Разговор с Трифоном иудеем.
126. Если бы вы, Трифон. знали, кто Тот, Который назван Ангелом великого совета, у Иезекииля — Мужем, у Даниила — подобным Сыну человеческому у Исаии — Отроком, у Давида — Христом и достопокланяемым Богом, у многих Христом и Камнем, у Соломона — Премудростью, у Моисея — Иосифом, Иудою и Звездою, у Захарии — Востоком и еще у Исаии — Страдальцем, Иаковом, Израилем, Жезлом, Цветом, Камнем краеугольным и Сыном Божиим, если бы вы знали это, то не хулили бы Того, Который уже пришел, родился, страдал и вознесся на небо. Который и опять придет и тогда восплачут двенадцать колен ваших. Если бы вы поняли пророческие слова, то но отвергали бы того, что Он есть Бог, Сын Единого нерожденного и неизреченного Бога. В одном месте книги Исход сказано Моисеем так: «Господь говорил к Моисею и сказал ему: Я Господь, и являлся Аврааму и Исааку и Иакову, Бог их, и не объявил им имени Моего и установил завет Мой с ними». И еще тот же говорит: «с Иаковом боролся человек», и утверждает, что это Бог; ибо объявляет, что Иаков сказал: «Я видел Бога лицом к лицу и сохранилась жизнь моя»). Также Моисей написал, что и место, где Бог боролся с ним, явился и благословил, было названо им «вид Божий». И Аврааму также, по словам Моисея, Бог явился при дубе Мамврийском, когда он в полдень сидел при дверях палатки своей, Потом, сказавши это, Моисей присоединяет: «взглянувши своими глазами он увидел, и вот три мужа стояли пред ним; и увидевши их, он побежал на встречу им». Спустя немного один из них обещал Аврааму сына: «зачем засмеялась Сара, говоря: неужели я рожу, ведь я состарилась? Неужели бессильно слово у Бога? К тому времени Я возвращусь в часы и будет сын у Сарры». Потом они отходят от Авраама и еще говорится об них: «вставши же оттуда мужи посмотрели на лице Содома». Потом Тот, Который есть и был, еще говорит Аврааму: «Я не скрою от раба Моего Авраама, что хочу сделать» (Быт. 18:2, 13-14, 16-17). И. я повторил дальнейшие слова Моисея, мною уже приведенные и изъясненные которыми, говорил я, — доказывается то, что Тот, Который, называясь в Писании Богом, являлся Аврааму, Исааку, Иакову и другим патриархам, подчинен Отцу и Господу и служит воле Его. Еще я присоединил то, чего прежде не говорил: так же, в то время, как люди ваши пожелали есть мяса и Моисей не поверил Тому, Который назван здесь Ангелом, когда Он обещал им насыщение от Бога, — тогда Он, будучи и Бог и Ангел посланный от Отца, как повествуется, сказал и сделал это. Ибо Писание присовокупляет: «и сказал Господь Моисею: неужели не достаточно будет руки Господней? Ты теперь узнаешь, исполнится ли на тебе слово Мое или нет» (Чис. 11:23). И еще в другом месте (Моисей) говорит так: «Господь сказал мне: не перейдешь этого Иордана. Господь Бог твой, предшествующий пред тобою, Сам истребит народы» (Вт. 31:2-3).
127. Есть и другие подобные изречения этого законодателя и пророков. Я думаю, мною достаточно показано, что когда мой Бог говорит: «отошел Бог от Авраама», или: «говорил Бог к Моисею», или: «сошел Господь видеть башню, построенную сынами человеческими», или: «Бог затворил ковчег Ноя извне, «то вы не должны думать, что Сам нерожденный Бог сходил или восходил с какого-нибудь места. Ибо неизреченный Отец и Господь всего не приходит в какое-либо место, не ходит, не спит и не встает, но пребывает в Своей стране, какая бы она ни была, ясно видит и слышит, не глазами или ушами, но неизглаголанною силою, так что Он все видит и все знает и никто из нас не скрыт от Него; Он недвижим и необъемлем каким-либо местом, ни даже целым миром, потому что Он существовал прежде, нежели сотворен мир. Как же Он мог бы говорить с кем-нибудь или быть видимым кому-нибудь или явиться в малейшей части земли, когда народ ваш не мог смотреть на Синае даже на славу посланного от Него, и сам Моисей не мог войти в Скинию, устроенную им, когда она была исполнена Божией славою, и священник не имел силы стоять пред храмом, когда Соломон внес ковчег в дом Иерусалимский, построенный им самим? Итак ни Авраам, ни Исаак, ни Иаков, ни кто-нибудь другой не видел Отца и неизреченного Господа всего вообще и самого Христа, но они видели Того, Который по воле Его есть и Бог Сын Его и вместе Ангел Его по служению воле Его, — Который по определению Его должен был сделаться человеком от Девы, и Который некогда сделался даже огнем во время беседы с Моисеем из купины. Ибо если не так будем понимать Писания, то выйдет, что Отец и Господь всего не был на небесах, когда Моисеем сказано: «И послал Господь на Содом огонь и серу от Господа с неба» (Быт. 19:24), и еще когда сказано Давидом: «поднимите ворота ваши, князи, и поднимитесь вы, ворота вечные, и внидет Царь славы» (Пс. 23:7) и «Господь сказал Господу моему: сиди по правую сторону Мою, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 100:1).
