ЗНАК ДЛЯ ВСЕХ ХРИСТИАН[1].
Питер Гиллквист
Много лет назад в пасхальное воскресенье — мне было тогда семь или восемь лет,
мы из церкви отправились обедать в ресторан отеля. Примерно в то время, когда мы
сделали свой заказ, я поднял глаза и увидел, как члены семьи за соседним столом склонились в предобеденной молитве и затем перекрестились. Моей реакцией было изумление. "Что это означает?" — подумал я.
Вообще, что символизирует крест? Или давайте поставит вопрос по-другому. Что
является самым известным символом всех времен? Кого бы мы ни спросили — философа, историка или художника — каждый скорее всего ответил бы: "крест". Этот знакомый
символ присутствует во всех аспектах жизни каждого христианина от рождения И до
смерти.
Помимо воздействия самого Распятия, история была коренным образом изменена
явлением креста в видении римскому императору Константину. Сподобившись увидеть
знак креста на небесах, он обратился ко Христу и в 312 году положил конец долгому мучительному периоду преследования христиан.
Как могли две простые линии, которые может нарисовать даже ребенок, одна горизонтальная и одна вертикальная, заставлять королей изменять ход истории и одновременно давать людям такую надежду и утешение при прощании с умершими родственниками? Есть ли это просто символ? Или за обращением христиан к этому символу стоит
нечто более могущественное и эффективное? В кресте сосредоточено больше, чем привыкли считать современные христиане. Я думаю, что открытие заново этой библейской
истины существенно необходимо для духовного здоровья каждого христианина.
Источник такого могущества, значимости и необходимости Креста для нашего спасения — это личность Господа Иисуса Христа. Наш Господь, принявший на Себя всю
полноту нашего человечества, также, в этой плоти, принял на Себя обычную форму римского распятия и навсегда превратил крест в славу и победу для всех верующих.
Писание говорит, что Христос в Своей смерти, «истребил учением бывшее о нас
рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту»
(Колос. 2:14).
Представьте же, какая невероятная сила стоит между нами и смертью, между нами
и когтями царства тьмы, между нами и вечным адом. Да, крест — это больше, чем символ
для земной декорации, он — оружие мира, которое делает нас свободными от рабства
греху, смерти и дьяволу.
Ничего удивительного, что апостол Павел восклицал с верою: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14). Реальность креста была запечатана в груди Павла, который сумел в одиночку противостоять козням зла и пройти свой путь до конца. «Ибо слово
о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор. 1:18).
Давайте вернемся к той эпохе, когда Церковь не была разделена, и посмотрим, почитали ли ранние христиане крест так же сильно, как Апостол Павел.
В христианстве второго столетия мы встречаем Тертуллиана (145—220), который
говорит: «Во всех путешествиях и передвижениях, каждый раз уходя из дома и возвращаясь обратно, надевая обувь, принимая ванну, садясь за стол, зажигая свечи,
ложась или садясь, во время любого своего занятия, мы осеняем себя знамением
креста». (О венце, гл. 3).
Примерно столетие спустя, Великий святой Афанасий Александрийский написал:
“Крестным знамением прекращается всякое волшебство, обращается в ничто всякое
чародейство, все идолы лишаются своих поклонников и оставляются ими, всякое
неразумное наслаждение прекращается и всякий человек обращает взор от земли к
небу». (Слово о воплощении Бога - Слова и о пришествии Его к нам во плоти. IV, 31).
Святой Кирилл Иерусалимский был еще более требователен в отношении использования крестного знамения: «Посему не стыдимся исповедовать Распятого. С дерзновением да будет налагаема перстами печать, то есть крест, на челе и на всем, на
вкушаемом хлебе, на чашах с питием, на входах и исходах, перед сном, когда ложимся и когда встаем, бываем в пути и покоимся. Это — великое предохранение,
доставляемое бедным даром, немощным — без труда, потому что от Бога благодать
сия, знамение верных, страх демонам. На кресте победил их, низведши в позор
дерзновением» (Кол. 2, 15). Как скоро видят крест, вспоминают Распятого; страшатся Сокрушившего главы змиевы. Не пренебрегайте же сего печатию, потому что дается даром; напротив того, за сие паче почти Благодетеля». (О гласительные слова.
