Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


1 -ая апология Иустина мученика.


Продолжение.

    Предыдущее. Главы с 19 по 36.

    37. Дабы и это было ясно для вас, вот какие слова от лица Отца сказаны вышеупомянутым пророком Иcaией: "вол знает владельца своего и осел ясли господина своего: Израиль же не знает Меня, народ Мой не уразумел. Увы народ грешный, народ исполненный грехов, семя лукавое, сыны беззаконные, вы оставили Господа" (Ис. 1:7.4). И еще в другом месте тот же пророк говорит также от лица Отца: „какой дом построите Мне, говорить Господь. Небо — престол мой, и земля — подножие ног моих" (Ис. 66:1). И еще в другом месте: „новомесячий ваших и суббот ненавидит душа Моя, и великого дня поста и праздности не терплю. И когда придете явиться Мне, не услышу вас, — руки ваши исполнены крови. И если принесете Мне пшеничную муку, или курение, это — мерзость для Меня; тука овнов и крови волов не хочу. Ибо кто требовал этого от рук ваших"? (Ис. 1:11-15) Но разрушь всякий союз неправды, разорви сети насильственных договоров; прикрой бескровного и нагого, раздробляй алчущему хлеб твой" (Ис. 58:6). Теперь можете судить и о том, каково учение, которое предлагается пророками от лица Бога.

    38. Когда же говорить пророчественный Дух от лица Христова, так Он вещает: „Я простер руки Мои к народу непослушному и прекословящему, к людям, которые ходят путем не добрым" (Ис. 65:2). И еще: „Я отдал спину Мою на бичевание и ланиты Мои на заушение; лица Моего не отвратил от стыда заплеваний. И Господь был помощник Мой; посему Я не смутился, но положил лицо Свое, как твердый камень; Я знал, что не буду посрамлен, ибо близок оправдавший Меня" (Ис. 50:6). И опять говорить: „Они бросили жребий об одеждe Моей и пронзили Мои ноги и руки. Я же почил и уснул, и потом восстал, ибо Господь поддержал Меня" (Пс. 21:16.18 и 3.5). И опять говорить: „говорили устами, кивали головою, говоря: пусть спасет самого себя" (Пс. 21:8-9). Все это сделано иудеями над Христом, как вы сами узнать можете. Ибо, когда Он был распят, они, шевеля губами, и кивая головою, говорили: „воскресивший мертвых, пусть спасет самого себя" (Мф. 27:39).

    39. А когда пророчественный Дух говорит как предрекающий будущее, тогда говорит так: „от Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима, и Он будет судить посреди народов и изобличить много людей, и раскуют мечи свои на орала, и копья свои на серпы, и не поднимет народ на народ меча, и не будут уметь уже воевать" (Ис. 2:3-4). Что это так было, можете сами удостовериться. Из Иерусалима люди, числом двенадцать, вышли в мир, и притом люди неученые, неумеющие говорить, но силою Божьею возвестили всему роду человеческому, что посланы Христом научить всех слову Божию. И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагами, но, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостью исповедуем Христа и умираем. Конечно, можно было бы пользоваться нам в этом случае словами: клялся язык, а ум не клялся. Но смешно было бы, — тогда как присягающие вам и вписываемые на службу воины держатся данного слова, и предпочитающие это и собственной жизни, и родителям, и отчизне, и всем домашним, несмотря на то, что вы не можете доставить им нетленной награды, — если бы мы, желая нетления, не переносили всего для получения желаемого от Того, который может дать.