128. Выше подробно мною доказано, что Христос, Который есть Господь и по естеству Бог, Сын Божий. силою Своею являвшийся прежде как человек и Ангел, и даже в виде огня, как то было в купине, явился также и при суде над Содомом. — И я повторил все выписанное прежде из книги Исход, о видении бывшем в купине и о названии Иисуса, и присоединил: вы не подумайте, что я часто повторяю это из пустословия; но я знаю, что некоторые хотят предупредить мои объяснения и сказать, что та Сила, которая явилась от Отца всего Моисею или Аврааму или Иакову, названа Ангелом по ее приближению к человекам, так как чрез нее возвещаются людям повеления от Отца, — славою, так как иногда она является в необъятном видении, — то мужем и человеком, потому что по воле Отца принимает на себя такие образы, и наконец словом, потому что приносит сообщения от Отца к людям; но эта Сила неотлучна и неотделима от Отца, как солнечный свет на земле, говорят, неразделен и неотделим от солнца, которое на небе, и когда заходит, то и свет вместе с ним пропадает: так и Отец, когда хочет, допускает силе Своей выступать, и когда хочет, возводит ее в Себя Самого. Таким же образом, говорят они, Он и ангелов творит. Но доказано, что ангелы существуют и всегда пребывают и не разрешаются опять в то, из чего произошли. И что Сила, которую пророческое слово называет и Бог ом, как доказано это также вполне, и Ангелом, не только по имени считается (другою), как свет солнечный, но и по числу есть нечто иное, об этом я уже кратко рассуждал, когда говорил, что эта Сила рождена от Отца силою и волею Его, но не чрез отсечение, как будто разделилась сущность Отца, подобно всем прочим вещам, которые делятся и раздробляются, и не остаются теми же, какими были прежде разделения; и для примера я взял то, как мы видим, что от огня зажигаются другие огни, тогда как нисколько не уменьшился тот огонь, от которого могут загореться многие огни, а остается таким же.
129. Теперь повторю те места Писания, которые я привел, чтобы доказать это. Когда говорит: «Господь низвел огонь с неба» (Быт. 19:24), то этим пророческое слово указывает на двоих по числу: одного, находящегося на земле, Который, говорит Писание, сошел видеть вопль Содомлян, а другого, пребывающего на небесах, Который есть Господь Господа, находившегося на земле, как Отец и Бог, и Виновник того, что Он могуществен и есть Господь и Бог. Опять, когда Писание говорит, что в начале Бог сказал: «вот Адам сделался, как один из Нас» (Быт. 3:22), то слова «как один из Нас» также указывают на число, но не допускают иносказательного изъяснения, как стараются истолковать софисты, неспособные ни сказать, ни понять истины. И в книге Премудрости сказано: «если я возвещу вам то, что бывает ежедневно — перечислю то, что есть от века. Господь создал Меня началом путей своих на дела Свои. Он основал Меня прежде века, в начале, прежде нежели сотворил бездны, прежде нежели произошли источники вод, прежде нежели горы утвердились, прежде всех холмов Он рождает Меня». Оказавши это, я присоединил: вы, слушатели, понимаете, если только вы обращали внимание, что по свидетельству Писания, это Порождение рождено от Отца прежде всех тварей; и что Рожденное ест по числу другое от Рождающего, с этим всякий согласится.
