Евр. 9:27-28 И, как положено людям один раз умереть, а после этого - суд, - так и Христос, будучи принесен один раз, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его ко спасению


Учение о переселении душ

(религиозно-исторический очерк)
примечания


С.Л. Франк

[1]Статья цитируется по изданию: Христианство и Индуизм. Сборник статей. Издательство Свято-Владимирского братства. М., 1994. Стр.6-24.

[2]Случайный отголосок тотемических представлений в Библии содержится не только в осуждаемом Библией культе золотого тельца, но и в сказании пророка Даниила о вавилонском царе Навуходоносоре. который в наказание за самопревознесение был «отлучен от людей» и питался травой как вол (Дан. 4, 26—30).

[3]Приводимые современными теософами места из Евангелия, будто бы содержащие учение о перевоплощении, лишь внешне кажутся подобием этого учения, по существу же имеют совершенно иной смысл. Если народ принимает Иисуса за воскресшего Илию, Иеремию или другого пророка, или Ирод предполагает, что Он воскресший Иоанн Креститель, то здесь подразумевается вера не в перевоплощение, а в подлинное воскресение на земле умершего — со стороны людей не знавших как следует личности Христа. Слова же самого Иисуса об Иоанне Крестителе, как о пришедшем на землю Илье, имеют явно иносказательный смысл: пользуясь народной верой в новое пришествие Ильи (взятого живым на небо), Христос в терминах этой веры указывает, что Иоанн уже исполнил функцию, предназначавшуюся Илье: «Если хотите принять, он есть Илья, которому должно прийти» (Мф. 2:14).

[4]К последующему, как и сказанному выше, см.: Deussen. Allgemeine Geschichte der Philosophic. В. I. Abt. 1; Oldenberg. Die Lehre der Upanischaden und die Anfange des Buddismus. 1915. С. 27—35 и I. Farquhar. The erown of Hinduism. 1913. С. 67—140, а также статью «Seelenwanderung» в словаре «Religion in Geschichte und Gegenwart».

[5]Н. Oldenherg. Die Lehre der Upanischaden und die Anfange des Buddismus. 1915. S. 113.

[6]Как раньше говорили о Ленине: "Дедушка умер, а дело живет, лучше бы было наоборот".

[7]Deussen. Geheimlehre des Veda. S. 37.

[8]Легко возникает здесь возражение: отчего только злые дела приносят плод и определяют безысходное течение мирового процесса? Куда же деваются плоды добрых дел и не могут ли они перевесить первые? В карме отдельного человека добрые дела также сказываются в будущей его судьбе, как злые. Если, несмотря на это, перевес мыслится всегда на стороне злых дел и учение о карме принципиально пессимистично, то, очевидно, потому, что добро мыслится, как уход из жизни, выход из круговорота мировой жизни, а потому не может иметь на последнюю положительного влияния.

[9]Для всего вышесказанного ср. прекрасное исследование иезуита Dahlmann'a: Nirwana. Berlin. 1896, а также цитированную выше книгу Ольденберга.

[10]К дальнейшему см.: Erwin Rhode. Psyche. Seelenkult und Unsterblichkeitsglaube der Griechen, 7 изд. 1921. Т. II, С. 1—137.

[11]Diels, Vorsokratiker, 4 изд. 1922. Т. I, fr. 115, 119, 117, 121. Привожу в моем посильном стихотворном переложении с греческого.



К оглавлению
Назад




© 2003, Сайт Апологии Христианства.
URL: http://apologia.hop.ru
E-mail: apologia@hop.ru