Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


Библия как история.

Вернер Келлер

Глава 19. Давид, великий царь

Гениальный человек. - От оруженосца до монарха. - Непреднамеренная военная помощь Ассирии. - От Орон-та до Ецион-Гавера. - Реванш у Беф-Сан. - Стены с казематами в новых постройках- Обнаружение "Гаваон-ского пруда".- Военная хитрость при взятии Иерусалима. - Уоррен обнаруживает подземный ход, ведущий к городу.- "Государственные хроники".- Звали ли Давида Давидом?- Чернила как новинка.- Климат Палестины неблагоприятен для сохранения письменных памятников.

    "И пришли все старейшины Израиля к царю в Хеврон, и заключил с ними царь Давид завет в Хевроне пред Господом; и помазали Давида в царя над Израилем... царствовал [Давид] сорок лет" (2 Цар. 5:3-4)

    Новый царь обладал такими разносторонними талантами, что трудно решить, какая из его способностей заслуживает большего восхищения. И почти так же трудно на протяжении нескольких столетий последнего времени найти столь же одаренного и разностороннего человека, который был бы в равной степени известен как воин, государственный деятель, поэт и музыкант.

    Конечно, ни один народ не уделял так много внимания музыке, как обитатели Ханаана. Как известно из египетских и средиземноморских источников, Палестина и Сирия славились своей музыкой. Частью необходимого имущества, которое взяли с собой пришедшие в Египет семиты, изображенные на стене в Бени-Хасан, были музыкальные инструменты. Самым распространенным из них была восьмиструнная лира.

    Лира пришла из Ханаана в Египет и Грецию.

    На надписях и рельефах времен Нового царства в Египте (1580-1805 гг. до н. э.) изображались ханаанские музыканты и их инструменты. Ханаан был в этом отношении неисчерпаемой сокровищницей, где придворные и управляющие находили певцов и даже целые оркестры для развлечения господ и их гостей на берегах Нила, Евфрата и Тигра. Наибольшим спросом пользовались женские оркестры и танцовщицы. Артистов из Ханаана постоянно приглашали выступать в других странах. И Иезекииль, царь Иудеи, очень хорошо знал, что делал, когда в 701 г. до н. э. послал певцов и певиц грозному царю Ассирии Синахерибу.

    В течение нескольких десятилетий Израиль выбирался из глубины отчаяния, из безнадежного существования под гнетом филистимлян к положению сильного и величественного, заслуживающего уважения государства. Все это было заслугой Давида. Впервые он появился как никому неизвестный оруженосец Саула, затем стал военачальником, потом - беспощадным борцом против филистимлян и под конец, приобретя опыт, был возведен на трон народом, достигшим могущества и величия.

    Как оказалось, еще несколькими веками ранее, во времена завоевания Ханаана, усилиям Давида содействовали благоприятные внешние обстоятельства. В самом начале I тысячелетия до н. э. ни в Месопотамии, ни в Малой Азии, ни в Сирии, ни в Египте не существовало государства, которое могло бы препятствовать расширению территории Ханаана.

    Около 1080 г. до н. э. - после смерти Рамсеса XI, последнего фараона из династии Рамессидов - Египет попал в жадные руки жреческой касты, которая управляла страной из Фив. Во владения Фиванского храма стекались огромные богатства.

    Еще несколькими столетиями ранее, как сообщает нам папирус Харриса, два процента населения Египта использовалось в качестве храмовых рабов, и в собственности жрецов находилось пятнадцать процентов сельскохозяйственных земель. В их стадах насчитывалось полмиллиона голов скота. В распоряжении жрецов находился флот из восьмидесяти восьми кораблей, пятьдесят три мастерские и пристани, сто шестьдесят девять деревень и городов. Пышность, с которой жрецы проводили ежедневные ритуалы, посвященные верховным божествам, не поддавалась описанию. Лишь на изготовление одних храмовых весов, на которых взвешивали жертвенных животных, пошло двести двенадцать фунтов золота и четыреста шестьдесят один фунт серебра. Восемь тысяч рабов присматривали за роскошными воротами Амона в древнем царском городе Пер-Рамсесе, находившемся в дельте.

