Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


Библия как история.

Вернер Келлер

Глава 20 Был ли Соломон "медным царем"?

Экспедиция к заливу Акаба. - Железная руда и малахит. - Глюк обнаруживает Ецион-Гавер. - Пустынные ветры вместо воздуходувных мехов.- Питтсбург древнего Израиля.- Верфи на Красном море.- Хирам доставляет строевой лес. - Капитаны тирских кораблей. - Загадочная страна Офир. - Египетский портрет царицы Пунта. - Американские археологи покупают Теллъ- Модель раскопок в Мегиддо. - Роковая Изреельская долина. - 450 стойл в царских конюшнях.

    "И был царь Соломон царем над всем Израилем (3 Цар. 4:1)... И было у Соломона сорок тысяч стойл для коней колесничных и двенадцать тысяч для конницы" (3 Цар. 4:26).

    "И построил Соломон... все города для запасов... и города для колесниц, и города для конницы" (3 Цар. 9:17, 19).

    "Царь Соломон также сделал корабль в Ецион~Га-всре, что при Елафе... И отправились они в Офир" (3 Цар. 9:26,28).

    "И все сосуды для питья у царя Соломона были золотые... из серебра ничего не было; потому что серебро во дни Соломоновы считалось ни за что... У царя был на море [Фарсисский] корабль... привозивший золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов" (3 Цар. 10:21,22).

    "Храм, который построил царь Соломон Господу... он обложил золотом" (3 Цар. 6:2,22).

    "Коней же царю Соломону приводили из Египта... Таким же образом они руками своими доставляли все это царям Хеттейским и царям Арамейским" (3 Цар. 10:28,29).

    "В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых" (3 Цар. 10:14).

    Не звучит ли все это как волшебная сказка?

    Любому человеку, который рассказывает такое пусть даже и об очень известном царе, трудно избежать обвинения в хвастовстве. И любой хронист, излагающий подобную историю, легко приобретет репутацию выдумщика. Конечно, в Библии есть истории, которые ученые считают легендами, - например, рассказ о чародее Валааме и его говорящей ослице (Чис. 22) или рассказ о длинных волосах Самсона, дающих ему силу (Суд. 13- 16). Но невероятные рассказы о Соломоне - на самом деле вовсе не волшебные сказки.

    Когда "волшебные сказки" о царе Соломоне (в которые до сих пор многие не верят) благодаря археологам лишились приукрашиваний, остался каркас трезвых исторических фактов. Это оказалось одним из наиболее волнующих открытий недавнего времени. Лишь только в 1937 году изобилие удивительных находок, обнаруженных двумя американскими экспедициями во время раскопок, явило доказательство правдивости этой библейской истории.

    Караван верблюдов, нагруженный доверху самым новейшим оборудованием, бурами, лопатами и кирками, в сопровождении геологов, историков, архитекторов, рабочих и фотографа, который в современных экспедициях необходим, вышел из Иерусалима. Руководителем экспедиции был Нельсон Глюк - как и его коллеги, член известной Американской школы исследования Востока.

    Вскоре суровые Иудеиские горы остались позади. Экспедиция направилась к югу через угрюмый Негев. Караван вошел в Вади-эль-Араба - "Долину пустыни". Здесь люди очутились в каком-то первобытном мире, где еще со времен образования земли сохранились следы работы древних титанических сил природы. "Долина пустыни" - это часть мощного излома, который начинается в Малой Азии и заканчивается в Африке.

    Ученые отдали дань уважения этому впечатляющему месту и возвратились к своей задаче. Исследовательский взгляд обратился к крутым скалам. Заработали кирки, разбивая и рассекая камни. Ученые обнаружили, что эти камни состояли из грязно-желтого полевого шпата, серебристо-белой слюды, а там, где появлялся красновато-черный оттенок, - из железной руды и зеленого малахита - минерала, являющегося медным шпатом.

    На протяжении всего Вади-эль-Араба ученые находили залежи железной руды и меди. И везде, где пробы указывали на присутствие руды, обнаруживались штольни, ведущие в скалы, - остатки давно заброшенных рудников.

    Наконец караван достиг берегов залива Акаба. Как бы ни манили к себе белые дома библейского Елафа, запитые ослепительным солнечным светом, как бы ни были соблазнительны после перехода через безлюдную долину звуки этого оживленного восточного морского порта, все же ученые не поддались очарованию этого места - места пересечения трех миров[53]. Их задачей был Телль-эль-Хелейфех - одинокий холм, который выглядит просто грудой камней, поднимающейся из глубины пустынной равнины.

