святой (ок. 213- ок. 270). Род. в Неокесарии, в знатной языческой семье. Главными источниками для его жизнеописания служат его собственные творения, речь Григория Нисского и несколько намеков на него у Иеронима, Василия Великого и у церковных историков. Вот что говорит о нем бл. Иероним в жизнеописаниях своего труда «De viris illustrious»: «Феодор, который впоследствии назывался Григорием, епископ Неокесарии в Понте, в крайне раннем возрасте, по причине своих знаний в греческой и латинской литературе, пошел из Каппадокии в Берит и оттуда в палестинскую Кесарию, сопровождаемый своим
братом Афинодором. Когда Ориген заметил их выдающиеся способности, он поощрил их изучать философию, в которой, постепенно вводя их в веру Христову, он сделал их своими последователями. Проучившись у него в течение пяти лет,
они отправлены были назад к их матери. Перед тем как отправиться в путь, Феодор написал благодарственный панегирик Оригену... Он написал также парафраз книги Екклесиаст, правда краткий, но чрезвычайно полезный. В
обращении находятся также различные его послания. Он особенно славился знамениями и чудесами, которые совершал во время своего епископствования к великой славе церквей». [... ]
Будучи еще молодым человеком, Г. Ч. был избран на епископскую кафедру Неокесарии (вероятно, около 240). [...] Его епархия, правда, была необширной, если верно то, что в городе было всего только 17 христиан. [...] Свое время Г. Ч. проводил главным образом в миссионерских трудах и был столь успешен в этом отношении, что когда умер, то все граждане Кесарии сделались христианами, за исключением 17 человек.
В 250 начались гонения Деция, и Г. Ч., который держался здравых воззрений Афанасия Великого, Дионисия Александрийского и Киприана (здесь явно какая-та неувязка Афанасий Александрийский родился в 293 году, скорее всего речь идет о Клименте Александрийском (авторы сайта)),
удалился и советовал всем, кто был в опасности, спасать свою жизнь бегством или сокрытием. [... ] В 257 он смог возвратиться в Неокесарию и в 258 учредил ежегодные праздники в память мучеников. [...] В 264 Г. Ч. присутствовал на АНТИОХИЙСКОМ соборе, созванном для осуждения Павла Самосатского. [...]
Статья процитирована по словарю "Христианство" М., 1993. Научное издательство "Большая Российская энциклопедия". Том 1. Стр. 446-447.