    Один уникальный документ - путевой дневник, который вел с 1080 года египетский посланник Вен-Амун - дает нам некоторое представление о положении Египта времен жреческого владычества в глазах внешнего мира. Вен-Амуну было поручено привезти кедровое дерево для священной баржи бога Амона в Фивах. Верховный жрец Херихор снабдил его лишь небольшим количеством золота и серебра, однако дал ему с собой изображение бога Амона, явно рассчитывая, что это произведет больший эффект.

    Ужасные испытания, которые Вен-Амун вынес во время своего путешествия, были описаны в его отчете. В морских портах с ним обращались как с нищим, как с находящимся вне закона разбойником; его оскорбляли и даже едва не убили. Его, египетского посланника, чьих предков всегда принимали с величайшей пышностью и глубоким уважением!

    Наконец, Вен-Амун, у которого по пути украли все деньги, достиг конца своего путешествия. "Я прибыл в порт Библа. Правитель Библа послал сказать мне: "Убирайся из моей гавани!"

    Злоключения эти продолжались девятнадцать дней. Отчаявшись, Вен-Амун уже собирался возвращаться в Египет, когда "владелец гавани пришел ко мне и сказал: "Правитель желает видеть тебя завтра!" Когда наступил следующий день, он послал за мной, и я предстал перед ним... Я нашел его сидящим в комнате наверху, прислонившись спиной к окну... Он спросил у меня: "Зачем ты сюда приехал?" Я ответил: "Я приехал достать лес для великолепной большой баржи Амона-Ре, царя богов. Этот лес давал твой отец, и твой дед, и ты тоже должен его дать". Он сказал мне: "Это правда, что они давали его... Да, моя семья поставляла этот строительный лес, но тогда фараон присылал сюда шесть кораблей, груженных египетскими продуктами... Что же касается меня, то я не твой слуга и не слуга того, кто послал тебя... Что это за путешествие, в которое тебя послали, как нищего!" Я ответил: "Не говори чепухи! Меня не посылали, как нищего".

    Напрасно Вен-Амун настойчиво утверждал, что Египет могуществен и прославлен, и пытался сбить цену на лес. Из-за отсутствия устойчивой валюты ему пришлось торговаться, предлагая правителю изображение бога, которое, как предполагалось, обеспечивало долгую жизнь и хорошее здоровье. И лишь только когда из Египта прибыл отправленный Вен-Амуном посыльный с кораблями, груженными серебром и золотом, прекрасным холстом, свитками папируса, бычьими шкурами, канатами, а также двадцатью мешками чечевицы и тридцатью корзинами рыбы, - только тогда правитель разрешил вырубить требуемое количество кедрового леса.

    "В третий месяц лета они неохотно спустились к берегу моря. Правитель вышел и сказал мне: "Ну, вот твой последний лес, и для тебя все готово. Будь любезен погрузить его поскорее, чтобы это не заняло много времени. Позаботься об отъезде и не оправдывайся плохим временем года, чтобы оставаться здесь".

    Давид ничего не ожидал от страны, посланнику которой пришлось терпеть подобное неуважение. Он предпринял наступление далеко на юг и завоевал царство Едом, которое когда-то не разрешило Моисею пройти через него к "Царской дороге" (2 Цар. 8:14). Для Давида это означало присоединение территории, имевшей важное экономическое значение. Аравийская пустыня, протянувшаяся от южного края Мертвого моря до залива Акаба, была богата медью и железом, а Давид больше всего нуждался в железной руде. Наиболее опасные его противники, филистимляне, держали в своих руках монополию на железо (1 Цар. 13:19-20). Тот, кто владел Едомом, мог разрушить эту монополию. Давид не терял времени: "И множество железа для гвоздей к дверям ворот и для связей заготовил Давид, и множество меди без весу"(1 Пар. 22:3).

    В Едоме также заканчивался самый важный караванный путь из Южной Аравии - знаменитая "дорога ладана". Вытесняемый дальше к берегам залива Акаба, морской путь через Красное море к дальним берегам Южной Аравии и Восточной Африки был открыт перед Давидом.

    Ситуация была также благоприятной и для продвижения на север.

    На широких равнинах у подножия Гермона и в плодородных долинах, лежащих перед Антиливаном, поселились кочевые племена, мигрировавшие из Аравийской пустыни. Они принадлежали красе, которой было предназначено играть важную роль в жизни Израиля, - это были арамейцы, которые называются в Библии просто сирийцами. Арамейцы основали города-государства и маленькие царства вплоть до реки Ярмук, к югу от Галилейского озера в Трансиордании.

