О плащанице Христовой.
Вячеслав Синельников
1Раздел из книги «Тайна Библии». Составитель – священник Вячеслав Синельников. Изд. 2-ое, дополненное. Издание Сретенского монастыря. М., 2000. Стр. 139-169.
2То, что повязка — плат был обернут вокруг головы Христа, видно на восстановленном объемном изображении, полученном при исследовании Плащаницы с помощью анализатора изображений ВП-8
(дальше мы расскажем об этом подробней). Судя по изображению, эта повязка разделяет надвое бороду.
Эти результаты подтверждают свидетельство апостола и евангелиста Иоанна Богослова, вошедшего в Гефсиманскую пещеру сразу по воскресении Христовом.
3Священник Глеб Каледа. Туринская плащаница и ее возраст. – «Журнал московской патриархии», 1992, №5 стр. 54-55.
4Подтверждение истории перемещений Плащаницы за почти 20 веков ее существования можно узнать по составу пыльцы, собранной с се полотна. Швейцарский ботаник доктор Фрей на Международном конгрессе по изучению Плащаницы в 1978 г. обнародовал описание и фотографии пыльцы. Она принадлежит 49 видам растений, 12 из которых являются солелюбивыми и пустынными растениями, растущими только в Южной Палестине и бассейне Мертвого моря, близ Иерусалима. В районах Иерусалима, Южной Турции (Эдесса, Стамбул, или Константинополь) встречаются 19 видов; 1 вид распространен в Южной Европе (Франция, Италия) и Палестине; исключительно турецких — 2; встречающихся в Палестине, Турции и Европе — 7, Турции и Европе — 3, собственно европейских — 5 видов. В составе пыльцы резко преобладают либо собственно палестинские, либо формы, встречающиеся, кроме окрестностей Иерусалима, и в соседних странах (39 из 49). (Священник Глеб Каледа. Туринская плащаница и ее возраст. – «Журнал московской патриархии», 1992, №5 стр. 56).
5Р. К. Баландин. Наука и религия о Туринской плащанице. М., 1989. Стр. 24.
6С.А. Арутюнов, Н.Л. Жуковская. Святые реликвии: миф и действительность. М., 1987. Стр. 31.
7Михаил Дмитрук. Туринская плащаница. – «Голос», 1995, №10. Стр. 13.
8В.В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви. I. Введение в церковную историю. М., 1994. Стр. 91-92.
9Н. Бутаков. Святая Плащаница Христова. Джорданвиль, 1968. Стр. 4-5.
10Этому удивительному в человеческий рост негативу около двух тысяч лет, а фотография появилась лишь
в девятнадцатом веке. Пятна крови темного цвета, а на негативе они должны бы быть светлыми, — следовательно, мы имеем негативные отпечатки Тела и позитивные отпечатки крови; но самое главное, что даже в наше время абсолютно невозможно искусственным путем воспроизвести такой безупречный негатив.
11Волокна ткани, на которые попала кровь, окрашены в коричневый цвет, какой кровь приобретает со временем; кое-где имеются микросгустки, похожие на свернувшуюся кровь, однако в ряде мест они чересчур яркие. Возникла мысль проверить, способна ли кровь при каких-то особых условиях сохранить свою окраску. Самым древним экспонатом, сохранившим на себе следы крови, оказалась рубашка Авраама Линкольна, бывшая на нем в день его убийства 14 апреля 1865 г. Срок ее давности был явно недостаточным, и вопрос о ярко-красных пятнах остался открытым (С.А. Арутюнов, Н.Л. Жуковская. Святые реликвии: миф и
действительность. М., 1987. Стр. 2).
12Римляне и греки тоже использовали монеты при погребении, но клали их не на глаза покойному, как это было принято у иудеев в начале нашей эры, а в рот.
13Михаил Дмитрук. Туринская плащаница. – «Голос», 1995, №10. Стр. 13.
14Михаил Дмитрук. Туринская плащаница. – «Голос», 1995, №10. Стр. 13.
