Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


На Ариан слово первое.


Афанасий Великий

Главы с 46 по 64

    46) Посему, написанное Апостолом, заключая в себе такую мысль, обличает нечестивых, и сказанное Песнопевцем имеет опять тот-же правый смысл. И хотя еретики перетолковали его, но Псалмопевец доказывает, что благочестиво это понимание; ибо говорит: Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты - жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих (Псал. 44:7-8 по мнению Павла они сказаны о Христе Евр.1:8-9). Смотрите, ариане, и хотя из сего познайте истину. Псаломник всех нас назвал причастниками Господа. А если бы и Господь был из не-сущих и одним из сотворенных; то и Сам был бы одним из причастников. Но поскольку песнословит Его вечным Богом, говоря: престол Твой Боже в век века, все же прочее представляет причастным Его, — что должно уразуметь? Не то ли, что Он изъят от всего сотворенного и один есть истинное Отчее Слово, Сияние и Премудрость, Которой причастны все твари, и от Него освящаются Духом? И здесь помазуется, но не для того, чтобы стать Богом, — потому что был прежде сего, — и не для того, чтобы стать Царем, — потому что царствует вечно, будучи Божиим Образом, как показывает сие изречение; но и это опять написано в - отношении к нам. Цари израильские, когда были помазуемы, тогда делались царями, не быв царями прежде, как например — Давид, Езекия, Иосия и другие. Напротив того, Спаситель, хотя есть Бог, и царствует всегда в царстве Отца, и Сам есгь податель Духа Святого, однакоже, сказуется теперь помазуемым, чтобы опять, когда говорится о Нем, что помазан Духом, как человек, и нам людям приуготовить как вознесение и воскресение, так вселение и присвоение Духа. Сие же давая разуметь, и сам Господь сказал в Евангелии от Иоанна: Как Ты послал Меня в мир, - и Я послал их в мир; и за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною (Иоан. 17:18-19). Говоря это, показал Он, что Сам есть не освящаемый, но освящающий; ибо не другим освящается, но Сам Себя святит, чтобы мы были освящены истиною. Освящающий же Себя есть Господь освящения. Как же это совершается? В каком смысле говорит это? Не в этом ли? „Я, Слово Отчее, Сам даю Духа Себе, соделавшемуся человеком, освящаю Им Сам Себя, соделавшегося человеком, чтобы уже Мною — истиною (слово Твое - истина, ст. 17) освятились и все".

    47) Если же нас ради освящает Себя и совершает это, когда стал человеком, то явно, что и во Иордане бывшее на Него сошествие Духа было сошествием на нас; потому что носит Он на Себе наше тело. И было оно не к усовершению Слова, но для нашего опять освящения, чтобы мы причастились Его помазания, и о нас могло быть сказано: Разве вы не знаете, что вы - храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3:16)? Ибо, когда Господь, как человек, крестится в Иордане, — мы в Нем и Им омываемся, и когда приемлет Он Духа, — мы чрез Него делаемся духоприемными. Посему, помазуется Он не так-же, как Аарон, или Давид, или все прочие помазуемы были елеем, но иначе, — паче всех причастник Сеоих, елеем радости; а это есть Дух, как, Сам толкуя, говорит чрез Пророка: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня (Ис. 61:1), как и Апостол сказал: помазал Его Бог Духом Святым (Деян. 10:38). Посему, когда же это о Нем сказано, — не тогда ли, как, воплотившись, крестился Он во Иордане, и сошел на Него Духе Сам Господь говорит: Он (Дух) Меня прославит, оттого что от Моего возьмет и возвестит вам (Иоан. 16:14), и: Я пошлю вам (Иоан. 15:26); и ученикам сказал: примите Духа Святого (Иоан. 20:22). И однакоже, о Нем, Который как Слово и Сияние Отчее, подает Духа другим сказуется теперь, что Он освящается по той опять причине, что соделался человеком и освящено тело Его. От Него и мы начали приимать помазание и печать, как говорит Иоанн: Вы же имеете помазание от Святого (1 Иоан. 2:20); и Апостол: были запечатлены обещанным Духом Святым (Ефес. 1:13). Следовательно, сказано это ради нас и о нас.

    Посему и этим показывается ли какое преспеяние в усовершенствовании, или какая награда добродетели или просто дел Господних? Если бы, не быв Богом, соделался Богом, если бы, не царствовав, возведен был на царство; то слово ваше имело бы некоторую тень вероятности. А если Он Бог, и престол царствия Его вечен; то как преуспевать Богу? Или, чего не доставало Седящему на Отчем престоле? Если же, как и сам Господь сказал, Его есть Дух, от Него приемлет, и Он посылает Духа; то не Слово, поскольку оно есть Слово и Премудрость, помазуется подаваемым от Него Духом, но воспринятая Им на Себя плоть в Нем и Им помазуется, чтобы освящение, совершенное над Господом, как над человеком, совершилось Им над всеми людьми. Сказано: Дух не будет говорить от Себя (Иоан. 16:13), но Слово дает Духа достойным. И это — подобно приведенному выше изречению. Как Апостол написал: Который, будучи в образе Божием, не счёл для Себя хищением быть равным Богу, но уничижил Себя, приняв образ раба: так и Давид воспевает, что Господь есть вечный Бог и Царь, но послан к нам и принял наше смертное тело. Ибо дает это разуметь, говоря во псалме: Все одежды Твои, как смирна и алой и касия (Псал. 44:9). Это же показывают Никодим, приходивший к Нему в первый раз ночью, и принес состав из смирны и алоя около ста фунтов (Иоан. 19:39), в первый день недели ранним утром пришли к гробнице, неся приготовленные ими благовония (Лук. 24:1).