130. Когда все они изъявили свое согласие, то я сказал: но мне желательно теперь представить еще некоторые места, о которых я не упоминал прежде. Они прикровенно сказаны Моисеем, верным слугою: «Небеса, возвеселитесь вместе с Ним, и пусть поклонятся Ему все ангелы Божии»; потом присоединил дальнейшие слова: «возвеселитесь народы с людьми Его и да укрепятся в Нем все ангелы Божии, потому что Он отомщает и отомстит кровь сынов Своих и воздаст мщение врагам Своим и ненавидящим Его воздаст и Господь очистит землю людей Своих» (Вт. 32:43). Этими словами Он объявляет, что мы — народы радуемся с Его людьми, т.е. с Авраамом, Исааком, Иаковом, пророками и вообще со всеми угодившими Ему из вашего народа, как мы выше призвали. Но мы должны разуметь это не о всех из вашего народа, потому что чрез Исаию мы знаем, что члены преступников будут пожираемы червем и неугасимым огнем, оставаясь бессмертными так, что будут зрелищем для всякой плоти. Сверх того, государи мои, — говорил я, — хочу я предложить вам некоторые другие места из тех же Писаний Моисея; из них вы также можете понять, что Бог в древности рассеял всех людей по народам и языкам; и из всех народов Он избрал Себе ваш народ, бесполезный, непокорный и неверный, и показал, что люди из всякого народа, повинующиеся Его воле чрез Христа, называемого Им Иаковом и Израилем, они то и должны быть Иаковом и Израилем, как я подробно говорил прежде. Ибо сказавши: «возвеселитесь, народы, с людьми Его» Он отделяет им такое же наследие и дает такое же название, а если Он называет их народами, и народами, веселящимися с людьми Его, то говорит это в укоризну народа вашего. Как вы прогневали Его своим идолослужением, так Он самых идолослужителей удостоил того, чтобы они познали волю Его и получили наследство у Него.
131. Приведу вам слова, из которых видно, что Бог разделил все народы. Вот они: «спроси отца твоего и возвестит тебе, старцев твоих и скажут тебе. Когда Всевышний разделил народы, когда рассеял сынов Адама, то установил пределы народов по числу сынов Израиля и сделался частью Господа народ Его Иаков, уделом наследства Его Израиль» (Вт. 32:7-6). К этому я присоединил: семьдесят толковников перевели: «установил пределы народов по числу Ангелов Божиих». Но так как опять чрез это нисколько не уменьшается доказательство мое, то я привел слова по вашему толкованию. Если же вы хотите признать истину, то вы должны согласиться, что мы, которые призваны чрез униженное и исполненное укоризны таинство креста, — которые за исповедание, послушание и благочестие подвергаемся мучениям, даже до смерти, демонами и воинством диавола вследствие вашего служения им, — которые все претерпеваем из за того, чтобы и словом не отречься от Христа призвавшего нас к спасению уготованному Отцом, — мы вернее вас в отношении к Богу, нежели вы, которые мышцею высокою и посещением великой славы избавлены от Египта, когда для вас рассечено было море и сделался сухой путь, на котором Бог погубил преследовавших вас с великою силою и великолепными колесницами, изливши на них море иссушенное для вас. (Мы вернее Богу нежели вы), которым светил столп света, чтобы вы, не как другой какой-либо народ в мире, могли пользоваться собственным неоскудевающим и незаходящим светом. Для вас Бог послал для питания свойственный небесным ангелам хлеб, т. е. манну, чтобы вы не нуждались в печении хлеба, и вода услаждена в Мерре. Вам дано было знамение имевшего распяться и в змеях, угрызавших вас, как я выше сказал, — потому что Бог наперед даровал вам таинства прежде их времен, а вы всегда оказывались к Нему неблагодарными, — и чрез образ распростертых рук Моисея и чрез того, который будучи переименован Иисусом воевал с Амаликом: это событие Бог повелел записать в книгу и вложить в уши ваши имя Иисуса, сказавши, что Он имеет истребить с земли память Амалика. Известно впрочем, что память Амалика пребывает и после смерти сына Навинова, но Бог объявляет, что чрез Иисуса распятого, которого все деяния предуказывались в этих символах, будут погублены демоны, которые будут бояться Его имени, и что все начальства и царства также будут страшиться Его, и из всякого народа верующие в него покажут себя людьми благочестивыми и мирными, как это доказывается, Трифон, тем, что прежде сказано мною. Сверх того, когда вы захотели есть мясо, то вам дано было такое множество перепелок, что нельзя было их исчислить; вам Бог источил воду из скалы; за вами следовало облако, осенявшее от зноя и предохранявший от холода и предвозвещавший образ другого нового неба; у вас и ремни у сапог не протерлись, самые сапоги не износились и одежды не обветшали, но даже росли вместе с возрастом детей.
