Бессмертие, перевоплощение и воскресение
Примечания
Б. П. Вышеславцев
[1]Статья цитируется по изданию: Христианство и Индуизм. Сборник статей. Издательство Свято-Владимирского братства. М., 1994. С. 65-84.
[2]Напр., "человек яко трава, дние его яко цвет сельный, тако оцветет, яко дух пройдет в нем, и не будет и не познает к тому места своего".
[3]Отнюдь не следует, однако, понимать слова Христа (Мф. 17:11-13,) как принятие теории перевоплощения им Самим; их следует толковать так: появится человек, который будет действовать "в духе и силе Илии" (Лк. 1:17). Такое "перевоплощение" может быть принято всеми.
[4]См. сборник "Переселение душ".
[5]Нужно сказать, что обе идеи 1) микрокосмичности души, ее стяженного всеединства, ее "потенциальной бесконечности" и даже 2) бессодержательных стержанний в душе - мы найдем у гениального Плотина, См. Епп. 3, 9, 2. 3, 8, 5. 3, 7, 13 (60 ff.). 3, 7, 11, 3, 4, 3 (21).
[6]Здесь можно еще раз применить сравнение с зеркалом: оно меркнет, светлеет, становится чистым, имеет свой угол зрения, в котором вся его незаменимость, ибо мир и другие зеркала даны в нем в особом индивидуальном перспективном смещении.
[7]Необходимо осознать, что индивидуум и индивидуальность противоположны: индивид есть заменимая единица; индивидуальность - незаменимая единичность. Не следует смешивать личность и индивидуальность. Венера Милосская есть индивидуальность, но не личность.
[8]Душа в сфере ума не нуждается в памяти, говорит Плотин, умное созерцание не есть память.
[9]Проблемы христианского отношения к карме, к "судьбе", не может здесь рассматриваться. Для христианства карма существует, но она преодолима и она преодолевается через искупление, через преодоление первородного (т. е. сверх-индивидуалыюго) и индивидуального греха.