    48) Какое опять преспеяние у Бессмертного, восприявшего на Себя смертное? Или, какое усовершение у Вечного, .облекшегося во временное? Какая возможна большая награда вечному Богу и Царю, сущему в недрах Отчих? Ужели не видите, что и это ради нас было, и о нас написано, чтобы Господу, соделавшемуся человеком, нас смертных и временных соделать бессмертными и ввести в вечное небесное царство? Неужели не стыдитесь вы, клевеща на Божественные изречения? Когда пришел Господь наш Иисус Христос, мы усовершились, освободившись от греха, а Он пребывает тот-же, и не изменился (опять должно повторить сие) от того, что соделался человеком, но, как написано, Слово Божие пребывает во веки (Ис. 40:8). Без сомнения, как до вочеловечения, будучи Словом, подавал святым Духа, как Своего собственного, так, и соделавшись человеком, освящает всех Духом, и говорит ученикам: примите Духа Святого. Он дал Духа Моисею и другим седмидесяти (Числ. 11:25-27); чрез Него и Давид молился Отцу, говоря: Духа Твоего Святаго не отними от меня (Псал. 50:13). А соделавшись человеком, сказал Он: пошлю вам Утешителя, Духа истины (Иоан. 15:26), и послал; потому что Он — неложное Божие Слово.

    Посему, Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки - Тот же пребывает неизменным (Евр. 13:8). Он и дает, и приемлет: дает, как Божие Слово; приемлет, как человек; совершенствуется не Слово, как Слово, — ибо Оно имело все и всегда имеет, — но совершенствуются люди, в Нем и чрез Него имеющие начаток приятия. Ибо когда Он сказуется теперь помазуемым по-человечески, — помазуемся в Нем мы; и когда крещается Он, — крещаемся в Нем мы. Все же это еще более уясняет Спаситель, говоря Отцу: И славу, которую Ты даровал Мне, Я даровал им, да будут едино, как Мы едино (Иоан. 17:22). Посему, для нас просил Он славы, для нас сказано о Нем: и принял, и даровал, и превознесе, чтобы мы прияли, чтобы нам было даровано, и мы были вознесены в Нем, как для нас же и освящает Себя, чтобы мы освящены были в Нем.

    49) Если же, по причине присовокупленного в псалме: сего ради помаза тя Боже Бог твой, из речения сего ради заимствуют опять себе предлог к подтверждению своей мысли: то пусть познают эти невежды в Писаниях и эти изобретатели нечестия, что и здесь опять слово сего ради означает не награду добродетей или дел Слова, но причину Его к нам пришествия и для нас совершенного на Нем помазания Духом. Не сказал Давид: „сего ради помаза Тя, чтобы Ты стал Богом, или Царем, или Сыном, или Словом", — сим и прежде сего был, и всегда есть, как это доказано. Но паче говорит: „поскольку Ты Бог и Царь, то сего ради и помазан; потому что не другому принадлежало привести человека к единению с Духом Святым, как Тебе, Отчему Образу, по Которому и вначале сотворены мы. Ибо Твой есть и Дух. Естество существ сотворенных недостаточно для сего; потому что и Ангелы стали преступниками, и люди впали в преслушание". Для сего была потребность, чтобы сам Бог (Слово же есть Бог) освободил ставших под клятвою. Посему, если бы из не-сущих был Он, то не был бы и Христом, Сам будучи единым из всех и причастником. Но поскольку Он Бог, как Божий Сын, Царь и вечен, как Сияние и Образ Отца; то посему справедливо Он есть ожидаемый Христос, Которого Отец предвозвещает людям, открывая святым своим Пророкам, чтобы, как чрез Него сотворены мы, так в Нем совершилось для всех избавление от грехов, и Он царствовал над всеми. Такова причина совершившагося над Ним помазания и явления Слова во плоти. Сие-то прозревая, и Псалмопевец, когда воспевает Его Божество и Отеческое царство, возглашает: престол Твой Боже в век века: жезл правости жезл царствия Твоего; а когда возвещает о пришествии Его к нам, — говорит: сего ради помаза Тя Боже Бог твой елеем радости паче причастник Твоих (Псал. 44:7-8).

