Биографическая справка[1]
ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ [EusebioV episkopoV KaisareiaV thV PalaistinhV] (Памфил) (ок. 260—340), отец церковной истории. Родился в Палестине, учился в Кесарии. Его учитель, пресвитер Памфил, передал ему свое преклонение перед Оригеном. Участвуя в управлении кесарийским училищем, Евсевий во время гонения Диоклетиана сохранил наличность кесарийской библиотеки и обогатил ее новыми коллекциями рукописей, приобретенных во время вынужденного удаления из Кесарии и путешествий по Сирии, Египту и Фиваиде. Около 313 Евсевий был избран епископом Кесарийским. Со времени водворения в 323 Константина Великого на Востоке Е. К. оказывает сильное влияние на императора и сохраняет это влияние до смерти. Этому способствовало его умение хвалить покровителей и замалчивать их ложные шаги, готовность вовремя произвести нажим и на свои взгляды, и на чужие документы. Е. К. является историографом эпохи Константина Великого; но именно благодаря его искусству располагать свет и тени мы до сих пор не знаем много важного в жизни императора и в процессе превращения христианства из религии гонимой в государственную. Вместо портрета он оставил нам икону. [...] Когда начались арианские волнения, Е. К. не сумел или не захотел занять определенной догматической позиции. Как почитателя Оригена его, естественно, клонило в сторону субординационизма и арианства; но когда на соборе 325 дело дошло до голосования формулы императора: omoousioV [единосущный], он не устоял перед искушением угодить венценосному “епископу внешних”. После собора, с возникновением антиникейской реакции, Е. К. становится видным ее деятелем. В 330 он присутствует на соборе, осудившем Евстафия Антиохийского, в 335 — на соборе Тирском, осудившем Афанасия Великого. Но в представлении о Е. К. все заслоняется его заслугами как церковного писателя. Е. К. — один из самых ученых представителей церковной письменности. Труды его и многочисленны, и важны. Он охотно заполнял свои произведения выписками из документов; его церковная история представляет собой почти хрестоматию. Так как большая часть документов и сочинений, которыми он пользовался, теперь исчезла, то без Е. К. о первых трех веках христианства мы знали бы очень мало.
Сочинения Е. К. распадаются на апологетические, исторические, библейско-экзегетические и догматико-полемические. Среди первых выдаются известные в научном обиходе более под латинскими названиями Praeparatio evangelica (“Приготовление к Евангелию”; изд. в первый раз Вигери в 1628) и Demonstratio evangelica (“Доказательство в пользу Евангелия”). Это, собственно, две обширные части одного произведения. Написаны они приблизительно в 315—322. После 323 составлено “О богоявлении” (peri thV qeojaneiaV), в 311—313 — трактат против сочинения Иерокла (неоплатоника, правителя Вифинии, влиявшего на Диоклетиана в пору его выступления против христиан) об Аполлонии Тианском. Исторические сочинения Е. К. — самые ценные. “Церковная история”, в 10 книгах, закончена в 324—325; она повествует о событиях от начала христианства до 324. Ее справедливо скоро стали ценить как: kthma eV aei [вечное достояние]. “Хроника” (от сотворения мира) первоначально была написана около 303 и потом продолжена до 323. В целом виде она сохранилась только в армянском переводе (найден в 1792; до этого долгое время она была известна лишь в вольном пересказе Иеронима, на лат. яз.). Трактат “О палестинских мучениках” написан в 303—311; на греческом яз. сохранилась только краткая его редакция. Из библейских работ Е. К. первое место занимает т. н. “Ономастикой”, который говорит о всех упоминаемых в Библии местах и является первоклассным источником для топографии библейской Палестины. Из экзегетических работ Е. К. в значительном объеме уцелели только объяснения некоторых псалмов. Догматические трактаты “Против Маркелла” и “О богословии” направлены против вышедшего в 335 антиарианского сочинения Маркелла, еп. Анкирского. До сих пор о Е. К. много говорят как о панегиристе. Его “Жизнь Константина” служит предметом горячих споров. Некоторые исследователи обвиняют его в фальсификации документов. “Похвала Константину” составлена по поводу тридцатилетия царствования императора в 335. “Речь к собранию святых” от лица царя вышла также из-под пера церковного историка. Большая часть теперь известных сочинений Е. К. перепечатана в: Migne, PG, t. 19—24. На русском яз. имеются “Церковная история”, “О палестинских мучениках”, “Жизнь Константина” и “Речь к собранию святых”. “Demonstratio evangelica” и “Praeparatio evangelica” во французском переводе см.: Migne, Demonstrations evangeliques, v. 1—2, 1843.
[1]Цитируется по энциклопедии - справочнику Христианство. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Православная богословская энциклопедия. М., 1993. "Большая Российская энциклопедия". Редакционная коллегия С.С. Аверицев (главный редактор), А.Н. Мешков, Ю.Н. Попов (заместитель главного редактора). Том 1. Стр. 519 - 520.