ВОЗДАЯНИЕ ДОЛЖНОГО ПОЧИТАНИЯ ДЕВЕ МАРИИ[1].
Питер Гиллквист
Можно смело сказать, что ни одна из дочерей человеческих в истории не была более
неправильно понята современным христианством, чем Дева Мария.
Вероятно также, что если не удастся преодолеть разногласия между двумя ветвями
христианства, касающихся Марии, то причиной этого будет упорное нежелание иметь
дело с библейским данными.
Я слышал, как Билли Грэм говорил по меньшей мере полдюжины раз в течение ряда
лет: "Мы, евангельские христиане, не воздаем Марии подобающего Ей почитания".
Его утверждение поднимает ключевой вопрос о Марии: каково подобающее ей почитание? Прежде, чем искать ответ в Писании, давайте откровенно признаем проблему, которая делает нашу задачу намного более трудной, чем она должна быть.
Напряженная эмоциональная атмосфера, которая окружает этот предмет, приводит к
притуплению нашей объективности в рассмотрении вопроса о Марии. Воспитание, которое получают многие из протестантов, учит подвергать сомнению или даже отрицать почитание, воздаваемое Марии в христианском богослужении и искусстве. По этой причине
наше мнение часто оказывалось сформированным заранее. Мы позволяли своим предубеждениям окрасить наше понимание даже текстов Писания, касающихся Марии. Мы не
позволяли фактам говорить самим за себя.
Когда мы попытались взглянуть на Марию честно и открыто — а это было для нас
нелегко — мы обратились в первую очередь к Библии, конкретнее, к Новому Завету. Затем мы перешли к Ветхому Завету. В процессе нашего исследования мы также рассмотрели высказывания ранних отцов Церкви по данному вопросу. Мы взглянули на историю
Церкви в целом, чтобы попытаться понять и то, как Дева Мария почиталась подобающим
Ей образом, и то, как прокрались неверные представления о Ней.
Итак, чему же учит Новый Завет о Деве Марии? Мы можем найти по меньшей мере
четыре основных ответа на данный вопрос.
В то время, как Господь Иисус Христос открыл нам, что на земле не было более великого человека из рожденных женами, чем Иоанн Креститель, и архангел Гавриил, и святая Елисавета сказали Марии: «Благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28, 42).
Она является благословеннейшей по нескольким причинам, главная из которых та,
что они приняла, выносила, родила и воспитала Самого Спасителя наших душ. Тот, Кто
сегодня занимает небесный престол Давида и царственно восседает по правую руку от
Бога Отца, вочеловечился и стал нашим Спасителем через Ее чрево. Она была избрана
Отцом, чтобы произвести на свет Его Единородного Сына.
Мария стала первой в истории личностью, которая сподобилась встретить и принять
Христа как своего Спасителя. Мы с вами призваны воцарить Господа в наших сердцах и
жизнях — следуя в этом примеру Марии. В раннехристианской истории она именуется
«первой из искупленных».
Я помню, как несколько лет назад вошел в церковь в пригороде Чикаго и увидел изображение, или икону, Марии с простертыми руками в центре апсидной стены точно за алтарем. Моим первым? чувством было удивление, почему не один Христос был изображен
в этом особом месте в церкви, хотя Он и был показан в большом круге, наложенном на
сердце Марии.
Когда я спросил, с чем связано такое расположение Ее образа, бывший со мной православный богослов пояснил: "Это одна из величайших евангельских икон во всей Церкви. То, что вы видите — это Христос, пребывающий как Господь в жизни Марии, и Ее простертые руки означают приглашение нам с вами позволить Ему пребывать в наших жизнях, так же, как в Ее". Я по сей день нахожусь под воздействием этой иконы. Ибо она
служит для всех нас примером полного предания своей жизни Иисусу Христу.
Мария благословенна также потому, что Она обрела благодать в глазах Божиих. Приветственными словами Гавриила к Ней были: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!»
(Лк. 1:28). Затем он успокоил Ее, сказав: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у
Бога» (Лк. 1:30).
Что делает человек, чтобы стать Божиим избранником, получить от Него награду?
Помните Корнилия в 10 главе книги Деяний? Он был первым иноплеменником, обратившимся ко Христу, — «благочестивый и боящийся Бога..., творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (Деян. 10:2). Двумя стихами ниже ему было сказано в
видении: «Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом». Господь обратил внимание на его ревностное служение и подал ему спасение. Подобным же образом чистота Марии обрела благодать у Бога, и она была избрана, чтобы дать рождение
Его Сыну.