    50) Что же удивительного, или что невероятного, если Господь, подающий Духа, сказуется Сам помазуемым от Духа, когда опять, по требованию нужды, не отрекается именовать Себя по человечеству Своему и меньшим Духа? Ибо, когда иудеи сказали, что изгоняет Он бесов веельзевулом, отвечал и сказал в обличение их — хулителей: Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов (Матф. 12:28). Вот Податель Духа говорит теперь, что Сам изгоняет бесов Духом. Это же не иначе сказано, как по причине плоти. Поелику естество человеческое само по себе недостаточно к тому, чтобы изгонять бесов, а может это делать только силою Духа; то посему, как человек, сказал: аще ли же Аз о Дусе Божии изгоню бесы. Конечно, давая разуметь, что и хула, произносимая на Духа Святого важнее хулы на Его человечество, сказал: И кто скажет слово против Сына Человеческого, будет прощено ему (Матф. 12:32). Таковы были говорившие: Не Он ли сын плотника (Матф. 13:55)? А которые хулят Духа Святого и дела Слова приписывают диаволу, те понесут неизбежное наказание. Таким образом говорил Господь иудеям, как человек; ученикам же Своим, являя Свое Божество и величие, и давая разуметь, что Сам — не менее Духа, но равен Ему, даровал Он Духа, и сказал: приимите Дух Свят (Иоан. 20:22), и: Аз Его послю; и: Он Меня прославит, и: будет говорить то, что слышит (Иоан. 16:13-14). Посему, здесь сам Податель Духа Господь не отрекается сказать, что Он, как человек, Духом изгоняет бесов. Подобным сему образом, Сам будучи подателем Духа, поскольку, как сказал Иоанн, стал Он плотию, не отрекся сказать: Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя (Ис. 61:1), чтобы показать чрез это, что мы и для освящения имеем нужду в благодати Духа, и не можем изгонять демонов без силы Духа. Кем же и чрез кого должен быть подаваем Дух, как не чрез Сына, когда Он есть Дух Сына? Могли ли бы мы когда-либо принять Духа, если бы Слово не соделалось человеком? И как сказанное Апостолом показывает, что не были бы мы избавлены и превознесены, если бы во образе Божии Сый не приял зрак раба; так и Давид показывает, что не сделались бы мы причастниками Духа и не освятились бы иначе, если бы сам Податель Духа — Слово не сказал о Себе, что Он за нас помазуется Духом. И мы надежно приемлем, потому что Он сказуется помазанным по плоти. Ибо как-скоро в Нем первом освятилась плоть, и чрез нее сказуется Он приявшим Духа, как человек; то вслед за Ним и мы имеем благодать Духа, приемля от исполнения Его.

    51) А слова: возлюбил еси правду, и возненавидел еси неправду, присовокуплены в псалме не в означение, как вы опять думаете, изменяемого естества Слова, а напротив того, этим самым дают разуметь более неизменяемость Слова. Поелику естество существ сотворенных изменяемо и, как сказано, одни преступили, другие преслушали заповедь, и деятельность их непостоянна, но нередко есть возможность ныне доброму впоследствии измениться и стать иным, а потому, дотоле праведному чрез несколько времени оказаться неправедным: то опять была потребность в Неизменяемом, чтобы непреложность правды Слова люди имели для себя образом и примером в добродетели. Такое же разумение для здравомыслящих имеет основательную причину. Поелику первый Адам изменился и чрез грех вошла в мир смерть, то прилично посему было, чтобы второй Адам пребывал неизменным; и если бы снова стал нападать змий, то не имело бы силы обольщение этого змия и, по неизменяемости и непреложности Господа, для всех немощным соделался змий в своих нападениях. Ибо, как с преступлением Адамовым грех простерся на всех людей: так, поскольку Господь стал человеком и низложил змия, таковая же крепость будет переходить во всех людей; почему, каждый из нас скажет: ибо его [сатаны] козни нам небезызвестны (2 Кор. 2:11). Посему, Господь всегда и по естеству неизменяемый, любя правду и ненавидя неправду, справедливо помазуется и Сам посылается, чтобы Ему, пребывающему одним и тем-же, прияв изменяемую плоть, как осудить в ней грех, так и соделать ее свободною; после чего можно уже было бы в ней и нам исполнить законную правду и прийти в состояние сказать: Но мы не во плоти, но в духе, если действительно Дух Божий живет в нас (Рим. 8:9).

    52) Поэтому, напрасным для вас, ариане, делается теперь таковое предположение, и напрасно предстаеляете в предлог речения Писаний. Слово Божие неизменяемо, всегда одно и то-же, и притом столько же неизменяемо, сколько и Отец. Ибо иначе, каким образом Оно подобно Отцу, если не в такой-же мере неизменяемое Или, каким образом все, что имеет Отец, будет иметь и Сын, если не имеет Он неизменяемости и непреложности Отца? Не как подлежащий законам и имеющий наклонность и к тому и к другому, одно Он любит, а другое ненавидит, чтобы, из страха — подвергнуться падению, не допустить чего худого. Невозможно также представить Его и иначе как-либо изменяемым. Напротив того, как Бог и Отчее Слово, Он есть праведный и добротолюбивый судия, лучше же сказать, Податель добродетели. Поелику праведен и свят Он по естеству, то сказуется о Нем, что любит правду и ненавидит неправду, или, что то-же значит, любит и приемлет добродетельных, отвращается же и ненавидит неправедных. Ибо и об Отце то-же сказуют Божественные Писания: Господь праведен, любит правду (Пс. 10:7); и: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие (Пс. 5:6); и: Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова (Пс. 86:2); и: однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел (Мал. 1:2-3). И у Исаии Бог говорит также: Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием (Ис. 61:8). Поэтому и те речения пусть принимают, как и эти, потому что и те написаны о Божием Образе; или пусть и эти, как и те, разумеют худо, и Отца представляют себе изменяемым. Но если и слышать, когда говорят это другие, не безопасно; то хорошего держимся разумения, когда сказанное о Боге, чтю любит Он правду и ненавидит грабления от неправды, понимаем не в том смысле, будто бы имеет Он наклонность к тому и другому, и может принять даже противное, почему одно избирает, а другого не избирает (это свойственно существам сотворенным), но в том, что, как Судия, любит и приемлет Он праведных, далек же бывает от злых. Сообразно же будет подобное сему представлять и о Божием Образе, а именно, что также любит и ненавидит; ибо естество Образа должно быть таково-же, каков и Отец Образа, хотя ариане, как слепые, не видят в Божественных - словах ни сего Образа, ни чего-либо другого.

