Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


Библия как история.

Вернер Келлер

Глава 22. Повседневная жизнь Израиля

Израильтяне любили красоту. - Тайны палестинских будуаров.- Спальня смирром и алоэ.- Бальзамовые плантации Иерихона.- Мастика- излюбленная жевательная резинка палестинцев.- Ханаанская косметика.- Были ли египтяне изобретателями кровати?- Остракон, сообщающий о даче плаща в залог,- Шумные мельницы.

    На фоне пышной роскоши Древнего Египта, Вавилона и Ассирии бытовая жизнь Древнего Израиля может показаться серой и однообразной. Действительно, ее не сравнить ни с золотым великолепием Трои, ни с изяществом Египта времен Тутанхамона и очаровательной Нефертити. Но неужели израильтяне прозябали в беспросветном, унылом существовании, не скрашенном никакими развлечениями?

    Отнюдь нет. Известно, к примеру, что народ Древнего Израиля питал склонность к ярким краскам. Израильтяне окрашивали свою одежду и стены домов, а израильские женщины пользовались красочным макияжем. Любовь к ярким цветам проявлялась еще в дни патриархов: "Израиль любил Иосифа больше всех сыновей своих... и сделал ему разноцветную одежду" (Быт. 37:3). Этот тип плаща с красно-голубым узором представлен на одном изображении в гробнице в Бени-Хасан. Одежду голубого и красного цвета носили мужчины, а женщины, по-видимому, одевались в зеленое. В рассказе о странствиях израильтян по пустыне говорится о красных и синих бараньих кожах (Исх. 25:4). "Плачьте о Сауле, который одевал вас в багряницу с украшениями и доставлял на одежды ваши золотые уборы" (2 Цар. 1:24), - в горе восклицает Давид после смерти первого царя. "На ней была разноцветная одежда, - сказано о Фамари, дочери Давида, - ибо такие верхние одежды носили царские дочери-девицы" (2 Цар. 13:18).

    Природа одарила землю Ханаанскую прекраснейшей палитрой красок: желтый шафран и красные гранаты, охра и красный мел. В море добывали особый род моллюсков, чье мягкое бесцветное тело под солнечными лучами становилось пурпурным. В Тире и Сидоне были найдены целые горы пустых скорлупок этих моллюсков; это навело ученых на вывод, что здесь некогда располагались центры производства пурпурного красителя. Производство пурпура первыми наладили в своих морских портах финикийцы, но позднее жители Палестины также занялись этим доходным промыслом.

    Текстильный город Беф-Асбея на юге Иудеи славился производством виссона - лучшего сорта беленого льна. 10 рубах из виссона упоминаются в одной из надписей Асархаддона - великого ассирийского царя. Хеврон и Кириаф-Сефер были крупными центрами красильной промышленности. Обнаруженные в этих местах при раскопках большие каменные чаши и устройства наподобие котлов со входными и сливными трубами использовались некогда для окраски тканей. В древнем Дебире была известна даже техника холодного окрашивания. "...Кто говорит: "построю себе дом обширный и горницы просторные, - говорится в Книге Пророка Иеремии (22:14), - и прорубает себе окна и обшивает кедром и красит красною краскою". Стены покрывали лаком или мозаичными плитками, обивали тканью. Кожаные - и деревянные изделия красили в самые разнообразные цвета. Прекрасные женщины пользовались краской для губ, щек и век. "Как лента алая губы твои... как половинки гранатового яблока - ланиты твои под кудрями твоими"; "и волосы на голове твоей как пурпур"; (Песнь Песней 4:3, 7:6), - восклицает сам царь Соломон в Песни Песней - одном из великолепнейших в мире произведений любовной лирики.

    Песнь Песней передает поэтическим языком свойственную израильтянам тягу к украшениям и даже сообщает некоторые секреты при помощи которых израильские красавицы подчеркивали свою природную прелесть. Перечисленные здесь драгоценные благовония и предметы косметики, притирания и красители для волос до наших дней применяются в косметической промышленности Европы и других континентов.

    Благовония со сладким ароматом всегда пользовались большим спросом. Перечень ценных ароматических смол не исчерпывался ладаном, который был необходим как курение в храмовых ритуалах: ароматические смолы находили себе место и в повседневной жизни - для умащения одежды и волос, диванов и кроватей.

    "Коврами я убрала постель мою, разноцветными тканями Египетскими; спальню мою надушила смирною, алоем и корицею" (Притч. 7:16-17) - так повествуется об искусных уловках, на которые идут соблазнительницы. "Все одежды Твои, как смирна и алой, и касия", - говорится в похвале Богу из 44-го Псалма (стих 9).

    Современные ботаники исследовали сохранившиеся истории о древней парфюмерии, зачастую казавшиеся фантастическим вымыслом, и пришли к выводу, что упоминавшиеся в них ингредиенты духов и красителей действительно могли добывать в те давние времена из цветов, трав и сока кустарников. Многие из этих растений привозили из других стран, но некоторые растут в Палестине и по сей день.

