Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


2-ая книга к Автолику.


Феофил Антиохийский


    18. Что касается сотворения человека, то изобразить его - выше способности человека, хотя и кратко сказание о нем Священного Писания. Словами: "сотворим человека по образу и подобно Нашему" Бог во-первых, показывает достоинство человека. Сотворив все словом. Он как бы почитал это маловажным, и только создание человека бессмертного почитает делом достойным Своих рук. Далее как бы нуждаясь в помощи. Бог говорит: "сотворим человека по образу и подобию". Ни кому другому сказал Он: "сотворим", как Своему Слову и Своей Премудрости. Сотворив человека и дав благословение на то, чтобы он размножался и наполнял землю, Бог все покорил его власти и господству и определил ему первоначально иметь пищу отплодов земных, семян, трав и овощей, предписывая в то же время и животным иметь одну пищу с человеком, и питаться им от всех произрастений земных.

    19. Совершив таким образом небо и землю, и море и все, что в них, в шестой день, Бог "почил в седьмой день от всех дел, которые сотворил". Затем Священное Писание все прежде сказанное заключает так: "Это - книга превосхождения неба и земли, когда они произошли в день, в который Бог сотворил небо и землю и всякий злак полевой, прежде нежели он вырос, и всякую траву полевую, прежде нежели она прозябла, ибо Бог не посылал еще дождя на землю и человека еще не было чтобы возделывать землю" (Быт. 2:4-5). Этими словами оно показывает нам, что вся земля в то время была орошаема от божественного источника и не было нужды, чтобы возделывалась человеком, но земля все производила сама собою по повелению Божию, чтобы человек не был обременен тяжелым трудом. Но дабы видно было сотворение человека, в предупреждение возможных между людьми нескончаемых споров на том основании, что было сказано Богом: "сотворим человека", а не показано Его сотворение, - Писание научает нас в следующих словах: "источник же исходит из земли и напоял все лицо земли, и создал Бог человека из персти от земли и вдунул в лицо его дыхание жизни и человек стал живою душой" (Быт. 2:6-7). Поэтому весьма многими душа названа бессмертной. По создании человека, Бог избрал ему в восточных странах местопребывание, прекрасно светом, сияющее чистейшим воздухом, богатое разнообразными растениями, и в нем поставил человека.

    20. Эту священную историю Писание передает в следующих словах: "И насадил Бог сад в Эдеме на востоке и там поставил человека, которого создал. И произвел Бог из земли всякое дерево, красивое видом и хорошее для пищи, а также дерево жизни посреди сада и дерево познания добра и зла. И река выходила из Эдема для орошения сада, оттуда она разделяется на четыре источника. Имя одному Фисон: он обтекает всю землю Евилатскую; там есть золото, и золото этой земли прекрасно; там же есть анфракс и камень зеленый. Имя другой реке Геон: она обтекает всю землю Эфиопскую. Третья река Тигр; она идет с восточной стороны Ассирии. Четвертая река Евфрат. И взял Господь Бог человека, которого создал и поставил его в том саду возделывать его и соблюдать. И дал Бог Адаму такую заповедь: от всякого дерева в саду будешь есть, от дерева же познания добра и зла не вкушайте, и в который день вкусите от него, - умрете. И сказал Господь Бог: не добро быть человеку одному; сотворим ему помощника, подобного ему. И создал Бог также из земли всех зверей полевых и всех птиц небесных и привел их к Адаму. И как назвал Адам (всякую) живую тварь, так и было имя их. И дал Адам имена всем скотам и всем птицам небесным и всем зверям полевым; Адаму же не находилось помощника подобного ему. И навел Бог сон на Адама, и он уснул; и взял одно из ребер его и наполнил плотью вместо его. И устроил Господь Бог ребро, которое взял от Адама, в жену, и привел ее к Адаму. И Адам сказал: это ныне кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, потому что взята от мужа своего. Посему человек оставит отца и мать свою и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. И они оба были наги, и им не было стыдно".