    Приведенные в затруднение своими любимыми мнениями, или, лучше сказать, своим сумасбродством, снова прибегают они к изречениям Божественных Писаний, и по обычаю не вникая в них, не видят заключающагося в них смысла, но как бы поставив для себя каким-то правилом собственное свое нечестие, к нему наклоняют все Божии слова; почему, когда и их только произносят, достойны слышать одно сие: прельщаются, не зная Писаний, ни силы Божией (Матф. 22:29). И если стоят на своем, — должны опять устыдиться и услышать: отдавайте же кесарево кесарю, а Божие - Богу (Матф. 22:21).

    53) Так говорят они: в Притчах написано: Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя (Прит. 8:22), а в Послании к евреям Апостол говорит: сделавшись настолько превосходнейшим ангелов, насколько отличнейшее пред ними унаследовал Имя (Евр. 1:4), и немного ниже: Поэтому, братья святые, общники небесного звания, воззрите на Посланца и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса, Который верен Поставившему Его (3:1-2); и в Деяниях: Итак, твердо знай весь дом Израилев, что и Господом и Христом сделал Его Бог, Того Иисуса, Которого вы распяли (Деян. 2:36). При всяком случае повторяя эти места и погрешая в их разумении, заключили из них, что Слово Божие есть тварь и произведение, одно из существ сотворенных. Так обольщают они и людей неразумных, представляя в предлог эти изречения, и вместо истинного, заключающегося в них, смысла рассеивая собственный свой еретический яд. Ибо, если бы разумели, то не стали бы нечестиво говорить о Господе славы, и перетолковывать, что прекрасно написано. Посему, если явно уже, усвоив себе Каиафин нрав, заблагорассудили иудействовать, а потому не хотят знать написанного, что Бог действительно вселится на земле (Зах. 2:10): то пусть не входят в исследование Апостольских речений; потому что несвойственно это иудеям. Если также, присоединясь к безбожным манихеям, отрицают сказанное: Слово плоть бысть, и пришествие Слова во плоти: то пусть не приводят места из Притчей; потому что несвойственно это манихеям. Если же ради спора и той корыстолюбивой выгоды, какую приобрели из сего, а также ради мнимого славолюбия не смеют отрицать сказанного: Слово плоть бысть; — потому что это написано: то пусть или речения, написанные о сем, разумеют правильно о пришествии Спасителевом в теле, или, если отрицают это разумение, отрицают вместе и то, что Господь стал человеком. Ибо неприлично — и исповедывать, что Слово стало плотию, и стыдиться того, что написано о Нем, и поэтому извращать смысл написанного.

    54) Написано: настолько превосходнейшим ангелов (Евр. 1:4). Это нужно сперва рассмотреть. И как надлежит, и даже необходимо, делать со всяким местом Божественного Писания; так и здесь должно верно истолковать, по какому обстоятельству сказал это Апостол, о каком лице и предмете написал это, чтобы читатель в этом, или в другом месте, не зная чего-либо из сказанного, не остался далеким от истинного смысла. Сие-то зная, и тот любознательный евнух просил Филиппа сказать: Молю тя, о ком Пророк глаголет сие? 0 себе ли, или о ином некоем (Деян. 8:34)? Боялся он, чтобы, протолковав читанное не о том лице, не уклониться от правильного смысла. И ученики, желая знать время сказуемого им, умоляли Господа, глаголюще: когда это будет, и какое знамение Твоего пришествия (Матф. 24, 3)? И они, слыша от Спасителя о кончине мира, хотели знать самое время для того, чтобы и самим не обмануться и быть в-состоянии научить других. И действительно, узнав о сем, исправили они Солунян [Фессалоникийцев] готовых впасть в заблуждение. Посему, когда приобретет кто совершенное знание о чем-либо подобном, тогда будет иметь правильное и здравое разумение веры. А если кто что-либо подобное перетолкует о другом, то вскоре впадет в ересь. Так, во времени ошибались Именей и Александр, — говоря, что воскресение уже было, а Галаты, — уже после надлежащаго времени возлюбив обрезание. И иудеи были, и доныне находятся, в заблуждении касательно лица, когда думают, что об одном из них сказано: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог (Матф. 1:23. Ис. 7:14), и когда слова: Пророка вам восставит Бог (Второз. 18:15) почитают сказанными об одном из Пророков, и слыша: яко овча на заколение ведеся (Ис. 53:7), не учатся у Филиппа, но предполагают, что это сказано об Исаии или о ком другом из бывших Пророков.