    Из Индии доставляли кассию (Cinnamonum Cassia) - дерево с коричной корой - и каламус (Andropogon Aro-maticus), который также называют имбирной травой. Через Индийский океан они попадали в Южную Аравию, а оттуда, караванами, - в страны Средиземноморья.

    Корица совершила за свою историю чуть ли не кругосветное путешествие: сперва ее вывезли из Китая в Персию, оттуда - в Индию, а там ее уже стали выращивать и экспортировать в Аравию.

    Фимиам (ладан) добывали из кустарника босвеллия. Родина этого растения, так же как и миррового дерева (CommiphoraMyrrha), - Аравия и Сомали. Алоэ изначально произрастало на острове Сокотра в южной оконечности Красного моря, откуда и происходит его латинское название - Aloe Succotrina.

    О происхождении бальзама было множество споров. Казалось, что в этом вопросе Библия заблуждается: ботаникам известно наверняка, что бальзамовый кустарник (Commi phoraOpobalsamum) растет только в Аравии. Почему же Книга Пророка Иезекииля (27:17) утверждает, что бальзам посылали в Тир из Иудеи и Израиля?

    Но в действительности правы и ботаники, и Иезекииль. Просто - напросто ботаники забыли свериться с великим еврейским историком Иосифом Флавием, который сообщает, что бальзам производился в Палестине еще со времен царя Соломона. Бальзамовый кустарник рос преимущественно в окрестностях Иерихона. Иосиф Флавий рассказывает и о том, как попало в Палестину это растение: его вырастили из семян, оказавшихся среди пряностей, которые привезла в дар царица Савская.

    На первый взгляд это кажется неправдоподобным. Но есть и другие свидетельства в пользу мнения Иосифа Флавия. Придя в Палестину, римляне действительно нашли бальзамовые плантации на Иерихонской равнине. Этот редкий кустарник завоеватели ценили настолько высоко, что послали веточки его в Рим в знак победы над иудеями. В 70 г. н. э. Тит Веспасиан выставил императорскую стражу на бальзамовых плантациях, чтобы уберечь их от уничтожения. Но тысячу лет спустя крестоносцы уже не обнаружили здесь ни следа этого драгоценного растения: турки отнеслись к нему пренебрежительно и позволили плантациям зачахнуть.

    Мастику, о которой также упоминает Иезекииль, можно найти в Палестине и по сей день. Это желтовато-белые прозрачные шарики - плоды кустарника Pistacia Lentiscus. Дети до сих пор с удовольствием жуют этот местный вариант жевательной резинки, который в древние времена ценился весьма высоко и считался полезным для укрепления зубов и десен.

    Палестина является родиной и других ароматических смол - "халвана", который добивают из растения, похожего на петрушку (Исх. 30:34), "стакти" - из кустарника стиракс (Исх. 30:34), ладана - из каменной розы и др. Ботаникам удалось обнаружить все ароматические растения, упомянутые в Библии.

    Рецепты приготовления благовоний из этих растений археологи обнаруживают под развалинами стен, в остатках аристократических домов и царских дворцов. Советы специалистов по производству благовоний высоко ценились. Для смешивания ингредиентов применялись ступки с пестиками; их делали из слоновой кости, известняка, а порой и из дорогого алебастра. Духи хранили в маленьких бутылочках из обожженной глины. В более крупных сосудах и кувшинах держали благовония, разведенные оливковым маслом. Оливковое масло считалось полезным для кожи и волос. Им пользовались даже бедняки (конечно,без ароматических добавок и дорогостоящих компонентов), поскольку оливковые рощи в Палести не встречались в огромном изобилии.

    Омовение водой входило в Израиле в традицию. Израильтяне умывались до и после еды, мыли ноги гостям, пришедшим в дом, и ежевечерне мылись сами. Многочисленные библейские свидетельства этого обычая (Быт. 18:4, 19:2; Иов 9:30; Лука 7:44; Марк 7:3 и др.) подтверждаются найденными при раскопках каменными чашами, тазиками и глиняными умывальниками. Для купания израильтяне пользовались мылом, которое делали из растений и различных минералов (Иер. 2:22).

    "Мирровый пучок - возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает" (Песнь Песней 1:12). Эти слова относятся к распространенному обычаю, по которому израильские женщины носили под одеждой маленький мешочек с миррой. Богатые израильтянки пользовались шпильками для волос, щипчиками для завивки и зеркалами. Эти предметы роскоши привозили с Нила, где супруги фараонов пользовались ими на протяжении многих веков.

    И как бы ни возмущались пророки, им так и не удалось изгнать из аристократических будуаров древние эквиваленты румян и туши для ресниц!

    Излюбленным предметом косметики израильских женщин была рыже-красная пудра - хна. Они красили ею волосы и ногти на пальцах рук и ног. Изумленные археологи обнаружили на руках и ногах египетских мумий сделанный из хны лак для ногтей. Современные лаборатории и фабрики по производству косметики продолжают пользоваться хной, несмотря на все новые достижения химической промышленности.

