Библия как история.
Вернер Келлер
"Счастливая Аравия", таинственная страна.- "Марш смерти" 10 000 римлян. - "Экспортер пряностей номер один".- Первые известия о Магрибе.- Опасное приключение Халеви и Глейзера.- Когда прорвалась великая дамба.- Американская экспедиция в Йемен.- Храм бога луны в Саве.- Верблюды- новый вид транспорта на большие дистанции. - Торговые переговоры с Соломоном.
"Царица Савская, услышав о славе Соломона, пришла испытать Соломона загадками в Иерусалим, с весьма большим богатством и с верблюдами, навьюченными благовониями и множеством золота и драгоценных камней" (2 Пар. 9:1).
Тысячи лет богато груженные караваны совершали свой путь из "Счастливой Аравии" на север. О них хорошо знали в Египте, в Греции и в Римской империи. Вместе с ними приходили рассказы о легендарных городах, о гробницах, полных золота, - рассказы, которые существовали веками. Римский император Август решил выяснить, почему же караванщики так превозносят свою далекую родину? Он велел Элию Галлу снарядить военную экспедицию в южную Аравию, чтобы разузнать правду об этих легендарных краях. С десятью тысячами римских солдат Галл выступил из Египта на юг и двинулся по пустынному побережью Красного моря. Целью его был Магриб - сказочная столица "Счастливой Аравии". Но достичь ее Галлу так и не удалось: безжалостный зной пустыни, бесконечные стычки с дикими племенами и коварные болезни почти целиком уничтожили его отряд. Те немногие, кому удалось выжить, вернулись домой, не добавив никаких достоверных фактов к легендарным представлениям о "Счастливой Аравии".
"В Счастливой Аравии, - писал Дионисий Греческий в 90 г. н. э., - вас постоянно окутывает сладкий аромат восхитительных благовоний, будь то ладан или дивная мирра. Обитатели ее владеют несметными стадами овец, пасущимися на лугах, а птицы с далеких островов приносят туда листья настоящей корицы".
Южная Аравия еще в древности была "экспортером пряностей номер один", каковым она остается и по сей день. Но в те давние времена она была покрыта непроницаемым туманом тайны. Никому не доводилось видеть ее воочию. "Счастливая Аравия" оставалась книгой за семью печатями. Первым человеком Западного мира, отважившимся пуститься в опасное путешествие к этой земле, был Карстен Нибур - немец, в XVIII веке возглавивший датскую экспедицию в Южную Аравию. Но и ему не удалось добраться дальше Саны. Когда ему пришлось повернуть назад, до развалин города Магриба оставалось еще 60 миль.
Первыми белыми людьми, достигшими наконец этой заветной цели столетие спустя, стали француз Ж. Халеви и австриец доктор Эдвард Глейзер. Поскольку всем чужеземцам, а тем более европейцам, было запрещено пересекать границу Йемена, Халеви и Глейзер пошли на риск, который мог бы стоить им жизни. Они зафрахтовали судно и тайно высадились в Аденском заливе под видом жителей Востока. Совершив утомительное путешествие в 200 миль через пустынную и засушливую горную страну, они в конце концов добрались до заветного Магриба. Потрясенные увиденным, они решились забыть о предосторожностях и попытались обследовать развалины.
Навстречу им вышли туземцы, заподозрившие неладное. Путешественники поняли, что им грозит смерть, если их маскарад будет раскрыт, и пустились в бегство. После множества приключений они вернулись в Аден окружным путем. Им удалось тайно пронести под одеждой копии надписей и рисунков с развалин - доказательство того, что Магриб существует в действительности, а не является легендой.
Позднее надписи и рисунки из Магриба стали привозить в Европу странствующие купцы. К настоящему времени число их достигло четырех тысяч. Ученые исследовали и рассортировали эти материалы. Письменность жителей Магриба оказалась алфавитной, а следовательно, восходила к палестинской. Посвятительные надписи предоставили нам информацию о богах, племенах и городах, численность населения которых достигала миллиона человек. Кроме того, стали известны названия четырех государств. Это "царства пряностей" Минея, Катабан, Хадрамаут и Сава.
Царство Минея находилось в северной части Йемена и восходило к XII в. До н. з. Тексты IX в. до н. э. упоминают южного соседа Минеи - царство Саву. Ассирийские документы VIII в. до н. э. также говорят о Саве и о тесных торговых связях с этой страной, правители которой назывались "мукаррибы" - "цари-жрецы".