132. Не смотря на такие благодеяния вы слили тельца, охотно любодействовали с чужеземными дочерями и покланялись идолам, и это после того, как вам отдана была земля с такою силою, что вы видели, как по повелению этого мужа, названного именем Иисус, остановилось солнце и не заходило почти тридцать часов, и видели все другие чудеса, бывшие для вас в свое время; из них об одном я считаю нужным теперь упомянуть; ибо оно ведет к тому, чтобы вы из него познали Иисуса, Которого мы признаем Христом, Сыном Божиим, Который был распят, воскрес, восшел на небеса и опять придет судить всех вообще людей, начиная с Адама. И так знайте, говорил я, когда враги Азотяне похитили скинию свидения и были поражены страшною и неизлечимою язвою, то решились возложить ее на колесницу запряженную коровами недавно отелившимися, пытаясь узнать, силою ли Божьею они были поражены за скинию, и угодно ли Богу, чтобы она была возвращена туда, откуда взята. И когда они сделали это, то коровы никем не управляемые пришли не на то место, откуда была похищена скиния, но на поле одного человека, называемого Авсием, соименного тому мужу, который был переименован именем Иисуса, как сказано прежде, и который ввел людей в землю и разделял ее между ними. Когда коровы пришли на это поле, то остановились. Чрез это также вам показывается, что он руководимы были могущественным именем, подобно тому, как прежде народ, оставшийся от вышедших из Египта, был введен в земных тем, который получил имя Иисуса, а прежде этого назывался Авсием.
133. Но несмотря на то, что эти и все подобные необычайные чудеса были совершаемы для вас и были видимы вами в свое время, вы обличаетесь пророками даже за то, что вы, детей своих приносили в жертву демонам, и сверх всего этого осмелились восстать на Христа и теперь восстаете, — во всем этом да будет спасение вам в милости от Бога и Христа Его. Бог, предвидя такие дела ваши, так проклял вас чрез пророка Исаию: «горе душам их: они предприняли злой умысел против самих себя, говоря: свяжем Праведника, потому что он негоден для нас; за это они вкушают плоды дел своих. Горе беззаконному: злое постигнет его по делам рук его. Народ мой, ваши приставники грабят вас и взыщики будут господствовать над вами. Народ Мой! ублажающие вас обманывают вас и возмущают стезю путей ваших. Но ныне Господь поставит на суд народ Свой, и Сам Господь придет на суд со старцами народа и с князьями его: зачем вы сожгли виноград Мой, и награбленное у бедного в домах ваших? Зачем вы обижаете народ Мой и посрамляете лице смиренных?» (Ис. 3:9-15) И опять в другом месте тот же пророк для той же цели сказал: «горе тем, которые влекут грехи свои, как будто длинною веревкою, и беззакония свои, как будто ремнем ига юницы, — которые говорят: пусть приблизится скорость Его и придет совет святого Израилева, чтобы мы знали его. Горе тем, которые называют зло добром и добро злом, которые полагают свет за тьму и тьму за свет, которые полагают горькое за сладкое и сладкое за горькое. Горе тем, которые разумны в самих себе и мудры в своих собственных глазах. Горе сильным вашим, которые пьют вино, и вельможам и подмешивающим крепкое вино, — оправдывающим нечестивого за дары и отнимающим право у праведника. За это, как солома сгорит от огненного угля и сожжется от пламени горящего, корень их будет как персть, и цвет их взойдет, как пыль; ибо они не захотели закона Господа Саваофа, но раздражили слово Господа, Святого Израилева. И Господ Саваоф исполнился гневом и наложил руки на них и поразил их и раздражился на горы; и трупы их сделались, как навоз по средине дороги: и во всем этом они не отвратились, но еще рука их высока» (Ис. 5:18-26). В самом деле рука ваша высока для делания зла, потому что вы, убивши Христа, еще не раскаиваетесь, но ненавидите и нас, уверовавших чрез Него в Бога и Отца всего, и убиваете, когда имеете власть. Вы непрестанно проклинаете как Его, так и сущих от Него, хотя все мы молимся за вас и вообще за всех людей, как мы научены делать это Христом вашим и Господом, который повелел нам молиться даже за врагов наших и любить ненавидящих нас и благословлять проклинающих нас.