    21. "Был же змей хитрейший из всех зверей на земле, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: почему это Бог сказал: не вкушайте ни от какого дерева райского? И сказала жена змею: от всякого дерева райского мы едим, от плода же дерева, которое посреди рая, сказал Бог - не вкушайте от него и не касайтесь его, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: не умрете вы; ибо Бог знал, что в который день вкусите от него, очи ваши откроются и будете как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и глазам приятно видеть его и оно вожделенно ради разумения; и взявши плод его ела и дала также мужу своему с собою, и они ели. И открылись очи у них обоих и узнали, что они наги, и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в саду по полудни, и скрылся Адам и жена его от лица Божия между деревьями сада. И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты? И (Адам) сказал Ему: голос Твой я услышал в саду, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал ему (Бог): кто возвестил тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого одного я заповедал тебе не есть? И сказал Адам: жена, которую Ты дал мне, она мне дала от дерева, и я ел. И сказал Бог жене, что это сделала ты? И сказала жена: змей обольстил меня, и я ела. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты из всех зверей земных, ты будешь ходить на персях и чреве твоем и будешь есть прах во все дни жизни твоей. И вражду положу, между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; он будет блюсти твою голову, а ты будешь блюсти его пяту. И жене сказал: много умножу скорби твои и стенание твое; в болезни будешь рождать детей, и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, с которого одного я заповедал тебе не есть, проклята земля в делах твоих; в скорби будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе, и будешь питаться травою поля твоего. В поте лица твоего будешь есть хлеб твой, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо земля ты и в землю отойдешь" (Быт. 2:8-25; 3:1-10). Таковы слова Священного Писания, относящиеся к истории человека и рая.

    22. Ты скажешь мне: Бог, по твоим словам, не должен ограничиваться местом, как же ты теперь говоришь, что Он ходил в раю? - Послушай, что скажу тебе. Бог и Отец всего необъятен и не находится в каком-либо месте, ибо нет места успокоения Его. Слово же Его, чрез которое Он все сотворил, будучи Его силою и премудростью, приняв вид Отца и Господа всего, - Оно ходило в раю под видом Бога и беседовало с Адамом. И само Священное Писание научает нас, что Адам говорил, что "он услышал голос". Что же такое голос, как не Слово Бог, которое есть и Его Сын? Не так, как ваши поэты и мифологи говорят о сынах богов, рожденных от совокупления, но как истина сказывает - Сын есть Слово всегда сущее в недре Бога. Но прежде нежели что-либо произошло. Бог имел Его советником, так как Он есть Его ум и мысль. Когда же Бог восхотел сотворить то, что Он определил, Он родил сие Слово вне проявленное, перворожденное всей твари (Кол. 1:15), не так, однако, чтобы Сам лишился Слова, но Он родил Слово и вместе со Словом всегда пребывал
[24]. Посему нас учат священные писания и все духоносцы, из коих Иоанн говорит: "в начале было Слово, и Слово было у Бога", показывая этими словами, что исперва был один только Бог и в Нем Слово. Потом он говорит: "и Бог было Слово; все чрез Него сотворено и без Него ничто не сотворено" (Ин. 1:1-3). Итак, сие Слово, которое есть Бог и от Бога рождено. Отец вселенной, когда хочет, посылает в какое-либо место, и Оно, посланное Богом, когда является, бывает слышимо и видимо и находится в известном месте.

    23. Бог сотворил человека в шестой день, создание же его открыл после седьмого дня, когда сделал и рай, чтобы поселить его в лучшем и превосходнейшем местопребывании. Что это истинно, показывает самое дело. Не видим ли болезней, которые терпят женщины при рождении детей, и как после того они забывают свою скорбь, чтобы исполнялось повеление Божие и род человеческий плодился и размножался? Не видим ли также осуждение змея, как он проклятый ползает на чреве и ест землю, чтоб и это служило доказательством того, что я сказал выше.