Со временем, по мере появления все нозых документальных свидетельств, царство Сава начало приобретать более определенные очертания.
Реку Азанат в Саве перекрывала гигантская дамба, где скапливались дождевые осадки, выпадавшие на широкой площади речного бассейна. Отсюда вода распределялась по каналам в целях ирригации, благодаря чему земля оставалась плодородной. Среди песчаных дюн пустыни до сих пор сохранились остатки этого древнего чуда техники - части стен высотой в более чем 60 футов. Подобно тому, как Голландию в наши дни называют "страной тюльпанов", так Сава была в древние времена "страной пряностей" - огромным благоуханным садом, где были собраны драгоценнейшие в мире специи. В центре страны находилась столица - город Магриб. "Сад пряностей" процветал вокруг Магриба более полутора тысяч лет - до 542 года до н. э., когда дамба неожиданно рухнула. Плодородные земли задохнулись в удушливых объятиях пустыни. "Народ Савы, - говорится в Коране, - владеет чудесными садами, где растут драгоценные плоды". Но этот народ возгордился и отвернулся от Бога, чем навлек на себя Его кару. Дамба погибла, и теперь в садах Савы растут лишь горькие плоды.
В 1928 г. немецкие ученые Карл Ратьенс и X. фон Виссманн обнаружили место древнего храма близ Саны, которое первым посетил их соотечественник Нибур. Однако прошло более четверти века, прежде чем в конце 1951 г. отправилась большая экспедиция, целью которой было разрешение археологической тайны Савы. Эту экспедицию финансировал "Американский Фонд исследования человека". Организатором ее был двадцатидевятилетний палеонтолог Венделл Филлипс, разносторонний и эрудированный ученый из Калифорнийского университета. После долгих переговоров с царем Имамом Ахмедом членам экспедиции удалось добиться разрешения на раскопки в Магрибе. Магриб лежит на южной оконечности Аравийского полуострова, на высоте около 6000 футов, в восточной части горного хребта, окаймляющего Красное море. Археологи возлагали на это предприятие большие надежды.
Внушительная колонна джипов и фургонов мчалась на север по бесплодной горной стране, по бездорожью. И вдруг, подобно миражу, среди сверкающих на солнце песчаных дюн перед ними возникли гигантские развалины и колонны - "Харам Билкис". Это был храм Илум-куха, доисламского божества Аравии, окутанный множеством легенд культовый центр поблизости от Магриба - столицы древнего арабского царства Сава. Хотя развалины были частично погребены песками, ясно угадывались очертания овальной храмовой стены длиной более чем в 300 футов. При беглом осмотре святилища выяснилось, что круглая форма самого святилища аналогична форме развалин Зимбабве в Родезии, где некогда пытались найти библейский Офир. Однако более подробные исследования помогли обнаружить специфические особенности этих руин. Кроме того, храм Зимбабве, датируемый периодом XI-XV вв. н. э., примерно на две тысячи лет моложе святилища древнего бога Луны в Магрибе.
Согласно надписи на стене развалин, в "Харам Бил-Кис" поклонялись лунному божеству Илумкуху. В центре Овальной стены под слоем песка находился храм. Раскопки начались со входа в огромный круг святилища. Археологи хотели проникать в глубь храма постепенно, начиная с этой точки.
Сперва на свет появилась роскошная башня у ворот, вызвавшая у членов экспедиции законное восхищение. Во двор храма вели широкие ступени, покрытые бронзой. Внутренний дворик был окружен кольцевым залом с колоннами. На каменных колоннах высотой в 15 футов некогда покоилась крыша, защищавшая дворик от палящего солнца. Прямой проход по диаметру двора, также ограниченный по обе стороны колоннами, вел отсюда в святилище лунного бога. Археологов поразило необычное декоративное приспособление: некогда этот тихий дворик орошали сверкающие струи воды, которые били из фонтана, расположенного на высоте 15 футов. Вода собиралась в узкий извилистый канал, проходящий по двору.
Как же, должно быть, восхищались в древности путники, попадавшие в это чудеснейшее строение "Счастливой Аравии", при виде искристого фонтана и величественных колонн, окутанных дремотными ароматами ладана и мирры!