134. Поэтому, если вас посрамляет учение пророков и самого Бога, то лучше было бы для вас следовать Бог у, нежели неразумным и слепым наставникам вашим, которые позволяют вам и теперь иметь каждому по четыре или по пяти жен; и когда кто-нибудь из вас, увидавши красивую женщину, пожелает иметь ее, то они рассказывают о действиях Иакова и других патриархов и утверждают, что делающие подобное им нисколько не грешат. Несчастны они и неразумны в этом. Ибо, как я выше сказал, в каждом подобном действии их совершались домостроительства великих таинств. Я вам скажу, какое домостроительство и предсказание было в бракосочетаниях Иакова, чтобы вы и отсюда узнали, что ваши наставники всегда смотрели не на божественное намерение, ради которого каждое действие совершалось, но более на земные и губительные страсти. Итак обратите внимание на то, что говорю. Бракосочетания Иакова были образами того, что имело совершиться чрез Христа. Жениться на двух сестрах зараз нельзя было Иакову; посему он служил Лавану за дочерей его и будучи обманут в младшей, служил ему еще семь лет. Лия — ваш народ и синагога, а Рахиль — ваша церковь, Христос доныне служит за них и за рабов их обеих. Если Ной отдал в рабство двум сынам своим семя третьего сына, то теперь Христос пришел для восстановления и свободных детей и рабов их, почитая достойными тех же прав всех, соблюдающих заповеди Его, точно так, как родившиеся у Иакова от свободных жен и родившиеся от рабынь все были сынами равночестными; и согласно с их порядком и по предвидению было предсказано, каков будет каждый из них. Иаков служил Лавану за пестрый и многовидный скот, и Христос потерпел рабство даже до креста за разнообразных людей из всякого народа, приобретши их своею кровью и таинством крестным. Глаза Лии были слабы, и ваши душевные очи весьма немощны. Рахиль похитила богов Лавана и скрыла их даже до сегодня: и наши отеческие и вещественные боги погибли для нас. Иаков во все время был ненавидим своим братом; и мы ныне, и сам Господь наш ненавидимы вами и всеми другими людьми, хотя мы все по природе братья. Иаков был назван Израилем: и Христос, по имени и по существу дела Иисус, как доказано, есть также Израиль.
135. И когда Писание говорит: «Я Господь Бог, Святой Израиля, который показал Израиля царем вашим» (Ис. 43:15), то не следует ли вам по истине разуметь Христа вечного Царя? Ибо вы знаете, что Иаков, сын Исаака, никогда не был царем; поэтому Писание, изъясняя нам, кого оно разумеет под Иаковом и Израилем Царем, говорит так: «Иаков раб Мой, Я поддержу Его; и Израиль избранный Мой, душа Моя обнимет Его. Я положил дух Мой на Него, и Он произнесет суд народам. Он не будет кричать и не услышится голос Его вне. Трости разбитой Он не переломит и льна дымящегося не погасит, пока Он не взнесет победу, воспримет суди не сокрушится, пока не установит на земле суд; и на имя Его будут уповать народы» (Ис. 42:1-4). Ужели на патриарха Иакова, а не на Христа уповают язычники, да и вы сами? Как, поэтому, Писание называет Христа Израилем и Иаковом, так и мы. из утробы Христа как бы отсеченные, составляем истинный израильский род, Но послушаем лучше самые слова Писания: «и изведу, говорит оно, семя от Иакова и от Иуды, и оно наследует святую гору Мою, и Мои избранные и Мои рабы наследуют ее, и будут там жить; и будут в лесу ограды для стад, и долина Ахоркая (будет) местом отдыха для скота людям, которые взыскали Меня. Но вы, которые оставляете Меня и забываете святую гору Мою и приготовляете для демонов трапезу и наполняете растворение демону, — Я предам вас мечу, вы все падете от убийства, потому что Я звал вас, и вы не послушали, Я говорил и вы не внимали, и сделали злое предо Мною и избрали, чего Я не хотел» (Ис. 65:9-12). Таковы слова Писания; и вы конечно сами понимаете, что есть какое то другое семя от Иакова, о котором теперь сказано, и никто не подумает чтобы здесь говорилось о вашем народе. Ибо невозможно, чтобы потомки Иакова оставили начало для семени Иакова, и чтобы Тот, кто укорял народ, как недостойный наследия, с другой стороны обещал его тому же народу, как будто одобрял его. Но как там пророк говорит: «и ныне ты, дом Иакова, придите, пойдем во свете Господа; ибо Он оставил народ Свой, дом Иакова, потому что наполнилась земля их, как с начала, гаданий и предсказаний» (Ис. 25:6), так и здесь нам должно разуметь два семени Иуды и два рода, как два дома Иакова, — один рожденный от крови и плоти, другой — от веры и Духа.
