О воплощении Бога Слова
и нашем спасении.
Алексей Рассказов
Изначально Бог создал человека с определенной целью. Она заключалась в том, чтобы человек рос в своем познании Бога, и постепенно обожился, сам стал богом. При этом, приведя к совершенству не только себя, но и все творение Божие. Слова Христа в "Нагорной проповеди": будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Матф. 5:48), не являются афоризмом, идеалом недостижимым для человека. Это - цель, к которой был призван первый человек: Адам и его жена Ева.
Согласно Писанию человек это икона (греч. образ) Творца, он создан по образу и подобию. Образ - это те отличительные свойства, которыми человек отличается от ангелов, животных. Подобие - то, к чему человек должен стремится, уподобляясь Своему Творцу. Для этого ему были даны четыре заповеди:
1. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1:28).
Этой заповедью Бог повелевает наполнить новосозданный мир, для того, чтобы все творение Божье человек мог сделать раем. Бог сотворил человека не для одиночества, а для плодотворного труда, который приносил бы радость людям. Семья являет собою троичность Бога: отец, мать и дети. Бог не хотел, чтобы земля была пустыней, а садом в котором могли жить люди, поэтому вторая заповедь Творца такова:
2. взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт. 2:15).
Эта заповедь дана для того, чтобы человек мог развиваться в телесном плане. Он должен был возделывать тот сад, в который Бог поселяет его. Следующая заповедь отрицательного плана:
3. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2:16-17).
Это ограничение согласно толкованию древних Отцов Церкви, есть первая заповедь поста. По св. Ефрему Сирину - это временная заповедь, человек должен был вкусить, когда он был бы к этому готов. Для него это древо есть средство, через которое человек должен был обожиться: "О, если бы спросила она [речь идет о Еве] у себя самой: что такое древо сие — создание или Создатель, тварь или Вечное Существо, в котором — все сокровища", т.е. для Ефрема это древо Сам Господь, приобщение к древу, приобщение к Господу.
И наконец четвертая заповедь:
4. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему (Быт. 2:19-20).
Заповедь о наречении имен - это заповедь о познании мира. Она до сих пор в силе, каждому новому открытию, каждому элементу, каждой частице человек дает имя. Как владыка всего, человек всему дает имена, ибо имя дают старшие. Пусть он и создан последним, но Богом на него возложена особенная миссия, а потому нарекает имена всему, проявляя тем самым свою власть.
Но человек не выполнил заповедей Творца, он пал. Библия повествует об этом в третьей главе книги Бытия. В чем же состоял грех, и каковы его последствия.
Зло, смерть - это то, что Бог не творил: "Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием... Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его (Прем. Сол. 1:13-16; 2:23-24).
Если Бог не творил смерть, откуда она? Сам Бог есть жизнь и в Нем она есть, смерть - это отрицание жизни. Отказ от жизни в Боге ведет к смерти: "ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет... В Нем была жизнь, и жизнь была свет людям (Пс. 35:10; Иоан. 1:4). Человек нарушением заповеди сам сделал свой выбор. Бог не хотел смерти человека, призывал его к покаянию, но человек всю свою вину возложил на другого, на жену, на змея, на Бога (жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел).
Что узнал человек после греха, какая действительность открылась ему? 2-ая глава книги Бытия заканчивается так: И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт. 2:25). Но после грехопадения, вдруг, мы слышим слова: И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги (Быт. 3:7). Что это значит? Мы чувствуем себя нагими тогда, когда мы чувствуем взгляд чужого человека. Ведь никто не стесняется мужа или жены. А здесь они поняли, что они наги. Что же произошло? Они стали чужими друг для друга, грех разделил их. Раньше они были единством, одним целым. Вспомним слова Адама, когда он впервые увидел Еву, эти простые, нежные и полные любви слова, которые человек может сказать, когда он по-настоящему влюблен: "вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть" (Быт. 2:23-24). Они были единством и первое, что они почуствовали - свою чужесть по отношению друг ко другу.
И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня (Быт. 3:8). "Услышали" - это слово явно указывает на новые отношения с Богом. Если во 2-ой главе книги Бытия Бог входит в отношения с Адамом без всяких слов, просто говорится "взял", "привел", "заповедал" и Адам не воспринимает здесь этого как некого шока, для него все это естественно. То здесь мы видим совершенно новые отношения, человек слышит Бога из вне, Бог стал ему чужим. Грех разделил человека и Бога.
И скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая (Быт. 3:8). В этих словах мы сталкиваемся с умопомешательством Адама. От вездесущего Бога человек пытается укрыться в кустах, это прямое следствие того, что между Богом и человеком пролегла стена, называемая грехом. Человек помешался, грех сделал разделение в его сознании. Мы часто делаем поступки о которых мы подсознательно знаем, что так делать нельзя, но делаем. Позднее мы понимаем, что действовали глупо, но уже поздно. Нас часто влекут к себе разные вещи, часто мы хотим и того, и того и того, в результате не достигаем ничего. Каждый из нас сталкивается с этим в повседневности, каждый справляется с этим по-своему, но так или иначе это мешает нам. Это рассечение ума опять-таки последствие греха Адамова.
Итак, человек столкнулся с действительностью греха. Грех разделил человека и с Богом, и с ближним, а также разделение проникло в самого человека. Раньше все воспринималось как единое целое, повсюду с чем бы не соприкосался человек господствовала гармония, он жил в единстве с Богом, своей женой, но теперь все стало иначе.
Бог хотел дать прощение Адаму, но прощение возможно лишь при признании своей вины. Он задает вопрос человеку: " кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть"? (Быт. 3:11). Адаму было достаточно покаяния для того, чтобы вернуть то, что он потерял, но в ответ Бог слышит самооправдание и перекладовывание вины на другого: "жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел" (Быт. 3:12). Сегодня во взаимоотношениях семьи можно услышать, как жена или муж обвиняют друг друга в совершенной ими ошибкой. Юмористы часто это подмечают и высмеивают. Множество анекдотов существуют на эту тему. Для нас это обычно: "муж и жена одна сатана". Как наследники Адамова несовершенства мы повторяем слова нашего "праотца": "жена, которую Ты мне дал". Здесь ропот на самого Бога, я просил Тебя давать? Ты мне ее дал и сам с ней разбирайся. Я тут вообще ни причем. Адам ведет себя самым постыдным образом, он не собирается покаяться. Как мужчина он должен был взять на себя всю вину и признать себя виновным, но он все перекладывает на других. Точно также ведет себя и Ева.
Одно привлекает в этом эпизоде, Бог не проклинает людей. Да, Он дает определенное наказание, но нет никаких проклятий. Наказание происходит не от того, что Бог некий тиран, обиженный нарушением своих законов. У многих именно такое представление складывается при чтении этих строк, причем не только у атеистов, но и многих верующих людей. Но это от того, что люди не понимают почему это произошло. Само слово "наказание" не несет в себе отрицательной нагрузки. У нас часто под словом "наказать" подразумевается действие напрямую связанное с причинением ущерба тому лицу, которого мы наказываем, но оно не заключает в себе телесных повреждений, или моральный ущерб. Слово "наказать" происходит от слова "научить", помните фразу "дать наказ", т.е. научить. Человек захотел жить сам по себе, и Бог ему это позволил.
В Евангелии мы слышим: "Я уже не называю вас рабами, потому что раб не знает, что делает его господин; но вас Я назвал друзьями, потому что всё, что услышал от Отца Моего, Я поведал вам" (Иоан. 15:15). Бог не рассматривает нас как рабов, как что-то низшее Он воспринимает нас как своих детей. Мы можем быть противниками Богу или друзьями, но не рабами. Человек становится рабом дьяволу, людям, своим страстям, но не Богу. Апостол Павел пишет: "Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода" (2 Кор. 3:17). Господь дал нам свободу, поэтому Он хочет видеть нас друзьями ему, всякая идея рабства противна ему. Но человек сам подчиняет себя своим страстям и результат этого болезни, страдания и в конце концов смерть. В свое время я помогал в центре реабилитации Андрею Солодкову при работе с наркоманами и часто слышал повторяющиеся истории. Ни один наркоман до первого употребления наркотиков не знал, что его ждет впоследствии, каждый хотел просто оторваться. И как результат рабство наркотикам.
