Примечания.
Афинагор Афинянин
[1]Гарпаг по неведению съел члены сына своего, предложенные Астиагом. Геродот I. 119.
[2]Т.е. с пребыванием чистых духов, ангелов.
[3]Т.е. ученикам или друзьям, в присутствии которых Афинагор читал свой трактат.
[4]Агравла и Пандроса — дочери Кекропа, которым Афина передала Эрехтея младенца, до половины имевшего вид змеи, в ящике с запрещением открывать его. Когда они открыли его, и увидели дитя, обвитое змеею (дитя в виде змеи) и были ею умерщвлены.
[5]Сн. Иуст. 1 Апол. 17; Тертулл. К Скапуле. 2.
[6]Такое же доказательство встречается у Иустина (II Апол. 4) и Тертуллиана (Apol. 46).
[7]Это указание на действия животных соответствует трем обвинениям возводившимся на христиан - ядении себе подобных, незаконных совокуплениях и в безбожии.
[8]Разумеются указы императоров Адриана (см. 1-ю апологию Иустина гл. 68), Антонина благочестивого (у Евсев. ЦИ. IV, 26) и самого Марка Аврелия, о котором см. у Тертуллиана(apolog. c. 5).
[9]Лисий и Опсим — последователи Пифагора, о которых упоминает Ямвлих (Жизнь Пифагора. 36).
[10]Число десять называется четверочастным, потому что один, два, три и четыре будучи сложены, составляют десять.
[11]См. Тимей. 28c. Ср. Иустин. Апология II, 10.
[12]Т.е. отличный от огня обыкновенного, естественного, - такой, который все делает разумно, мерою, весом и числом.
[13]Или - Юнона.
[14]Сн. гл. 9. Таким подобием для изъяснения божественного вдохновения пользовались и другие отцы: Увещание к эллинам. Гл. 8; Феофил к Автолику II, 9; Климент Алекс. Strom. Vi, 18; Макар. бесед. 47, гл. 14.
[15]Kat ekstasin подобное выражение встречается у Иустина (Разговор с Трифоном. гл. 115: en ekstasei), и Тертуллиана (Против Маркиона. IV, 22).
[16]Сн. Иустин 1 Апол. гл. 4; Речь к эллин. гл. 1-4; Увещ. к эллин. гл. 2; О единовл. гл. 6; Татиана Речь к эллин. гл. 8.
[17]En idea kai energeia. Эти слова поясняются дальнейшими ибо по Нему (proV autou kai di autou) все сотворено. Сын Божий есть Слово (logoV), или Разум, 1) (в идеальном смысле) как первообразная идея или образец, так как все сотворено сообразно с Ним: 2) (в реальном смысле) как действующая сила, ибо все получило бытие чрез Него, - Он есть и Первообраз всех вещей и Начало их действительного бытия.
[18]Здесь именем духа означается не лицо Св. Духа, но духовная природа Отца и Сына и общая Им божеская сущность. Подобное встречается кроме Афинагора и у других писателей церковных. См. Иустина 1 Апол. гл. 33; Татиан. Речь к эллин. гл. 7; Феофил. к Автол. II, 10; Тертулл. Против Маркиона III,16.
[19]Здесь также как и Св. Феофил в послании к Автолику II, 22 учит, о вечности Слова. Из этих слов можно понять что имели в виду апологеты, говоря о происхождении Сына Божьего. Для них Он существовал всегда, но был сокрыт в Боге. Когда наступила пора творения мира, Логос вышел из Бога для того, чтобы явить Его миру, через творение, посылания пророков и т.д. и т.п. Здесь нет и речи о том, что Слова когда-то не было, эта мысль чужда апологетам.
[20]Св. Иустин также относит это место в Писании к Слову как зиждительному началу мира. Разгю с Триф. гл. 61.
[21]Точнее: силу в единстве (sn th enwsei dunamin).
[22]Исповедовав свою веру в Троицу, Афинагор переходит к ангелам, как служебным духам не имеющим право претендовать на Божественное достоинство. Они отдалены от Бога, лишь служат Ему, в то время как Три Лица Св. Троицы пребывают в единстве.
[23]Подобное у Иустина 1 Апол. гл. 16; Увещ. к элл. гл. 35; Татиан. гл. 26. Киприан в нач. своей книги о Благе терпения говорит: "мы философы не на словах, а в действиях..."; ... non loquimur magna, sed vivimus, тоже у Минуция Фел. Octav. c. 38.
[24]Платон. Горгий. Сн. Иуст. 1, Апол. гл. 8
[25]Эти слова взяты из Гомера (Илиада. XVI, 672). Основание, почему смерть уподобляется сну, представляет сам Афинагор в соч. "О воскресении". гл. 16.
