление на север, через прибрежную равнину к Изреельской долине (1 Цар. 29:11) - место воспетой Деборой битвы "в Фанаахе у вод Мегиддонских", - а затем на восток, почти к берегам Иордана.
Царь Саул решился встретиться с филистимлянами в долине, "у источника, что в Изрееле" (1 Цар. 29:1) - возле родника Харод у подножия горы Гелвуй. Исход встречи стал роковым. В первом же сражении армия Саула была разгромлена, филистимляне преследовали и разбили отступающие войска израильтян. Узнав, что его сыновья убиты, Саул покончил жизнь самоубийством.
Триумф филистимлян был полным. Весь Израиль теперь оказался захваченным - центральное нагорье страны, Галилея и Трансиордания (1 Цар. 31:7). Тела Саула и его сыновей были повешены на городской стене в Беф-Сане, недалеко от того места, где произошло сражение. "И положили оружие его [Саула] в капище Астарты" (1 Цар. 31:10), богини плодородия. Казалось, что для Израиля настал последний час и он обречен на вымирание. Первое его царство, которое подавало такие надежды, постиг страшный конец. Свободные люди стали рабами, а их земля обетованная попала в руки чужеземцев.
Во время раскопок археологи обнаружили среди массы огромных черных камней молчаливые свидетельства этого рокового для израильтян периода. Над разбитой и обвалившейся кирпичной кладкой стены, видавшей успех и трагедию Израиля, веял ветер. Эти руины были свидетелями как счастливейших часов Саула, когда он был еще молодым царем, так и его бесславного конца.
В нескольких милях севернее Иерусалима, у древней дороги, ведущей к Самарии, находится Телль-эль-Фул, что означает буквально "холм бобов". Здесь когда-то была Гива.
В 1922 году на этом месте начала раскопки экспедиция Американской школы исследования Востока. Ею руководил профессор У. Ф. Олбрайт. В ходе раскопок появились на свет остатки древних стен. После большого перерыва Олбрайт продолжил свою работу в 1933 году. Он обнаружил на этом месте угловую башенку округлой формы, а затем еще три. Они соединялись двойной стеной. Внутри находился открытый двор. Общая площадь постройки составляла 40x25 ярдов. Грубовато выглядевшее сооружение из отшлифованного камня производило впечатление деревенской постройки.
Олбрайт исследовал разбросанные среди руин глиняные черепки. Это были остатки кувшинов, которыми пользовались приблизительно между 1200 и 1000 гг. до н. э. Таким образом, Олбрайт обнаружил крепость Саула - первый царский дворец в Израиле, где "царь сидел на своем месте, по обычаю, на седалище у стены" (1 Цар. 20:25). Именно здесь Саул правил как царь, в окружении ближайших друзей, со своим сыном Ионафаном, с Авениром - своим двоюродным братом и военачальником армии, и с Давидом, своим юным оруженосцем. Здесь он вынашивал планы сделать Израиль свободным, и отсюда он вел партизанскую войну против ненавистных филистимлян.
Исследование места в сорока пяти милях дальше к северу, где Саула настигла его судьба, пролило дополнительный свет на события тех дней.
Издалека видно, что на краю Изреельской долины вздымается большой каменный курган под названием Телль-эль-Хасн. На этом месте находился древний Беф-Сан. При расчистке развалин на северном и южном склонах холма появился прочный фундамент стен, окружавших два храма. Их обнаружили в 1921 и в 1933 гг. - почти в то же самое время, когда был найден замок царя Саула в Гиве. Раскопки производили археологи из Пенсильванского университета под руководством Кларенса С. Фишера, Алана Роу и Г. М. Фитцжеральда.
Среди руин были обнаружены предметы культа, преимущественно медальоны и небольшие талисманы с изображениями змей. Судя по таким находкам, эти храмы были посвящены Астарте, ханаанской богине плодородия, и Дагону, верховному божеству филистимлян, который был полурыбой-получеловеком. Эти стены подтвердили библейское сообщение о том, как филистимляне поступили с Саулом: "И положили оружие его в капище Астарты, а тело его повесили на стене Беф-сана" (1 Цар. 31:10). Капище Астарты находилось среди руин храма на южной стороне. "... и голову его воткнули в доме Дагона" (1 Пар. 10:10). Это произошло в храме, который был найден при раскопках на северном склоне холма.