    55) Тому-же подвергшись, и христоборцы впали в мерзкую ересь. Если бы эти бесрассудные знали лицо и предмет и время в Апостольском изречении, то не стали бы столько нечествовать, человеческое толкуя о Божестве. Это же можно увидеть, если кто хорошо протолкует начало места. — Апостол говорит: Бог, многократно и многообразно говоривший в древности отцам в пророках, в эти дни последние говорил нам в Сыне (Евр. 1:1-2). Потом, чрез несколько слов продолжает: Сын, будучи излучением славы и отпечатком сущности Его, и держа всё словом силы Своей, совершив очищение грехов, воссел по правую сторону Величества в небесах, сделавшись настолько превосходнейшим ангелов, насколько отличнейшее пред ними унаследовал Имя (3-4). Итак, Апостольское изречение напоминает о времени, в которое Бог говорил нам в Сыне, когда также совершено и очищение грехов. Когда же говорил нам в Сыне? И когда совершено очищение грехов? Когда соделался человеком? Не после ли Пророков? Не на последок ли дней? Потом, поскольку идет речь о домостроительстве нашего спасения, говоря о последних временах, по связи с этим упомянул, что и в прежние времена Бог не умолкал, но говорил людям чрез Пророков. А поскольку и Пророки служили, и чрез Ангелов изглаголан Закон (Гал. 3:19), но пришел и Сын, и пришел послужить; то по необходимости присовокупил: настолько лучший быв Ангелов, желая показать, что сколько Сын отличен от раба, столько-же и служение Сына стало лучше служения рабов. Посему Апостол, различая ветхозаветное и новозаветное служение, с дерзновением пишет иудеям и говорит: настолько лучший быв Ангелое. Почему, не сказал совершенно сравнительно; больше, или честнее быв, чтобы не заключил кто об Ангелах, будто бы одного с Ним рода, но сказал: лучший, чтобы дать выразуметь отличие Сына по естеству от существ сотворенных. И на это имеем доказательство в Божественных Писаниях. Давид псалмопевствует: Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи (Псал. 83:11). И Соломон возглашает: Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею (Притч. 8:10-11). И действительно, не различны ли по сущности и по естеству премудрость и добытые из земли камни? Какое сродство между дворами небесными и жилищами земными? Или, в чем сходство у вечного и духовного с временным и смертным? И в этом-же смысле Исаия говорит: Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, - тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится (Ис. 56:4-5). Итак, нет никакого сродства у Сына с Ангелами. А если нет никакого сродства, то слово „лучший" сказано в означение не сравнения, но различения; потому что Сын по естеству отличен от Ангелов. И сам Апостол, толкуя слово: лучший, поставляет это превосходство не в ином чем, но в различии Сына с существами сотворенными, говоря, что Он — Сын, ,а те — служебные (Евр. 1:14), и что, как Сын седит одесную Отца, так они, будучи служебными, предстоят, посылаются и служат.

    56) Поелику же это написано в таком смысле, то этим, ариане, означается, что Сын не сотворен, но паче, инаков с существами сотворенными, собственно принадлежит Отцу, сущий в лоне Отца (Иоан. 1:18).- И написанное здесь: быв — не означает, что Сын сотворен, как думаете вы. Ибо если бы просто сказал: быв, и умолк; то был бы предлог у ариан. Поелику же предварительно нарек Сыном, во всем отделении речи показав, что инаков Он с существами сотворенными; то и слово быв [был] поставил неотрешенно, но к быв и прибывил: лучший; потому что почитал это речение безразличным, зная, что об исповедуемом преискренним Сыном сказать: был — равнозначительно слову: родился и есть лучший. Для рожденного нет различия, скажет ли кто: стал, или: соделался; того же, что приведено в бытие как создание, невозможно именовать рожденным, разве только после того, как твари соделаются причастными рожденного Сына и сами наименуются рожденными, не по собственному естеству, но потому что стали причастны Сына Духом. Такое словоупотребление известно и в Божественном Писании. Оно говорит о существах сотворенных: Все чрез Него возникло, и без Него ничто не возникло (Иоан. 1:3), и: вся Премудростгю сотворил еси (Псал. 103:24). О сынах же рожденных: родились у него семь сыновей и три дочери (Иов. 1:2); и: Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его (Быт. 21:5). И Моисей сказал: если будут у кого сыновья.

    Посему, если Сын инаков с существами сотворенными и есть единое собственное рождение Отчей сущности, то напрасен предлог ариан, указывающих на слово: был. Ибо, если и этим постыжденные будут еще усиливаться и говорить, что эти изречения употреблены сравнительно, и потому сравниваемые однородны, почему и Сын есть ангельскаго естества; то пусть предварительно посрамлены будут тем, что соревнуют Валентину, Карпократу и другим еретикам, и говорят одно с ними. Ибо Валентин называл Ангелов однородными со Христом, а Карпократ утверждает, что Ангелы — творцы мира. У них научившись, может быть, и ариане Ангелов сравнивают с Божиим Словом.

    57) Но водящихся подобными представлениями да постыдит Псалмопевец, который говорит: кто между сынами Божиими уподобится Господу (Псал. 88:7)? И: Нет между богами, как Ты, Господи (Псал. 85, 8)? Пусть же слышат и хотя из этого научатся, что, по общему всех признанию, сравнение делается обыкновенно между однородными, а не между разнородными. Никто не сравнивает Бога с человеком, и человека опять — с бессловесными, и деревья — с камнями, по несходству естества. Но как Бог несравним, так сравнивается человек с человеком, дерево с деревом, камень с камнем. И об этих никто не скажет: лучше (to creitton), а разве: паче (to mallon и: больше (to pleon). Так, Иосиф был прекрасен паче братьев своих, и Рахиль — паче Лии (Быт. 29:30). И звезда от звезды не лучше, но паче разнствует во славе (1 Кор. 15:41). О вещах же разнородных, когда сличает их кто между собою, в означение их различия сказуется лучше, как сказано о премудрости и о камнях (Притч. 8:11). Если бы Апостол сказал: толико паче Сын предходит Ангелам, или толико их больше; то был бы вам предлог говорить, что Сын сравнивается с Ангелами. Но теперь говоря, что Он — лучший и столько-же их преславнее, сколько Сын отстоит славою от рабов, показывает, что отличен Он от Ангелов по естеству. И опять, говоря, что Он все основал, показывает, что отличен Он от всего сотворенного. Если же по естеству отличен Он от тварей и иносущен с ними, то какое же возможно сравнение или сходство Его сущности с вещами сотворенными? Ибо, если опять выдумают что-либо подобное, то обличит их Павел, говоря сие: Ибо кому когда Бог сказал из ангелов: Ты Сын Мой, Я сегодня родил Тебя?... об ангелах Он говорит: Делающий ангелов Своих ветрами и служителей Своих пламенем огня (Евр. 1:5-7).