    Около 1000 г. до н. э. они уже были готовы проникнуть в Месопотамию и выступили против Ассирии, которая в течение нескольких следующих столетий превратилась в сильнейшую державу древнего мира. После падения Вавилона Ассирия покорила Месопотамию вплоть до верхнего течения Евфрата. В клинописных текстах, обнаруженных во дворцах на Тигре и датируемых этим же периодом, упоминается, что Ассирии угрожала опасность с запада. Это и были арамейцы, чьи внезапные нападения становились все чаще.

    В этой ситуации Давид двинулся через Трансиорданию на север, прямо к Оронту. В Библии говорится: "И поразил Давид Адраазара, царя Сувского, в Емафе, когда тот шел утвердить власть свою при реке Евфрате" (1 Пар. 18:3). Ассирийские тексты тех времен показывают, насколько точно эти библейские слова описывают историческую ситуацию. Царь Давид атаковал арамейского царя, когда тот шел завоевавать территорию Ассирии на Евфрате.

    Так, сам того не осознавая, Давид помог ассирийцам, которые позже уничтожили царство Израиля.

    Благодаря Давиду граница Израиля продвинулась к плодородной долине Оронта. Ее самые северные сторожевые посты охраняли озеро Хомс у подножия Ливанских гор, где теперь из далекого Киркука течет нефть по огромным нефтепроводам. От этого места по прямой четыреста миль до Ецион-Гавера на Красном море, самой южной точки царства Израиля.

    Во время раскопок появилось множество следов расширения территории Израиля во времена царствования Давида. Наряду со следами выжженных городов в Изреельской долине существует еще одно точное свидетельство, возникшее в результате военного наступления Давида. Не позднее 1000 г. до н. э. Беф-Сан вместе с его языческими святилищами был стерт с лица земли. Археологи из Пенсильванского университета обнаружили места, где происходили жестокие сражения. Там нашли руины храмов, толстые слои пепла, покрывающие развалины стен, предметы религиозных культов и керамику, изготовленную филистимлянами. Месть Давида нанесла сокрушительный удар городу, который оказался причастен к бесславному концу первого царя Израиля. От этого удара Беф-Сан не оправился на протяжении многих лет. Над слоем пепла не обнаружилось никаких следов, указывающих на то, что в последующие столетия здесь существовала какая-либо жизнь.

    Различные постройки, относящиеся к раннему периоду царствования Давида, сохранились вполне хорошо. Это главным образом крепости в царстве Иуды, которые были построены для защиты от филистимлян. Они устроены в точности так же, как цитадель Саула в Гиве: у них в стенах тоже были грубо высеченные казематы.

    В 1956 году американские ученые произвели раскопки в семи милях севернее Иерусалима. В результате они обнаружили не только следы города Гивы, который так часто упоминается в Библии, но и место, где в те древние времена произошла кровавая схватка. Как рассказывается во 2-й Книге Царств, однажды на этом месте произошел кровавый рукопашный бой между сторонниками соперничающих военачальников - Иоава и Авенира. Противников было по двенадцать с каждой стороны, одни сражались на стороне Давида, другие сохраняли верность оставшемуся в живых сыну Саула. Во 2-й Книге Царств (2:13) говорится, что они "встретились у Гаваонского пруда". Профессор Колумбийского университета Дж. Б. Притчард обнаружил в эль-Джиб (как теперь называется это место), на месте поля, где росли томаты, этот "Гаваонский пруд" - место, без сомнения, хорошо известное в те времена. Профессор нашел круглую шахту более тридцати футов в диаметре и глубиной в тридцать футов, которая вертикально спускалась к каменному дну. Спиральная дорожка, сделанная с внутренней стороны стены, шла вниз под уклоном. Ниже ее на сорок пять футов спускалась к самому бассейну, вырубленному в известняке, винтовая лестница с двумя отверстиями для света и вентиляции. Когда это место было расчищено от камней, большой резервуар начал опять, как и три тысячи лет назад, медленно наполняться водой, которая просачивалась сквозь трещины в известняке. Этот библейский "Гаваонский пруд" обеспечивал город достаточными запасами свежей воды для питья на крайний случай или во время осады.