    40. Послушайте, как предречено и о тех, которые проповедали учение Его и возвестили явление Его. Вышеупомянутый пророк и царь пророчественным Духом так сказал: я день дню отрыгаете слово, и ночь ночи возвещает разум. Нет речи или языка, на которых не слышались бы их голоса. Их вещание пошло на всю землю и слова их — до концов вселенной. В солнце Он назначил жилище свое, и Он, как жених, выходящий из чертога своего, будет радоваться, подобно исполину, идя в путь" (Пс. 18:3-5). Сверх этого, я почитаю полезным и приличным упомянуть и о других предсказаниях того же Давида. Из них можно вам узнать, как повелеваете людям жить пророчественный Дух, и как возвещаете, что на Христа восстанет Ирод, царь иудейский, и, сами Иудеи, и Пилат, бывший у них правитель, с воинами своими, что уверуют в Него люди из всякого народа, что Бог называет Его Сыном Своим, и обещал покорить Ему всех врагов, — также, что демоны стараются избежать, сколько можно им, власти Отца всего и Владыки Бога, и власти Христовой, и как Бог призывает всех к покаянию, прежде наступления дня судного. Сказано так: „блажен человек, который не пошел на совет нечестивых, и не стал на пути грешных, и не сел на седалище губителей, но которого воля в законе Господнем, и который в законe Его будет поучаться день и ночь. Он будет, как дерево, насажденное при потоках вод, которое плод свой дает во время свое, лист его не отпадет; и все, что ни сделает Он, будет благоуспешно. Не так нечестивые, не так, но они подобны пыли, - которую прогоняет ветер с лица земли. Поэтому нечестивые не устоят на суде и грешники в собрании праведных, ибо Господь знает путь праведных, а путь нечестивых погибнет (Пс. 1). Зачем возмутились народы, и люди задумали тщетное? Предстали цари земные, и правители собрались вместе против Господа и против Христа Его, говоря: „расторгнем узы их, и свергнем с себя иго их". Живущий на небесах посмеется им, и Господь поругается над ними. Тогда Он будет говорить к ним в гневе своем и потрясет их в ярости своей. А Я поставлен от Него царем над Сионом, горою святою Его; Я буду возвещать повеление Господне. Господь сказал ко мне: „Сын Мой Ты, Я ныне родил Тебя. Проси от Меня, и дам Тебе народы в достояние Твое, и переделы земли во владение Твое: Ты будешь управлять ими жезлом железным, сокрушишь их, как сосуды глиняные". Итак, будьте мудры цари, вразумитесь все судьи земли. Служите Господу со страхом, и радуйтесь Ему с трепетом. Примите наставление, дабы Господь не прогневался когда-нибудь, и вы погибнете от пути праведного, когда внезапно возгорится ярость Его; блаженны все, надеющиеся на Него" (Пс. 2).

    41. И опять в другом пророчестве пророчественный Дух, через того же Давида возвещая, что Христос после распятия своего будет царствовать, так сказал: „воспой Господу вся земля, и возвещай день от дня спасение Его; ибо Господь велик и весьма достохвален. Он страшен над всеми богами, ибо боги народов суть идолы демонов, а Бог сотворил небеса. Слава и хвала перед лицом Его, крепость и прославление в месте святыни Его. Дайте славу Господу, Отцу веков. Примите благодать, войдите перед лицом Его, и поклонитесь во святых дворах Его. Да боится перед лицом Его вся земля, и да исправится и да не подвижится. Да будет веселие среди народов: Господь воцарился с древа"[1].

    43. Но чтобы кто из того, что выше сказано мною, не заключил, будто мы говорим, что события происходят по необходимости судьбы, так как они предсказаны по предведению, то разрешу и это. Мы научены пророками, что каждому по достоинству дел воздаются или наказания и мучения, или награды, и объявляем это за истину. Ибо если не так, но все бывает от судьбы, то совершенно нет в нас свободы. Если судьбою определено одному быть добрым, а другому порочным, то один не был бы достоин одобрения, а другой порицания. Опять же, если бы человеческий род не имел способности с свободным произволением убегать порочного и избирать доброе: то Он не был бы виноват ни в чем, что бы ни делал. Но что Он с свободным произволением или поступает хорошо или грешит, это мы таким образом доказываем: мы видим, что один и тот же человек переходит к противоположным вещам; а если бы определено было ему судьбою или быть порочным или честным, то Он не был бы способен к таким противоположностям и не мог бы многократно переменяться. Да и не были бы одни хороши, а другие худы. Ибо тогда мы утверждали бы, что судьба причина пороков, и между тем делает противное самой Себе; или надлежало бы признать за истину выше сказанное положение, что нет ни добродетели, ни порока, но только в мнении различается доброе или худое; а это, как показывает истинный разум, есть величайшее нечестие и беззаконие. Судьбу же неизбежную мы допускаем в том, что избирающим доброе предлежит достойная награда, равно как избирающим противоположное сообразныя наказания! Ибо человека создал Бог не таким, как другие твари, на пример деревья и четвероногих, которые не могут действовать со свободою. Иначе он не был бы достоин награды или похвалы, если бы не свободно избирал доброе, но был сотворен таким; и не мог бы, если бы худ был, по справедливости быть наказан, когда бы был таков не Сам по себе, но потому что не мог бы быть иным, нежели чемъ он родился.