136. Вы видите, как Он теперь говорит к народу; после того, как оказал: «как ягода найдется на виноградной кисти, и скажут: не порть ее, ибо благословение на вей, так Я сделаю ради служащего Мне: ради его Я не погублю всех их», Он присовокупляет: «И произведу семя от Иакова и от Иуды» (Ис. 65:8-9), Ясно, что если Он гневается на них и угрожает оставить самое малое число их, то обещает произвести некоторых других, которые будут жить на горе Его. Об них-то Он сказал, что посеет и породит их; а вы не терпите Его, когда Он зовет вас, не слушаете Его, когда говорит, но даже делали злое пред Господом. Самая же крайняя мера вашей злобы в том, что ненавидите даже того Праведника, которого вы убили, и тех, которые от Него стали тем, что они суть, — благочестивыми, праведными и человеколюбивыми. Поэтому «горе душе их — говорит Господь, — потому что они предприняли злой умысел против самих себя, говоря: убьем Праведника, так как он негоден для нас» (Ис. 3:9-10). Вы не приносили жертв Ваалу, как ваши отцы, не приносили варений в рощах или на возвышенных местах воинству небесному, но вы не приняли Христа Божия. Ибо кто не знает Его, тот не знает и воли Божией, и кто оскорбляет и ненавидит Его, тот ненавидит и оскорбляет и Пославшего Его; и кто не верует в Него, тот не верует проповедям пророков, которые благовествовали и проповедали о Нем всем.
137. Не говорите, братья, ничего худого на Того распятого и не ругайтесь над Его язвами, которыми могут все исцелиться, как и мы исцелились. Прекрасно было бы, если бы вы поверили Писаниям и приняли обрезание жестокосердия вашего, а не то, которое имеете по утвердившемуся в вас мнению, потому что ваше обрезание было дано, как знак, а не как дело праведности, в чем убеждают нас Писания. Согласитесь с нами, не издевайтесь над Сыном Божиим и не ругайтесь, последуя наставникам вашим фарисеям, над Царем Израилевым, как начальники ваших синагог учат вас делать после молитвы. Ибо если касающийся людей, неугодных Богу, как бы касается зеницы Божией, тем более тот, кто касается Возлюбленного Его. А что этот есть Христос наш, достаточно доказано.
Так как они молчали, то я продолжал говорить. — Теперь, друзья мои, я привожу некоторые места из Писаний так, как перевели их 70 толковников; когда я приводил их прежде, как вы читаете их, я хотел испытать ваш образ мыслей. Приводя место Писания, которое говорит: «горе им, потому что они предприняли злой умысел против самих себя, говоря»... я присоединил по переводу 70-ти «уничтожим Праведного, потому что он негоден нам», тогда как в начале разговора я привел это, как вы хотите читать: «свяжем Праведного, потому он негоден для нас. Но вы были заняты чем то и кажется не внимательно слушали мои слова. Так как теперь день скоро кончится, солнце уже на западе, то к сказанному я прибавлю одно замечание и заключу; хоть оно было уже сказано мною, но я нахожу справедливым опять обратиться к нему.