Хочу ли я сказать, что спасение зарабатывается человеческими достоинствами? Ни в
коем случае! Как ни похвально для нас жить в чистоте, Нравственная жизнь сама по себе
еще не является достойной спасения. Иначе, почему Марию называли первой из искупленных или почему Корнилию необходимо было креститься во Христа Апостолом Петром? Молитва и праведная жизнь, однако, привлекают внимание Бога. Когда мы ищем
Его всем своим сердцем, мы находим Его! Когда мы отдаем Ему все, что имеем, саму
нашу жизнь, мы становимся Божиими избранниками. Именно это сделала Мария, и именно поэтому Она должна приниматься нами как величайшая из всех в истории дочерей человеческих.
Православная Церковь учила с самого начала, что Мария является ярчайшим примером или прототипом того, что случается с личностью, совершенно верующей в Бога. Всего, чем мы стремимся стать во Христе, Она уже достигла. Все мы должны «принять» Христа (Ин. 1:12). И, как уже отмечалось выше, Мария была первым человеческим существом, принявшим Христа. Из миллионов, посвятивших свою жизнь Христу, Мария была
первой и совершеннейшей. Следовательно, всем, что обещано нам в Священном Писании, Мария уже обладает.
Наш образец послушания. Хотя Бог несомненно знал, что Мария желала угодить Ему,
Он не принимал Ее служение как необходимо, принудительно должное. Ангел объяснил
Ей, как должен явиться Христос. «Дух Снятый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит
Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35).
Теперь Марии предстояло принять решение. Согласна ли Она? Вслушайтесь в Ее ответ, ибо он является входом в мир духовного делания для всех нас. «Се, раба Господня,
— сказала Мария. — Да будет мне по слову твоему» (Лк. 1:38).
Даже если мы совершенно искренни в своем желании следовать за Богом, Он никогда
не призовет нас к этому без нашего согласия. Подобно Марии, мы должны свободно согласиться быть у Него в послушании и следовать Его воле.
Кстати сказать, спустя около тридцати лет Марии снова представилась возможность
прославить Своего Господа. Она была с Иисусом на свадьбе в Кане Галилейской. Слуги,
которые были ответственны за празднество, обнаружили, что у них кончилось вино. Мария не имела никаких сомнений насчет того, кто может решить их проблему. Указывая на
Своего Сына, Господа Иисуса (Ин. 2:5), Мария сама всю свою жизнь следовала совету,
данному Ею этим слугам. Это и является причиной того, что она служит всем нам примером христианского послушания.
Наш образец чистоты и святости. Нам, которые названы святыми братьями (Евр.
3:1), повелено быть святыми, потому что свят Бог (1 Петра, 1:15—16). Мы должны представить наши тела в живую жертву (Римл. 12:1). Так разве не естественно, что Мария,
чье тело восприняло Бога Воплощенного, должна именоваться Церковью «святейшей из
всех»?
Если, как Церковь, мы призваны не имеет «пятна или порока, или чего подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Ефес. 5:27), то не следует ли отсюда, что Она, которая
является родительницей Господина этой Церкви, должна обладать такой же святостью?
Разумеется, мы имеем все основания взирать на Марию как на свой пример святости и
чистоты.
Наш образец царского достоинства и заступничества. Если Священное Писание
провозглашает всех нас царями (Откр. 1:16), так ли странно, что Церковь относится к Марии как к Царице? Если Библия обещает, что мы с вами будем судить ангелов (1 Кор.
6:3), так ли удивительно, что Церковь воспевает Марию как «Честнейшую Херувим и
Славнейшую без сравнения Серафим»?
Помимо того, что Мария по милости и силе Божией победила грех и смерть, она была
увидена на небе Псалмопевцем в проблеске пророческого взгляда. Ибо в 10 стихе 44
псалма Царем является Христос, Царицей, стоящей по правую сторону от Него — Мария.
Так и должно быть. Если Бог может сделать нас «царями и священниками» (Откр. 1:6) в
вечности, Он несомненно обладает прерогативой увенчать Марию еще более высоким
титулом в небесной иерархии.
