Лютеране о таинстве крещения[34].
Мартин Лютер
Три предыдущие главы уже содержат все основные положения христианского учения. Три последующие служат подробным объяснением третьего догмата веры. В них говорится о таинствах и об исповеди.
Таинство есть установленное Христом священнодействие, в котором Бог Своим словом и соединяемыми с этим словом внешними атрибутами дарует и гарантирует нам, что верою мы обретем благодать, заслуженную Христом.
Исх. 20,24: На всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я прийду к тебе и благословлю тебя.
Отец западной церкви Августин (354-430 гг.) сказал: Когда слово соединяется с материей, рождается таинство.
Христос установил таинства святого крещения и святого причастия. Исповедь мы обычно не называем таинством, - хотя Бог и в ней дарует Свою благодать, - потому что с нею не связаны внешние атрибуты. Слово Евангелия и таинства мы называем орудиями благодати.
Также во времена Ветхого Завета были свои таинства: обрезание и пасхальный агнец.
Задание: Прочесть в книгах Лютеранского исповедания, как они определяют таинство: Большой Катехизис (Крещение 1) и Аугсбургское исповедание (Артикул 13-й).
Что такое крещение? Крещение не просто вода, но вода, соединенная с заповедью Божьей и словом Божьим. Что это за слово Божье? То, которое Господь наш Иисус Христос говорит в последней главе Евангелия от Матфея: Идите по всему миру и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В крещении вода не употребляется обычным образом, так как с ней соединяется слово Божье. Лютер: "Крещение есть совершенно божественная вода, но не оттого, что вода для крещения сама по себе благороднее какой-либо иной воды, а потому, что с ней соединяются Божьи слово и заповедь."
Святое крещение установил сам Спаситель наш Господь Иисус Христос, дав своим ученикам миссионерскую заповедь.
Мат. 28,18-20: Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века.
По правилам, крещение совершает пастор, однако в случае крайней необходимости долг и право всякого христианина совершить его (см. приложение 4, - Указания по проведению крещения в случае крайней необходимости).
1 Кор 4,1: Итак каждый должен разуметь нас (проповедников слова Божьего), как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих.
Господь наш Иисус Христос не давал заповеди о том, в каком виде надлежит совершать крещение. Отдается на свободное усмотрение христиан, крестить ли обливанием, погружением или окроплением, лишь бы только употреблялась вода и крещение совершалось во имя триединого Бога. Слово "крестить" (по-гречески baptixein, "баптизейн") употребляется в святой Библии по отношению к омовению, обливанию, окроплению и погружению, то есть ко всякому с водой соприкосновению.
Задание: Прочесть Марк. 7,4, Деян. 22,16, Мат. 3,11, Еф. 5,26 и Евр. 9,10.
Когда, согласно заповеди Спасителя, совершается крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа, это значит, что сам триединый Бог крестит и тем самым принимает крещаемого в союз с Ним, и допускает его ко всякой благодати Своей.
Исх. 20,24: На всяком месте, где Я положу память имени Моего, я прийду к тебе, и благословлю тебя.
Лютер: "Ибо принять крещение во имя Божие, - значит не от человека, а от самого Бога крещение принять; поэтому оно, хотя послано через руки человеческие, все же в действительности является деянием самого Бога."
Согласно заповеди Господа нашего Христа, надлежит крестить все народы, то есть всех живущих людей, как детей, так и взрослых, соблюдая следующий порядок:
1. Если предстоит крестить тех, кого уже можно учить, то сперва им следует преподать основы христианского учения. Потом их крестят, когда они засвидетельствуют свою веру во Христа.
Задание: Прочесть Деян. 8,26-39: Филипп крестил эфиопского евнуха.
2. Тех малых детей, что рождены в христианском приходе, надлежит сначала крестить, а потом обучать. Так же следует поступать с теми детьми, которых община принимает, с разрешения их попечителей, для воспитания и обучения в христианской вере.
Малых детей нужно крестить, потому что:
1. Они также входят в понятие "все народы".
Мат. 28,19: Научите все народы, крестя их ...
2. Они также духовно мертвы и им должно возродиться через веру во Христа, чтобы они могли спастись.
Иоан. 3,3.5: Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия ... Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
3. Благодатный союз и обетования Царства небесного принадлежит детям. Тогда им принадлежит также и печать союза и обетования, то есть крещение.
Быт. 17,7: И поставлю ... завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя.
Деян. 2,38-39: Да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим ...
Марк. 10,14: Пустите детей приходить ко Мне ... ибо таковых есть Царствие Божие.
4. Святой Дух пробуждает веру и в малых детях.
Марк. 10,13-16: Пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
Мат. 18,6: А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня ...
Мат. 21,16: "Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил Себе хвалу."
5. Крещение пришло вместо обрезания.