    Началась первая стадия раскопок, и внимательное исследование принесло неожиданно быстрый результат. Были найдены рыболовные крючки, сделанные из меди. Затем - черепица и остатки стен. На некоторых неотесанных глыбах в окрестностях телля были заметны прожилки зелени - это был шлак. Ученым повсюду встречался этот характерно окрашенный песчаник.

    Однажды вечером, сидя в своей палатке, Глюк обдумывал результаты последних дней работы. Они не представляли собой ничего особенного. А между тем впереди его ждало исследование всей Трансиордании. Глюк хотел проникнуть в прошлое Едома, Моава, Аммона - вплоть до самого Дамаска. Просматривая свои записи, он внезапно задумался. Железная руда и малахит в Вади-эль-Араба... остатки стен, шлак и медные рыболовные крючки, найденные в этом холме поблизости от его палатки... и все это в непосредственной близости к заливу, который в Библии называется "Красным морем". В задумчивости Глюк открыл Библию и отыскал место, где Красное море упоминается в связи с именем великого царя: "Царь Соломон также сделал корабль в Ецион-Гавере, что при Елафе, на берегу Чермного моря, в земле Идумейской" (3 Цар. 9:26). В библейские времена Едом спускался прямо к заливу Красного моря. Может быть, этот холм?..

    Было решено на следующий день провести тщательное исследование Телль-эль-Хелейфеха. Когда археологи добыли материал из контрольных шахт, то обнаружили, что в нескольких местах на одинаковом уровне они наталкиваются на фундамент стены. Ниже шел чистый грунт. По найденным черепкам ученые определили возраст каменной кладки. Он относился к началу 1000 г. до н. э. - к периоду правления Соломона.

    Эта датировка заставила Глюка приостановить работы. У его экспедиции впереди были другие задачи. Но в течение последующих лет американские ученые продолжили раскопки, которые провели в три этапа и закончили в 1940 году. Результаты подтвердили теорию Глюка. Оказалось, что первые руины, обнаруженные здесь, были когда-то домами рабочих. Затем появился крепостной вал казематного типа, что безошибочно можно было отнести к строительному стилю раннего железного века. После этого при раскопках обнаружились руины большого поселения. Самыми интересными находками были литейные формы и огромное количество медного шлака.

    Литейные формы и медный шлак в центре выжженной солнцем раскаленной равнины?

    Глюк пытался найти объяснение этому странному факту. Почему мастерские располагались непосредственно на пути песчаных бурь, которые почти непрерывно накатывали на ущелье с севера? Почему их не разместили в нескольких сотнях ярдов дальше, в укрытии под холмами, где к тому же были источники свежей воды? Ответ на эти вопросы появился только в последний период раскопок.

    В центре окруженной стенами площади обнаружилась обширная постройка. Зеленые пятна на стенах не оставляли сомнений: это была плавильная печь с принудительной подачей воздуха. В кирпичных глиняных стенах находилось два ряда отверстий - дымоходов. В печь включалась искусная система воздушных коридоров. Вся печь была построена в точности как современная - по системе Бессемера, освоенной промышленностью только в прошлом столетии. Дымоходы и трубы проходили по оси с севера на юг: со стороны Вади-эль-Араба дули непрекращающиеся ветры, чередуясь с ревущими бурями. Так было три тысячи лет назад. Сегодня воздух продувается через горн компрессором.

    И только один вопрос остается до сих пор без ответа: как же очищалась медь в этом древнем аппарате? Современные специалисты по выплавке металла не могут разгадать эту тайну.

    Рядом с печью до сих пор лежат земляные горшки для плавки; многие из них чрезвычайно велики - емкостью в четырнадцать кубических футов. На склонах окружающих холмов многочисленные прорубленные в камне пещеры указывают на входы в штольни. Куски сульфата меди свидетельствуют, что в этих рудниках тысячи лет тому назад трудились рабочие. При исследовании окружающей местности члены экспедиции обнаружили в долинах Аравийской пустыни множество таких же железных и медных рудников.

    В конце концов Нельсон Глюк обнаружил в казематных стенах, окружающих каменистый холм, крепкие ворота с прочным тройным запором. Больше он не сомневался. Телль-эль-Хелейфех был когда-то Ецион-Гавером, крупным южным морским портом царя Соломона: "Царь Соломон также сделал корабль в Ецион-Гавере, что при Елафе..."

