Воздвижение Креста Господня
ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ[1], церковный праздник, ежегодно совершаемый 14 сентября. Мать императора Константина Великого, св. Елена, посетила Святую землю с целью найти место погребения Христа и сам крест, на котором он был распят. Это была задача весьма трудная. За два столетия перед тем император Адриан приказал совершенно завалить пещеру Гроба Господня, чтобы сделать неузнаваемым место Его распятия и погребения, и на нем воздвигнуты были даже храмы в честь Юпитера и Венеры. Несмотря на это, произведенные Еленой раскопки увенчались успехом: пещера Гроба Господня была найдена и неподалеку от нее открыты были три креста и даже доска с надписью, которая, по свидетельству евангелистов, находилась на кресте Иисуса Христа. По некоторым признакам можно было догадываться, который именно из трех крестов есть крест Иисуса Христа; окончательным в том удостоверением послужило исцеление больной, приложившейся к кресту. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения. Часть этого «животворящего» креста Елена послала своему сыну Константину, а остальная, главная часть его положена была в главной иерусалимской церкви. Над пещерой Гроба Господня впоследствии построена была церковь, освященная 14 сентября 335. Чтобы дать возможность многочисленным христианам, отовсюду собравшимся на торжество, увидеть великую святыню, епископ Макарий поднимал или «воздвигал» крест над головами молящихся, и от этого собственно поднятия или «воздвижения» и получил свое название праздник.
А.П. Лопухин. Не подлежит сомнению, что праздник существовал уже раньше: автор «Пасхальной хроники», редактированной именно при Ираклии, отметив под 335 освящение храма в Иерусалиме при Константине на месте страданий Христа, говорит, что «отселе начался праздник Воздвижения Креста». Греческие церковные историки 5 в. - Сократ (ум. в 440), Феодорит (ум. в 457), Созомен, латинские писатели - Амвросий Медиоланский, Павлин Ноланский (ум. в 431), Руфин (ум. в 410) и другие — повествуют, что крест найден в Иерусалиме во время пребывания там Елены, матери Константина. Такое сказание разрешало бы вопрос о происхождении праздника. Но оно значительно подрывается тем обстоятельством, что отец церковной истории Евсевий, современник Елены, епископ Палестинский, присутствовавший на освящении храма, построенного Константином на месте страданий Христа, описывающий путешествие Елены на Восток для «поклонения стопам Спасителя», не обмолвился ни одним словом об обретении креста Еленой. Подробности сказания нарастают постепенно. Первое известие идет от Кирилла Иерусалимского (ум. в 386): в его время «древо крестное по частям роздано уже всей вселенной» (Огласительные поучения, 4, 10 и 13). Затем путешественница к св. местам Сильвия Аквитанская около 385 свидетельствует, что при ней торжественно праздновалось в Иерусалиме освящение храмов Воскресения и на Голгофе и что в тот же день вспоминалось и обретение креста. Златоуст уже знает более Кирилла: найдено было три креста; «крест Господень был узнан потому, что лежал посреди других, а затем и по бывшей на нем надписи, потому что кресты разбойников не имели надписей» (85-я беседа). Руфин и позднейшие писатели говорят, что крест был узнан через исцеление пораженной тяжкой болезнью. Наконец, Павлин Ноланский, Созомен («Церковная история», II, 1) и др. утверждают, что крест опознали среди других через возложение его на умершего, который воскрес.
И.Д. Андреев.
[1]Христианство энциклопедический словарь в 3 томах. Научное издательство "Большое Российская Энциклопедия". М., 1995. Том 1. С. 370-371.
По другому преданию, происхождение праздника относится к более позднему времени. В 614 или 615 на Иерусалим напал персидский царь Хосров II, который завоевал город и вместе с другими сокровищами увез с собою св. Крест. Но вскоре греческий император Ираклий одержал над персами победу, и они приняли предложенные им мирные условия (628), между которыми : напилось возвращение Креста Господня. В 631 Ираклий возвратил св. Крест в Иерусалим и в торжественной процессии, на собственных плечах, принес его на Голгофу, где он и «воздвигнут» был опять в церкви св. Гроба. Вероятнее более древнее происхождение праздника. [...]
Так как крест - символ страданий, то на В. к. Г. полагается пост. Особенностью службы этого праздника является перенесение креста из сосудохранительницы на престол во время вечерни и затем вынос его на утрени, после великого славословия, на середину храма для поклонения.
См. архиеп. Сергий, Полный месяцеслов Востока, т. 2, 2 изд., 1900.
URL: http://apologia.hop.ru
E-mail: apologia@hop.ru