Кол. 2,11-12: Во Христе вы и обрезаны ... обрезанием Христовым: бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совос-кресли верою в силу Бога.
6. Святой Дух творит при крещении веру и возрождение.
Кол. 2,12: В крещении вы совоскресли верою в силу Бога.
7. Крещение принадлежит всей Церкви Христовой, членами которой являются и верующие дети.
Еф. 5,25-26: И Христос возлюбил церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова.
8. Бог не дал нам никакого иного средства, кроме крещения, которым мы можем привести маленьких детей к вере и тем самым сделать их причастными к искуплению.
Мат. 18,10-11: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих. Ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
9. Апостолы крестили целые семейства.
Задание: Прочесть Деян. 10 и 11: о Корнилии, Деян. 16,13-15: о Лидии, Деян. 16,25-34: о Филиппе тюремном страже, Деян. 18,8: о Криспе и 1 Кор. 1,16: о крещении семейства Стефанова.
Отец церкви Оригенес (182-254 гг.): "Церковь приняла от апостолов обычай крестить также и маленьких детей."
Лютер: "При крещении Христос благословляет детей, даруя им веру и Царство на небесах (Сборник церковных проповедей)."
Крестные свидетельствуют, что дитя крещено правильно. Они молятся за него и способствуют христианскому его воспитанию, а при необходимости и отвечают за это.
Что дает или какую пользу приносит крещение? Крещение дает отпущение грехов, освобождает от смерти и дьявола, а также дарует вечное блаженство всем верующим в Слово и обетование Божье. Что такое Слово и обетование Божье? Это то, что Господь наш Иисус Христос говорит в последней главе Евангелия от Марка: Уверовавший и крещенный спасен будет, а кто не уверует, осужден будет.
Так как мы в святом крещении через веру облекаемся в Господа Иисуса Христа, то Его праведность покрывает все наши грехи, как грех первородный, так и греховные дела, и нас отмывают Его кровью дочиста.
Гал. 3,27: Ибо все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
Деян. 2,38: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов.
Деян. 22,16: Крестись и смой грехи свои.
Евр. 10,22: Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистою.
Святое крещение спасает нас от смерти, потому что оно отводит жало смерти, которым является грех, и соединяет с Иисусом Христом. Таким образом, временная смерть не может повредить крещенному, верующему христианину; нет над ним власти и у вечной смерти, или ада (вечных мук), но он во Христе, и Христос в нем. Временная смерть для христианина есть врата в жизнь вечную.
1 Кор. 15,55-57: "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?" Жало же смерти - грех; а сила греха - закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом.
Рим. 8,1: Итак, нет теперь никакого осуждения тем, кто во Христе Иисусе.
Святое крещение избавляет от дьявола, потому что в крещении мы освобождаемся от царства дьявола и переносимся в Царство Божие. В крещении мы облекаемся во Христа и получаем отпущение грехов, так что дьявол уже не может предъявлять к нам никаких требований. Напротив, мы теперь можем под защитой союза, заключенного Богом с нами в крещении, обороняться от искусителя и действенно противостоять ему.
Кол. 1,12-13: Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего.
Кол. 2,12: Бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых.
Гал. 3,27: Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
Рим. 8,34: Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес.
1 Иоан. 4,4: Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, кто в вас, больше того, кто в мире.
1 Иоан. 5,4: Сия есть победа, победившая мир, вера наша.
Так же, как святое крещение делает нас детьми Божьими, оно делает нас и наследниками вечного блаженства. Поэтому мы можем, опираясь на союз нашего крещения, быть совершенно неколебимыми в вере.
1 Пет. 3,21: Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа.
Рим. 8,17: А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу, если только с ним страдаем, чтобы с Ним! и прославиться.
Тит. 3,5-7: Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а ло Своей милости, банею возрождения и обновления Святым; Духом, которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы оправдавшись Его благодатию, мы ло упованию соделались наследниками вечной жизни.
1 Пет. 1,21: Уверовавших чрез него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога.
Рим. 5,5: А надежда не постыжает.
Дарами крещения надлежит владеть и пользоваться через веру. Неверие же вновь отвергает их и делает неприменимыми.
Марк. 16,16: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
Евр. 11,6: А без веры угодить Богу невозможно.
Господь наш Иисус Христос не говорит: Кто не верует и не крещен, но говорит только: "Кто не верует." Этим Он показывает, что единственно неверие ведет к погибели и что вера как источник блаженства, может существовать и тогда, когда крещения еще не было, лишь бы оно не презиралось и не отвергалось. Такие случаи могут происходить, например, в условиях миссионерской деятельности. На том же основании, согласно разъяснению, данному Лютером, могут утешаться те христиане, чей ребенок умер прежде, чем его успели окрестить (Быт. 17,7). В ад ведет не отсутствие крещения, а пренебрежение им.