Если Апостол Павел учит нас, как царственности священство, молиться «во всякое
время духом... 3a всех святых» (Ефес. 6:18), так ли чрезмерно исповедовать со всей Церковью, что святая Мария (вместе со всеми святыми, которые перешли от смерти к жизни
и непрерывно предстоят перед Христом) ходатайствует перед Своим Сыном от имени
всех людей? Ибо Мария является прототипом того, чем все мы должны быть.
Здесь мы затрагиваем вопрос, более чувствительный для многих из нас. Это одна из
тех эмоциональных проблем, о которых я упоминал ранее. Нравится нам это или нет, но
Библия учит, что Мария является Богоматерью. Давайте сначала посмотрим текст, а затем обсудим, почему этот титул так важен для нашей христианской жизни в Церкви.
После того, как Она зачала в Своем чреве Христа, Мария посетила дом родственников — Захарии и Елизаветы, которые должны были вскоре стать родителями Иоанна
Крестителя. Когда Мария приветствовала Елисавету, та назвала Ее «Благословенной» и
сказала: «И откуда мне сие, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1:43). Елисавета знала, что ее Господь, Мессия Израиля, был Богом. Ей с детства были известны
слова: «Слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4). И она знала,
что ее Господь находился в чреве Марии.
Этот титул — Матерь Божия — приобрел огромную важность в четвертом столетии,
когда еретик по имени Несторий — человек, занимавший высокое положение в Церкви, —
провозгласил, что находившийся в чреве Марии был, несомненно, человеком, но не был
Богом. Православные христиане в один голос заявили: "Ложь! Считать Христа кем-то
иным, кроме Бога во плоти, противоречит христианству. Ибо если Тот, Кто был в чреве
Марии, не является Богом, мы мертвы в наших грехах". Чтобы защитить совершенную
божественность Христа, Церковь всегда настаивала, чтобы Мария по праву называлась,
как это было открыто Елисавете, Богоматерью.
Этот титул, разумеется, не означает «мать Святой Троицы», поскольку Святая Троица
не имеет матери. Так же как он не означает, что Мария сотворила Личность, являющуюся
Богом Сыном. Он говорит о Марии, как о Богоносице (по-гречески — Teotokos), Матери
Сына Божия, воспринявшего совершенное человечество в Ее чреве.
Когда человек покупает большой участок земли и выгоняет скот пастись на нем, он ограждает свое пастбище. Он делает это для того, чтобы обезопасить свой скот, не дать
ему разбрестись и отбить охоту у воров. Подобно этому, Церковь ставит догматические
ограждения вокруг своих фундаментальных истин. А ничто не является более основным и
важным для нас, чем божественность Христа. Поскольку Христос — Бог, мы устанавливаем твердую и безоговорочную ограду вокруг Его Божества нашим непоколебимым исповеданием того, что Мария — Матерь Божия.
Так же как мы настаиваем на девственном рождестве Христа, мы настаиваем на том,
что в течение тех девяти месяцев, когда Мария носила Его в Его человечестве. Он в каждый момент был в равной мере совершенным Богом. Таким образом, мы говорим смело и
твердо, что Мария — Матерь Божия, Teotokos, Богоносица. Утверждать что-либо меньшее означает вставать на сторону тех, кто отрицает Божество Христа.
Теперь настала очередь самого тяжкого испытания. Оказывается, Мария не только
блаженнейшая из женщин, наша модель христианской жизни и Матерь Божия, но, кроме
того, мы призваны чтить и благословлять Ее. Почему мы так решили? Этому учит нас
Библия.
Во время своего трехмесячного пребывания в доме Елисаветы, Мария произнесла
одну из красивейших во всем Писании молитв хваления Господа. Она начинается словами «Величит душа моя Господа» и известна под названием «Песнь Пресвятой Богородицы».
В этой молитве, внушенной Духом Святым, Мария пророчествует: «ибо отныне будут
ублажать Меня все роды» (Лк. 1:48). По существу, все поколения в истории Церкви
именно так и делали; лишь в последние два столетия эта практика была нарушена. Наше поколение американских христиан переполнено теми, кто отказывается благословлять Ее, и мы должны изменить такое положение вещей. С самого начала документально зафиксированного христианского богослужения православные христиане проявляли
особую заботу о том, чтобы воздавать должное почитание Марии во время служения литургии. Сохраняя древний гимн, который начинается со слов «Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу». Она называется в этом гимне также «присноблаженной и
пренепорочной». Библейское повеление почитать Марию должно воспринимать серьезно и следовать ему.