    24. Далее Бог произвел из земли всякое дерево, прекрасное видом и хорошее для пищи. Ибо в начале были только сотворенные в третий день растения, семена и травы; в раю же были созданы деревья превосходной красоты и приятности, так как он назван садом, насажденным Самим Богом. Все прочие растения в мире были одинакового рода; но двух дерев, дерева жизни и дерева познания не было нигде, кроме одного рая. Что рай был земля и на земле насажден, об этом говорит Писание: "и насадил Бог рай в Эдеме на востоке и поставил там человека, и произвел еще Бог из земли всякое дерево, прекрасное видом и хорошее для пищи" (Быт. 1:8). Выражениями "еще из земли" и "на востоке" Священное Писание ясно научает нас, что рай находился под сим небом, под которым находятся восток и земля. Эдем же в переводе с еврейского значит приятность. Далее указывается, что из Эдема выходит река для орошения рая, и потом разделяется на четыре главные части: из них две, названные Фисон и Геон, орошают восточные страны, в особенности Геон, который окружает всю эфиопскую землю, и в Египте, как говорят, является под именем Нила. Остальные две реки, которые называются Тигром и Евфратом, нам очень известны; ибо они близки к нашим странам. Поставив человека, как мы выше сказали, в раю, чтоб он возделывал и хранил его, Бог заповедал ему вкушать от всех плодов, не исключая и дерева жизни; только от дерева познания запретил ему вкушать. Бог перенес его из земли, из которой сотворил, в рай, дав ему побуждение к преуспеянию, чтобы возрастая и совершенствуясь, даже явленный как Бог, восходил на небо бессмертным (ибо Бог сотворил человека средним, ни совершенно смертным, ни бессмертным, но способным к тому и другому; подобно и рай, относительно красоты, создан средним между землею и небом). Выражение "чтобы возделывал" означает не другое какое-либо дело, а соблюдение заповеди Божией, чтобы преступлением не погубил самого себя, чему и подвергся он чрез грех.

    25. Прекрасно было само по себе дерево познания, прекрасен был и его плод. Ибо не оно, как думают некоторые, было смертоносно, но преслушание заповеди. В плоде его ничего другого не было, кроме только познания. Познание же прекрасно, если кто им хорошо пользуется. По возрасту этот Адам был еще младенцем, почему и мог принять надлежащим образом познания. Ибо и теперь дитя, тотчас по рождении, не может есть хлеб, но прежде питается молоком, потом, с увеличением возраста, переходит к твердой пище. Тоже было с Адамом. Посему Бог, не по зависти, как думают некоторые, запретил ему есть от дерева познания. Кроме того, Он хотел испытать его, будет ли он послушен Его заповеди; и вместе с тем хотел, чтобы младенчествующий человек долее оставался простым и невинным. Ибо свято не только у Бога, но и у людей в простоте и невинности повиноваться родителям. Если же дети должны повиноваться родителям, то сколь же более надлежит повиноваться Богу и Отцу всего? Кроме того, даже и несообразно, чтобы дети мыслили более нежели сколько потребует их возраст. Ибо каждый постепенно возростает как летами, так и мудростью. Наконец, когда закон предписывает воздерживаться от чего-нибудь, и кто не повинуется ему, очевидно, не закон причина наказания, но - непослушание и преступление закона. И отец иногда повелевает своему сыну удаляться от чего-либо, и если сын преслушает отеческое повеление, то подвергается наказанию за непослушание; не самые те вещи наносят ему удары, но непослушание приносит наказание непослушному. Так и первозданного непослушание подвергло изгнанию из рая; не потому, чтобы в дереве познания заключалось что-либо злое, но за непослушание человек претерпел труд, печаль, болезнь и, наконец, смерть.

    26. Бог оказал великое благодеяние человеку, что не оставил его вечно связанным грехом, но, как бы осудив в ссылку, изгнал его из рая, дабы он этим наказанием очистил в продолжение известного времени грех и исправившись потом мог быть возвращен. Посему по создании человека в сем мире, таинственно написано в книге Бытия, что как бы дважды он был поставлен в раю: в первый раз исполнилось это, когда он был там поставлен, другой раз имеет совершиться после воскресения и суда. И как сосуд, когда после сотворения его окажется в нем какой-либо недостаток, переливается или переделывается, чтобы он сделался новым и неповрежденным, так бывает и с человеком чрез смерть: ибо он, некоторым образом, разрушается, чтобы при воскресении явиться здоровым, т.е. чистым, праведным и бессмертным. А что Бог звал и сказал: где Адам? - это сделал Он не потому, что не знал, но как долготерпеливый давал ему случай к раскаянию и исповеданию.

    27. Но кто-нибудь спросит нас: смертным ли по природе сотворен человек? Нет. Значит, - бессмертным? Не скажем и этого. Но скажет кто-нибудь: итак, он сотворен ни тем, ни другим? И этого не скажем. Он сотворен по природе ни смертным и ни бессмертным. Ибо если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы его Богом; если же наоборот, сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти. Итак, Он сотворил его ни смертным и ни бессмертным, но, как сказали выше, способным к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие, и сделался бы Богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти. Ибо Бог создал человека свободным и самовластным. Итак, что человек навлек на себя своим нерадением и непослушанием, то Бог ныне прощает ему по Своему человеколюбию и милосердию, если человек Ему повинуется. Как непослушанием человек навлек на себя смерть, так повиновением воле Божией желающий может доставить себе вечную жизнь. Ибо Бог дал нам закон и святые заповеди, исполняя которые всякий может спастись и достигнув воскресения, наследовать нетление.