    Но Ецион-Гавер был не только морским портом. На его судоверфях строились корабли для океанских плаваний. Однако прежде всего Ецион-Гавер был центром производства меди. Больше ни в одном месте "Плодородного полумесяца" - ни в Вавилоне, ни в Египте - не было найдено таких огромных печей. Таким образом, в Ецион-Гавере было лучшее на Древнем Востоке оборудование для выплавки меди. Там производился металл для культовых принадлежностей Иерусалимского храма - для "медного жертвенника", для "моря" (как назывался большой медный бассейн), для "десяти медных подстав", для "тазов, и лопаток, и вилок", и для двух больших столбов у "притвора храма", которые назывались "Иахин и Воаз" (3 Цар. 7:15 и далее; 2 Пар. 4). "Царь выливал их в глинистой земле, в окрестности Иордана, между Сокхо-фом и Цартаном" (3 Цар. 7:46).

    Одна из самых недавних находок выпала на долю голландской экспедиции, которая установила, где находились раньше эти два города. У Телль-дейр-Алла в Транс-иордании, где река Йаббок оставляет в шести милях от себя холмистую местность, прежде чем соединиться с Иорданом, экспедиция обнаружила следы Сокхофа, израильского города времен Иисуса Навина.

    Восхищение Глюка этими бесценными находками отражено в его официальном отчете, где собраны все результаты исследований у залива Акаба: "Ецион-Гавер возник в результате тщательной планировки и был образцовой постройкой по своей архитектуре и техническому мастерству. Фактически весь Ецион-Гавер, учитывая его местоположение и время постройки, был феноменальным индустриальным городом, не имеющим себе равного за всю историю древнего Востока. Ецион-Гавер - это Питтсбург древней Палестины и в то же время - важнейший морской порт".

    Поэтому царь Соломон, которого Глюк описывает как "великого медного царя", считался крупнейшим экспортером меди в древнем мире. Исследование других мест завершает картину палестинской экономики под управлением царя Соломона. При раскопках в Вади-Газа - к югу от древнего филистимлянского города Газа - Флиндерс Петри обнаружил железоплавильную установку. Печи здесь были такими же, как в Телль-эль-Хелейфехе, но меньшими по размеру. После поражения филистимлян Давид оспорил их монопольное право на железо и завладел секретами его выплавки. Позже, во времена Соломона, медь и железо стали добываться и выплавляться в большом количестве.

    Через двадцать лет после того, как профессор Глюк впервые нашел во время раскопок медь и груды шлака, еще один археолог, Бенно Ротенберг, сделал в той же Вад и-эль-Араба замечательную находку - большой медный рудник, датируемый тем же временем. Весной 1959 года в Вади-Тимна - в двадцати милях севернее Ецион-Гавера - экспедиция Ротенберга натолкнулась на следы обширных работ, где куски руды вырубали из скал и подвергали их первичной обработке по удалению шлаков в плавильных базальтовых чашах.

    "Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую... в землю, в которой камни - железо, и из гор которой будешь высекать медь" (Втор. 8:7-9).

    Так гласит часть подробного описания земли обетованной, о которой Моисей рассказывал сынам Израилевым. Медь и железо в Палестине? Археологи сейчас предоставили доказательства того, насколько достоверны библейские описания, а также обогатили наши представления о древней Палестине, которые следует учитывать в будущем - а именно ее удивительное индустриальное развитие.

    Соломон был весьма прогрессивным правителем. Он умел использовать знания и способности иностранцев для собственной выгоды. Этим и объяснялась тайна того, каким образом примитивное сельскохозяйственное государство его отца Давида так быстро превратилось в первоклассную экономически развитую державу. В этом и состоял секрет богатства Соломона, которое особо подчеркивается в Библии. Соломон ввез плавильную технику из Финикии. Хураму-Абхи[54], искусному мастеру из Тира, было поручено отлить из меди принадлежности для Иерусалимского храма (3 Цар. 7:13,14). Ецион-Гавер Соломон сделал важным центром внешней торговли. Израильтяне никогда не были мореплавателями и ничего не знали о кораблестроении. Но финикийцы имели в этом практический опыт, накопленный в течение многих столетий. И Соломон послал в Тир за специалистами для своих верфей и за моряками для своих кораблей: "И послал Хирам[55] на корабле своих подданных корабельщиков, знающих море..." (3 Цар. 9:27).

    Ецион-Гавер был хорошо оборудованным и мощно защищенным центром международной торговли, из которого корабли отправлялись в таинственные плавания к далеким и неведомым берегам. Офир! Где же находилась эта легендарная страна Офир, этот "товарный склад", где Древний Восток приобретал самые дорогие и отборные товары? Об Офире среди ученых возникало много споров, центральное место в которых занимал вопрос о его действительном местонахождении. В 1871 году немецкий ученый Карл Маух случайно обнаружил в Родезии обширную область, лежащую в руинах. Через пятнадцать лет Стейнбек из Южной Африки при раскопках в пяти милях южнее нашел дохристианские сооружения для горнодобывающей промышленности, которые, как полагали, были соединены с храмовым городом. Пробы камней показали, что здесь, скорее всего, добывали серебро и золото. В 1910 году известный немецкий исследователь Африки д-р Карл Петере сфотографировал на этом месте образцы резьбы по камню, и ученые нашли в их характере финикийское влияние.