138. Вы знаете, государи мои. — сказал я, — что у Исаии Бог сказал Иерусалиму: «во время потопа Ноева Я спас тебя. Эти слова Бога означают то, что в потопе было таинство людей спасаемых. Ибо праведный Ной при потопе с прочими людьми, т. е. с женою своей, тремя сыновьями своими и женами их, составляя числом 8 человек, были символом того дня, в который наш Христос явился, восставши из мертвых, и который есть по числу восьмой, но по силе всегда первый. Христос, перворожденный всей твари, сделался также началом нового рода, возрожденного Им посредством воды и веры и дерева, содержащего таинство креста, подобно как Ной спасся на древе, плавая по водам с семейством своим. Поэтому, когда пророк говорит: «во время Ноя Я спас тебя», то, как я заметил, Бог здесь говорит к народу, который подобным образом верен Ему и имеет эти символы. Ибо и Моисей с жезлом в своей руке провел чрез море ваш народ. Вы же думаете, что это было сказано только о вашем народе или земле. Но Писание говорит, что вся земля была потоплена и вода поднялась выше гор на 15 локтей, так что, очевидно, Бог говорил это не вашей земле, но народу, повинующемуся Ему, для которого Он и приготовил успокоение в Иерусалиме, как было прежде показано всеми символами при потопе. Я разумею, что посредством воды и веры и дерева те, которые приготовились и раскаиваются в своих грехах, избегнут грядущего суда Божия.
139. И другое таинство, которого вы не знаете, было предвозвещено событием во время Ноя. Оно заключается в следующем, В благословениях, которыми Ной благословил двух своих сыновей, он изрек и проклятие на своего внука; ибо пророческий Дух не хотел проклясть того сына, которого благословил Бог вместе с другими сынами, но так как наказание за грех должно было перейти на все поколение сына, осмеявшего наготу (отца), то он совершил проклятие, начиная с его сына. Но в том, что сказал Ной, он предсказал, что потомство Сима будет обладать стяжаниями и жилищами Ханаана, а после потомство Иафета возьмет себе стяжания и жилища Семитов, — которыми последние овладели от Ханаанитян, — лишивши их потомство Сима, как сами Семиты овладели ими, отнявши их у племени Ханаана. И послушайте, как точно исполнилось это. Вы, происходящие от племени Сима, по определению Бога, пошли на землю сынов Ханаана, и овладели ею; и известно, что потомки Иафета в свою очередь, по суду Божию, напали на вас, взяли вашу землю, и обладают ею. Об этом было сказано так: «И Ной отрезвился от вина, и узнал, что младший сын его сделал над ним, и сказал: проклят Ханаан раб, будет он рабом братьям своим. И сказал он: благословен Господь Бог Сима, и Ханаан будет раб его. Да распространит Господь Иафета, и да поселится он в жилищах Симовых, и да будет Ханаан рабом его» (Быт. 9:24-27). Таким образом, как были благословлены два народа, сыны Сима и Иафета, и сперва сынам Сима было определено обладать жилищами Ханаана, а от них те же владения должны были, по предсказанию, получить в свою очередь сыны Иафета: и как один народ, народ ханаанский, был предан в рабство тем двум народам; то Христос пришел по данной Ему от Всемогущего Отца власти и, призыва людей к дружеству и благословению и покаянию и совокупной жизни, обещал им, как было показано, обладание, имеющее быть в той же земле святых. Потому люди всех стран, рабы ли или свободные, если они веруют в Христа и признают истину в Его словах и в словах Его пророков, знают, что они будут вместе с Ним в той земле, и получат вечное и нетленное наследие.
140. Поэтому Иаков, который сам был, как я сказал, образом Христа, вступил в сожитие с двумя рабынями двух своих свободных жен, и прижил от них сыновей, чтобы предуказать, что Христос примет и всех потомков Ханаана, которые находятся среди племени Иафета. наравне с свободными сынами, и будет иметь их всех детьми и сонаследниками; таковы именно мы: но вы не можете понять этого, потому что вы не можете пить от живой воды Божией, но из «сокрушенных колодцев, которые не могут сохранять воды» как говорит Писание (Иер. 2:13). Такие сокрушенные колодцы, не сохраняющие воды, ископали для вас ваши учители, которые, как ясно говорит Писание, «учат учениям, заповедям человеческим» (Ис. 29:13). И кроме того, они обольщают и самих себя и вас, думал, что тем, которые по плоти происходят от семени Авраамова, хотя бы они были даже грешники и неверующие и непокорные Бог у, несомненно будет дано Его вечное царство, — несправедливость чего доказывается самыми Писаниями. Иначе Исаия не сказал бы так: «и если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, мы были бы как Содом и Гоморра» (Ис. 1:9). И Иезекииль: «если Ной, и Иаков, и Даниил будут просить за своих сынов или дочерей, не дастся им. Но ни отец не погибнет за сына, ни сын за отца; но всякий погибнет за свой собственный грех, и всякий спасется своими собственными правыми действиями» (Иез. 14:20; Вт. 24:16). И Исаия опять: «они посмотрят на члены тех, которые согрешили против Меня; червь их не успокоится, и огонь их не угаснет, и они будут зрелищем для всякой плоти» (Ис. 16:24). И наш Господь, по воле пославшего Его Отца и Господа всего, не сказал бы: «придут с востока и запада, и возлягут с Авраамом, и Исааком и Иаковом, в царстве небесном; но сыны царства будут изверчены в тьму внешнюю» (Мф. 8:11-12). Впрочем, как я уже доказал, те, которые предузнаны, как злые, и будут таковыми, — и ангелы и люди бывают нечестивы не по вине Божией, но по своей собственной вине каждый есть таков, каким он окажется.