    Американские ученые собрали среди каменных обломков обширного бассейна достоверные доказательства знаменитого богатства этого места - "потому что Гаваон был город большой, как один из царских городов" (Нав. 10:2). Стало ясно, что источником благосостояния Гаваона была процветающая и хорошо организованная винная торговля. На шестидесяти ручках глиняных винных кувшинов, а также на глиняных пробках от них и на горловинах были оттиснуты древнееврейскими буквами торговые клейма. Среди них встречаются подлинно библейские имена виноторговцев. Неожиданно был обнаружен часто повторяющийся оттиск "Гаваон" и слово, которое, вероятно, означало "обнесенный стеной виноградник", что могло служить обозначением вина особого сорта. Кроме этого, на ручках других кувшинов были оттиснуты названия иудейских городов - таких, как Иерихон, Суккот и Зиф (Нав. 15:24), куда доставлялись различные товары.

    При дальнейших раскопках на протяжении зимнего сезона 1959-1960 гг. рядом с бассейном бывшего "Гаваонского пруда" обнаружились обширные винные погреба. Шестьдесят шесть почти круглых емкостей глубиной около шести футов и примерно такого же диаметра были вытесаны из камня и плотно закрыты каменными крышками. Некоторые из этих емкостей, очевидно, использовались как виноградные давильни; другие, защищенные водонепроницаемым покрытием, возможно, служили сосудами для ферментации. Общая вместимость хранилищ, обнаруженных до сих пор, составляла пятьдесят тысяч галлонов. В свете новых фактов, свидетельствующих о процветавшем некогда в Гаваоне винном производстве, один малозначительный, как казалось до настоящего времени, момент библейской истории приобрел новый смысл. Речь идет о случае, произошедшем во времена завоевания израильтянами Ханаана. Как рассказывается в Книге Иисуса Навина (гл. 9:3-5), "жители Гаваона, услышав, что Иисус сделал с Иерихоном и Гаем, употребили хитрость... положили ветхие мешки на ослов своих, и ветхие, изорванные и заплатанные мехи вина". В таком виде они появились перед Иисусом и успешно скрыли от него и то, откуда они явились, и то, каким процветающим городом был Гаваон.

    И, наконец, возводя в Иерусалиме - в своей более поздней столице - крепость и постройки вокруг нее с их внутренней отделкой, Давид окончательно предстает перед нами как способный строитель. "И поселился Давид в крепости, и назвал ее городом Давидовым, и обстроил кругом..." (2 Цар. 5:9).

    Невероятный способ, при помощи которого строго охраняемая крепость Иерусалима попала в руки Давида, выяснился в прошлом веке случайно, благодаря капитану Британской армии, обладавшему талантом разведчика.

    В Кедронской долине (к востоку от Иерусалима) находится источник "Айн Ситти Мариам" - "Источник Девы Марии". В Ветхом Завете он известен под названием "Гихон", т. е. "ключ". Он всегда был основным источником воды для населения города. Дорога к нему идет мимо развалин небольшой мусульманской мечети прямо к каменному своду в скале, Тридцать ступенек ведут вниз к маленькому водоему, в котором собирается чистая ключевая вода, текущая из самого сердца скалы.

    В 1867 году капитан Уоррен вместе с толпой паломников посетил этот знаменитый источник, где, согласно легенде, Мария стирала свивальники своего маленького сына. Несмотря на сумерки, Уоррен заметил темную щель в своде пещеры, несколькими ярдами выше того места, где из скалы вытекала вода. По-видимому, раньше ее никто не замечал, потому что когда Уоррен спросил об этом, ему ничего не ответили. Переполненный любопытством, Уоррен вернулся к "Источнику Девы", снаряженный лестницей и длинной веревкой. Он даже не представлял себе, что ему предстоит слишком смелое и несколько рискованное приключение. Позади источника начинался узкий прорубленный в стене канал, который шел вначале горизонтально, а затем уходил вверх в скалу. Как опытный альпинист, Уоррен был хорошо знаком с лазанием по расщелинам. Он стал осторожно и проворно взбираться наверх. Приблизительно через сорок футов расщелина внезапно закончилась. Двигаясь в темноте на ощупь, Уоррен наконец нашел узкий коридор. Он пополз по нему на четвереньках. В скале было высечено множество ступенек. Через некоторое время Уоррен увидел впереди мерцающий свет. Он добрался до пещеры, в которой не было ничего, кроме старого кувшина и стеклянных бутылок, покрытых пылью. Уоррен протиснулся через щель в скале и очутился в центре города, залитого солнцем. Источник Девы остался далеко внизу.