    Таинственная земля Офир очень долго ускользала от ученых, хотя множество признаков указывало на то, что искать ее следует в Восточной Африке. Некоторые ученые, в том числе и профессор Олбрайт, предполагали, что Офир мог находиться в Сомали. Это могло хорошо увязываться с библейскими сообщениями о том, сколько времени нужно было добираться до этой страны.

    "В три года раз приходил Фарсисский корабль..." (3 Цар. 10:22). Олбрайт предполагал: "Флот мог отплывать из Ецион-Гавера в ноябре или декабре и возвращаться на третий год в мае или июне. Это давало возможность избежать летней жары. Путешествие, таким образом, длилось не больше восемнадцати месяцев". Кроме того, основные товары, которые привозили из Офира - "золото и серебро, и слоновая кость, и обезьяны" (3 Цар. 10:22), - явно указывают на Восточную Африку.

    Египтяне были хорошо осведомлены о Пунте, который можно отождествить с Офиром. Они были очевидцами всего происходящего там и внимательно за всем следили. Иначе как бы возникли эти выразительные живописные изображения "Пунта", оживляющие стены храма с террасами в Дейр-эль-Бахри[56]? На изумительном красочном рельефе, украшающем этот храм с восточной стороны Фив, запечатлены великолепие и очарование смуглой дамы - королевы Пунта, а также ее свита. Египтяне, всегда с благоговением относившиеся к деталям изображения, большое внимание уделили костюмам, круглым хижинам, животным и растениям Пунта. Глядя на эти рельефы, любой мог ясно представить себе, как выглядела легендарная страна Офир. Надписи, сопровождающие рельефы, сообщают об удивительной экспедиции, которая в 1500 г. до н. э. была снаряжена по приказу женщины для путешествия в Пунт. В это время на троне фараонов восседала, как сорегент Тутмоса III, знаменитая царица Хатшепсут - "первая великая женщина в истории", как назвал ее египтолог Брэстед[57]. Повинуясь приказанию оракула бога Амона разведать путь к Пунту и возобновить торговые отношения с морскими портами Красного моря, которые прервались во времена гиксосов, царица на девятый год своего правления выслала флотилию из пяти кораблей дальнего плавания. Они должны были привезти мирровые деревья для храмовых террас. Флот вышел из Нила по каналу восточной части дельты в Красное море и "благополучно прибыл в Пунт", где обменял египетские товары на драгоценный груз мирровых деревьев, эбенового дерева, золота, а также всех сортов ароматных деревьев и других экзотических товаров наподобие сандалового дерева, шкур пантер и обезьян.

    Едва ли жителям Фив доводилось прежде видеть нечто подобное: толпа темнокожих уроженцев Пунта, успешно завершивших опасное путешествие, спешит ко дворцу царицы с удивительными товарами своей страны. "Я превратила его сад во второй Пунт, как он приказал мне..." - ликует Хатшепсут, говоря о мирровых деревьях на храмовых террасах. В раскаленных песках напротив храма в Дейр-эль-Бахри египтологи обнаружили высохшие корни мирровых деревьев.

    Мужчины и женщины Израиля, должно быть, так же, как и эти фиванцы, изумленно застывали на пристани Ецион-Гавера, когда флот царя Соломона возвращался из далекого Офира и с кораблей выгружали сандаловое дерево и "великое множество красного дерева и драгоценных камней... золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов" (3 Цар. 10:11, 22).

    Проводить археологические работы нормально можно только тогда, когда ученые получают разрешение на раскопки со стороны землевладельца или правительства страны. Этого не всегда легко добиться, не говоря уже о том, что в процессе работы жизнь исследователей осложняется различными протестами или ограничениями. Но в 1925 году американские ученые нашли необычный способ, обеспечивший им спокойную работу. Они купили - без малейших колебаний! - каменистый холм Телль-эль-Мутеселлим в Изреельской долине у девяноста его местных владельцев - крестьян и пастухов. Восточный институт при Чикагском университете решил провести эти раскопки как образцовые для всего Ближнего Востока, как самые обширные, самые тщательные и точные из всех исследований Палестины.

    Под Телль-эль-Мутеселлимом скрывался библейский Мегиддо. Это открытие подтверждалось первыми крупномасштабными раскопками, проведенными на этом месте между 1903 и 1905 гг. Германским Восточным обществом под руководством д-ра Й. Шумахера.

