Ранне христианские апологеты.
После Мужей Апостольских непосредственных преемников св. Апостолов, идет период деятельности апологетов. Апологеты (от греч. apologia - защита) - это целый ряд людей, защищавших Церковь от нападок язычников, которые в христианах видели опасность. По сравнению со многими языческими культами жизнь христиан была настолько странной и таинственной, что язычники в чем только не подозревали их. Так как в первые века на таинство Евхаристии допускались лишь те, кто был крещен с одной стороны, а с другой Христианство было объявлено религией недозволенной, то христиане собирались тайно по ночам для совершения Евхаристии. Это вызывало подозрение у людей, непринадлежащих к Церкви. Из -за того, что христиане отказывались приносить жертвы богам империи и гению императора, их к тому же считали и безбожниками, атеистами. Отказ от поклонения императору и богам приравнивался в Римской империи к измене государству, бунту против имератора, понятно что могло ждать христиан в этих условиях. Наименование братья и сестры, молва о том, что христиане пьют кровь и собрания по ночам в потаенных местах, наводило на следующие мысли: "они занимаются оргиями, а незаконорожденных детей от этих оргий убивают и едят их плоть и кровь".
В предыдущем периоде, когда Церковь только появилась и начала разрастаться в нее, по преимуществу входили простые, необразованные люди. Наиболее образованным из деятелей Церкви 1-го столетия, был апостол Павел. Но со временем ситуация стала меняться, в Церковь стали приходить образованные и высокопоставленные в Римской империи лица. Видя нападки язычников на Церковь, они стали писать сочинения (апологии) с целью показать необоснованность нападок язычников.
Наиболее ярким из апологетов можно назвать Иустина мученика, его ученика Татиана из Ассирии, Мелитона Сардийского, Афинагора Афинянина, Феофила Антиохийского, Минуция Феликса, а также Иринея Лионского.