    58) Вот о вещах созданных говорит, что они сотворены "и суть произведения; обращаясь же к Сыну, называет Его не произведением, не созданным, но вечным, Царем, Создателем, говоря: то о Сыне: Престол Твой, Боже, во век века, и: Ты в начале. Господи, основал землю, и дела рук Твоих - небеса: они погибнут, а Ты пребываешь, и все, как одежда, обветшают (Евр. 1:8.10-11). Из этого и они, если бы захотели, могли бы уразуметь, что иной есть Создатель, иные же — создания, и первый есть Бог, а последние произошли и сотворены из ничего. Сказуемое теперь: те погибнут — не то означает, что тварь блюдется на погибель, но указанием на конец дает разуметь о естестве вещей сотворенных. Что может погибнуть, то, хотя и не погибнет по милости Сотворшего сие, однакоже, произошло из ничего и свидетельствует о себе, что некогда оно не существовало. Поелику же таково естество вещей сотворенных; то по сему самому о Сыне сказуется: Ты же пребываешь, чтобы показать Его вечность. Поелику Он не имеет возможности погибнуть, как имеют ее вещи сотворенные, имеет же вечное пребывание; то такое сказуемое о Нем: „не было Его, пока не рожден", для Него чуждо, свойственно же Ему вечное бытие и сопребывание со Отцом.

    Итак, если бы Апостол не написал этого в Послании к Евреям, то другие его Послания и все Писание поистине воспретили бы представлять себе о Слове что-либо подобное. Поелику же и Апостол написал, и в предыдущем было доказано, что Сын есть рождение Отчей сущности, и что Он — Создатель, прочие же вещи Им созидаются, что Он есть Сияние, Слово, Образ и Отчая Премудрость, а сотворенные вещи состоят ниже Троицы и служебны; то Сын инороден и иносущен с вещами сотворенными, свойствен же паче Отчей сущности и подобоестествен со Отцом. Посему и сам Сын не сказал: Отец Мой лучший Меня есть, чтобы не предположил кто, будто бы Сын чужд Отчего естества, но сказал: более (Иоан. 14:28), не по какой-либо величине, и не по времени, но по причине рождения Его от Отца. Но и этим опять изречением: более есть — показал отличительное свойство сущности.

    59) И сам Апостол, не сущность Слова желая главным образом сравнивать с вещами сотворенными, сказал: настолько лучший был Ангелов (потому что сравнение не имеет здесь места, иное — Слово, иное — Ангелы), но, имея в-виду пришествие Слова во плоти и домостроительство, совершенное Им тогда, хотел показать, что Слово — неподобно бывшим прежде, чтобы, в какой мере Слово по естеству отлично от предпосланных Им, в такой-же и ббльшей еще мере от Него и чрез Него бывшая благодать соделалась лучшею ангельскаго служения. Рабам свойственно было требовать только плодов, а Сыну и Владыке свойственно — простить долги и пересадить виноградник.

    И присовокупленное Апостолом показывает различие Сына с вещами сотворенными; ибо говорит он: Поэтому мы должны быть особенно внимательными к слышанному, чтобы не унесло нас течением. Ибо если сказанное чрез ангелов слово оказалось твердым, и всякое преступление и непослушание получало справедливое воздаяние, как мы избежим, вознерадев о столь великом спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, было в нас утверждено слышавшими от Него (Евр. 2: 1—3)? Если бы Сын был из числа сотворенных, то был бы не лучший (лкушеещт) их, и ради Него не полагалось бы большего наказания за ослушание. Ибо при служении Ангелов, относительно к каждому из них, в преступающих Закон большая или меньшая могла быть виновность; однакоже, Закон был один и одно было наказание преступающим его. Поелику же Слово — не из числа сотворенных, но Отчий есть Сын; то, в какой мере и Сам есть лучший, и совершенное им — и лучше и выше, в такой-же и наказание будет тяжелее. Да рассмотрят же благодать, дарованную Сыном, и да познают, как и дела свидетельствуют о Нем, что отличен Он от вещей сотворенных, что Он единый истинный Сын во Отце, и Отец в Нем (Иоан. 17:21). Закон изглаголан Ангелами и никого не возвел к совершенству, имея нужду в пришествии Слова, как сказал Павел. Пришествие же Слова довершило дело Отца. И как тогда от Адама до Моисея царствовала смерть; так явление Слова привело смерть в бездействие. Не умираем уже все во Адаме, ио все оживотворяемся во Христе. Тогда от Дана до Вирсавии возвещался Закон, и в одной иудеи ведом был Бог (Псал. 75:1); По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их (Псал. 18:5), и вся земля полна ведения о Боге, ученики Христовы научили все народы; и ныне исполнилось написанное: и будут все научены Богом (Иоан. 6:45. Ис. 54:13). И показанное тогда служило образом, а теперь явилась истина.