    44. Этому научил нас Святый Дух пророчественный, который свидетельствует через Моисея, что первосозданному человеку Бог сказал таким образом: „вот перед лицом Твоим благо и зло, избери благое" (Втор. 30:15.19). И еще через Исаию, другого пророка, как бы от лица Отца всего и Владыки Бога об этом сказано так: „Омойтесь, сделайтесь чисты, отнимите лукавства от душ ваших, научитесь творить добро, окажите справедливость сирому и оправдайте вдовицу; и придите и рассудимся, говорит Господь: и если грехи ваши будут как багряное, убелю их, как волну, и если будут как червленое, убелю, как снег. И если хотите и послушаете Меня, будете вкушать блага земли, если же не послушаете Меня, то меч пожрет вас, ибо уста Господни сказали это" (Ис. 1:16-20). Слова: „меч пожрет вас" не значат, что мечами будут убиты непослушные; но меч Божий есть огонь, коего пищею бывают решающиеся делать зло. Поэтому и сказано: „меч пожрет вас, ибо уста Господни сказали это". Если бы говорил пророк о мече, который сечет и тотчас перестает, то не сказал бы „пожрете". И Платон, говоря, что „вина в человеке избирающем, а Бог не виновен", заимствовал это от пророка Моисея. Ибо Моисей древнее всех греческих писателей. Да и во всем, что философы и поэты говорили о безсмертии души, о наказаниях по смерти, о созерцании небесного и о подобных предметах, пользовались они от пророков, — через них могли они понять и излагать это. Поэтому у всех, кажется, есть смена истины: но они не точно уразумели их, — в чем обличаются тем, что они сами себе противоречат. Таким образом, когда говорим что будущие события были предсказаны, — не то говорим, будто они совершаются по необходимости судьбы, но то, что Бог, зная наперед будущие дела всех людей, и определяя в Себе, что каждый человек должен получить воздаяние по достоинству дел своих, предсказывает через пророчественного Духа, что они получат от Него сообразно с достоинством своих дел: через это Он всегда призывает человеческий род к новому вниманию и напряженнию и показывает свое попечение и промышление о них. Но по действию злых демонов опеределена смертная казнь тем, кто станет читать книги Истаспа или Сивиллы или пророков, чтобы страхом отвратить читающих людей от научения доброму, и удержать их в рабстве своем; чего впрочем не могли они сделать навсегда; потому что не только мы сами безбоязненно читаем те книги, но и вам, как видите, представляем на усмотрение, будучи уверены, что они понравятся всем. И хотя бы убедили мы в том немногих, но весьма много приобретем пользы; ибо, как добрые делатели, получим от Господа награду.

    45. Что отец всего Бог возведет Христа, по воскресении Его из мертвых, на небо и удержит Его до тех пор, пока поразит враждующих на него демонов, и пока не исполнится число праведных и добродетельных, которых Он предуведал, и для которых не привел еще в исполнение своего определения, - послушайте слова пророка Давида. Они следующие: „Господь сказал Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов твоих в подножие ног твоих. Господь пошлет тебе жезл силы от Иерусалима; и господствуй посреди врагов Твоих. У тебя власть в день силы Твоей и в светлостях Твоих святых. Я родил Тебя из чрева прежде утренней звезды" (Пс. 109:1-3). Словами „пошлет тебе жезл силы от Иерусалима", предуказывается то могущественное учение, которое апостолы Его, вышедши из Иерусалима, проповедали повсюду, и хотя смерть определена тем, которые учат или вообще исповедуют имя Христово, но мы повсюду и сами приемлем его и других учим. Если же и вы будете читать эти слова с враждебным расположением, то, как я выше сказал, не можете делать ничего более, как убивать: это нам ни мало не приносит вреда, а вам и всем, несправедливо преследующим нас и нераскаявшимся, готовит вечное мучение в огне.

