Ин. 3:16-18 Ибо так возлюбил Бог мир, что дал Сына Единородного, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него. Верующий в Него не судится; неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия


Христианство и Буддизм


Н.О. Лосский

[1]Статья цитируется по изданию: Христианство и Индуизм. Сборник статей. Издательство Свято-Владимирского братства. М., 1994. С. 25-64.

[2]Изложение книги В. А. Кожевникова "Буддизм в сравнении с христианством". Основные мысли труда В. А. Кожевникова "Буддизм в сравнении с христианством" (В 2 т. Пг., 1916) заслуживают широкого распространения. Препятствием этому являются, однако, размеры книги, в ней почти 1400 страниц, и то обстоятельство, что она появилась незадолго до большевистской революции, следовательно, не успев распространиться, исчезла, вероятно, на книжном рынке. Поэтому я счел полезным дать краткое изложение этой книги. Цитаты, обозначенные кавычками без указания, из какой книги они заимствованы, взяты из книги Кожевникова.

[3]В. А. Кожевников, том 1, стр. 14.

[4]Олькотт. Буддийский катехизис, Вопрос 128, стр. 50, в русском переводе Буткевича; Харьков, 1888 г.

[5]Subhadra - bikschu. Buddhistischer Katechismus, 1 издание, Лейпциг, 1888. Предисловие 3-5. Субгадра - немец Ф. Циммерман, ставший буддистом.

[6]Suzuki, Outlines of Mahayana Buddhism, стр. 31, Лондон 1907.

[7]Das christliclie Barbarenthum in Europa. Von einem Lama, с предисловием и примечаниями Фр. Гартмана. Лейпциг. Buddhistischer Missionsverlag.

[8]О. Розенберг. Проблемы буддийской философии. Издание Факультета восточных языков Петроградского, Унив., 1918, стр; 65.

[9]Розенберг дает в своей книге упрощенную транскрипцию санскритских слов без придыханий и т. п., "чтобы не придавать русскому тексту экзотического вида" (359).

[10]Н. Лосский. Воскресение во плоти. Путь, 1931; The Resurrection of the Body, Anglican Theological Review, Apr. 1949.

[11]См. книги Н. Лосского: Ценность и Бытие. Бог и Царство Божие, как основа ценностей; Условия абсолютного добра (основы этики); Бог и мировое зло (основы теодицеи); Мир как осуществление красоты (основы эстетики).

[12]См. об отношении временного и сверхвремешюго - Н. Лосский. "Мир как органическое целое" и С. Л. Франк. "Предмет знания".

[13]Fo-sho-hing-tsan-king, A Life of Buddha by Asvgahosha Buddhi-sattva translated from Sanskrit into Chinese by Dharamaraksha A. D, 420, and from Chinese into English by S. Beal (Edition: Sacred Books of the East. Vol. 19, Oxford 1883, 5, 26," v. 2076-2078, p. 303-304).

[14]Anguttara nikaya, немецкий перевод Bhikshu Niyantiloka, Vierer - Buch. S. 339.

[15]Anguttara nikava, p. 320; also V, speach 2; cp. Hajjhima nikaya; немецкий перевод Неймана LXXXV, В. II. S. 460.

[16]Anguttara nikava Vierer-Buch, S 62; Mejjhima nikava CXVII, III, 182 c., u CXXVIII, III, 332 c.; Sutta-Nipata, v.v. 1026 u 1106.

[17]Majjhima nikava, LI, II. 14; see also Digha nikaya, Germ, trans., I Th, 2 Rede, I, S. 85, 91 (Kosch: I, 152).

[18]Digha nikaya, I Th., 2 Rede, I, 91; Cariya-Pitaka TIT, 15.

[19]Зейденштюккер. Pali-Buddhismus in Ubersetzungen, 1911, 173, 339; Кожевников. Т, 2. С. 224.

[20]Visuddhi - Magga, английский перевод у Warren Buddhism intranslations, Cambridge 1906: С, 293-296.

[21]Sutta - Nipata, I, 11, vv. 193 с.

[22]Digha nikaya, XXII. Maha-satipatthana, 1, 10. cp. Majjhima nikaya, речи 10, 33 и в особенности 119, созерцание тела и трупа.

[23]Visnddhi - Magga, в переводе из Warren, стр. 298. См. также Tharagatha, 315 ее.; см. в бирманском жизнеописании Будды у Bigandet; Vie au legende de Gaudama, гл. 9, стр. 195.

[24]Majjhima nikaya XX, I, 200; X, I, 86; LXII, II, 142 с.; CXVIII, III, 195-198.

[25]Digha nikaya XXII; Maha-satipatthana - sutta, 11-13. Majjhima nikaya, peru 10, 33, 119.

[26]Dhamma - Sangani, англ, перевод, стр. 11-12; стр. Visuddhi - Magea, ch IV and Rhys Davids, Yogavacara Manuel, ch. 7.