Бог дает заповеди не с целью ограничить человека, а с тем, чтобы раскрыть таланты человека и уберечь его от зла. Как Отец Он печется о каждом из нас. Мать может ударить ребенка по руке, если эта рука тянется к утюгу. Можно дать ребенку обжечься, но травма которую он получит будет сильнее чем удар по руке. Поэтому иногда Бог наказывает, но только с одной целью - уберечь человека от беды, которая подстерегает его. Он не проклинает человека, он проклинает змея (диавола), который поработил себе человека, сделал его своим рабом. Лишь впоследствии мы столкнемся с проклятием человека при первом человекоубийстве, когда один поднял руку на себе подобного, но здесь мы этого не видим.
Бог скорбит о человеке, скорбит и его выборе, но не отнимает у человека этого выбора. Адам отказался от жизни с Богом, а потому изгоняется из Едема. Но в толковании отцов часто можно услышать такую мысль, что не Бог изгнал Адама, а наоборот, сам уходит из этого сада. Бог есть жизнь, Адам отказывается от Него, и это ведет его к смерти.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт.3:16-19). Все это произошло из-за отказа от Бога, это даже не наказание, это следствие раннее принятого решения. Человек захотел жить сам по себе, Бог дает ему это.
Изгоняя человека из рая, Бог тем самым спасает его. Свидетели Иеговы часто задают вопрос: "Вы хотите жить вечно"? Помнится, как один из миссионеров, работающих в тюрьме, рассказывал о том, как на этот вопрос прореагировал один из пожизненно осужденных. По-своему смешно, пожелать ему вечной жизни, а значит вечной тюрьмы. То же самое можно сказать о пожелании инвалиду вечной жизни. Адам стал инвалидом и дать ему вечную жизнь - равнозначно погубить его навсегда.
Но перед тем как осудить человека, перед тем как изгнать его, Бог дает ему надежду на спасение, она звучит в словах: "И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3:14-15). От семени жены родится ибавитель, который спасет человека от всех последствий греха и даст человеку спасение.
Каковы еще последствия грехопадения? У апостола Павла мы читаем такие слова: "Ибо тварь ждет с напряжением откровения сынов Божиих. Ибо тварь была подчинена суете не по своей воле, но ради подчинившего её в надежде, потому что тварь и сама будет освобождена от рабства тления в свободу славы детей Божиих. Ибо мы знаем, что вся тварь вместе стонет и мучится родами доныне" (Рим. 8:19-22). Творение прежде не знавшее страданий заразилось грехом Адама, грех как некая радиация пропитала всю вселенную. Сегодня мы сталкиваемся с тем, что многие животные вымирают из-за алчности человека. В этом веке мы столкнулись с экологическими проблемами и все это вина самого человека. Порою кажется, что мир катится по наклонной, мы слышим от том, что скоро не будет хватать ресурсов жизненно необходимых человеку. Творение Божие, которое человек должен был обожить и принести как дар Богу, теперь уничтожается самим человеком.
Из-за того, что мы наследники природы Адама и Евы мы несем все последствие их поврежденности. Мы не виноваты в их грехе, но мы их дети, перенявшие у них искаженное естество, а потому сами совершаем зло. Как из зараженного источника, течет зараженный поток, также и мы преемствуем пораженную грехом природу.
Адам принес человечеству свободу выбора. Раньше чтобы стоять человеку в добре ему не нужно было мучительно выбирать между добром и злом.
Человек знал, что такое зло (хотя его не существовало), Бог сказал ему: не хорошо быть человеку одному (Быт. 2:18), всякая эгоистическая обособленность есть зло, но зла как факта не существовало, оно было, если можно выразиться лишь в теории, Адаму не нужно было колебаться между одним и другим. У человека была свобода - свобода быть собой, свобода самовыражения. Свобода, приносящая вред ее владельцу не может быть свободой, это уже необходимость, рабство. Свобода выбора - возникла лишь после греха, до греха Адаму не нужно было колебаться между добром и злом, ему просто нужно было следовать своей природе. После греха человек перестал видеть Бога, он увидел зло, а потому возникла возможность выбора между добром и злом.