Она вне всякого сомнения заслуживает почитания и благоговения. И поскольку Христос — наш старший Брат, Первенец из многих братьев, мы также почитаем Деву Марию
как свою Мать и свою Госпожу. Подобно тому, как Ева была матерью старого Адамова
рода, Мария — подлинная Мать нового рода: Тела Христова, Церкви.
Возможно, именно отказ от почитания Марии является одной из причин того, что наше поколение отказывается почитать кого бы то ни было вообще. Например, когда в следующий раз по телевизору будут показывать президентскую пресс-конференцию, понаблюдайте внимательно, как ведут себя некоторые представители прессы! Отнюдь не пытаясь просто получить информацию, многие имеют свое целью лишь шантаж и преднамеренную непочтительность.
В то время, как Слово Божие учит нас чтить царя (1 Петр. 2:17) и быть почтительными
друг ко другу (Римл. 12:10), наше поколение, по-видимому, находит удовольствие в вызывающем поведении и оскорблении других людей, особенно тех, кто стоит у власти. Мы —
верующие в Библию христиане — не только обязаны отдавать честь тому, кому она подобает (см. Римл. 13:7), но также призваны Богом благословлять Матерь нашего Бога.
Мы не можем игнорировать это положение Писания.
Мы знаем, что Ветхий Завет — это не просто вдохновенное повествование об истории человечества или Израиля в частности. На его страницах — и это на самом деле
главное его значение — содержатся пророческие свидетельства о Господе нашем Иисусе
Христе. Его образ присутствует повсюду. Моисей был прообразом Христа в том, что вывел свой народ из плена в землю обетованную. Давид символизировал Христа как царя
Израиля. Адам олицетворял образ Христа — главу человеческого рода.
Часто остается незамеченным, однако, тот факт, что Дева Мария также видна на пророческих страницах Ветхого Завета. Большинству христиан известно, что пророк Исаия
предсказывает непорочное зачатие Христа Марией, когда пишет: «Итак, Сам Господь
даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Исаия 7:14). Но есть и много других мест, в которых также говорится о Марии.
С самых ранних лет существования Церкви Марию называли не только Девой, но Приснодевой. Под этим подразумевалось, что Она никогда не имела супружеской близости с
Иосифом, ни до, ни после рождения Христа. Ранние отцы часто ссылаются по этому поводу на книгу Иезекииля. Там говорится: «И привел он меня обратно ко внешним воротам
святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь:
ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь
Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. 4:1—2).
В традиционном толковании этого отрывка Мария рассматривается как храм, а Христос — как Царь мира. Упомянутые в отрывке ворота считаются дверью в чрево Марии,
через которую Христос вошел в наш мир. Вы можете не найти такую интерпретацию в
некоторых из сегодняшних комментариев, но ее придерживалось огромное большинство
ранних отцов Церкви, также как многие лидеры Реформации — особенно Мартин Лютер и
Джон Кальвин.
Здесь, однако, иногда задают следующий вопрос. Если Мария оставалась Девой,
почему Евангелие от Матфея говорит нам, что Иосиф не знал свою жену до рождения
Христа (см. Мф. 1:25)? Такая постановка вопроса с православной точки зрения является, прежде всего, грубо материалистическим непониманием духовной жизни.
С точки зрения Писания наличие фразы «как наконец Она родила Сына Своего первенца» не означает автоматически, что Иосиф должен был иметь с Ней супружескую
близость позднее. И в греческом, и в еврейском языках слово «пока» или «до» может
иметь несколько значений. Мы находим его во 2-й книге Царств: «И у Мелхолы, дочери
Сауловой, не было детей до дня смерти ее» (2 Цар. 6:23). Оно употребляется снова в
евангелии от Матфея, где воскресший Христос говорит: «Се, Я с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20). И во Второзаконии 34:6 мы читаем: «и погребен [Моисей] на долине в земле Моавитской против Беф-Фесагора, и никто не знает места погребения его
даже до сего дня».
Очевидно, использование этого слова в приведенных отрывках не подразумевает, что
у Мелхолы появился ребенок после ее смерти, что Христос не будет с нами в конце мира,
или что место захоронения Моисея было обнаружено на следующий день после того, как
был написан 6 стих 34 главы Второзакония. Следуя той же логике, слово «пока» у Матфея 1:25 ни в коем случае не означает, что Иосиф и Мария якобы могли начать супружеские отношения после рождения Христа. Такое учение отсутствует в Писании, противоречит твердому убеждению всей ранней Церкви и является грубо кощунственным в глазах
православных христиан оскорблением высочайшей святости Божией Матери.