[27]Anguttara nikaya'l, 20, 55-62

[28]Anguttare nikaya I, 20, 62. Древнейшее описание этого транса в Patthapeda - sutta in Digna nikaya IX, 17.

[29]Visuddhi - Magga, ch. XXIII.

[30]Digha nikaya II. Samanna-phala-sutta, 87-97.

[31]Об отношении Будды к чуду есть краткая статья у Dahlke, Aufsatze zum Verstandniss des Buddhismus, II Hefl, 77 cc.

[32]Digha nikaya, I. theil, 2, Rede, I. Band, 82-100. "Награда подвижничества".

[33]Therigatha, 5, 16, 18, 34, 53, 66, 76, 86, 101, 132, 364, 147, 91, 106.

[34]О произвольности и непонятности этого буддийского учения, утверждающего осмысленную нравственную связь ряда существований, но не указывающего бытийственного (онтологического) начала, которое сделало бы понятной такую связь, см. Кожевников т. 2, 739-741; см. указания на буддийскую литературу. Т. 2, стр. 304.

[35]Suzuki, Outlines of Mahayana Buddhism, 140.

[36]Mahaparinibbana - sutta II, 33; Dhammapada, ch. 25, vv. 379-380. Fo-sho-hing-tsan-king III, 15, 1213.

[37]Tavijja-sutta, I, 10 and 25.

[38]Rhys Davids, Buddhism, 201.

[39]Джатаки 917 и 303; Кож. 1, 218.

[40]Джатака 282-я палийского сборника; Кож. 1, 218 стр.

[41]Джатака 316-я палийского сборника; Кож. 1, 217 стр.

[42]Среднее собрание речей Будды. 6-ое слово; Кожевников, том 2, стр. 297.

[43]Angutlara nikaya. Vierar-Buch, 426; Samyatt'nikaya XII, 7.

[44]Dhammapada V, v. 242-243.

[45]Malmparinibbana - sutta III, 49-55.

[46]Джагака 405.

[47]Кожевников, том 1, стр. 605; см. Sutta-Nipata, 524, 641.

[48]Fo-sho-hing-tsan-king, IV, 18; V, 1432 с.; Кожевников, т. 2, стр, 320.

[49]Сравните со словами апостола Павла: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1 Тим. 5:8).

[50]Dhammapada, ch 12, 166; Samyutta nikaya, сутта 8; Dliam-manada, XVI, 215, 211; and here XXVI, "417, Sutta-Nipata, vv. 803, 846. 839; Кожевн. т. 2, стр. 25

[51]Кожевников, том 2, стр 27. Сочинения L. von Schraeder: BuddhNtnus und Chrisientum, was sic gemcinhaben und was sic uniersclicidel, 1893. paga 115; Buddha, 1895; Buddha und unsere Zeit. 1905: Die Rcden .des Buddha, 1906. Статьи эти переизданы в сборнике: Reden und Aufsatze, vornehmlich uber Indiens Literatur und Kultur, L. von Schraeder, Lpz. 1913.

[52]Кожевников, том 2, стр. 466; Barthelemy de St. Hilaire, Le Bouddha et sa religion.

[53]Джатака 421; Кожевников, том 1, стр. 218.

[54]Nidanakalha, англ, перевод Рис Девидса, стр, 33.

[55]Кожевников, том 2, стр. 436; см. другие подтверждения этой мысли - том 2, стр. 403.

[56]Джатака 207, ср. 328; Кожевников, том 1, стр. 213; том 2, стр 373, 568.

[57]Bigandct, Vie ou legende dc Gaudama, IV, 63; Nidanakatha, перевод Рис Девидса, стр. 81; La litavistara, ch. XV; Auguttara nikaya. Zwaver -Bush 49; Кожевников, том 2, стр. 510.

[58]Dhammapada, vv. 336; 340-341.

[59]Abhinish - kramana- sulra; Ch. XIV, p. 130, перев. Beal. Cм. вообще об отношении буддизма к женщине, Кожевников, том 2, стр. 501-568.

[60]I-tsing, ch. 10, p. 62. Об отношении буддизма к труду см. Кожевников, том 1, стр. 291; том 2, стр. 332-340; об отношении христианства к труду см. том 2, стр. 341-372.

[61]В журнале "The Eastern Buddhist", vol. IV. № 2, 1927.

[62]Т. Kaneko The Buddhist doctrine of vicarious suffering The Easten Buddhist, vol. IV, № 2, 1927. 62 See a hook: Shcherbatskoi "The conception of Buddhist Nirvana". Leningrad, 1927.

[63]Majjhima nikaya, 63.

[64]Кожевников, том 2, стр. 754-756.

[65]См. Н. О. Лосский. "Бог и мировое зло" (основы теодицеи).



К оглавлению
Назад




© 2003, Сайт Апологии Христианства.
URL: http://apologia.hop.ru
E-mail: apologia@hop.ru