Что такое зло? Этот вопрос стоит рассмотреть внимательнее, ведь Бог не творил зла!!! Откуда оно? Отцы всегда настаивали, у зла нет своей природы, своего модуса бытия. В семинарии учитель может задать вопрос: какая природа у дьявола? И если семинарист скажет что злая, то у него будет двойка по догматическому богословию. Бог не творил зла, поэтому природа диавола добрая. Зло - это неправильный выбор, оно существует лишь тогда, когда его совершают. Зло - это отказ от бытия. Помнится в семинарии наш учитель по библейской истории привел такой пример. Свет - это пучок фотонов, бытие созданное Богом. А что есть тьма? Давайте закроем окна и фотоны перестанут проникать в комнату, и возникнет тьма. Т.е. тьма - это ничего, небытие. Поэтому зло - это стремление свободной воли к саморазрушению, его не существует как некого модуса, но оно существует лишь в воле творящего его.
Теперь для нас трудно творить добро, легче быть злыми, для этого не требуется нравственного усилия, хотя голос совести порой бывает слишком силен и это разрывает нас на части (вспомните Раскольникова у Достоевского). У дерева зараженного радиацией не может быть не зараженных плодов. Мы дети Адама и Евы несем все последствия их искаженной природы с самого детства: "Я грешен был с рожденья, с момента самого зачатья" (Пс. 50:7 Современный перевод).
Итак, человек пал и последствия греха смерть, болезни, стихийные бедствия. Бог дал человеку возможность жить самому и человек захлебнулся в своей немощи. Каждый человек желает себе блага, каждое сообщество хочет добиться справедливости, свободы, равенства и братства, но история и реальность показывает, что никогда этого не удавалось достигнуть, не было ни реальной свободы, ни равенства, ни братства. Коррупция, наркотики, экологические проблемы, произвол "сильных", войны, дискриминация, ущемление прав человека, растущая преступность, нищета - все это свидетельство того, что жизнь без Бога, жизнь во грехе ведет в бездну.
Но мы видели обещание данное Богом Адаму о "семени жены". Итак, грех разделил человека и Бога, мужчину и женщину, раскол проник внутрь человека (при смерти душа отделяется от тела). Человек не мог обожится, не мог выполнить возложенное на него Богом обязательство стать совершенным, стать богом.
Если изобразить схематично до грехопадения, человек жил с Богом и ему ничто не мешало стремиться к Нему.
После греха грех отделил человека от Бога, схематично это можно выразить так.
Итак, возникла преграда. Каким образом происходит спасение? Нужно было преодолеть все эти преграды, чтобы вернуть человеку все то, что он потерял. Человек не мог сам преодолеть этой преграды (ибо я творю не то доброе, которое хочу, но злое, которого не хочу, это делаю. Если же я делаю то, чего не хочу, то уже не я это совершаю, но живущий во мне грех Рим. 7:19-20), поэтому сам Бог становится человеком, разрушая эту преграду. Рождаясь от девы он уничтожает разделение между мужеским полом и женским, ведь во Христе нет мужчины и женщины (Гал. 3:28), будучи безгрешным побеждает грех, воскресая побеждает смерть и тление и вновь соединяет нас с Богом. Схематично это выглядит так.
То есть для реального спасения Спаситель должен был быть и Богом и человеком. Ни ангел, ни человек, только Бог воплотившийся мог спасти человека, мог разрушить преграду между ними возникшую. Апостол Павел говорит: "посредник при одном не бывает" (Гал. 3:20), т.е. посредник должен был принадлежать к обоим сторонам, - быть Богом и человеком.
Изначала когда создавался человек Бог держал совет. В первой главе книги Бытия мы видим некую симфонию, которую нарушают последние стихи этой главы. С первого до последнего дня творения мы видим: - сказал Бог и появилось, сказал и произошло. Но в 26-ом 27-ом стихах мы видим некую перемену, Бог как бы приостанавливается. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, т.е. в начале как бы задумал "сотворим", а потом "сотворил", ничего подобного мы не встречаем в предыдущих стихах.