Но разве Библия не упоминает также о братьях и сестрах Христа? Кем они были и откуда появились?
Сразу подчеркнем, что Писание иначе употребляет родственные понятия, чем мы. В
нескольких текстах Авраам и Лот также назывались братьями, хотя Лот был на самом деле племянником Авраама. И Иаков и Лаван назывались братьями, несмотря на то, что
Иаков был сыном Ревекки, сестры Лавана.
Таким образом, Писание умалчивает о природе родственных связей между Христом и
этими братьями и сестрами. Ранние отцы Церкви слегка расходятся в своем понимании
значения данных терминов. Некоторые, такие как Св. Амвросий, считали, что они подразумевают детей Иосифа от первого брака. Другие учили, что здесь имеются в виду двоюродные братья и сестры Христа. Но в одном согласны все: между Марией и Иосифом не
было и не могло быть никаких отношений, уничижающих Ее величайшее, превосходящее
всякое человеческое понимание Богоматеринское достоинство. Многие древнехристианские писатели называют Ее первой и 'величайшей монахиней.
Есть еще два положения вероучения о Марии заслуживающие краткого упоминания и
рассмотрения. Первое — Ее телесное вознесение на небо и второе — Ее непорочное зачатие.
В ранней Церкви было широко распространено мнение о том, что тело Марии вскоре
после её смерти было взято на Небо. Впоследствии Римская Церковь догматизировала
это убеждение, в то время, как Восточная Церковь воздержалась от такого официального
признания. Большинство христиан согласны, что такое чудо является установившимся
библейским прецедентом, примерами которого являются Енох и Илия. Кроме того, нет
никаких известных свидетельств о мощах Пресвятой Девы. Вознесение Богородицы может с уверенностью рассматриваться как историческое христианское предание, хотя и не
отраженное в Писании.
Что касается непорочного зачатия Марии, то это учение было неизвестно в древней
Церкви и присутствует исключительно у современных римо-католиков[2]. Пытаясь очистить
Марию (и оградить Христа) от пятна греха, догмат о непорочном зачатии утверждает, что
Мария была зачата и рождена предохраненной от первородного греха. Данный догмат не
имеет никаких оснований ни в Писании, ни в Символе веры Церкви. Отсутствие такого
догмата нисколько не умаляет веру православных христиан в высочайшую, исключительную святость Марии.
Какие бы перегибы ни допускались в истории, даже Римская Церковь никогда официально не веровала и не учила, что Мария в каком-либо отношении равна Троице. Такие
обвинения иногда выдвигаются критиками Римской Церкви, но они безсновательны.
В конце православной вечерни священник восклицает: «Пресвятая Богородице,
спаси нас!» Действительно ли Мария может спасти нас? Да, и вот почему.
Несомненно, мы верим, что Мария чиста и свята, что она правит вместе со Христом,
что она молится за нас. Мы знаем, что Мария всецело подчинила Свою волю воле Бо-
жией, таким образом в полной мере содействуя достижению Божественной цели. А мы
знаем, что несомненной целью Бога является спасение верующих во Христа. Так что
мы по меньшей мере можем сказать, что Мария озабочена нашим спасением и желает
его. Это относится ко всем верующим.
Поэтому первоначальный вопрос: «Может ли Мария спасти нас?» приводит к другому вопросу: «Можем ли мы спасти других?» И снова Священное Писание дает совершенно ясный ответ. Вот некоторые примеры:
Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно, ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя (1 Тим. 4:16). Пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак. 5:20). К одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня (Иуд. 22—23).
Спасает огонь (1 Кор. 3:15), спасает молитва (Иак. 5:15), спасают ангелы (Ис. 63:9),
спасает крещение (1 Петр. 3:21), спасает проповедь (1 Кор. 1:21), спасает Апостол Павел
(Рим. 11:14).
Новая жизнь во Христе, или спасение, является как личным союзом с Ним, так и
включением в полноту Церкви как Его Тела. Спасение есть дело Церкви, забота Церкви,
поскольку оно затрагивает всех нас. Следовательно, во Христе все мы должны выполнить свое призвание в коллективном, по сути, акте спасения.
Ни мы, ни даже Дева Мария не спасаем поодиночке. Источником нашего спасения является Иисус Христос. Он сказал: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15:5). И:
«Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и
будет вам» (Ин. 15:7).
