"Заблудившийся миссионер"? - насколько оправданны обвинения против Олега Стеняева
Рассказов А.М.
Последнее время участились нападки на священника Олега Стеняева, знаменитого полемиста с различными религиозными конфессиями и культами. Обидно, что эти нападки идут от православных людей, и спровацированы людьми близкими к руководителю Центра Иринея Лионского Дворкину А.Л.
Вступление и беседу провел Рассказов Алексей.
Не случайно, что некоторые материалы находятся на сайте stolyarov-serg.chat.ru. Сергей Столяров один из помощников Александра Леонидовича. Возникает закономерный вопрос, эта война развязанная в виде этих статей, случайно не борьба за монополию на ниве борьбы с сектанством?
Еще одна статья размещена на сайте протоиерея Александра Новопашина, заведующего Центром во имя святого Александра Невского nevskiy.orthodoxy.ru, под названием "Заблудившийся миссионер". Ниже мы в кратце взесим все pro и contra, но случайно, это не обида ли протоиерея Александра на священника Олега Стеняева за то, что в свое время отец Олег, будучи в расколе, отнял у него храм, в котором отец Александр был настоятелем? Кстати, в его статье проскальзывают мысли об этом.
В чем суть этих нападок?
С одной стороны священника Олега Стеняева обвиняют в том, что он общается с сектантами. Но разве не является это его прямой обязанностью, как пастыря и миссионера?
Можно, конечно, как Александр Леонидович собирать компромат, это полезно для профилактической деятельности. Информировать людей, которые могут попасть в секту, но как быть с теми, кто уже оказался адептом той или иной организации? Здесь компромат нисколько не поможет, а только будет создавать секте ореол мученичества. Сколько не рассказывай им о том, что криминального было в истории их секты, их нисколько это не вразумит. Даже когда показываешь сектанту журнал его организации с предсказанием каких-либо событий, которые не сбылись, встречаешь полную невозмутимость с его стороны, ведь секта всегда найдет способ отмазаться от своих прошлых ошибок. Именно поэтому тактика сбора компромата не будет никогда иметь положительного результата в этом случае. Из своего опыта мне известно огромное количество примеров, когда именно гонение со стороны родственников и знакомых убеждали человека в правильности выбора.
История показывает, что гонения на религиозные убеждения не уменьшает секты, а только привлекает к ним внимание. Во многих сектанских изданиях, я не раз читал о том, что интерес к ним был спровацирован со стороны католической или православной Церкви. Церковь легко пережила арианство, потому что на него не было гонений, наоборот, государство положительно к нему относилось, напротив, монофизитство не пережито до сих пор, именно из-за того, что Византии монофизиты были гонимы (таких примеров не мало в истории).
Олег Стеняев настаивает на том, что мы должны ненавидеть ереси, не делить сектантов на традиционных или нетрадиционных, но при этом уважительно относится к самим носителям еретических взглядов. Примером может служить речь апостола Павла сказанная им в Афинах, которая служила примером многим христианским апологетам: Павел, став посредине Ареопага, сказал: мужи Афиняне, по всему вижу, что вы особенно богобоязненны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором было написано: "неведомому богу". Итак, что вы, не зная, чтите, я возвещаю это вам (Деян. 17:22-23). Павел в своей проповеди отталкивается от того положительного, что он увидел в язычестве. Он не начал обличать свойственный тогдашнему миру гомосексуализм, священную проституцию. Он говорит, что эти язычники по особенному богобоязнены, вот величайший пример, как надо вести миссионерскую беседу.
Отец Олег всегда отличался тем, что умел объединять людей несовместимых для совместной работы. Он умеет находить подход к каждому и это его талант, данный ему от Бога. Да можно прийти на диспут к протестантам и начать вещать им, что вы ходите в тоталитарную секту, что это плохо и так далее, но все это не даст никаких положительных результатов. Сам отец Олег в этом убедился на примере своей деятельности. Было время, когда он и сам считал, что нужно собирать компромат, но практика показала обратное, когда подчеркиваешь что-то хорошее в сектантах, хорошо к ним относишься результат превосходит ожидания. Вместо одного двух человек за год, начинаешь вытаскивать из сект десятки и сотни людей.