    И это опять сам Апостол впоследствии яснее толкует, говоря: постольку и лучшего завета поручителем стал Иисус (Евр. 7:22), и еще: Теперь же Он получил тем отличнейшее служение, чем лучшего Он посредник завета, который узаконен на лучших обещаниях (Евр. 8:6), и: ибо Закон ничего не довёл до совершенства (Евр. 7:19), а потом говорит: Потому необходимо, чтобы отображения того, что в небесах, очищались этими средствами, а само небесное - жертвами лучшими (Евр. 9:23). Слово „лучший" и теперь, и во всех местах, Апостол прилагает ко Господу, как лучшему и отличному от вещей сотворенных. Ибо Им совершается лучшая жертва, о Нем — лучшее упование, чрез Него — лучшие обетования, лучшие не потому только, что сравниваются как великия с чем-то малым, но потому, что по самому свойству инаковы с прежними. Ибо Домостроительствовавший все сие есть лучший вещей сотворенных.

    60) И опять это изречение: поручителем стал - означает данное Им за нас поручительство. И, как будучи Словом, плоть бысть, и речение бысть относим мы к плоти, потому что она получила бытие и есть тварь: так и здесь сказано бысть, чтобы это изречение принимали мы в последнем значении, поколику соделался Он человеком. Да знают же упорствующие и да откажутся от такого своего злоумия. Пусть слышат, что Павел означает этим не приведение в бытие Его сущности; ибо знает, что Слово есть Сын и Премудрость, и Сияние, и Образ Отца; но и теперь речение бысть относится к служениио завета, которым приведена в бездействие смерть, некогда царствовавшая. И совершенное Им служение стало лучшим; потому что немощное закона, по невозможности Закона, бессильного по вине плоти. Бог, послав Сына Своего в подобии плоти греха и по причине греха, осудил грех во плоти для того (Рим. 8:3), то-есть, удалил от нее грехопадение, пленницею которого была всегда плоть, почему и не принимала в себя Божественной мысли, и самую плоть доведя до удобоприемлемости слова, соделал, что мы не по плоти уже ходим, но по духу, и нередко говорим о себе: мы не во плоти, но в духе (Рим. 8:9). И Сын Божий пришел в мир, не чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него (Иоан. 3:17). Ибо тогда мир, как повинный, судим был Законом; а теперь суд приняло на Себя Слово, и, за всех пострадав плотию, всем даровало спасение. И это имея в-виду, Иоанн воззвал: Закон дан был чрез Моисея, благодать и истина явились чрез Иисуса Христа (Иоан. 1:17). Но благодать — лучше, нежели Закон; действительность — лучше, нежели тень.

    61) Лучшее же, как было сказано, не могло соделаться чрез кого-либо другого, а не чрез Сына, седящего одесную Отца. Что же означает это, как не преискренность Сына, и то, что Божество Отца есть вместе и Божество Сына? Ибо в царстве Отца царствующий Сын на одном престоле возседает со Отцом, и созерцаемое в Божестве Отца Слово есть Бог, и кто видит Сына, тот видит Отца (Иоан. 14:9); а таким образом, един есть Бог. Седя одесную, не делает Отца седящим ошуюю, но что во Отце есть десное и досточестное, то имеет и Сын, и говорит: Всё, что имеет Отец, Мое (Иоан. 16:15). Посему, Сын, седя одесную, и Сам видит Отца одесную, хотя, как соделавшийся человеком, говорит: Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь (Псал. 15:8). И этим опять показывается, что Сын — во Отце, и Отец—в Сыне. Поелику Отец — в десных, то и Сын — одесную. И поскольку Сын седит одесную, то Отец — в Сыне.

    И как Ангелы служат, восходя и нисходя (Иоан. 1:51); так о Сыне сказано: да поклонятся Ему все ангелы Божии (Евр. 1:6). Когда Ангелы служат, тогда говорят: „послан я к тебе", и: „Господь повелел". А Сын, хотя по человечеству и говорит о Себе, что Он послан, и приходит совершить дело и послужить, однакоже, как Слово и Образ, говорит: Я в Отце, и Отец во Мне; и: Кто Меня увидел, увидел Отца; и: Отец, во Мне пребывающий, творит дела Свои (Иоан. 14:9—11). Ибо все то, что созерцается в сем Образе, суть дела Отца.

    Этого достаточно, чтобы посрамить восстающих против самой истины. Если же — поскольку написано: лучший был — речение быв, как сказуемое о Сыне, не хотят принимать за равнозначительное речениям: соделался и есть, или, по причине совершения лучшего служения, не хотят сего речения был принимать и разуметь в том значении, какое нами сказано, думают же из сего речения заключать, что Слово названо получившим бытие; то пусть снова выслушают это в кратких словах, когда забыто ими сказанное.