    46. Но чтобы кто, для отвращения людей от нашего учения, не сделал неразумного возражения, что по нашим словам, Христос родился за 150 лет при Квирине, а преподавал поучение, которое мы приписываем Ему, не много после при Понтие Пилате, и не заключил отсюда, что нисколько невинны все люди, до Него родившиеся, - я предварительно разрешу это затруднение. Мы научены, что Христос есть перворожденный Бога, и мы выше объявили, что Он есть Слово, коему причастен весь род человеческий. Те, которые жили согласно с Словом, суть христиане хотя бы считались за безбожников: таковы между эллинами - Сократ и Гераклит и им подобные, а из варваров - Авраам, Анания, Азария и Мисаил, и Илия и многие другие; пересказывать их действия или имена было бы, я знаю, утомительно, и в настоящий раз я удержусь от этого. Таким образом те прежде бывшие, которые жили противно Слову, были бесчестными, враждебными Христу и убийцами людей, живших согласно с Словом, а те, которые жили и ныне живут согласно с ним, суть христиане, бесстрашны и спокойны. По какой же причине силою Слова, по воле Отца всего и Господа Бога, Он родился как человек через деву и был назван Иисусом, был распят, умер и воскрес и восшел на небо - это человек размышляющий может понять из того, что я прежде говорил так подробно; и так как теперь нет нужды в раскрытии этого предмета, то я перейду в настоящем случае к доказательствам более необходимым.

    47. Послушайте, что сказано пророчественным Духом и об опустошении земли Иудейской. Его слова произнесены, как бы от лица народа удивляющегося тому, что совершилось. Они суть следующие: „Сион стал пуст, как пустыня сделался Иерусалим; проклят дом, святилище наше, и слава, которую благословили отцы наши, пожжена огнем и все славное Его пало. И Ты терпел все это и молчал, и смирил нас жестоко" (Ис. 64:10-12). А что Иерусалим опустошен, как предсказано, вам это известно. Об опустении его и о том, что никому из иудеев не позволено будет там жить, сказано пророком Исаией так: „земля их пуста, враги их пожирают ее в глазах их, и никто из них не будет жить в ней" (Ис. 1:7). И вы хорошо знаете, что наблюдается вами, чтобы никто не был в нем, и что смертная казнь определена тому иудею, который будет захвачен при входе в него.

    48. Послушайте, в каких словах было предсказано о Христе нашем, что Он будет исцелять всякие болезни и воскрешать мертвых. Они суть следующие: „с пришествием Его хромой будет скакать, как олень, язык немых будет ясен, слепые прозрят, прокаженные очистятся и мертвые воскреснут и будут ходить" (Ис. 35:4-6). А что Он это сделал, вы можете узнать из актов, составленных при Понтии Пилате. Каким образом предвозвещено пророчественным Духом и то, что Он умерщвлен будет вместе с уповающими на Него, послушайте, что сказано Исаиею. Сказано так: "вот как праведный погиб, и никто не принимает этого сердцем; и люди праведные истребляются, и никто не подумает о том. Праведный взят от лица неправды и его гроб будет в мире: Он взят из среды нас" (Ис. 57:1-2).

    49. И опять послушайте, как сказано через того же Исаию, что неожидавшие Его народы языческие поклонятся Ему, а Иудее, всегда ожидающие, не узнают Его, когда Он придет. Слова эти сказаны как бы от лица самого Христа, и суть следующие: „Я был явлен тем, которые не спрашивали обо Мне, и найден теми, которые не искали Меня. Я сказал: вот Я у народов, которые не призывали имени Моего. Я простер руки Мои к народу непослушному и прекословящему, к людям, которые ходили путем не добрым, но вслед грехов своих. Народ этот разгневляет Меня перед лицом Моим" (Ис. 65:1-3). И действительно, иудеи, имеющие в руках пророчества и всегда ожидавшие пришествия Христа, не узнали Его, и не только не узнали, но и отвергли, а язычники, никогда не слыхавшие о Христе дотоле, пока апостолы Его не пришли из Иерусалима, не возвестили о Нем, и не сообщили пророчеств, - с радостью и верою отстали от идолов и предались через Христа нерожденному Богу. Что наперед известны были злословия, которые будут разглашать на исповедающих Христа, и как жалки те, которые хулят Его, и почитают прекрасным соблюдать древние обряды, послушайте, как в кратких словах сказано о том Исаиею. Сказано так: „горе тем, которые называют сладкое горьким, и горькое сладким" (Ис. 5:2).