    28. Изгнанный из рая Адам познал жену свою Еву, которую Бог сотворил в жену для него из ребра Его. И это не потому, что Он не мог произвести отдельно жену его, но Бог предвидел, что люди введут множество богов. Предвидя и зная, что заблуждение действием змея введет множество богов несуществующих (ибо один есть Бог, но уже с того времени обман тщился посеять множество богов и говорил: вы будете, как боги); итак, чтобы не думали что один Бог сотворил мужа, а другой жену, Он не сотворил обоих отдельно. Но чтобы показать таинство единства Божия, Бог вместе сотворил жену Адама, а также для того, чтобы большая была между ними любовь. И Адам, сказав Еве: "это теперь кость от костей моих и плоть от плоти моей", при этом пророчествовал, говоря: "посему оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей и будут два в едину плоть", - что самое явно исполняется на нас самих. Ибо не всякий ли законно вступивший в брак оставляет мать и отца, всех родственников и ближних своих, прилепляясь и привязываясь к своей жене, питая к ней большее расположение? Посему многие не редко подвергаются даже смерти за своих жен. Так как эта Ева первая была обольщена змием и сделалась зачинщицею греха, - злой демон, называемый также сатаною, некогда говоривший с нею чрез змея, и теперь действующий в увлеченных им людях, назывался Еван. Демон еще называется драконом, потому что убежал от Бога; вначале же он был ангел. Об нем много можно говорить; но теперь я опущу это исследование; ибо в другом сочинении у нас было рассуждение.

    29. Итак, когда Адам познал жену свою Еву, - она заченши родила сына, которому имя Каин и сказала: "приобрела человека чрез Бога" (Быт. 4:1). И заченши опять, родила другого, которому имя Авель. "Он сделался пастырем овец; Каин же занимался земледелием" (Быт.4:2). Но слишком долго было бы рассказывать, а тем более объяснять эту историю; любознательные относительно подробностей этой истории могут научиться из самой книги, которая надписывается: "Бытие мира". Когда же сатана увидел, что Адам и жена его не только живут, но и родили детей, тревожимый завистью, что не имел силы подвергнуть их смерти, и видя, что Авель благоугождает Богу, подействовал на брата его, по имени Каина, и побудил его убить брата своего Авеля. И, таким образом, явилось начало смерти в этом мире и доныне она ходит по всему роду человеческому. Бог же по Своему милосердию, и Каину, также как Адаму, хотел дать случай к раскаянию и исповеданию, говоря: "где Авель брат твой?" Но Каин с грубостью отвечал Богу: "не знаю; разве я сторож брата моего?" Тогда разгневанный Бог сказал: "что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. И теперь проклят ты от земли, которая открыла себя, чтобы принять кровь брата твоего от руки твоей; жалким и трясущимся будешь ты на земле" (Быт. 4:9-12). И с того времени устрашенная земля не принимает крови человека, и даже никакого животного; так что очевидно, не она, а преступивший человек - причина смерти.

    30. Сам Каин также имел сына, которому имя Енох. И построил он город, который назвал именем сына своего Еноха. С того времени начали строить города и это еще прежде потопа а не как ложно говорит Гомер: "нигде не был еще построен город человеческий". "У Еноха родился сын именем Гаидад, который родил Меила, Меил - Мафусаила, а Мафусаил - Ламеха, Ламех же взял себе двух жен, которых имена: Ада и Села". Отсюда получило начало многоженства, также и музыка. Ибо Ламех родил трех сыновей: Овела, Иувала и Фовела. "Овел был муж, кормивший скот в шатрах, Иувал показал псалтирь и гусли, а Фовел был ковач меди и железа" (Быт. 4:17-22). Доселе простирается родословие семени Каина; остальное его потомство осталось в забвении, за то что он убил брата своего. На место Авеля Бог дал Еве зачать и родить сына, которому имя Сиф; от него распространяется остальной род человеческий до сего времени. А тем, которые хотят узнать обо всех родах, - легко можно изложить это при помощи Священного Писания. И это отчасти нами уже сделано, как мы уже упоминали в другой книге, именно - изъяснен порядок родословия первой исторической книги. Этому всему научает нас Святой Дух, говоривший чрез Моисея и прочих пророков, так что мы, чтущие Бога имеем Писания, которые оказываются древнее и даже истиннее всех писаний ваших историков и поэтов. Так некоторые нелепо говорили, что Аполлон был изобретателем музыки, между тем как другие говорят, что музыка была изобретена Орфеем от приятного пения птиц, но их слова оказываются пустыми и ничтожными, ибо эти люди жили много спустя после потопа. Что же происходило с Ноем, который иными называется Девкаленом, изложено нами в вышеупомянутой книге, к которой если хочешь, можешь и ты обратиться.