Эту заминку замечали древние иудейские толкователи, но окончательно прояснило ситуацию воплощение Христово. Этот эпизод иконографически запечатлен на иконе преп. Андрея Рублева Св. Троица. Бог создает такое творение, власть над которым уже не будет безгранична, если до этого момента все находилось в ведении Бога, Он мог переставить любую гору, то теперь Он создает бытие подобное Ему. Человек получает свободу, а значит возможность отказаться от Бога. Бог дарует человеку свободу, делает его себе подобным, не в смысле, что Бог имеет тело, а в тех качествах которыми мы обладаем. Святые Отцы всячески подчеркивают, что человек выше самих ангелов, ибо он обладает свойствами которых у них нет. Человек может творить, созидать, он состоит из духовного и телесного начала, в то время как ангелы всего этого не имеют. Поэтому создавая человека, Бог предвидит грехопадение человека, а потому Он заранее планирует его спасение. А потому происходит совет Трех Лиц Святой Троицы "сотворим". Лишь при условии согласия Второго Лица Сына Божьего на воплощение и смерть звучит "и сотворил". В Новом Завете об этом моменте мы можем прочитать следующее: "зная, что не тленным серебром или золотом вы были искуплены от суетной вашей жизни, унаследованной от отцов, но драгоценной кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде основания мира, но явленного в конце времен ради вас" (1 Пет. 1:18-20). "И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от сотворения мира" (Откр. 13:8).
Вся история Ветхого Завета это приготовление людей к приходу Мессии. Апостол Павел говорит: "Закон стал для нас детоводителем (paidagwgos) ко Христу, чтобы нам быть оправданными верою" (Гал. 3:24). Обратимся теперь к Ветхому Завету для того, чтобы увидеть, что он говорит о спасении.
Но для начала рассмотрим церковное учение о лице Богочеловека Иисуса Христа. Церковь согласно Писанию учит, что Иисус Христос это Сын Божий, обладающий всем тем, чем обладает Его Отец - Божеством (Кол.2:9; Ин. 17:10), Он вечно рождается от Отца. Для спасения людей Он принял человеческое естество и стал человеком в полном смысле этого слова, т.е. обладающим телом, душой и человеческим умом. Как человек Он естественно был ограничен, так Он нуждался в еде, сне, молитве, в общем Ему не было чуждо все (даже смерть), что свойственно человеку, кроме греха. Как Бог Он равен Отцу (Фил. 2:6)[1], как человек меньше Отца. Став человеком, Он не перестал быть Богом, в то время как, его человечество также не растворилось в божестве. Халкидонский собор (4-ый Вселенский) выразил характер соединения в 4-рех отрицательных словах: "неслитно, нераздельно, неизменно и неразлучно". То как это произошло это тайна, как говорит об этом Павел: "И признано всеми: велика - тайна благочестия: Он, Кто явлен был во плоти, оправдан был в Духе, виден был ангелами, проповедан был в народах, принят был верою в мире, вознесён был во славе" (1 Тим. 3:16). Согласно контексту "Он" это Бог, который явился во плоти. В предыдущем стихе читаем: "Если же замедлю, нужно тебе знать, как поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога Живого, столп и утверждение истины" (1 Тим. 3:15). Греческое слово os "который" (в переводе Кассиана "Он, Кто") согласно контесту может относится только к слову Бог, потому что все остальные подлежащие в 15-ом стихе женского рода "истина и церковь", поэтому Если же замедлю, нужно тебе знать, как поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога Живого... который явился во плоти.
В Ветхом Завете Бог являет Себя Израилю как Тот, существование Которого вечно. Моисей пас овец у своего тестя Иофора и увидел горящий куст, который при этом не сгорал. Его это удивило, и он решил подойти посмотреть на это необычайное явление. И вдруг, из куста он слышит голос - голос Бога. Бог призывает его на служение, Моисей должен избавить народ Израиля от засилия египтян и вывести их из пустыни. Моисей начинает сопротивляться, ссылаясь на свою немощь. Но Господь говорит ему, что будет с ним. Тогда Моисей просит Господа: "вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?" (Исх. 3:13). Для того, чтобы понять, что значит этот вопрос нужно немного окунуться в историческо-религиозный подтекст этого поднятого вопроса.
Согласно диакону Стефану "научен был Моисей всей мудрости Египетской и был силен в словах и делах своих" (Деян. 7:22). Что значит "научен всей мудростью Египетской"? Это означает, что Моисей не только был знаком со всем спектром тогдашних наук, но и был обучен жреческим премудростям, так как это входило в обучение. Моисей не мог бы быть египетским вельможей, если бы он не мог выполнять обязанности жреца. Что значит имя для человека той эпохи?