    50. Послушайте пророчеств и о том, что Он, сделавшись для нас человеком, претерпел страдание и бесчестие, и что Он опять придет со славою. Вот они: „за то, что они предали на смерть душу Его и Он сочтен был вместе с беззаконниками, - Он взял грехи многих и помилует беззаконных. Вот уразумеет Отрок Мой, и вознесется и весьма прославится. Как многие ужаснутся на Тебя, - так вид Твой будет бесчестен от людей и слава Твоя от людей, - так многие народы удивятся, и цари заградят уста свои, потому что те, которым не было возвещено о Нем и которые не слышали, уразумеют. Господи, кто веровал слуху нашему, и кому открылась рука Господня? Мы возвестили перед Ним, как малый отрок, как корень в земле жаждущей: Он не имет ни вида, ни славы; и мы видели Его, и не имел Он вида, ни красоты, но вид Его бесчестен, унижен более вида людей. Он человек в язве, умеющий переносить болезнь, потому что отвратилось лицо Его, - было поругано и презрено. Он грехи наши носить, и за нас страдает, а мы Ему вменили то, что Он в болезни, в язве, и в мучении. Но Он уязвлен был за беззакония наши, и мучен был за грехи наши, наказание мира на Нем, через рану Его мы исцелились. Все мы, как овцы, заблудились, всякий человек блуждал на пути своем, и Господь предал Его за грехи наши. И Он от мучений не отверзает уст своих: как овца, был веден на заклание, и как агнец перед стригущим Его безгласен, так Он не отверзает уст своих. За смирение Его с Него снят был суд" (Ис. 53:12 и 52:13 - 53:8. Снесите с 16 главой послания Климента Римского). По распятии Его, и искренние Его все оставили, и отреклись Его; но после, когда восстал Он из мертвых, явился им и научил читать пророчества, в которых все это предсказано, и когда увидели они Его восходящего на небо и уверовали, и приняли силу, оттуда им посланную от Него, то пошли по всему роду человеческому, стали учить этому, и получили имя апостолов.

    51. Далее, чтобы показать нам, что страждущий таким образом имеет неизъяснимый род, и будет царствовать над своими врагами, пророчественный Дух так сказал: „Кто расскажет Его род? Ибо жизнь Его берется от земли, за беззакония их Он веден был на смерть. И дам лукавых за гроб Его, и богатых за смерть Его, ибо Он не сделал беззакония, и обмана не нашлось в устах Его. И Господу угодно очистить Его от язвы. Если дадите Его в жертву о грехе, то душа ваша узрит семя долговечное. И Господь хочет спасти от страдания душу Его, показать Ему свет, и образовать разумом, оправдать праведного, благодетельно послужившего многим. И грехи наши Он понесет. Поэтому Он будет обладать многими и разделит добычи сильных, за то, что предана была на смерть душа Его, и был причтен к беззаконным, и Он понес грехи многих, и за беззакония их был предан" (Ис. 53:8-12). Что и на небо вознесется Он, как было предречено, послушайте. Сказано так: „Поднимите врата небесныя, откройтесь, чтобы войти Царю славы. Кто этот Царь славы? Господь крепкий и Господь могущественный" (Пс. 23:7-8). А как и с небес придет Он со славою, послушайте, что сказано об этом пророком Иеремиею . Слова его следующие: „Вот, как Сын человеческий, Он грядет на облаках небесных, и Ангелы Его с Ним".