    31. После потопа опять положено было начало городам и царствам следующим образом. Первый город был Вавилон, затем Орех, Архав и Халани в земле Сеннаар. Царь их был именем Невроф. Из них вышел так называемый Ассур; отсюда произошло название ассириян. Невроф же построил города: Ниневию, Ровоон, Калак и Дасен, находившийся между Ниневиею и Калаком. Ниневия был главный и большой город. Другой сын Сима, сына Ноева, именем Месраин, родил народ Лудуима, Энемигима, Лавиима, Неффалима, Патросониима и Хослониима, от которых же произошел и Филистим. Что касается трех сыновей Ноя, их племени и родословия, то краткий перечень их сделан нами в вышеупомянутой книге. Теперь же упомянем о том, что опущено нами, как относительно городов и царств, так и происшествий того времени, когда была одна речь и один язык. Пред разделением языков города были те же самые, о которых мы писали выше. Когда же наступило время людям разойтись в различные стороны, они составили совет по своей мысли, а не по Божией, построить город и башню, вершина которой достигала бы до неба, чтобы тем сделать славным свое имя. Поелику же они решились вопреки воле Божией совершить такое трудное дело, то Бог, разрушил их город и низвергнул башню. В то же время Он изменил языки людей, дав каждому особое наречие. На это указывала и Сивилла, возвещая гнев, имеющий постигнуть мир. Вот ее слова:

"Когда совершились угрозы великого Бога, которыми Он грозил смертным, строившим башню в стране Ассирийской; тогда все были они одного языка и хотели взойти на звездное небо. Тотчас же бессмертный повелел ветрам, и ветры низринули с высоты великую башню и между смертными сделали раздор. Тогда башня упала, и языки смертных людей разделились на многие наречия"[25].

    И так далее. Это происходило в земле Халдейской, В земле Ханаанской был город, которому имя Харран. В это время первым царем был в Египте Фараон, который у египтян назывался также Нехао, и ему преемствовали последующие цари. В земле же Сеннаар, у так называемых халдеев, первым царем был Ариох; после него Элласар, за сим Ходоллагомор, царь Эламский, после же сего Фаргал, царь народов, называвшихся ассирийцами. Другие пять городов были построены в уделе Хама, сына Ноева: первый Содом, потом Гоморра, Адама, Севоин и Валак, называвшийся также Сигор. Имена царей их следующие: Валлас, царь содомский, Варсас, царь гоморрский, Сеннаар, царь адамский, Имоор, царь севоинский, и Валах, царь Сигора, называемого также Валаком. Они были в подданстве у Ходоллагомора, царя ассирийского двенадцать лет. В тринадцатый же год они отпали от Ходоллагомора; и, таким образом в это время четыре ассирийских царя предприняли войну с сими пятью царями. Отсюда получили начало войны на земле. И они окружили исполинов Каранаин, и с ними сильные народы и оммеев в самом городе их, и хорреев, обитавших в горах, называемых Сеир, до так называемого Теревинта Фарана, который находится в пустыне. В это же время был праведный царь, именем Мелхиседек в городе Салиме, ныне называющемся Иеросолима. Он был первый из всех священников Бога Вышняго. От него вышеназванный город Иеросолима получил название Иерусалима; от него же появились и священники во всей земле. После него царствовал Авимелех в Герарах, за ним другой Авимелех, затем царствовал Ефрон, по прозванию Хеттей. Таковы были имена царей, существовавших в первые времена; имена прочих ассирийских царей, царствовавших в продолжении многих лет, умолчаны; из самых близких к нашим временам упоминаются ассирийские цари: Феглафасар после сего Селаманасар, потом Сеннахарим. После него был Адрамелех Эфиоплянин, который царствовал и над Египтом; впрочем, это все, по нашим писаниям, принадлежит к очень позднейшим временам.