141. Но чтобы вы не могли иметь предлога сказать, что Христу непременно надлежало быть распятым, или в вашем народе быть преступникам, и что иначе не могло быть, то я сказал вкратце, что Богу, хотящему, чтобы ангелы и люди следовали Его воле, угодно было сотворить их с свободною силою для делания правды и с разумом для познания Того, Кем они были сотворены и чрез Кого существуют они, прежде не существовавшие, и с таким законом, чтобы они были судимы Им, когда будут поступать противно правому разуму. И по нашей собственной вине мы, и люди и ангелы, будем обличены за грехи, если не поспешим раскаяться. Если же слово Божие предсказывает, что некоторые, люди и ангелы, будут наказаны, то это потому, что Бог предузнал, что они непременно сделаются нечестивыми, а не потому, что Он сделал их такими. Поэтому все желающие, если они покаются, могут получить милость от Бога, — и Писание называет их блаженными, говоря: «блажен человек, которому Господь не вменит греха» (Пс. 31:2); то есть, покаявшись в своих грехах, он получит от Бога прощение их; но не так, как вы обольщаете себя самих и некоторые другие подобные вам в этом, которые говорят, что хотя они грешники, но знают Бога, и Господь не вменит им греха. Как доказательство этого мы имеем одно преступление Давида, случившееся от его гордости, которое было потом прощено, когда он плакал и скорбел так, как написано. Если же такому человеку прощение не было дано прежде покаяния, но только тогда, когда он, великий царь, помазанник и пророк, так плакал и вел себя; то как нечистые и крайне преступные, если они не будут скорбеть и плакать и не покаются, могут надеяться, что Господь не вменит им греха? И это одно преступление Давида с женою Урии доказывает, государи мои — говорил я, — что патриархи имели многих жен не ради блуда, но что чрез них совершались некоторое домостроительство и таинства; потому что если бы было позволено брать жену, какую кто хочет, как хочет и сколько он хочет иметь жен, как делают ваши единоплеменники по всему свету, куда бы они ни прибыли или ни отправились, беря женщин под именем супружества, но тем более Давиду было бы позволено делать так».
Сказавши это, дорогой Марк Помпей, я перестал говорить.
142. Помолчав несколько времени, Трифон сказал: ты видишь, что мы не намеренно вступили в разговор об этих предметах; и признаюсь, что я чрезвычайно доволен нашею встречею, и думаю, что и эти друзья мои чувствуют тоже самое; потому что мы нашли более, чем ожидали и могли когда-либо ожидать. Но если б мы могли делать это чаще, то получили бы еще более пользы, исследуя эти самые слова (Писания): но так как — сказал он, — ты готов оставить вас и ежедневно ожидаешь корабля, то не почитай за труд вспоминать нас как друзей твоих. когда отправишься отсюда.
— С моей стороны, отвечал я, — если б я здесь остался, пожелал бы ежедневно делать то же самое, но теперь имея в виду, по воле и при помощи Божией, сесть на корабль, я убеждаю вас, обратитесь к этому великому делу для вашего собственного спасения, и позаботьтесь предпочесть Христа Всемогущего Бог а вашим учителям.
После этого они оставили меня, молясь о моем спасении от опасностей путешествия и от всякого бедствия. И я молился за них, и говорил: я не могу желать вам большего блага, чем то, чтобы познавши, что этим путем дается мудрость всякому человеку, и вы могли несомненно веровать вместе с вами, что наш Иисус есть Христос Божий.