Имя являлось определением человека, каждое что-то значило. Считалось, что знание имени ведет к власти над тем, чье имя тебе известно. В египетской "Книге Мертвых", ставшей достоянием XX-го века, есть несколько повествований на эту тему. Так одна из сонма египестких богинь захотела узнать тайное имя одного из богов. Она навела на него порчу. Согласно книге мертвых снять порчу может только тот, кто ее навел. Богиня соглашается исцелить этого бога, но взамен просит его назвать имя. После чего он становится слугой этой богини. Такое значение имени мы находим и в самой Библии. Бог дает заповедь Адаму наречь имена животным в силу того, что все отдал во власть Адаму. Также сам нарекает имена праведникам верою служивших ему. До сих пор мы, а не кто-то другой дает имена нашим детям, домашним животным.
Итак, Моисей просит у Бога назвать свое имя. Ответ Бога парадоксален: Я есть Тот, Кто есть (в Синодальном переводе "Я есть Сущий", согласно Септуагинта). Бог говорит: "Бог сказал Моисею: - Я ТОТ, КТО Я ЕСТЬ. Так и ответь сынам Израилевым: "Того, Кто послал меня к вам, зовут "Я ЕСТЬ". [Книга Исход. Издательство Российского Государственного Гуманитарного Университета 2000.] Бог не только не называет Себя, Он уходит от ответа на этот вопрос Моисея. На свой вопрос Моисей получает один ответ - Бог является причиной Своего существования, Он вечен. И его имя "Яхве" [Иегова неправильная форма произношения] происходят от слов "Эхье" - Я есть: "Того, Кто послал меня к вам, зовут "Я ЕСТЬ".
Паралельное место мы можем найти в Евангелии, когда Иисус Христос на вопрос иудеев: "Тебе нет еще пятидесяти лет, и Ты видел Авраама?" (Ин. 8:57). На это они слышат ошеломляющий ответ: "истинно, истинно говорю вам: прежде чем Авраам был, Я есмь" (Ин. 8:58). Понятно, что людям хорошо знакомым с Торой такие слова звучали явным богохульством. Обычный плотник говорит о себе - Я есть, слова которые сказал Бог Моисею. Только глазами веры можно увидеть за этим плотником Бога, некогда создавшего этот мир. Согласно Павлу именно о Нем говорит пророк Давид следующие слова: "Ты в начале. Господи, основал землю, и дела рук Твоих - небеса: они погибнут, а Ты пребываешь, и все, как одежда, обветшают, и, подобно одеянию. Ты свернешь их; как одежду, и будут изменены; но Ты - один и тот же, и лета Твои не кончатся" (Евр. 1:10-12).
Это свидетельство Иисуса о Самом Себе четко раскрывает все то, о чем говорилось выше. Он все в Себе соединил, Он снова открыл человеку путь к Богу. Именно поэтому Он есть путь (Ин. 14:6). Иначе спасение невозможно.
Рассмотрим еще некоторые тексты Ветхого Завета и соотнесем их с Новым, чтобы увидеть паралель между Сыном Божьим и Яхве.
В 6-ом стихе 9-ой главы он пишет: "младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Как видно из этих слов в мир буден явлен Младенец, по действиям Которого люди смогут увидеть Бога, Который является вечным (ибо отцом вечности может быть лишь вечный). То есть это в кратце пролог Евангелия по Иоанну: "В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог... И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины (Иоан. 1:1.14).
Далее в 35-ой главе мы видим утверждение Исаии, что Сам Бог придет к Израилю: Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки (Ис. 35:1-6). То есть Сам Яхве [Иегова] придет спасать свой народ. Евангелист Матфей имеет в виду именно этот текст, когда отвечает посланным от Иоанна крестителя: "пойдите, возвестите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают, и хромые ходят; прокаженные очищаются, и глухие слышат; мертвые восстают, и нищим благовествуется (Мф. 11:4-5).
В 6-ой главе Исаии дается увидеть Яхве [Иегову] и услышать повеление: В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!
И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.
И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.
Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.
И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите.
Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их" (1-10). Прочитаем комментарий этого места у евангелиста Иоанна: "После того, как Он столько знамений сотворил перед ними, они не верили в Него, дабы исполнилось слово Исаии пророка, которое он сказал: Господи, кто поверил слышанному от нас, и рука Господня кому открылась? Они потому не могли верить, что еще сказал Исаия: Он ослепил их глаза и сделал жёстким их сердце, чтобы не увидели они глазами и не поняли сердцем, и не обратились. И Я исцелю их. Это сказал Исаия, потому что увидел славу Его и сказал о Нем. Впрочем, и из начальников многие уверовали в Него, но из-за фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги" (Иоан. 12:37-42). Итак, согласно Иоанну, Исаия видел Христа, хотя Исаия утверждает, что видел Яхве [Иегову], таким образом Иисус Христос - воплощение Яхве [Иеговы].
Пророк Исаия передает нам образ Мессии, как воплощенного Бога, Бога, который стал человеком, и как человек принял смерть за людей.
Рассмотрим еще некоторые места в Ветхом Завете, которые могут помочь прояснить некоторые вопросы. Когда читаешь Библию невольно создается мнение, что Иисус был послан Отцом, а следовательно Он меньше по своему статусу. Человеку незнакомому с богословием здесь можно запутаться, ведь мы, как правило, судим обо всем по-своему опыту и порой забываем о том, что Бог выше любых законов логики человеческого мышления. Что Богу человек настолько дорог, что Он сам приходит для его спасения. Обратимся к пророку Захарии.
Очень внимательно прочитайте следующие стихи из книги пророка Захарии: "Ибо так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал Меня к народам, грабившим вас, ибо касающийся вас касается зеницы ока Его. И вот, Я подниму руку Мою на них, и они сделаются добычею рабов своих, и тогда узнаете, что Господь Саваоф послал Меня" (Зах. 2:8-9). Первое что обращает на себя внимание то, что Господа Саваофа послали на миссию, второе - то, что послан Он Господом Саваофом. Объяснить эту антиномию возможно лишь в следующем случае, если признать что сущность у Отца и Сына одна, тогда оба Они могут именоваться "Господь Саваоф". Иисус в Евангелии говорит: "всё Мое - Твое, и Твое - Мое" (Иоан. 17:10), т.е. сущность Отца принадлежит Сыну, они Оба ее обладают. Сын есть рождение Отца, при рождении мы наследуем природу родившего (кошка рожает кошку, а от собаки никто не будет ждать крокодила). Сущность мы и называем Богом, а вот проявляет себя эта сущность в трех Лицах реально существующих и обладающих этой сущностью. Умом этого не понять, ибо это тайна так как Бог непостижим для человеческого ума (Ис. 40:28; Рим. 11:33), но это открывает нам о Нем Писание.
Далее в 11-ой главе можно прочитать: "И сказал Мне Иегова: брось это в горшок плавильный, отличную сие цену, какою Я оценен от них! И взял Я тридцать сребреников, и бросил их в дом Иеговы в горшок плавильный" (Зах. 11:13 по переводу архимандрита Макария). В этом стихе Захария утверждает, что Иегова оценен в 30-ть серебренников, но согласно Евангелию, за эти деньги был продан Иисус.
В 12-ой главе читаем: "Бремя слова Иеговы на Израиля. Говорит Иегова, распростёрший небо, и поставивший землю, и образовавший дух человека во внутренности его. В тот день Иегова будет охранять жителей Иерусалима; и слабый из них в тот день будет как Давид: Дом же Давидов будет подобен Богу, будет как ангел Иеговы пред ними. И будет в тот день, Я решусь истребить все народы, приходившие против Иерусалима. И пролью на дом Давидов и на жителей Иерусалима, духа благодати и молитвы, и воззрят на Меня, Которого они пронзили" (Зах. 12: 1.8-10). Захария говорит, что Яхве [Иегова] был пронзен. Но сбылось это на Иисусе. Итак, согласно Библии Иисус - воплощение самого Яхве.
Любое другое учение об Иисусе искажает смысл Евангелия. Ибо каким образом возможно соединение человека с Богом? Как возможно выполнить заповедь: "будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5:48)? Каким образом стало возможно приобщиться к божеству, если Христос не объединил в Себе и божество и человечество?