[26]Подобное см. у Иустина 1 Апол. гл. 9 и 13; Посл. к Диогн. гл. 3; Тертул. ad Scapul. 3; Минуц. Фел. Octav. c. 32; Ирин. Против ересей IV, 14.3.
[27]Гомер. Илиада. IX, 499–501.
[28]Келей и Метанир были родители Триптолема, у которых Церера во время поисков дочери своей Прозерпины пользовалась гостеприимством. Ovid. Fast. Vi. 508.
[29]Платон. polit. (Opp. ed Bipout. Vol. VI, p. 30). Отто.
[30]Геродот. Histor. II. c. 53.
[31]См. у Плиния. XXXV. 12.
[32]Гомер. Илиад. ХХ, 131.
[33]Гомер. Илиада. XII, 302. См. Иустин. Увещ. к элл. 2.
[34]Гомер. Ил. XIV, 246. См. Иустин там же гл. 5
[35]Платон. Tim. См. Иуст. Увещ. к эллин. гл. 22.
[36]В таком виде был изображен у египтян создатель мира, которым у греков почитался Геркулес. Миран.
[37]Гомер. Илиад. IV, 23.
[38]Гом. Ил. IV, 24.
[39]Гом. Ил. XXII, 168.
[40]Гом. Ил. XVI, 433 и след.
[41]Гом. Ил. XVI, 522.
[42]Там же V, 376.
[43]Гом. Одисс. VIII, 308 и след. Илиад. V, 858.
[44]Гром. Ил. V, 605.
[45]Гом. Ил. V, 31.
[46]Гом. Одисс. VIII, 296–298.
[47]Гом. Ил. II, 820 и след.
[48]Гом. Ил. XIV, 315–327. Так говорит Юпитер к Юноне или Гере. См.: Увещ. к элл. гл. 2.
[49]Слова Аполлона. Еврипид. Alcest. 1 и след.
[50]Там же.
[51]Т.е. Ахилеса.
[52]Геацинта, сына Амиксы, который был убит Апполоном по неосторожности во время их игры.
[53]Отрывок из неизвестного сочинения Эсхила.
[54]Эти стихи находятся и у Диогена Лаэрт, VIII, 76.
[55]Разумеется молния, от которой сгорела Семела. Ovid. Metam. III, 308.
[56]Плат. Tim. p. 40. То же место приводится у Клим. Алекс. (Strom. V c. 13, 85) у Евсевия (Praeg. evang. II, c. 7. XIII, cc. 1.14.
[57]Псал. Plaed. см. увещ. к Эллин. гл. 31.
[58]Эти слова; дух обращающийся... приводятся св. Мефодием Патарским у Епиф. Наеч. 64 с. 21.
[59]Приписываемое ангелам промышление о частях мира нисколько не исключает божеского о них промышления, а выражает только то, что они по ограниченности своей природы согласно с волею Божиею имеют попечение о малых (сравнительно) вещах, между тем как Бог о всем промышляет и всем управляет. Последняя мысль особенно сильно выражается у Афинагора в трактате о воскресении гл. 18.
[60]Гесиод. Theog. 27.
[61]Отрывок из неизв. стихотвор. Эврипида.
[62]Отрывок из неизв. стихотвор. Эврипида.
[63]Еврип. Cycl. 332.
[64]Т.е. Арицинская (Диана) Овид. Fast. III, 271.
[65]Неизвестен автор этого стиха.
[66]Кто был Нериллин неизвестно. Александр здесь разумеется какой-нибудь обманщик из числа тех, которых не мало ходило в Греции и Азии во время Афинагорово. Протей — известный цинический философ, которого представил Лукиан в сочинении о смерти Перегрина.
[67]Здесь нами опущен стих о Парисе, сына Приама из Гомер. Илиады III, 39, который по общему мнению ошибочно внесен сперва читателем в поле, а потом переписчиком и в самый текст.
[68]См. гл. 17.
[69]Герод. Histor. II, 144.
[70]Герод. Histor. II, 156.
[71]Там же II, 41.
[72]Это говорится иронически.
[73]Герод. II, 61.
[74]Т.е. Озириса.
[75]Герод. там же II, 170.
[76]Герод. Там же, II, 86.
[77]Гомер. Одисс. XXI, 28.29.
[78]Эти два стиха, сохраненные Афинагором, взяты из Эврипидовой "Иноны" Инона и ее сын Милицерт, превратившись в морских богов, стали называться - первая Левкотеей, а вторая Палемоном.
[79]Orac. Sibyll. III 108–113. ed. Alexandre, vol. (Paris 1841).
[80]Эти два изречения заимствованы Афинагором из какой-либо апокрифической книги или вернее - из толкования христ. писателя на евангельские изречения (Мф. 5:29).