    62) Если Сын есть один из Ангелов, то речение „был" относиться будет к Нему так-же, как и к ним, и ничем не будет отличаться Он от них по естеству, напротив же того, или Ангелы будут сынами, или и Он — Ангелом, и вместе совокупно возсядут одесную Отца, или со всеми Ангелами и Сын будет предстоять, как служебный дух, подобно им посылаемый в служение. Если же Павел отличает Сына от существ сотворенных, говоря: Ибо кому когда Бог сказал из ангелов: Ты Сын Мой (Евр. 1:5)? — и Сын создает небо и землю, Ангелы же Им приводятся в бытие, Сын восседает со Отцом, а Ангелы предстоят в служении; то для кого не ясно видно, что не о сущности Слова употребил Апостол речение: быв, но о служении, какое совершено Словом? Ибо как, будучи Словом, плоть бысть, так, соделавшись человеком, стал в служении настолько лучший служения бывшего чрез Ангелов, сколько Сын отличен от рабов и Создатель от созданных. Посему, да перестанут речение „был" принимать относящимся к сущности Сына, потому что Сын не из числа сотворенных, и пусть знают, что речением был означается служение и бывшее домостроительство. А как соделался Он лучшим в служении, будучи лучшим сотвореннйх существ по естеству, — это показывается тем, что сказано нами прежде.

    И думаю, что это пристыдит их. Если же будут упорствовать, то сообразно с делом будет, по безумной их дерзости, такой-же дать им и ответ и противоположить им подобныя-же речения, употребляемыя о самом Отце, чтобы пристыженные тем удержали язык свой от зла, и познали, в каком глубоком находятся они неразумии. Итак, написано: Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня (Псал. 30:3); и еще: будет Господь прибежищем угнетенному (Псал. 9:10). И много подобных этим мест находится в Божественных Писаниях. Поэтому, если говорят, что сказано это о Сыне (что, может быть, всего более верно); то пусть сознаются, что Святые желают иметь Его защитителем и домом прибежища, не как тварь; и потому речения: быв, сотвори, создал — пусть принимают в-отношении к человеческому Его при-шествию. Ибо тогда соделался Он защитителем и до-мом прибежища, когда Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо (1 Петр. 2:24), и сказал: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас (Матф. 11:28).

    63) А если скажут, что эти речения употреблены об Отце, то — поскольку и здесь написано: буди и бысть — ужели решатся утверждать, что и Бог сотворен? Конечно, на это осмелятся они, когда таким образом умствуют о Слове Его. Последовательность мыслей требует от них тоже предположить и об Отце, что представляют себе о Слове Его. Но да не будет того, чтобы и на мысль кому-либо из верующих пришло когда что-либо подобное! Ибо Сын — не из числа сотворенных, а также написанное и сказанное здесь: буди и бысть означает не начало бытия, но помощь оказанную нуждающимся. Бог всегда есть и всегда тот-же, но люди сотворены Словом впоследствии, когда восхотел сам Отец. Бог невидим и неприступен существам сотворенным, наипаче же людям сущим на земле. Посему, когда люди, изнемогая, призывают, когда гонимые имеют нужду в помощи, когда притесняемые молятся, тогда Невидимый, как человеколюбивый, являет Себя в Своем благодеянии, какое оказывает собственным Своим Словом и в сем самом Слове. И следствия сего богоявления удовлетворяют уже потребности каждого: для немощных бывает оно силою, для гонимых — прибежищем и домом спасения, притесняемым говорит: Он скажет: `вот Я (Ис. 58:9): А что совершается Сыном в помощь каждому, о том говорит каждый: „Бог стал для меня сим"; потому что помощь от самого Бога подается Словом. Это известно и в общеупотребительной речи человеческой, и этот образ выражения всякий, кто бы ни был, признает превосходным. Нередко и от людей бывает помощь людям. Иной помог притесняемому, как Авраам — Лоту; иной отверз дом свой гонимому, как Авдий — сынам Пророческим; иной упокоил странника, как Лот—Ангелов; иной снабдил нуждающихся, как Иов — просящих у него. И как облагодетельствованные, — если один скажет: „такой-то стал моим помощником", и если другой скажет: „стал моим прибежищем, а его снабдителем", — говоря это, означают не начало бытия и не сущность облагодетельствовавших, но самое благодеяние, оказанное ими нуждающимся: так, когда Святые говорят о Боге: бысть и буди, означают не какое-либо начало бытия (потому что Бог безначален и несотворен), но соделанное Им спасение человекам.

    64) Поскольку же так понимаем это, то следует удерживать"тот-же смысл, как-скоро и о Сыне сказуется: бысть и буди. Посему, слыща и сказанное: был лучший Ангелов и бысть, не должны мы предполагать какое-либо начало, бытию Слова, и вовсе не представлять Слова единым из сотворенных, разуметь же сказанное Павлом о служении и домостроительстве, когда Слово стало человеком. Ибо когда Слово стало плотью и обитало среди нас (Иоан. 1:14), когда пришло Оно послужить и даровать всем спасение; тогда Оно было нам спасение, было нам жизнь, было нам очищение, тогда домостроительство Его в нас соделалось лучшим ангельского, и Слово стало путем, стало воскресением. И как сказанное: буди ми в Бога защитителя — означает не происхождение сущности самого Бога, но, по объясненному выше, Его человеколюбие; так и теперь изречения: лучший быв Ангелов, и: бысть, и: потолику лучшего завета поручителем стал Иисус означают не сущность Слова сотворенную (да не будет сего!), но оказанное нам вочеловечением Его благодеяние, хотя еретики и пребудут неблагодарными и упорными в нечестии.


Назад
К оглавлению



© 2003, Сайт Апологии Христианства.
URL: http://apologia.hop.ru
E-mail: apologia@hop.ru