    32. Из этого любители учености и древности могут усмотреть, к позднему ли времени относятся сказания наши, находящиеся у святых пророков. Хотя в первые времена были немногочисленны обитатели аравийской и халдейской земли, но по разделении языков их, они начали мало-помалу распространяться и умножаться по всей земле. Одни уклонились для обитания на восток, другие в страны великого материка и на север, так что проникли в Британию в северной полосе, иные отправились в землю Ханаанскую, которая называется также Иудеей и Финикией, в страны Эфиопии, Египта, Ливии, в так называемый жаркий пояс и в западные края, наконец, остальные пошли в страны приморские, в Памфилию, Азию, Элладу, в Македонию и далее в Италию, Галлию, Испанию и Германию, так что теперь вся вселенная наполнилась обитателями. Таким образом сначала три части земли были населены людьми, восток, юг, запад, потом, с умножением людей, заселились и остальные части земли. Не зная сего ваши писатели говорили, что мир шарообразен, или сравнивали его с кубом. Но как могли они сказать об этом истину, не зная ни творения мира, ни заселения его? Когда люди мало-помалу распространились и умножились на земле, как мы выше сказали, - таким же образом заселили и острова морские и прочие страны.

    33. Кто же из называемых у вас мудрецов, поэтов и историков мог сказать об этом истину, когда они жили много позднее, и ввели множество богов, которые сами родились, спустя много лет по построении городов, - после царей, народов и войн? Они должны были упомянуть и обо всем, что происходило до потопа о сотворении мира и человека; и о последующих происшествиях должны были точно рассказать египетские пророки или халдеи и другие писатели, если они говорили божественным и чистым Духом, и возвещали истину; и не только о прошедшем или настоящем они должны были говорить, но и предвозвещать то, что имеет случиться с миром. Из сего открывается, что все другие ошибаются, а только одни христиане владеют истиною, так как мы научены Святым Духом, Который говорил во святых пророках и все предвозвестил.

    34. Далее, тебе нужно с любовью исследовать божественные дела, т.е. писания пророков, чтобы чрез сравнение того, что говорится нами, с словами других ты мог найти истину. Я уже выше доказал из сочинений ваших историков, что имена так называемых богов суть имена людей. Изображения их, которые ежедневно делаются до сего времени, - "идолы дела рук человеческих" (Пс. 113:4; 134:15). И им то воздает богопочтение множество неразумных людей. Творца же и Создателя вселенной и Питателя всякого дыхания не чествуют, обольщаемые ложными учениями, по преданиям, переходящим от отцов. Но Бог, Отец и Создатель вселенной, не оставил человечества, но дал закон и посылал святых пророков, чтобы возвестить роду человеческому и научить, дабы каждый из нас вразумлялся и познал, что один Бог; они и научили нас воздерживаться от нечестивого идолослужения, прелюбодейства, убийства, блуда, хищения, сребролюбия, клятвопреступления, гнева и всякой скверны и нечистоты, и не делать другому того, чего человек себе самому не желает. Таким образом, делающий правду избежит вечных мучений и наследует жизнь вечную для Бога.