    Брови и ресницы древние модницы красили порошком ляпис-лазури, который придавал векам особый голубоватый оттенок. Для губной помады, окрашивавшей губы в соблазнительный карминно-красный цвет, применялся, как и в наши дни, порошок из сушеных насекомых.

    При виде изящных флаконов для духов, шкатулочек из слоновой кости, ступок и пестиков для смешивания благовоний, которые извлекают археологи из-под руин израильских городов, невольно приходит в голову: до чего же сурово звучали угрозы пророка Исайи в этом мире, столь высоко ценившем разнообразие цвета, косметики и парфюмерии! "И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос плешь, и вместо широкой епанчи узкое вретище, вместо красоты клеймо" (Ис. 3:23).

    В Ветхом Завете встречаются упоминания о подушках, на которых воеседали за столом, но о кровати в современном смысле этого слова не говорится нигде: кровать была редким предметом роскоши в Древнем Израиле.

    Мнение о том, что кровать была изобретена в Нильском регионе, подтвердить с достоверностью мы не можем. Ведь, несмотря на редкость, кровати были найдены при раскопках практически во всех странах Древнего Востока, а одна из них оказалась даже в гробнице середины бронзового века в Иерихоне (гробница Н 18). Помимо других предметов, в этом захоронении находился также стол. Однако можно утверждать без всяких сомнений, что в Египте кровати были более распространены, чем в других областях. Синухет по возвращении домой с радостью восклицает: "Я снова спал на кровати!". Впрочем, даже 500 лет спустя после Синухета кровать оставалась на Древнем Востоке чем-то вроде излишества. Ведь выходя замуж за египетского фа раона, митаннийская царев На Тадухепа привезла с собой в цисле приданого только покрывала (по-видимому, вытканные из дорогой шерсти), а не постели и не кровати. В царском дворце на ее родине, очевидно, о кроватях не имели ни малейшего представления и попросту спали на полу.

    В Израиле с кроватями были знакомы тоже только цари и верховные аристократы. Постелью простолюдина был плащ, в который он заворачивался на ночь (Исх. 22:27). Это отражено и в законодательстве, где говорится, что "постель" человека можно принять в залог, но только на дневное время. Ночью ее следовало возвратить (Исх. 22:26-27). В 1959 г. благодаря счастливой случайности в развалинах Явне-Яма, в восьми милях к югу от Тель-Авива, был обнаружен уникальный документ, где зафиксирован реальный случай принятия плаща в качестве залога. В письме VII в. до н. э., так называемом "остраконе" (тексте, написанном чернилами на глиняном черепке), некий крестьянин, давший свой плащ в залог, пытается оправдаться от обвинения в непогашении долга. Археологи разобрали отчетливую надпись: "... И он взял плащ твоего слуги, после того как я принес урожай... и все мои братья истинно подтвердят, что я - не в долгу перед ним". В действительности, такой плащ представлял собой шерстяное покрывало и служил для самых разнообразных целей. Он не только защищал от холода и использовался как постель, но мог также служить подстилкой и ковром (4 Цар. 9:13; Матф. 21:7-8).

    Ни в Израиле, ни на Древнем Востоке вообще кровать не считали идеальным местом для отдыха. Это была редкость, роскошная причуда богатых. Но вот ее родственник, диван, родиной которого также является "Плодородный полумесяц", славился повсюду своим удобством и мягкими подушками. Он почти ничем не отличался от своего современного собрата: его точно так же собирали на день и раскладывали на ночь. Этот предмет мебели, повсеместно встречающийся в наши дни, был широко распространен уже три тысячи лет назад. Знали его и в Древнем Израиле. "И садилась на великолепное ложе..." (Иезек. 23:41).

    Нас выводит из себя шум и грохот нашего века автомобилей и техники, и мы нередко мечтаем о возврате тишины и покоя старых добрых времен. Но была ли жизнь древнего израильтянина спокойнее, чем быт современного европейца?

    Вместо рева динамиков и громкоговорителей окрестности израильских шатров и построек оглашал грохот мельничных жерновов. Мельницы работали от рассвета до заката, перемалывая зерно на муку. Этот процесс был похож на работу современных кофемолок, но был несравнимо более труден. Чтобы ворочать тяжелый жернов, требовалось много сил.

    Кампании протеста, то и дело возникающие по поводу повышенного уровня шума в крупных городах, в те давние времена были бы просто невозможны. Если бы умолкли мельничные жернова, в стране воцарился бы голод. В видении Иеремии, предсказывающего ужасы, которые ждут народ Израиля в период Вавилонского плена, говорится: "И прекращу у них голос радости и голос веселия, голос жениха и голос невесты, звук жерновов и свет светильника. И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет" (Иер. 25:10-11).



К оглавлению
Назад



© 2008, Сайт Апологии Христианства.
URL: http://apologia.hop.ru
E-mail: apologia@hop.ru