Когда отец Олег говорит о том, что у нас с вами (сектантами) много общего, то он не имеет в виду догматы и вероучение, он говорит о том, что нравственность у сектантов, их терпение заслуживает похвалы. Многие люди, обращавшиеся в Православие из сект, удивлялись когда понимали, что Православие - это не свод обрядов, а жизнь согласно законам Божиим, это живая вера. Здесь Библия не закрытая книга, а жизнь Церкви, что именно Православие является ее кристальным отражением. Многие протестанты думают, что для православных важны только дела и обряды, и для них является полной неожиданностью узнать, что православные каждый день в утренних молитвах говорят Христу: "аще убо вера яже в Тя, спасает отчаяннныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель: вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой". Об этом хорошо пишет епископ Каллист (Уэр): "'Новый неизведанный мир': Хомяков был прав, говоря так о православии. Православие - не просто разновидность римского католицизма, но без папы; оно представляет собой нечто в корне отличное от любой западной религиозной системы. Но всякий, кто пристальнее вглядится в этот 'неизведанный мир', откроет в нем много такого, что при всем своем отличии покажется ему странно близким: 'Именно в это я всегда верил!' Многие из тех, кто глубже узнает Православную церковь и ее учение, реагируют именно так, и отчасти они правы" (Православная Церковь. Библейско -Богословский Институт св. Апостола Андрея. Москва, 2001. Стр. 8.).
Православному миссионерству не свойственна борьба с сектами через суды. В истории мы встречаем немало полемистов, которые уважительно воспринимали язычников, сектантов. Книги Хомякова яркий тому пример. Вышеславцев Б.П. пишет: "Преодолеть какую-либо теорию, как бы она ни была ошибочна, можно только тогда, когда будет указано, что в ней есть ценного и истинного. И только та теория, которая примет это ценное и истинное, объяснив его иначе, через другую гипотезу,- только она победит".
Нетерпимое отношение к носителям еретических взглядов проявляет дух тоталитаризма в нас самих. Мы часто говорим о достижениях демократии о свободе слова, и в то же время забываем про это, когда речь заходит о сектах. У архиепископа Иоанна (Шаховского) есть замечательная на этот счет статья "О православии в сектанстве и о сектанстве в Православии".
Я позвонил отцу Олегу и попросил его ответить на некоторые нападки. Он ответил на них, но просил не писать об этом, потому что оправдывается лишь виноватый. Но не смотря на это, я считаю необходимым дать эти ответы, чтобы люди смогли увидеть насколько объективны высказывания в его адрес.
ВОПРОС: Какие отношения у вас были с Алексеем Ледяевым?
ОТВЕТ: Я планировал в Риге провести с ним диспут. Поэтому, и только этому вопросу мы и встречались с ним в Москве.
ВОПРОС: Но вы не были в Риге. Почему?
ОТВЕТ: Когда я был готов к отъезду, я обратился за благословением к священноначалию. Мне рекомендовали не ехать. Так что на меня нападают не зная за что и почему. Кстати, по поводу странных сплетен и скандалов во круг не состоявшейся поездки в Ригу, я написал рапорт на имя Святейшего Патриарха. Резолюция Его Святейшества была следующая: "вас ни кто и не в чем не обвиняет". Так что мое мнение по поводу всех этих слухов о несостоявшейся поездке однозначно: дешевая провокация. А мой совет нападающей стороне, следующий текст из Библии: "А негодных и старушечьих басен избегай; упражняй себя в благочестии" (1 Тим. 4:7).
ВОПРОС: У вас есть, какое то особое отношение к харизматикам?
ОТВЕТ: Как и все сектанты, протестантской направленности, они ведут высоконравственный образ жизни. Люди, нападающие на них, в нравственном смысле стоят на много и много ниже их. Те обвинения, нравственного порядка, которые против них выдвигаются, можно смело использовать, против самих горе ревнителей отеческой веры.
В религиозном смысле, я никогда не поддерживал никаких сектантов, отдавая должное только их нравственным качествам. Я считаю что нельзя молиться с не православными, участвовать в их обрядах и лжетаинствах. Я являюсь противником любых форм экуменической деятельности, не имеющих целью обращение заблудших в лоно Святой Церкви.