XIII, гл. 36).
Мартин Лютер, которого называют отцом протестантской Реформации, призывал
свою паству использовать знак креста. Например, в своих инструкциях к утренним молитвам он пишет: «Утром, когда вы встаете, осеняете себя знамением креста и произносите: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь”». (Малый катехизис. VII, 1).
Удивительно, что только в семнадцатом столетии, во времена короля Иакова, небольшая группа пуритан стала выступать устно и письменно против употребления знака
креста. Противодействуя порокам средневековой римской Церкви, они считали, что он
является человеческим изобретением, порожденным суеверием. Те же самые английские
пуритане, которые оказали существенное влияние на Северо-Американский континент,
отбросили одно из самых могущественных и высоко ценимых орудий во всей истории
Церкви. Их наставником была римофобия.
Сегодня многие американские христиане оказались жертвой обмана крикливого
меньшинства и стали стыдиться славы крестного знамения, запечатлеваемого на их груди. Но, испытывая потребность в способе физического выражения своей верности Христу, многие из тех, кто отвергает использование знака креста, в конце концов создали
свои собственные христианские жесты.
Я очень хорошо помню время нашего участия в "Движении Иисуса", когда многие
из нас пытались придумать общий знак, чтобы отделиться от студенческого движения,
активно использовавшего знак мира. В один из дней 1970 года моему близкому Другу
пришла в голову идея знака «единственный путь», вдохновленная учением Иисуса Христа о том, что Он — единственный путь к Богу. Были отпечатаны и распространены тысячи плакатов и скоро этот «знак единственного пути» стал использоваться протестантскими церквами по всему миру. Даже Билли Грэм был изображен в национальном журнале,
демонстрирующим этот знак в Гринвич Виллидж.
Знак «единственный путь» помогал христианам из протестантских церквей узнавать друг друга. Но он не просуществовал долго. Я вижу, что его по-прежнему используют
некоторые твердолобые, но долго он не просуществует. Почему? Он не был православным; он не был знаком Церкви. Он не был знаком креста. Дело Иисуса символизирует не
поднятый указательный палец, а крест — подлинный знак каждого христианина.
Использование специальных жестов в качестве символов присуще не только христианству. Американское правительство с 1892 года позаимствовало из патриотического
журнала под названием "Юс Компэньон" специальную церемонию и вскоре потребовало
в законодательном порядке, чтобы каждый учащийся в государственной системе образования салютовал американскому флагу. До недавнего времени учащихся выгоняли из аудитории, если они отказывались почтить свою страну таким способом. Даже сегодня
большинство американских христиан, пожалуй, подвергнут сомнению лояльность каждого, кто откажется засвидетельствовать свой патриотизм, положив руку на сердце в знак
приветствия. И, тем не менее, те же самые христиане смущаются и стыдятся изображать
на своей груди знак креста. Они отвергают его как некий римский или языческий пережиток прошлого. Как много они теряют!
Хотя некоторые могут сказать, что знаки не "имеют реальной силы, в народе Божием им всегда придавалось большое значение. Помните событие первой Пасхи, описанное
в Ветхом Завете? Бог повелел израильтянам: «И пусть возьмут от крови его и помажут на
обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его» (Исх. 12:7). Он пообещал: «А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в
земле Египетский, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд.
Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и
пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю
Египетскую» (Исх. 12:12—13).
Что замечательно в этом знаке крови на дверных косяках — это то, что он не был
просто символом. Это был символ, обладающий силой — в такой степени, что он отвратил ангела смерти от уничтожения первенцев израильтян. Вообразите, в таком случае,
силу животворящего креста, на котором победил смерть наш Спаситель, когда мы запечатлеваем его на своей груди.