    Телль-эль-Мутеселлим - уменьшенная копия Столовой горы - расположен в центре необычайно живописной местности. Если посмотреть сверху, кажется, будто видишь внизу огромное зеленое озеро. Тянется вдаль обширная равнина - "долина Изреельская" (Нав. 17:16), где зеленые болотистые луга чередуются с хорошо ухоженными хлебными полями. Здесь повсюду видны стаи журавлей и аистов. У самого края долины, у Средиземноморского берега, стоит, будто горбатый страж - покрытый лесом Кармил. К северу устремляются ввысь нежно-голубые Галилейские холмы, на которых расположена небольшая деревенька Назарет, а справа, вдалеке, за угрюмой вершиной горы Табор скрывается глубокая расселина Иорданской долины.

    В этом плодородном треугольнике, в этой безмятежной сельской местности, окруженной мягкими контурами холмов, не сохранилось даже намека на то, что этот крошечный кусочек земли на протяжении многих тысяч лет являлся ареной грандиозных сражений и играл важную и решающую роль в истории.

    Около 1500 г. до н. э. фараон Тутмос III, ездивший в "золотой колеснице", провел свою армию через узкий проход в долину Изреельскую, напал на ханаанеян, в ужасе бежавших, и учинил полный разгром Мегиддо. В этой же долине израильтяне по призыву героической Деборы сокрушили власть ханаанейских колесничих; здесь же Гедеон внезапно напал на племена мидийцев-грабителей, владевших прирученными верблюдами; и на этом же месте Саул потерпел поражение в битве с филистимлянами; а около 600 г. до н. э. в этой долине погиб царь Иудеи Иосия, неудачно выступив со своими воинами против мощного войска египетского фараона Нехо. Здесь сохранились руины французского замка Фаба: иоанниты и тамплиеры захватили этот замок во время крестовых походов и владели им, пока Саладин[58] не выбил их из долины после кровавого побоища. 16 апреля 1799 года на этом месте произошло сражение между турками и французами. Всего лишь с 1500 солдатами французский генерал Клебер[59] держал в страхе 25-тысячную неприятельскую армию, геройски сражаясь с самого рассвета до полудня. Затем на помощь им через горный хребет ринулся отряд кавалерии в 600 человек. Офицера, который возглавлял его, звали Наполеон Бонапарт. После окончания победоносной "Битвы за Табор" Наполеон отправился к галилейским холмам в Назарет на ужин. В 1918 году британская кавалерия под командованием лорда Алленби пронеслась через то же самое ущелье, которым прошли войска Тутмоса III, и разбила турецкую армию, расположившуюся лагерем в долине.

    Молчаливым свидетелем всех этих событий был Телль-эль-Мутеселлим, где Кларенс С. Фишер весной 1925 года начал пресловутые образцовые раскопки. Весь холм был буквально разрезан по дюйму на тонкие слои - наподобие торта, но по горизонтали. И замелькали века, словно в калейдоскопе. Каждый снятый слой являл собой главу мировой истории периода с X до IV века до н. э.

    В четырех верхних слоях первого пласта обнаружились руины времен Персидского и Вавилонского царств. Персидский царь Кир[60] в 539 г. до н. э. разрушил Вавилон. За полвека до этого - в 697 г. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор[61] завоевал Сирию и Палестину. С того периода до нынешних времен сохранились дворцовые стены необычайно прочной постройки. Второй пласт предоставил свидетельства владычества Ассирии - руины дворца, датируемые началом VIII века до н. э.: Тиглатпаласар III[62] покорил Палестину в 733 г. до н, э. Третий и четвертый пласты относятся к израильскому периоду.

    Самой важной находкой здесь оказались две печати с древнееврейскими буквами. На одной из них имелась надпись: "Шема, слуга Иеровоама". Иеровоам был первым правителем Израиля после разделения царства (926-907 гг. до н. э.). На камне сохранилось и другое знакомое имя - египетского фараона Шешонка I. В Библии он называется "фараон Сусаким". В 922 г. до н. э., на пятом году царствования царя Иудеи Ровоама, сына Соломона, Сусаким напал на Палестину.

    Прошло почти десять лет тяжелого труда, прежде чем археологи достигли слоев, датируемых временем правления царя Соломона, который умер в 926 году до н. э., за четыре года до нападения Сусакима. Самый нижний слой четвертого пласта явил археологам Гордону Лауду и П. Л. О, Ги сенсационные находки, касающиеся царя Соломона.