Во всех случаях общения с сектантами на радио, во время проведения диспутов, посещения их молитвенных домов - я всегда испрашивал и испрашиваю благословение священноначалия. О стратегии проведения диспутов с сектантами вы можете судить сами, прочитав недавно напечатанные материалы по диспутам со "свидетелями Иеговы". Мое поведение в общении с сектантами, это обычная манера поведения своиственная любому нормальному миссионеру. Я не повышаю на них голоса, не угрожаю не дерусь. А тихо и спокойно виду собеседование с Библией в руках. Посмотрите в Писание как апостол Павел общался в ареопаге с язычниками: Павел, став посредине Ареопага, сказал: мужи Афиняне, по всему вижу, что вы особенно богобоязненны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором было написано: "неведомому богу". Итак, что вы, не зная, чтите, я возвещаю это вам (Деян. 17:22-23). При этом вы не забывайте, что наш Центр - памяти А. С. Хомякова. Почитайте его переписку с протестантами. Он в абсолютно спокойной манере ведет с ними диалог. Нет ни ругани, не истерического крика, - свойственного некоторым, не совсем уравновешенным религиоведам. Нельзя переносить пост советскую истерию войны с политическими противниками, в православную проповедь. Миссионер ни уполномоченный по делам религии", ни следователь и не прокурор. Православный миссионер - прежде всего проповедник благой вести о Спасении. Сказано: "святите Христа как Господа в сердцах ваших, готовые всегда к ответу каждому, кто требует у вас отчета в вашей надежде; но делайте это с кротостью и страхом, имея добрую совесть, чтобы в том, за что вас злословят, посрамлены были поносящие ваше доброе поведение во Христе" (1 Пет. 3:15-16).
ВОПРОС: Какие ваши отношения с Миссионерским Отделом? Правда ли что вы незаконно присвоили печать Миссионерского отдела?
ОТВЕТ: Я ни когда не был штатным работником Миссионерского Отдела. Наш Центр Реабилитации участвовал в общецерковных программах Отдела. Неоднократно Миссионерский Фонд финансировал те миссионерско -гуманитарные поездки на территорию Чеченской Республики, и в другие регионы нашей страны в которых мы принимали участие. Наш Центр имеет свою собственную регистрацию, счет в банке и печать. Мы совершенно автономны и я не понимаю до конца суть вашего вопроса...
ВОПРОС: Каково ваше отношение к Дворкину?
ОТВЕТ: Достаточно ровное. Мне с профессором Александром Леонидовичем Дворкиным, нечего делить. Он занимается профилактикой сектантской проблемы, мы чисто миссионерскими вопросами. Я думаю что мы успешно, взаимодополняем друг друга. Он работает на то, чтобы люди не попадали в секты, мы на то, чтобы вернуть уже попавших в секты. Конечно, вокруг меня и вокруг него есть люди, по-разному относящиеся к нашим взаимоотношениям, но это их проблемы…
ВОПРОС: Ваши отношение с "Памятью"?
ОТВЕТ: Самые нормальные… Я имею благословение от священноначалия на духовную работу с ними. Своих патриотических чувств ни когда не стыдился и не скрывал их.
ВОПРОС: Вы антисемит?
ОТВЕТ: Я христианин, это значит, что любые формы антисемитизма мною воспринимаются как ересь. Более подробно о моем отношению к патриотизму вы сможете узнать, прочитав текст моей речи на погребение моего друга Дмитрия Дмитриевича Васильева.
ВОПРОС: Один батюшка написал что для совершения чина присоединения вы буквально нанимаете людей.
ОТВЕТ: Это глупость или провокация, на которую и отвечать не хочется. Мы подаем бумаги на присоединение в Патриархию. Чин Присоединения совершает архиепископ Арсений. И порядок и совершение его, есть дело священноначалия, а не мое… Где эти люди теперь? Они и на Крутицах и в Скорбящем храме. Они на самых разных приходах. Среди бывших присоединенных есть теперь и священнослужители, и преподователи духовных заведений, и семинаристы, и монахи. Но при этом надо отметить что непосредственно духовничеством я не занимаюсь. Миссионер приводит, возвращает человека в Церковь, а духовничество это дело воцерковления. В этом смысли миссионер должен уметь расставаться с обращенными. Мы передаем этих людей тем священникам какие занимаются непосредственно духовничеством.
ВОПРОС: Вас обвиняют также в том, что вы приводите к чину присоединения людей, которые в секте не были, а всего лишь сходили к экстрасенсу.
ОТВЕТ: Я считаю, что если человек принимал участие в каких-либо обрядах, читал какие-нибудь мантры, молитвы обращенные к духам зла, примал инициации и посвящения, то этот человек отрезает себя от Церкви, ибо "какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?" (2 Кор. 6:14-15).
по запросу авторов сайта "Апология Христианства"