    В 1918 году в Иерусалим из Соединенного Королевства приехал Паркер и при поддержке Палестинского Исследовательского фонда провел тщательное исследование, которое определило, что это замечательное устройство датируется II тысячелетием до н. э. Жители древнего Иерусалима прорубили в скале тоннель, чтобы в случае осады можно было в безопасности добираться к источнику.

    Благодаря любопытству Уоррена обнаружился путь, которым три тысячи лет назад воспользовался Давид, чтобы захватить врасплох Иерусалимскую крепость. Лазутчики Давида, должно быть, узнали об этом тайном проходе, который был, по библейским упоминаниям, раньше неизвестен. Давид говорит: "Всякий пусть поднимается к канаве и поражает Иевусеев..." (2 Цар. 5:8)[51]. В английском переводе Библии еврейское слово "синнор" переводится как "канава", что означало "шахту" или "источник".

    Однако Уоррен решил только часть проблемы, так как начало прохода лежит за стенами, которые в его время считались стенами древнего Иерусалима иевусеев, существовавшими еще до царствования Давида. Всякий, кто проникал через этот проход, точно так же попадал к стенам иевусеев. Все разъяснилось только в 60-х гг. XX века, когда Кетлин М. Кеньон провела здесь обширные раскопки. Иерусалимские стены оказались на самом деле не настолько древними, как это считалось. Были обнаружены намного более старые стены, которые датировались периодом, предшествовавшим времени царствования Давида. Эта стена шла вдоль склона, ниже прохода к источнику. Следовательно, воины Давида, которые пробрались через этот прорубленный в скале ход, вышли не перед древней иерусалимской стеной, а на порядочном расстоянии за ней и очутились прямо внутри города, который собирались захватить. Это подтверждается во 2-й Книге Царств (5:8) и разрешает многие загадки, связанные с этим проходом в скале.

    Именно во времена царствования Давида начали вести точные записи Ветхозаветной истории. "Рассказы о Давиде следует считать в большой степени историческими", - пишет Мартин Нот, весьма критически настроенный немецкий теолог.

    Записи тех времен становятся все более ясными и понятными, что тесно связано с постепенным созданием новой для Израиля политической системы, которая была великим достижением Давида. Союз свободных племен стал нацией: колония поселенцев превратилась в империю, охватившую территорию Палестины и Сирии. В этом обширном царстве Давид создал государственную гражданскую службу, во главе которой сразу после канцлера стоял софер. Слово "софер" означает "летописец" (2 Цар. 8:16,17)[52]. На второй по значению должности в государстве стоял писец!

    Легендарная слава "писца" уже давным-давно померкла в нашем современном мире, где миллионы секретарей-машинисток ежедневно изводят тысячи тонн бумаги. И даже завидный пост главного секретаря нефтяного магната нельзя сравнить с таким же постом его древнего коллеги ни по размеру жалованья, ни тем более по влиянию. Зато на Древнем Востоке профессия писца играла уникальную роль. И это неудивительно, учитывая то, как много зависело от писцов. Они служили при могущественных завоевателях и правителях, которые не умели ни читать, ни писать.

    Это ясно видно по стилю писем. Письмо адресовали не тому человеку, для которого предназначалось его содержание, а другому писцу. Писцы обменивались приветствиями и добрыми пожеланиями. Встречаются также просьбы читать содержание письма отчетливо и, что еще важнее, правильно и ни в коем случае ни о чем не умалчивать. Ярким примером того, как много дел решалось в этой сфере переписки властителей, является сцена, изображающая ведомство иностранных дел фараона Мернептаха. Ведомство писцов разделено на три части. В каждой из двух крайних частей сидит около десяти писцов, тесно прижавшись друг к другу. Некоторые из них сидят, поставив одну ногу на скамеечку, держа на коленях большие свитки папируса. Просторная средняя часть предназначается для начальника. Усердные рабы отгоняют от него опахалами назойливых мух. У входа стоят двое слуг. Один из них говорит другому: "Разбрызгай немного воды и охлади комнату. Начальник занят писанием".