    Во времена Соломона был освоен новый метод постройки общественных строений, оборонительных стен и т. п. В отличие от прежнего стиля строительства, этот новый тип включал использование гладких отшлифованных камней, которые вставляли в углы построек и в стены через определенные промежутки. В самом нижнем слое четвертого пласта обнаружились руины дворца, в которых выявились эти характерные особенности. Дворец был окружен квадратом стены с длиной стороны около шестидесяти ярдов. Дополнительной защитой служили красивые входные ворота, с каждой стороны которых стояло по три колонны, тесно примыкающие друг к другу. Археологи уже сталкивались с подобными городскими воротами с тройной защитой в Ецион-Гавере и Лахисе. Постройка с массивными стенами, найденная при раскопках почти в то же самое время, оказалась амбаром - одним из "городов для запасов, которые были у Соломона" (3 Цар. 9:19). Склады подобного типа были найдены также в Беф-Сане и Лагисе. Мегиддо являлся административным центром пятой области Израиля во времена правления Соломона. Управляющим во дворце царя Соломона, ответственным также за доставку натурального налога в "город для запасов", был "Ваана, сын Ахилуда, в Фаанахе и Мегиддо" (3 Цар. 4:12).

    Впрочем, эти находки были хотя и замечательными, но все же не сенсационными. Сенсация пока еще лежала нетронутой в самом сердце Телль-эль-Мутеселлима - казалось, что древний холм приберегал ее до самого конца. В ходе раскопок у края Телля среди обломков появилась ровная каменная поверхность, прямоугольная по очертаниям, усеянная длинными рядами невысоких каменных столбиков с квадратным срезом.

    Поначалу Лауд и Ги не поняли, что бы это могло быть. Ярд за ярдом из-под обломков возникала эта удивительно ровная поверхность, и казалось, что ей не будет конца. И тогда Ги пришло на ум, что это, возможно, остатки конюшен. Разве в Библии не говорится о бессчетном количестве лошадей царя Соломона?

    Среди обычного монотонного однообразия раскопок, которые длились несколько лет, с их ежедневной нормой работы, заключающейся в извлечении почвы, просеивании и классификации каждого обломка с учетом его ценности, идея Ги сразу же дала работе новый стимул, который добавил энтузиазма даже рабочим экспедиции.

    Удивление археологов росло по мере того, как появлялось на свет каждое новое строение. Ученые обнаружили, что несколько больших конюшен постоянно располагались вокруг двора, покрытого известняковым раствором. К середине каждой конюшни подходил широкий десятифутовый коридор. Он был грубо вымощен, чтобы лошади не поскользнулись. С каждой стороны за каменными столбиками находились стойла - каждое ровно десяти футов шириной. Во многих стойлах до сих пор сохранились остатки кормушек и части поилок. Эти конюшни были по-настоящему роскошными даже по нынешним меркам. Судя потому необычайному вниманию, которое щедро уделялось посторойкам конюшен и уходу за животными, лошади в те времена были в большом почете. Во всяком случае, им уделялось больше внимания, чем людям. Когда появилось все сооружение, Ги подсчитал, что одиночных стойл для лошадей было четыреста пятьдесят, а сараев для колесниц - сто пятьдесят. Поистине гигантская царская конюшня! "Вот распоряжение о подати, которую наложил царь Соломон, чтобы построить... стену Иерусалимскую, Гацор, и Мегиддо..." (3 Цар. 9:15). "И набрал Соломон колесниц и всадников; у него было тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч всадников; и разместил он их по колесничным городам..." (3 Цар. 10:26). Учитывая размер царской конюшни в Мегиддо и подобных ей конюшен и сараев для колесниц, которые были найдены в Телль-эль-Хеси, в Таана-хе, а также в Иерусалиме, библейские сообщения следует считать просто намеком на реальность. А поразительные результаты раскопок дали, наконец, ясное представление о роскоши и расточительности, которыми отличался древний Израиль в его имперские времена.

    В конце концов, Мегиддо был лишь одним из гарнизонов для новых колесничных отрядов Соломона, которые являлись частью постоянной царской армии!

    Почти через две тысячи лет после Соломона, после завоевания Святого Города Готфридом Бульонским, в одной из древних конюшен, прорубленной глубоко в скале под высокими иерусалимскими стенами, крестоносцы держали своих лошадей.

    И лошади, и колесницы считались во времена Соломона ценным товаром. И у Израиля была на этот товар полная монополия (3 Цар. 10:28,29).

    Все важные караванные пути между Египтом, Сирией и Малой Азией проходили через царство Соломона. Египет был главным экспортером военных колесниц: "Коней же царю Соломону приводили из Египта... Колесница из Египта получаема и доставляема была за шестьсот сиклей серебра, а конь за сто пятьдесят". Египетские колесные мастера были непревзойденными в изготовлении быстроходных двухколесных военных и охотничьих колесниц. Твердую древесину для них надо было доставлять из Сирии. Этим объясняется их высокая меновая стоимость. Согласно Библии, ценой одной колесницы были четыре лошади (3 Цар. 10:29). В этой связи нет необходимости утверждать, что "сикли серебра", упоминаемые в Библии, - это анахронизм, так как монеты во времена Соломона еще не чеканились.