Марии принадлежит исключительное значение в нашем спасении, потому что Она
произвела на свет Христа и тем самым стала «Матерью» всех тех, кому суждено спастись. Вот почему Иисус, находясь на кресте, сказал Своей Матери: «Жено! Се, сын
Твой», и затем — апостолу Иоанну! «Чадо, Се, Мати твоя!» (Ин. 19:26, 27). При таком понимании, можно ли считать, что Матерь Божия спасает нас? Слава Богу, да!
В последние 150 лет многие христиане были грубо дезинформированы об историческом церковном взгляде на Марию. Мы забыли, что Она избрана Отцом и служит образцом для нас с вами, является поистине путеводной звездой для всего человечества.
Она была единственной, Кто дал Свою плоть Сыну Божию и только Ее должны «ублажать все роды» (Лк. 1:48).
Наше отношение к Марии непосредственно связано с нашим отношением к Церкви.
Сообщество последователей Христа призвано действовать сообща. Действия, касающиеся Марии не могут быть просто личным делом; они должны быть соотнесены с позицией Церкви.
Где же в христианском мире было полностью сохранено правдивое учение о Марии?
Даже большинство протестантов — и либеральных, и консервативных, знают, что в их
кругах отношение к Ней пренебрежительное. Для протестантов ответ на вопрос о том,
кто серьезно относится к библейским и историческим свидетельствам не может быть
найден ни в пределах протестантских конфессий, ни в Римской Церкви с ее спорными
поздними догматическими добавлениями касающимися Марии.
Ответ находится в православной Церкви, сохранившей верность библейскому взгляду на Марию. Пришел час для всех нас, кто любит Христа и серьезно относится к Священному Писанию, расположить сердца и разум к тому, чтобы воздать Пресвятой Богородице подобающее Ей в подлинной Церкви. Мы поступаем так потому, что так поступил
Бог, сотворив величие для Нее и через Нее (Лк. 1:49).
Как христиане мы живем не чувствами, а верой. Давайте раз и навсегда избавимся от
тех плевел, которые насадил в наших сердцах дьявол, чтобы настроить нас против этой
величайшей Жены, родившей во плоти нашего Спасителя. Благословляйте Ее среди народа Божьего. Следуйте Ее примеру в возвеличивании Христа. Исповедуйте Ее как Матерь Божию. Возвратитесь в Церковь, которая сохранила в неприкосновенности нашу
святую веру. И тогда мы поможем нашему поколению вернуться к почитанию и благословению Марии согласно Божьему повелению.
[1]Цитируется по Питер Гиллквист. Возвращение домой от протестантизма к Православию. Москва. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1996. Стр.133-152.
[2]На этот счет среди современных православных богословов есть различные точки зрения. Например, епископ диоклийский Каллист в своей книге Православная Церковь пишет:
"Православная церковь называет Марию пресвятой, и она же называет ее "пречистой", или "непорочной" (по-гречески achrantos). Все православные согласно веруют в то, что Богоматерь свободна от фактического греха. Но свободна ли она также от первородного греха? Иными словами, согласны ли православные с католической доктриной непорочного зачатия, провозглашенной в качестве догмата папой Пием IX в 1854 г.? Догмат гласит, что Мария с момента ее зачатия матерью, св. Анной, особым действием Бога была освобождена от "всякого следа первородного греха". Фактически Православная церковь никогда не делала официальных и окончательных заявлений по данному вопросу. В прошлом отдельные православные авторы если не прямо утверждали доктрину непорочного зачатия, то, по крайнем мере, были близки к ней, но после 1854 г. подавляющее большинство православных отвергло этот догмат по нескольким причинам. Правосланые чувствуют, что догмат не является необходимым; они также чувствуют, что в том виде, в каком он был сформулирован Римско-католической церковью, он подразумевает неверное понимание первородного греха; они с подозрением относятся к этому догмату, поскольку он отрывает Марию от прочих потомков Адама, помещает ее в какой-то совершенно иной план, нежели других праведных мужей и жен Ветхого Завета. Тем не менее, с православной точки зрения, вопрос относится в целом скорее к области богословских мнений, и если сегодня кто-то из православных почувствует побуждение уверовать в непорочное зачатие, его за это не сочтут еретиком. (Епископ Диоклийский Каллист (Уэр). Православня Церковь. Библейско-богословский институт св. апостола Андрея. М., 2001. Стр.268).