    52. Итак, когда мы доказываем что все уже сбывшееся было предвозвещено пророками прежде, нежели оно совершилось, то необходимо надобно верить, что непременно сбудется и то, что подобным образом предсказано, но еще имет некогда совершиться. Ибо, каким образом исполнились события, предсказанныя прежде и неведомые, таким же образом сбудется и остальное, хотя не знают того и не верят. Пророки предсказали два пришествия Христова: одно, уже бывшее, в виде человека неславного и страждущего, другое, когда Он, как возвещено, со славою придет с небес, окруженный ангельским Своим воинством, и когда воскресить тела всех бывших людей, и тела достойных облечет в нетление, а тела нечестивых, способные вечно чувствовать, пошлет вместе с злыми демонами в вечный огонь. Что и это предсказано, я докажу. Пророк Иезекииль говорил так: „Совокупится состав к составу, и кость к кости, и снова выростут плоти" (Иез. 37:7), и: „всякое колено поклонится Господу, и всякий язык прославить Его" (Ис. 45:24). Что будут чувствовать, и как будут мучиться нечестивые, послушайте, что также сказано и об этом. Сказано так: „Червь их не скончается, и огонь их не угаснет. И они раскаются тогда, когда не будет никакой от того пользы" (Ис. 66:24). Что будут говорить и делать люди иудейские, когда увидять Его пришедшего в славе, об этом пророком Захариею пророчески сказано так: „Повелю четырем ветрам собрать расточенных чад; повелю северу принести и югу не возбранять" (Зах. 2:6 снесите с Ис. 43:5). И тогда будет во Иерусалиме великое сетование, не сетование уст и губ, но сетование сердца, и будут раздирать не одежды свои, но мысли. Восплачутся они колено за коленом, и тогда воззрят на Того, Которого пронзили" (Зах. 12:10-12. снесите с Иоиля 11:13), и скажут: „почему Ты, Господи, попустил нам уклониться от пути Твоего? Слава, которую благословили отцы наши, стала нам в поругание" (Ис. 63:17. 64:11).

    53. Я мог бы привести много и других пророчеств, но удерживаюсь, почитая и эти достаточными к убеждению тех, которые имеют уши, способныя к слушанию и разумению: такие, думаю, сами могут понять, что мы не так как в баснях о мнимых сынах Юпитера, - сказываем только, а доказать своих слов не можем. Каким бы образом поверили мы человеку Распятому, что Он Первенец нерожденного Бога, и произведет суд над всем родом человеческим, если бы не находили мы свидетельств предсказанных о Нем прежде, нежели Он пришел и сделался человеком, и если бы не видели, что точно так и сбылось, то-есть, что земля Иудейская опустошена, что люди из всякого народа уверовали в Него посредством учения апостолов Его, и бросили древние обычаи, в коих жили они по заблуждению, - так как мы на самих ceбе это видим, и знаем, что христиане из язычников многочисленнее и ревностнее христиан из иудеев и самарян? Язычниками пророческий Дух называет все другие народы, а иудейское и самарянское племя называется Израилем и домом Иакова. И я приведу пророчество, в котором предсказано, что верующих будет более из язычников, нежели из иудеев и самарян. Оказано об этом так: „Возвеселись неплодная, которая не рождала, разверзись и воскликни ты, которая не чревоболела, потому что гораздо более чад у одинокой, нежели у имущей мужа" (Ис. 54:1). Ибо все народы были далеко от истинного Бога, и служили делам рук, а Иудее и самаряне, имея преданное им через пророков Слово Божие и всегда ожидавшие Христа, не узнали Его, когда Он пришел, исключая немногих, о коих пророчествовал Святый Дух предсказал через Исаию, что они спасутся. Он как бы от лица их самих сказал: „Если бы Господь не оставил нам отмени, мы стали бы как Содом и Гоморра" (Ис. 1:9). Содом и Гоморра, по сказанию Моисея, были города нечестивых людей, которые истребил Бог, сожегши огнем и серою, так что никто из жителей их не спасся, кроме одного чужестранца, родом халдеянина, по имени Лота, с которым спаслись и дочери его. Желающие могут видеть и ныне всю страну их, пустую, сожженную и остающуюся бесплодною. А что верующие из язычников были предузнаны, как ревностные и утверждайтесь в вере, я приведу то, что сказано пророком Исаию. Он сказал так: „Израиль не обрезан сердцем, народы же не обрезаны плотью". Столь многие ясныя свидетельства могут справедливо произвести убеждение и веру у тех, которые любят истину, а не следуют пустым мнениям и не управляются страстями.