    Как рассказывает нам еще одно предание, лошади привозились из Египта и "из Кувы". "Кувой" называлась область Киликии, располагавшаяся на плодородной равнине между горами Тавра и Средиземноморьем. После уничтожения хеттами царства Митанни Киликия в древнем мире стала страной разведения лошадей и платных конюшен. Геродот упоминает, что позднее персы привозили из Киликии лучших лошадей для курьерской службы своей империи.

    Торговыми партнерами Израиля на севере были "цари Хеттейские и цари Арамейские" (3 Цар. 10:29). Это также исторически точно. Хеттская держава не просуществовала до времен Соломона, но на ее месте возникло несколько более мелких государств. Одно из них обнаружил в 1945 году немецкий профессор X. Т. Боссарт; оно было на столетие моложе царства Соломона. В лесах у горы Каратепе, недалеко от Аданы на юго-востоке Турции, нашли царский замок. Аситаванда, построивший его в IX в. до н. э., был одним из этих "Хеттейских царей".

    Самые последние исследования пролили свет на тайны "медного царя" Соломона, не только подтверждая библейские сообщения, но и опровергая прежние мнения. Большой вклад в эту область сделал израильский профессор археологии Бенно Ротенберг (Тель-Авив), родившийся во Франкфурте-на-Майне. Мы уже упоминали об его отдельных исследованиях у Тимна в районе Вади-Араба. Однако то, что обнаружил Ротенберг, противоречило мнению Нельсона Глюка: между XII в. до н. э. и периодом Римской империи в "библейских" копях у Тимны медь не добывали. Иными словами, копи царя Соломона не существовали при его правлении - в X в. до н. э. Действительно, Библия не дает нам оснований считать Соломона "медным царем", так как в ней нет упоминаний о разработках месторождений меди в период его царствования. Напротив, в Библии ясно говорится, что Соломон получал медь в качестве военной добычи, а также из запасов своего отца Давида (1 Пар. 18:8; 22:3,14). И опять Библия права: она умалчивает о производственной добыче меди во времена Соломона, и ученые не могут опровергнуть это.

    Но как же тогда возникло устойчивое предание о "Соломоновых копях"? Сегодня прояснился также и этот вопрос. Библия здесь ни при чем. Все дело в повести сэра Райдера Хаггарда "Копи царя Соломона", которая появилась в конце прошлого столетия. Даже такой крупный библейский археолог, как Нельсон Глюк - без сомнения, один из самых выдающихся специалистов в этой области, - был введен в заблуждение этим псевдобиблейским преданием нынешних времен.

    Возможно, даже с большей осторожностью, чем к "Соломоновым копям", следует относиться к попыткам определить местонахождение Офира, которые продолжают терпеть неудачу всякий раз, когда ученые пробуют установить его. То, что немецкий геолог Карл Маух обнаружил в Родезии (и что было значительно разрушено неумелыми раскопками), оказалось культурой Зимбабве, которая возникла не ранее 2000 или 2500 лет после царствования Соломона - между XI и XV вв. до н. э. Зимбабве не имело ничего общего со строительной практикой финикийцев или арабов и никак не было связано с храмом лунного божества Илумкуха (Алмакаха)[63] в далеком Магрибе в Южной Аравии (между прочим, этот храм также не относится ко временам Соломона, а приблизительно к VII или VIII вв. до н. э.). Зимбабве - явно произведение местной архитектуры, хоть этот факт и может быть неприятен для нынешнего правительства Родезии. Питер С. Гарлейк - ученый, сделавший это открытие и опубликовавший его, - был смещен с должности председателя Комиссии по историческим памятникам Южной Родезии и был вынужден эмигрировать в другую африканскую страну. Очевидно, для занятий археологией даже в наши дни необходимо определенное мужество, и за открытиями не всегда следует слава!

    Точно так же, как с копями Соломона, о которых в Библии нет никаких упоминаний, дело обстоит и с не менее знаменитыми "конюшнями Соломона" в Мегиддо. Все более распространенным становится мнение, что они существовали не во времена Соломона, а в период царствования израильского царя Ахава (ок. 875-852 гг. до н. э.), который, согласно ассирийскому сообщению о битве за Каркар[64] (ок. 854 г. до н. э.), собрал две тысячи колесниц - самое большое войско боевых колесниц антиассирийского союза. Итак, в основном библейский рассказ еще раз подтверждается: в 3-й Книге Царств (9:15) можно прочесть лищь о том, что Соломон построил Мегиддо, а не о том, что он устроил там конюшни; а также о том, что он вообще имел "колесницы и всадников" (3 Цар. 10:26), но не о том, что они располагались в Мегиддо.