    Нет сомнения в том, что административное ведомство при царском дворе в Иерусалиме производило значительно меньшее впечатление. Государство Израиль было еше слишком молодым и слишком бедным. И все же "учетчики" Давида должны были быть важными, внушающими благоговение чиновниками. Они работали над составлением "Государственных хроник", которые, без сомнения, явились основой всех фактических библейских сообщений об админи- щтт,яш,тт,тж стративной системе и социальной структуре общества в период царствования Давида. Среди них - упоминание о всеобщей переписи населения, проведенной Давидом по образцу переписей в государстве Мари (2 Цар. 24), а также сообщение О его телохранителях "хелефеях и фелефеях" - своего рода "швейцарской гвардии", - состоящей из критян и филистимлян (2 Цар. 8:18, 15:18,20:7).

    Без сомнения, "софер" был первым, кто записал новое имя своего монарха.

    Это имя было проблемой для ученых, которые постоянно встречались с точно таким же именем в текстах Древнего Востока. В текстах царства Мари упоминается слово "давидум", озадачившее специалистов. Означало ли оно "командующего армией", "главнокомандующего" или "вождя"? Было ли вследствие этого имя Давида вовсе не именем, а званием, которое стало именем, когда он взошел на трон? К тому же в Библии неоднократно упоминается некий Баал-Ханан, преемник Саула (Быт. 36:38, I Пар. 1:49). С другой стороны, во 2-й Книге Царств (21:19) и в 1-й Книге Паралипоменон (20:5) сообщается о некотором Эльханане, победившем противника Давида Голиафа, а в другом случае - брата Голиафа. Имена Баал-Ханан и Эльханан явно включают в себя имена ханаанских богов Баала и Эла.

    В таком случае, не было ли настоящим именем Давида Баал-Ханан или Эльханан и не стал ли он впервые называться Давидом после того, как взошел на трон? Тридцать лет назад многие ученые были убеждены в этом, но с недавних пор они начали проявлять большую осторожность, по крайней мере относительно лингвистической связи между словами "Давид" и "давидум". Обнаружилось, что "давидум" означает не "командующий армией" или что-либо подобное, а "наносить поражение". И никто даже не думал производить звание командующего от этого слова! Несомненно, личные имена, наподобие Баал-Ханана или Эльханана, части которых являются именами ханаанских богов, не могли быть одобрены составителями Библии. Проблема имени Давида до сих пор остается нерешенной.

    Одним из аргументов критиков Библии является вопрос о "письменных памятниках". Найденные в Египте папирусы вывозили вагонами, а в Вавилоне и Ассирии были обнаружены горы клинописных табличек. Но где же литературные свидетельства Палестины?

    Археологи и метеорологи могут взять на себя смелось ответить на этот вопрос.

    Приблизительно в начале первого тысячелетия до н. э. Ханаан перешел от неудобной клинописи на глиняных табличках к менее громоздкому виду письма. Прежде тексты документов приходилось процарапывать заостренной палочкой-стило на мягкой глине. Затем глину обжигали или высушивали на солнце (что было длительной процедурой), и только после этого увесистые письма были готовы к отправке. Новый вид письма волнистыми линиями быстро завоевал популярность. Это был алфавит, с которым мы уже сталкивались, пытаясь разобраться в записях, сделанных семитскими рудокопами на Синае. Стило и глина явно не годились для новых округлых букв. Для них потребовались новые письменные принадлежности - обожженные глиняные таблички, чернильница и чернила. Археологи называют эти маленькие таблички с их плавным шрифтом "остраконами". В особых случаях их заменяли папирусом - более изысканным материалом для письма. Из сообщения Вен-Амуна видно, насколько велик был спрос на экспорт египетского папируса. Правитель Библа получил за свой кедровый лес 500 свитков папируса - это более мили писчей бумаги!

    В Палестине зимой сырой климат - это сезон ливней, во время которого чернила очень быстро размывались на твердой глине, а папирус разрушался. Поэтому, к большому несчастью археологов, ученых и историков, жаждущих узнать что-либо о Палестине, практически все ханаанские записи и документы оказались утеряны для будущих поколений. О Египте же археологи смогли добыть такое впечатляющее количество сведений лишь потому, что он находится вблизи пустыни и отличается необычайно сухим климатом.



К оглавлению
Назад



© 2008, Сайт Апологии Христианства.
URL: http://apologia.hop.ru
E-mail: apologia@hop.ru