Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


Святитель Григорий Богослов.


    «Церковь почтила Св. Григория тем высоким именем, которым она почтила одного высокого между апостолами и евангелистами Иоанна. И это не напрасно. После первого Богослова Св. Григорий первый постигал столько высокими и вместе точными помыслами глубины Божества, сколько постигать их можно человеку при свете откровения; особенно же вся мысль его, как и мысль первого Богослова, обращена была к предвечному Слову», — пишет известный русский патролог архиепископ Филарет (Гумилевский).

    Родился Святитель Григорий (ок. 330–ок. 390) в имении Арианз близ каппадокийского города Назианза в христианской семье. Отец его в 329 г. был посвящен в сан епископа. Св. Григорий получил прекрасное христианское воспитание. Свое образование он окончил в Афинах, где сблизился с Василием Великим. Подвижник и поэт в душе, Св. Григорий жаждал уединения и молитвенной жизни. Но этим мечтам не суждено было сбыться. По возвращении в Назианз он против воли был посвящен отцом в сан пресвитера, а в 372 г. Св. Василий Великий посвятил его во епископа г. Сасимы. Собор антиохийских епископов по смерти императора Валента послал его в Константинополь, чтобы Св. Григорий возглавил в столице малую горстку православных христиан в арианском окружении. Здесь в небольшом домовой церкви Воскресения он прочитал пять Слов о Богословии, в которых изложил церковное учение о Пресвятой Троице. Его проповедь, начавшаяся в 379 г. была столь успешной, что к моменту II Вселенского Собора (381) ариане были в меньшинстве. Св. Григорий, признанный императором Феодосием архиепископом Константинопольским, стал одним из организаторов Второго Вселенского Собор 381 г., который явился торжеством Никейской Веры.

    Святителю Григорию Богослову принадлежат 45 слов, 243 письма, а также поэтические произведения. Впервые полный перевод этих творений на русский язык был издан Московской Духовной академией в 1843–48 гг. (в 6 тт.). Творения Святителя Григория замечательны по Богословской глубине и художественной красоте языка. Поэтому некоторые из них стали частью церковного Богослужения. Так, например, первая стихира на Господи воззвах в Неделю Пятидесятницы заимствована из 41 Слова Св. Григория Богослова, в пасхальных стихирах используются выражения из его 1 Слова на Пасху, а 45 Слово (второе на Пасху) легло в основу Канона Пасхи Преподобного Иоанна Дамаскина. По Уставу это Слово должно читаться на ночной пасхальной службе перед четвертой песнью канона, как Огласительное слово Святителя Иоанна Златоуста читается после канона.

    Более подробно о жизни и трудах св. Григория читайте в статье священника Георгия Флоровского "Святой Григорий Богослов"
    А также в статье священника Иоанна Мейендорфа "Святой Григорий Богослов"

  • Слово 27, против евномиан. О богословии первое[1]


  • Слово 28. О богословии второе


  • Слово 29. О богословии третье. О Боге Сыне первое


  • Слово 30. О богословии четвертое. О Боге Сыне второе


  • Слово 31. О богословии пятое. О Святом Духе


  • Слово 45. На Святую Пасху. О страданиях, смерти и Воскресении Христовом



  • Назад
    К оглавлению



    © 2002-2008, Сайт Апологии Христианства.
    URL: http://apologia.hop.ru
    E-mail: apologia@hop.ru



    [1]Все сочинения святителя Григория приводятся по изданию Святитель Григорий Богослов. Собрание сочинений. В 2-х томах. Репринт. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.