    Остается лишь добавить, что, по мнению многих ученых (и среди них - израильского специалиста по библейской археологии профессора Йоханана Аарони из Тель-Авива), "Соломоновы конюшни" не только не датируются временем царя Ахава, но и вообще не являются конюшнями. Возможно, это - продовольственные склады. Подобные строения, предназначенные для этих же целей, Йоханан Аарони обнаружил при раскопках в Беер-Шебе.

    Весьма обширные и подробные эпизоды Библии (6-я и 7-я главы 3-й Книги Царств, 3-я и 4-я главы 2-й Книги Паралипоменон, с 40-й по 43-ю главы Пророка Иезекииля) получили поразительное подтверждение. Во всех этих эпизодах говорится о самой знаменитой постройке Соломона - Иерусалимском храме.

    Так как раскопки на территории храма невозможны, мы не знаем, что сохранилось до нынешних времен от постройки Соломона под вымощенным каменными плитами полом храма времен Ирода Великого и под каменным куполом (Куббет-эс-Сахра), построенном при династии Омейядов[65], одним из самых великолепных образцов исламской архитектуры. Но все же из библейских описаний и параллельных сведений из ханаанейско-финикийских областей нам известно, что этот храм был построен по определенному образцу, постоянно встречающемуся в семитских храмах, начиная с каменного века. Он состоит из трех соединенных между собой залов, в каждый из которых пройти можно лишь из предыдущего. "Маленький храм", найденный в Телль-Таинат (IX в. до н. э.), ханаанский храм позднего бронзового века, обнаруженный при раскопках в Хацоре в пятнадцатом пласте секции X (XIII в. до н. э.), и храм на северной стороне цитадели Телль-Арада очень близко совпадают с библейскими описаниями. Последний представляет особый интерес, так как является святилищем израильтян и хронологически находится ближе всего ко времени строительства храма Соломона.

    С этими тремя храмовыми помещениями связана крытая галерея ("улам"), ведущая в "зал" ("хекал"). В Библии английского перевода "хекал" относится к "большому дому", или просто к "Храму", хотя, строго говоря, подразумевается лишь часть храмового комплекса. Этот "большой дом" давал доступ к истинно священному месту - к Святая Святых ("давир"). По обеим сторонам входа в "хекал" стояли две колонны, "Иахин" и "Воаз". В Телль-Араде действительно были найдены две каменные плиты, находившиеся по обеим сторонам входа в "хекал", которые вполне могли служить опорами для колонн. Вход в среднее помещение храма в Хацоре, относящегося к позднему бронзовому веку, также окружен с двух сторон пьедесталами для колонн.

    Хотя храм в Телль-Таинат датируется веком позже царствования Соломона, по типу архитектуры он принадлежит к его времени. Это подтверждает библейские сообщения относительно определенных строительных деталей, главным образом связанных со строительством дворца Соломона (3 Цар. 7:1-12).

    Согласно тому, что говорится в 6:10 и 6:33 3-й Книги Царств, лес использовался для покрытия при внутренних и наружных строительных работах, а так же для балок и столбов. Точно так же был построен храм в Телль-Таинат. Стены этого храма были возведены из кирпичей на каменном фундаменте, и эти кирпичные стены были укреплены деревянными столбами!

    Храм в Телль-Таинат был финикийским, и для возведения своего храма в Иерусалиме Соломон получил финикийских рабочих от тирского царя Хирама (3 Цар. 5:2 и далее; 2 Пар. 2:7, 2:12 и далее). Интерьер храма был частично финикийским, или, по крайней мере, в нем ощущалось финикийское влияние. В частности, это относится к херувимам над Ковчегом в Святая Святых (Исх. 25:18-22, 37:7-9; 3 Цар. 6:23-25; 2 Пар. 3:7, 3:10-14). Подобные статуи, украшенные резьбой, были обнаружены в финикийском культурном регионе. Ритуальные сосуды, описанные в Библии, также встречаются в ханаанско-финикийской области и даже гораздо дальше - на Кипре, находившемся вне сферы финикийского влияния. Таким образом, при поисках образца, по которому строился храм Соломона в Иерусалиме, все признаки указывают на Ханаан и Финикию.



К оглавлению
Назад



© 2008, Сайт Апологии Христианства.
URL: http://apologia.hop.ru
E-mail: apologia@hop.ru