    35. Божественный закон запрещает нам поклоняться не только идолам, но и стихиям: солнцу, луне и прочим звездам. Кроме того, не должны мы служить ни небу, ни земле, ни морю, ни источникам или рекам. Только единому истинному Богу и Творцу вселенной мы должны поклоняться в праведности сердца и с чистым умом. Посему говорит святой закон: "не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай жены ближнего твоего". Подобным образом говорят и пророки. Так Соломон учит нас не грешить глазами, говоря: "глаза твои да видят правое и вежди твои да помавают на праведное" (Притч. 4:25). И сам Моисей, также пророк, говорит о единовластительстве Божием: "это - ваш Бог, Который утвердил небо и создал землю. Которого руки сотворили все воинство небесное, и Он создал не для того, чтобы вы ходили за ними". Также Исаия говорит: "так говорит Господь Бог, утвердивший небо и основавший землю и то, что на ней, и давший дыхание людям, живущим на ней, и дух попирающим ее: Сей Господь Бог ваш" (Ис. 42:5 и дал.). И еще у него же говорит Бог: "Я сотворил землю и человека на ней, Я утвердил небо рукою Моей" (Ис. 44:12). И в другой главе: "Это Бог ваш, устроивший края земли; Он не взалчети не утомится, и неисследима Его мудрость" (Ис. 40:28). Подобным образом Иеремия говорит: "Он сотворил землю силою Своей, устроил вселенную премудростью Своею, и разумом Своим простер небо и множество воды на небе, и извел облака от края земли, сотворил молнии пред дождем и ветры из Сокровищ Своих" (Иер. 10:12). Легко видеть, как все пророки говорили согласно между собою, одним и тем же духом возвещая о единовластительстве Божием, о происхождении мира и сотворении человека. Кроме того, они глубоко скорбели о нечестии рода человеческого и обличали их, которые мнили быть мудрыми, за их заблуждения и грубость сердца. Иеремия говорит: "всякий человек одурачен от ума своего, всякий художник посрамился от изваяний своих, напрасно серебреник трудится над серебром; нет в них духа и в день посещения своего они погибнут" (Иер. 10:14; 51:17). То же самое говорит Давид: "развратились и омерзели в начинаниях своих; нет делающего добро, нет ни единого; все уклонились, все сделались негодны" (Пс. 13:1-3). Подобным образом и Аввакум: "что пользы человеку в изваянии, что изваял он ложный вымысел? Горе тому, кто говорит камню: восстань, и дереву: возвысься" (Авв. 2:18.). Подобным образом говорили и прочие пророки истины. И к чему мне приводить множество пророков, когда они, как ни много их, говорили о столь многих вещах единодушно и согласно между собою? Желающие могут обратиться к их писаниям и обстоятельно узнать истину, не увлекаясь ложными мечтами и помышлениями. Эти люди, о которых я говорил выше, были пророки у евреев, - люди неученые, пастухи, простецы.

    36. И Сивилла, которая была пророчицею у эллинов и прочих народов, упрекает в начале своего пророчества человеческий род, говоря:

"Люди смертные и плотские, ничтожные, зачем вы скоро надмеваетесь, не взирая на конец жизни? Вы не трепещете, не боитесь Бога, блюстителя вашего, всевышнего Ведца, всевидящего свидетеля, всеуправляющего Творца, Который вложил во все Свой добрый дух и сделал его руководителем всех смертных? Един Бог, Который один управляет, величайший, нерожденный, вседержитель, невидимый, Сам один только видящий все, незримый никакой смертной плотью. Ибо какая плоть может видеть глазами небесного, истинного, бессмертного Бога, Который живет на небе? Люди по природе смертные, состоящие из костей, жил и плоти, не могут смотреть прямо даже на лучи солнца. Его одного почитайте, Который управляет миром и один существовал во век и от века, самобытный, безначальный, все содержащий, дающий всем смертным суд в совести. Но вы получите достойное возмездие за свое злое изволение, за то, что вы оставили прославлять истинного и вечного Бога, и приносить Ему священные жертвы, и совершали жертвоприношения демонам, которые во аде. Вы ходите в гордости и безумии, и, оставив прямой и истинный путь, уклонились и блуждаете среди шипов и терновников. Смертные, перестаньте суетно блуждать во мраке и в черной ночи: оставьте мрак ночи и примите свет. Вот Он для всех видный, с Кем не заблудитесь. Идите, не следуйте всегда темноте и мраку: вот радостный свет солнца чудно сияет для всех. Познавайте и положите эту мудрость в сердцах ваших: един есть Бог, посылающий дожди, ветры, землетрясения, молнии и глады, язвы и бедствия, снеги и льды. К чему перечислять все порознь? Он управляет небом, владычествует над землею и самобытно существует".

    И о так называемых рожденных[26] говорила:

