Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


Диспут с протестантом о предании[1]


А. И. Солодков.

    Православный: На какую тему вы хотели бы поговорить сегодня?

    Протестант: Я прочитал опубликованную нашу с вами прошлую беседу о иконопочитании и в общем то у меня нет претензий. Опубликован не весь диалог но основная часть передана верно. Меня смутило только одно, что вы цитировали из... как вы это называете...

    Православный: Святые отцы, Церковные правила, предание...

    Протестант: Да, да предание. Вы согласны говорить на тему, предание.

    Православный: Да, согласен.

    Протестант: Общаясь с вами в прошлый раз я понял что вы неплохо знаете Библию. Как же вы читая Библию не видите, что предание отменено. В Евангелие от Марка мы читаем, как фарисеи спрашивают Христа: "почему не поступают ученики Твои по преданию старцев, но нечистыми руками едят хлеб? Он же сказал им: хорошо пророчествовал Исаия о вас лицемерах, как написано: „Этот народ устами Меня чтит, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно воздают Мне почитание, уча учениям, предписаниям человеческим" (Мар. 7:5-7)".

    По моему очевидно, что предание отбегается Иисусом Христом, а в вашей Церкви есть предание которого вы держитесь. Думаю это противоречит Библии. Вы со мной согласны?

    Православный: По поводу фарисейского обряда омовения да, но здесь ничего не говорится об апостольском предании. Апостольское предание исходит от Христа. И если мы не принимаем предания то становимся скорее предателями, а не преданными Ему. Христос основание предания, именно Он предал Себя за грех мира на Голгофе, изобразив ту любовь которую принял от Отца (2 Петр. 1:17). Что же приняли апостолы: "О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими глазами, что мы созерцали и что руки наши осязали, о Слове жизни" (1 Иоан. 1:1), т.е. Слово жизни. Предание это не свод книг прилагаемых к Библии, а жизнь воспринятая апостолами от Христа "И живу больше не я, но живет во мне Христос" (Гал. 2:20), пишет ап. Павел в послании. Жизнь в Боге и с Богом передавали апостолы своим приемникам, а не только сумму знаний и тексты Священного Писания, "буква - как написано- убивает, а дух животворит" (2 Кор. 3:6). А Дар Духа Святого передается в преемстве от Апостолов до сегодняшнего дня. Как и пишет Апостол Павел приемнику своему Тимофею: "по этой причине напоминаю тебе возгревать дарование Божие, которое в тебе чрез возложение рук моих" (2 Тим. 1:6).

    Поэтому, любая религиозная организация называющая себя церковью, но не имеющая преемства священства есть бездарная организация. Пятидесятники как известно стараются обнаружить дар духа в говорение на никому не понятных языках вводя себя в экстаз выдавая его за харизму, адвентисты ждут последнего дождя, в надежде получить дар святого духа, который к стати никто не отнимал у Церкви. Христос сказал Апостолам: "Примите Духа Святого...пошлю вам Духа истины который наставит вас на всякую истину" (Ин. 20:22; 15:26). В этом смысле, "если Писание и все то, что может быть сказано написанными или иными символами, суть различные способы выражать Истину, то Священное Предание - единственный способ воспринимать Истину: "Никто не может назвать(познать) Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор. 12:3)... Итак, мы можем дать точное определение Преданию, сказав, что оно есть жизнь Духа Святого в Церкви, жизнь сообщающая каждому верующему способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем Ей Свете, а не в естественном свете человеческого разума" (В.Лосский).

    Нет не книгу приняли апостолы, а Бога явившегося во плоти. Словами "примите ядите сие есть тело Мое за вас ломимое... сие есть кровь Моя... творите в Мое воспоминание (Мф. 26:26-28), Христос соединяет Себя с апостолами, о которых молится Отцу: "да будут едины как ты во Мне и Я в тебе" (Ин. 17:21-22). Связь, трех Лиц в Троице, это не только единомыслие но и Единосущность. Глава же Церкви - Христос , а она Его тело. Такое единение не может быть воспринято только на познавательном, на рациональном уровне, оно глубоко онтологично т.к. тело человека соединено с головой не только на уровне понимания и осмысления, или истинного толкования, но и реально.

    Апостол Павел пишет: "Будьте все моими подражателями, братья, и смотрите на тех, которые поступают по тому примеру, какой вы имеете в нас" (Фил.3:17). Где мы сегодня можем видеть преемство и образ апостолов, который они дали "в пример для подражания нам" (2 Фес. 3:9)? В Церкви которая имеет апостольское преемство и литургическое единение с Богом в таинствах Церкви в ее евхаристии. Тело и Кровь подаваемая в виде Хлеба и Вина не символы, как думаете вы, а Христос. Он преломил хлеб преподал Апостолам со словами: "Сие есть Тело Мое за вас ломимое....а также чашу с вином ...сие есть Кровь Моя изливаемая за многих во оставлении грехов...творите в мое воспоминание. Если Христос сказал значит верим, что это так и делаем исполняя волю Его. В евхаристии мы видим и веру и дела. "Вера без дел мертва" (Иак. 2:20) А уж без веры могут быть не предсказуемые деяния. То, что это символы согласен. В не Церкви действительно символы. Так как "Бог поругаем не бывает" А в Церкви это таинство и причем "безприкословно, тайна сея велика" (2 Тим. 3:16). Поэтому до тех пор пока мы читаем Библию вне Предания, вне Церкви, без таинств, то глаза у нас закрыты и мы остаемся слепыми. Вспомните Евангельскую историю - Дорога в Эммаус.

    В послании Апостола Петра говорится: "и долготерпение Господа нашего считайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел по данной ему премудрости написал вам, как и во всех посланиях, когда он говорит в них об этом: в них есть нечто трудно поддающееся пониманию, что невежды и неутверждённые извращают, как и прочие Писания, к собственной своей гибели" (2 Пет. 3:15-16).

    Из этого текста очевидно, что в посланиях есть нечто непонятное. Далее Апостол Павел наставляет держаться предания. Вот как он об этом пишет: "Итак, братья, стойте и держите предания, которыми вы были научены или чрез слово, или чрез послание наше". Другими словами апостолы научались вере не только из писаний, как видно из текста, но и из предания" (2 Фес. 2:15).

    Далее важно отметить, что предание всегда первичнее Писания, как Ветхого завета, так и Нового.


Назад
К оглавлению



© 2002, Сайт Апологии Христианства.
URL: http://apologia.hop.ru
E-mail: apologia@hop.ru


[1]Статья к сожалению не окончена, но она ярко показывает необходимость предания в Церкви, как этому учит Библия.