Раскопки продвигались быстро, и вскоре от самого святилища археологов отделяло всего несколько ярдов. Впереди уже виднелись прекрасные ворота храма, по бокам которых красовались две изящные колонны. Но на этом работы пришлось внезапно остановить: крючкотворские препятствия, которые постоянно чинил археологам правитель Магриба, дошли до критической точки, и жизнь членов экспедиции оказалась под угрозой. Пришлось сворачивать лагерь и поспешно бежать, бросив почти все находки. К счастью, среди немногочисленного багажа, который удалось прихватить с собой, оказалось несколько фотографий.
В следующие несколько лет в Хадрамауте были предприняты раскопки еще в трех местах, увенчавшиеся большим успехом.
Вскоре ученые взялись за оценку результатов этих четырех коротких и зачастую рискованных экспедиций. Профессор У. Ф. Олбрайт смог сказать: "Наши представления о культурной истории и хронологии Южной Аравии претерпевают своего рода революцию. Мы получили данные, позволяющие продемонстрировать политическое и культурное главенство Савы в этом регионе в первые века после 1000 г. до н. э.".
В тот же период, когда корабли царя Соломона отваживались на дальние морские путешествия по Красному морю в Аравию и Африку, начались не менее долгие и опасные сухопутные путешествия вдоль побережья Красного моря, через южное "море песка". Новый вид транспорта - верблюды - был не без оснований назван "кораблями пустыни". Верблюды могли покрывать огромные расстояния, давая возможность совершать путешествия которые прежде считались невозможными. Благодаря приручению этих пустынных животных, около 1000 г. до н. э. на обширных бесплодных землях начался небывалый расцвет торговли. Южная Аравия, прежде казавшаяся недосягаемой, внезапно получила возможность тесных контактов со Средиземноморским миром и другими древними царствами. Подобно тому, как изобретение воздушных перелетов "приблизило" Америку к Европе, так и одомашнивание верблюдов "приблизило" к древним государствам Европы Южную Аравию.
Прежде путешественники вынуждены были полагаться лишь на ослов, которые передвигались очень медленно. Короткие дневные переходы были ограничены расстояниями между источниками воды. Кроме того, на всем протяжении древней 1250-мильной "дороги ладана" торговцы постоянно находились под угрозой нападения. А с появлением верблюдов из "Счастливой Аравии" хлынуло великое множество ценных товаров. Новый способ путешествия был значительно быстрее; теперь купцы почти не зависели от источников воды и, следовательно, могли уклоняться от долгих традиционных маршрутов, петлявших между колодцами. Вдобавок, торговля стала гораздо выгоднее, поскольку верблюды были способны перевозить значительно больший груз, чем ослы.
Конечной станцией на "дороге ладана" был Израиль. Ценные товары попадали в руки официальных посредников Соломона - "царских купцов". От этих посредников зависело также, дозволят ли каравану пройти через царство Соломона дальше - к Египту, Финикии и Сирии.
Неудивительно, что царица Савы узнала о "славе Соломона" (3 Цар. 10:1). Теперь, внимательно читая десятую главу 3-й Книги Царств, мы уже не можем считать ее "благочестивой сказкой", а царицу Савскую - вымышленным персонажем. Напротив, весь этот фрагмент выглядит достоверным и полностью понятным. "И пришла она [царица Савская] в Иерусалим... и пришла к Соломону, и беседовала с ним обо всем, что было у ней на сердце" (3 Цар. 10:2). У царицы Савской наверняка было о чем поговорить с Соломоном. Правительница государства, чей главный торговый путь по неизбежным географическим причинам пролегал через Израиль, наверняка могла пожелать обсудить с царем этой страны много вопросов. Сейчас мы могли бы более конкретно определить эту беседу как торговые переговоры.
Однако сколь бы живо мы ни представляли себе сейчас картину этих переговоров и сколь бы красочно ни передавала восточная традиция подробности отношений между Соломоном и царицей Савской (на Востоке они превратились в одну из классических любовных пар), все же последняя во многом остается для нас загадочно-величественной фигурой.
Так, распространенная традиция однозначно связывает с этой "царицей" храм Илумкуха в Магрибе, хотя нет сомнений в том, что этот храм не относится ко времени Соломона (X в. до и. э.). Он был построен не раньше VIII-VII вв. до н. э., т. е. значительно позже периода Соломонова царствования. Кроме того, наличие женщины-правительницы в Южной Аравии в те времена вообще представляется маловероятным (хотя в Древнем Египте, к примеру, задолго до Соломона правила царица Хатшепсут). Таким образом, тайна царицы Савской по-прежнему остается неразгаданной.