Вспомните время пребывания в пустыне, когда израильтяне умирали от укусов
ядовитых змей, посланных на них за малодушие. Бог сказал Моисею: «Сделай себе медного змея и выставь его на знамя и если ужалит змей какого-либо человека, ужаленный,
взглянув на него, останется жив» (Чис. 21:8). Как ни невероятно это звучит для современного человека, но люди, посмотревшие на змея, выживали. Именно на этот эпизод указывал Иисус фарисею Никодиму, когда сказал: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так
должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин. 3:14).
Вознесену на чем? На кресте! Врачи по-прежнему используют символ Моисеева
змея как свой знак для обозначения исцеления. Насколько же большее исцеление уготовано тем, кто носит христианский знак креста? Вот почему Апостол Павел славит Крест.
Крестом Христовым был побежден сатана, были искуплены наши грехи и сполна
уплачены наши долги. Знаменуя себя крестом, мы предъявляем свои новые удостоверения личности, которыми прежде были грех, смерть и зло. И когда приходит искушение,
или когда наши тела хотят установить контроль над своими страстями, физическое изображение креста на нашем теле приводит в действие силу креста подобно стреле, выпущенной из лука.
Посмотрите! Мы, христиане, размещаем крест на наших шпилях, Библиях, на шейных цепочках, надгробиях и во многих других местах. Как насчет того, чтобы использовать этот знак на самих себе?
Как традиционно крестятся православные христиане? Мы складываем вместе
большой, указательный и средний пальцы правой руки. Это символизирует единство трех
Лиц Святой Троицы. Затем, два последних пальца прижимаются к ладони. Это свидетельствует о двух природах Иисуса Христа, Его совершенном Божестве и совершенном
человечестве. Сложенной таким образом рукой мы касаемся последовательно своего
лба, середины груди, правого плеча и в заключение — левого плеча. Тем самым мы прилагаем крест к нашему уму, нашему сердцу и нашей силе.
Во время нашего пути к православию Джек Спаркс написал статью под названием
«Знак креста». Он сформулировал ключевую роль знака креста следующим образом:
1. Он всегда применялся и по-прежнему применяется подавляющим большинством наших братьев христиан, многие из которых умерли за веру. Если мы действительно верим словам нашего Господа в главе 17 Евангелия от Иоанна о том, что Церковь должна быть единой, то почему мы не должны пользоваться знаком креста, как делали наши предки?
2. Мы свободно употребляем символ креста на вершинах наших церковных зданий, на наших аналоях, алтарях, бюллетенях, он изображен на наших Библиях. Почему же не использовать его на нас самих — людях, ради которых Христос умер?
3. Употребление знака креста дает нам личный, физический и видимый способ радоваться о кресте. Помимо того, чтобы делать что-то конкретное, каждый испытывает сильную потребность радоваться о кресте мысленно. Мы используем наши голоса и губы для того, чтобы говорить другим о кресте. Почему же мы должны удерживать свои руки, которые также дал нам Бог, для той же цели? Все это является составными частями восславления Бога посредством наших тел. (Jack Sparks, "The Sign of the Cross", New Oxford Rewiew, January-February, 1982+).
Если мы будем пользоваться этим знаком просто, чтобы выразить почитание Отца,
Сына и Святого Духа, и тем самым напомнить себе о присутствии Бога — это сильно поможет нам делать добро и избегать греха. Крест является нашим оружием мира и дает
нам возможность жить святой жизнью. Сатана и его демоны боятся креста. Следовательно, знак креста может служить защитой для чад Божиих.
Великий святой четвертого века Иоанн Златоуст сказал: «Итак, когда вы осеняете
себя крестным знамением, думайте о цели креста и подавляйте всякий гнев и все
прочие страсти. Помните о цене, которая была заплачена за вас». (Комментарий к
Евангелию от 3 Матфея, беседа 54).
Крестное знамение надлежит использовать всем христианам!
[1]Цитируется по Питер Гиллквист. Возвращение домой от протестантизма к Православию. Москва. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1996. Стр.153-162.