15Остальные попытки опровергнуть подлинность Плащаницы едва ли можно рассматривать всерьез, как,
например, утверждения Ника Аллена, химика из ЮАР, о том, что его коллеги — византийские химики XIII в. — получили изображение, поместив мертвое тело перед камерой — небольшой темной комнатой с отверстием в стене: внутри лежало полотно, покрытое сульфатам серебра, и свет, пущенный из-за спины покойника, оставил на ткани отпечаток (газета «Труд» от 21 апреля 1995 г.). Нелепость этого предположения очевидна. Невозможно добиться соответствия с высокой точностью всех деталей двух снимков, сделанных спереди и со спины, при совмещении их на одном куске ткани, как мы видим на Плащанице. Кроме того,
изображение на ней имеет трехмерный характер, что совершенно невозможно получить даже при помощи современнейшей фотографической техники — тем более в XIII в. с использованием примитивных средств.
16Мы цитировали работу протоиерея Глеба Каледы, профессора, доктора геолого-минералогических наук;
отец Глеб был большим знатоком радиоуглеродного анализа. (Священник Глеб Каледа. Туринская плащаница и ее возраст. – «Журнал московской патриархии», 1992, №5 стр. 56-57).
17Священник Глеб Каледа. Туринская плащаница и ее возраст. – «Журнал московской патриархии», 1992,
№5 стр. 57-59.
18Михаил Дмитрук. Тайны древнего холста. – «Труд-7», №55, 29 марта – 4 апреля 1996 г.
19Священник Глеб Каледа. Туринская плащаница и ее возраст. – «Журнал московской патриархии», 1992,
№5 стр. 59.
20Священник Глеб Каледа. Туринская плащаница и ее возраст. – «Журнал московской патриархии», 1992,
№5 стр. 59.
21Подобная ткань была и в Европе, но, поскольку там не знали хлопка, в ткань могла попасть лишь примесь
шерсти. По иудейским обычаям была запрещена совместная обработка сырья растительного и животного происхождения; у христиан такого запрета нет.
22Н. Бутаков. Святая Плащаница Христова. Джорданвиль, 1968. Стр. 4-5.
23Протоирей Серафим Слободской. Закон Божий. М., 1991. Стр. 527.
24М.Н. Гаврилов. Туринская плащаница. Описание и научное объяснение. Тула, 1992. Стр. 6.
25Почти все средневековые европейские изображения распятого Христа представляют Его в венце, имитирующем корону европейского типа, то есть в виде узкого обруча. На Востоке корона имела форму шапочки — митры.
26По мнению известного антрополога, Плащаница является единственным научно достоверным памятником, по которому возможно антропологическое изучение евреев до рассеяния. (М.Н. Гаврилов. Туринская плащаница. Описание и научное объяснение. Тула, 1992. Стр. 6.).
27Протоирей Серафим Слободской. Закон Божий. М., 1991. Стр. 523.
28Это не соответствует средневековым представлениям о приличиях, но совершенно в духе жестоких казней I в. — как упоминалось выше, для наибольшего позора римляне распинали казнимых обнаженными.
29То, что распятым на кресте римляне пробивали запястья, подтвердили и археологические раскопки в Иерусалиме, произведенные в 1968 г. Впервые была вскрыта гробница с костями распятого человека. Об этом свидетельствовали разбитые нижние конечности (так делали, чтобы ускорить смерть казненного), а также гвоздь, торчащий в пяточной части вместе с оливковой щепкой. На внутренней стороне лучевой кости
у запястья имелась отчетливая царапина. Археологи предположили, а медицинские эксперты подтвердили, что это след от гвоздя, вбитого в руку (Р. К. Баландин. Наука и религия о Туринской плащанице. М., 1989. Стр. 25).
30Н. Бутаков. Святая Плащаница Христова. Джорданвиль, 1968. Стр. 30-31.
31Это небуквальный перевод с иврита. Буквально текст звучит следующим образом: «и воззрят на Меня, Которого они пронзили». Цитируется по переводу архимандрита Макария (Глухарева). Смотрите также Современный перевод, а также сделанный евреями перевод под редакцией Давида Йосифона (следует учитывать тот факт, что в этом издании слова в скобках отсутствуют в оригинале).
32Протоирей Серафим Слободской. Закон Божий. М., 1991. Стр. 524.
33Н. Бутаков. Святая Плащаница Христова. Джорданвиль, 1968. Стр. 22-25.
34М.Н. Гаврилов. Туринская плащаница. Описание и научное объяснение. Тула, 1992. Стр. 5.
35Цит. по: Протоирей Серафим Слободской. Закон Божий. М., 1991. Стр. 22.