Существует организация Свидетелей Иеговы широко занимающаяся проповодью от дома к дому. По их учению Сын Божий - первое творение Бога, архангел Михаил. Во время воплощения он стал на время человеком. После его смерти его тело испарилось (или Бог его спрятал), и потом он снова ожил и стал опять архангелом Михаилом. Но это учение не дает ответа на вопрос, а в чем собственно тогда спасение? Если Иисус открыл новые истины, то это мог сделать и очередной пророк. Согласно учению свидетелей Иисус - совершенная жертва взамен греха Адама. Но честно говоря в чем смысл этой жертвы? Есть в Писании слово "искупление", которое многими понимается следующим образом. Адам нарушил принцип божественной справедливости, а потому его вина бесконечна и не знает прощения. Бог хочет простить Адама, но нарушен принцип божественной справедливости, а потому нужна заместительная жертва, которая может искупить этот грех в глазах Бога. Жертва должна быть чистой от греха, поэтому Бог посылает Своего Сына на смерть. Смерть Сына возвращает прощение Адаму и его потомкам.
Эта схема очень популярная в средневековье на западе слишком примитивно и маразматично представляет нам Бога. Здесь Бог выглядит как некий параноик с одной стороны он любит человека и хочет простить его, но с другой стороны Он справедлив и Ему нужна кровь Собственного Сына, чтобы простить человека. Может быть для средневекового сознания эта схема и была привлекательной, но она не соответствует ни духу Писания, ни здравому смыслу. Еще Григорий Богослов возмущался над подобными объяснениями: "по какой причине кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дав овна"?
Если бы для спасение нужно было только прощение, то Бог так и поступил бы. Но представьте себе ситуацию. Космонавт работает в открытом космосе, единственное что его связывает с кораблем - трос. Случайно он обрывает его. Помогут ли ему слова капитана корабля: я прощаю тебе порчу государственного имущества? Нет. Ему будет необходимо реальное спасение. Так и человек оказался в отрыве от Бога, ему нужно снова востановить связь прежде бывшую. Для этого необходимо преодолеть все то, что отделило человека от Бога. В садоводсте к больному ростку прививают здоровый, чтобы больной питаясь соками здорового снова ожил. По слову все того же Григория Богослова: человеку нужно было освятиться божеством Слова, а для этого Сыну Божьему нужно преодолеть все преграды возникшие между Ним и сынами Адама. Человечество загнивало без Бога, и Сын принес исцеление, Он уничтожает преграды и дает нам в пищу Свое обоженное тело, чтобы мы став причастниками Его тела начали исцелевать.
Как уже говорилось выше, мы живем в мире пораженном радиацией греха. Для жителей пораженных радиацией мест есть такое правило: пей воду, привезенную из мест незараженных радиацией, ешь такую же пищу, пусть хоть что-то будет незараженным. Так же и Сын Божий приходит оттуда где нет зла, Он берет на Себя человеческое естество (тело, душа, ум, воля), и исцеляет все это своим послушанием воле Отца. Адам ее нарушил, Сын исполняет, Ева послушалась диавола, Мария же полностью повинуется Богу: "вот - раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Лк. 1:38). Человек вновь становится чадом Богу, родным Ему. Сын Божий не перестает быть человеком и после воскресения, таким образом мы родственики с Ним по природе человеческой, в причастии Он делится с нами Своей обоженной плотью, так мы приобщаемся к его божеству, и делаемся по слову апостола Петра: "причастниками Божественного естества" (2 Пет. 1:4).
Становясь причастниками мы обоживаемся, становимся Богами. Природа греха сильна в каждом из нас, поэтому необходимо чаще причащаться, исповедоваться, чтобы преодолевать в себе искареженность нашей природы. Сын Божий не развоплотился, а потому если человек падает, то у него нет безысходности, он всегда может быть уверен, что покаяние может вернуть ему все, что он потерял: "Дети мои, это пишу вам, чтобы вы не грешили. А если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатаем перед Отцом Иисуса Христа, Праведного. И Сам Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира" (1 Ин. 2:1-2).
[1]Который, будучи в образе Божием, не счёл для Себя хищением быть равным Богу, точнее с греческого не держался за равенство с Богом, но уничижил Самого Себя, т.е. Сын Божий, будучи равен Богу, ради спасения людей должен был стать человеком, а потому Он не держится за Свое равенство с Богом, уничижает Себя и становится человеком.