    54. Te, которые преподают баснословные сказания поэтов, не представляют учащимся юношам никакого доказательства; и я сказываю, что все то было говорено для обмана и развращения рода человеческого, по действию злых демонов. Они, услышавши предсказания пророков о том, что придет Христос и люди нечестивые наказаны будут огнем, сделали то, что многие назывались сынами, происшедшими от Зевса, думая тем произвести такое действие, чтобы люди сказания о Христе почитали за чудесныя сказки, подобныя тем, которые были рассказаны поэтами. Это было распространено у Греков и у всех других народов, где, как они (т.е. злые демоны) слышали из предсказаний пророков, имело более быть верующих во Христа. И я докажу, что они, услышав слова пророков, неверно поняли их, а как заблуждающие подделывались только к тому, что сказано о Христе нашем. Пророк Моисей, как я сказал, был древнее всех писателей, и через него, как прежде я упомянул, изречено такое пророчество: „Не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресел его, доколе не придет Тот, Которому отложено, и Он будет чаяние народов; Он привяжет к виноградной лозе своего осленка и омоет одежду свою в крови грозда". Демоны, услышавши эти пророческие слова, сказали, что Дионис родился от Зевса, и передали, что Он был изобретателем винограда, и осла помещают в таинствах его, и учили, что Он был растерзан и восшел на небо. И так как в пророчестве Моисея не означено ясно, Божий ли Сын тот, кто имеет придти, и ездя на жеребенке останется ли Он на земле, или взойдет на нем на небо; и так как имя жеребенка могло означать жеребенка от осла и от коня; то не зная, молодого ли осла, или коня представить символом своего пришествия тот, о котором предсказывается, и Божий ли Он Сын, как я уже сказал, или человеческий, объявили они о Беллерофонте, что и Он, будучи человек от людей, - на коне Пегас восшел на небо. А когда услышали от другого пророка, Исаии, что Христос родится от Девы и Сам собою взойдет на небо, тоже самое сказали о Персее. И когда узнали, что Он, как предсказано в выше приведенных пророчествах, „силен, как исполин, готовый идти в путь", то сказали, что Геркулес был силен и обошел всю землю. Когда же опять услышали пророчества о Нем, что Он будет исцелять всякую болезнь и воскрешать мертвых, - представили от себя Эскулапия.

    Окончание. Главы с 55 по 71.


Назад

На основную



© 2002, Сайт Апологии Христианства.
URL: http://apologia.hop.ru
E-mail: apologia@hop.ru



[1]    Пс. 95:1-10. 1 Пар. 16:23-31. В разговоре с Трифоном гл. 73 Иустин обвиняет иудеев в уничтожении последних слов, которых нет в настоящем библейском тексте. Для того, чтобы увидеть обвинение св. Иустина в порче Иудеями Священного Писания, мы приводим три главы из его диалога с Трифоном Иудеем (71-73): "—Но я не согласен с вашими учителями, кото-рые не признают, что те семьдесят старцев во время Птоломея, царя египетского, правильно сделали перевод, и сами стараются перевести. И я хочу, чтобы вы знали, что они из перевода, сделанного старцами при Птоломее, совершенно уничтожили многие места Писаний, ясно свидетельствующие о том, что было предсказано о божестве, человечества и крестной смерти этого распятого, я не привожу этих мест в таких спорах, так как знаю, что все из вашего народа отвергают их; но я поведу свое исследование на основании тех мест Писания, которые вы еще признаете. Впрочем, какие места я ни приводил вам, вы признавали их, исключая того, что вы восстали против изречения: „вот дева зачнет во чреве", утверждая, что сказано: вот молодая женщина зачнет во чреве. Но я обещал доказать, что это пророчество относится не к Езекии, как вас научили, но к этому моему Христу; и теперь приступлю к этому.