"Если рожденное совершенно разрушается, то не может Бог образоваться из чресл мужа и женщины. Но един Бог Всевышний, Который сотворил небо, солнце, звезды и луну, плодоносную землю и воды морские, возвышенные горы и постоянные течения источников; рождает также бесчисленное множество живущих в воде, питает жизнь пресмыкающихся на земле, различных птиц, звонко поющих, и щебечущих, красивых, приятно шумящих и волнующих воздух своими крыльями. Он поместил в ущельях гор диких зверей, и нам, смертным подчинил всех скотов. Он поставил созданного им человека правителем всего и подчинил ему разнообразные и неисчислимые вещи. Кто из смертных может познать все это? Но Он один знает, сотворивший это от начала, бессмертный, вечный Творец, живущий на небе, добрым подающий добрую и обильную награду, злых же и нечестивых посещает гневом и яростью, войною, язвою и горькими скорбями. Люди, к чему вам возвышаться тщетно и погибать на всегда? Стыдитесь боготворить кошек и крокодилов. Не безумие ли это, если боги воруют чаши, похищают горшки? И вместо того, чтоб обитать на величественном небе, они[27] бывают добычею червей и пауков. Безрассудные, вы поклоняетесь змеям, собакам, кошкам, почитаете птиц и гадов земных, каменные статуи и рукотворенные изображения, каменные курганы[28], - этому вы поклоняетесь и многим другим суетным вещам, которые даже неприлично и назвать. Такие боги обольщают людей неразумных и распространяют из уст своих смертоносный яд. Только Тому, Которому принадлежит жизнь и непреходящий вечный свет и Кто изливает людям радость, приятнейшую сладкого меда, - Тому одному нужно поклоняться и следовать путем вечной правды. Но вы оставили все это и своим безумием навлекли на себя полную чашу кары Божией - чашу чистую, изобильную, крепкую. И не хотите протрезвиться и придти в здравый ум, познать Царя всевидящего Бога. За это пламень горящего огня придет на вас: будете гореть в огне вечно, покрытые срамом за ложных и бесполезных идолов. Почитающие же истинного и вечного Бога получат в наследие жизнь и будут вечно обитать в прекрасном райском саду и вкушать сладкий хлеб с звездного неба"[25].

    Само собою ясно, что это истинно, полезно, справедливо и достолюбезно для всех людей; и что делавшие злое необходимо получат наказание по своим делам.

    37. И некоторые из поэтов ваших высказали это, как бы оракульские изречения, самим себе и во свидетельство против злодеев, утверждая, что они будут наказаны. Эсхил сказал:

"Сделавшему что-либо (злое) надлежит и страдать"[29].

    И сам Пиндар сказал:

"Делающий злое должен понести наказание"[30].

    Точно также и Эврипид:

"Не жалуйся на свое страдание: ибо по своей воле ты делал зло; а закон требует наказывать врага, когда поймаешь его"[31].

    И опять он же:

"Наказывать врагов я почитаю делом достойным мужа"[32].

    Подобное сказал Архилох:

"Я знаю одно и притом важное, что делающий, злое понесет тяжкое наказание"[33].

    И что Бог все видит, и ничто не укрывается от Его, будучи же долготерпеливым Он медлит судить, и об этом сказал Дионисий:

"Око правды, как ни спокойно смотрит, всегда все видит"[34].

    А что будет суд Божий и наказание неожиданно постигнет злых, это показывает Эсхил в следующих словах:

"Несчастие быстро приходит на смертных и наказание на того, кто нарушает правду. Ты видишь правосудие безгласное, незримое для тебя, спишь ли ты или идешь, или сидишь; оно безпрестанно следит близко или издалека. Ночь не скроет злодеяния: что ты ни сделаешь злого, помышляй, что есть видящий это"[35].

    Не так же ли говорит Симонид:

"Не бывает бедствия неожиданного для людей: и Бог в короткое время все ниспровергает"[36].

    И опять Эврипид:

"Никогда не должно почитать прочным счастье и высокомерное богатство злого, ни род нечестивого, ибо время, не знающее родителей, обнаруживает преступления людей"[37].

    И еще Эврипид:

"Не неведуще божество, но оно знает клянущихся ложно и тех, которые к тому вынуждены"[38].

    И Софокл:

"Если делаешь злое, то должен и терпеть злое"[39].

    Таким образом, и ваши поэты предсказывали, что Бог будет судить неправедную клятву и всякое другое преступление; сверх того они волею или неволею говорили согласно с пророками и о сгорении мира, хотя, будучи позднее их по времени, похитили это из закона и пророков.

    38. Но что за важность в том, жили ли они позднее или раньше пророков? Верно, что они говорили согласно с пророками. О сгорении мира пророк Малахия предсказал: "вот идет день Господень, как пылающий котел, и пожжет всех нечестивых" (Мал. 4:1). И Исаия: "гнев Божий придет, как сильное падение града и как вода, стремящаяся в долину" (Ис. 3:28,30). Таким же образом Сивиллы и прочие пророки, даже ваши поэты и философы возвестили о правде, суде и наказании, кроме того, невольно говорили они и о Промысле, что Бог заботится не только о нас живых, но и о умерших, ибо побуждаемы были истиною. Из пророков же Соломон сказал об умерших: "будет исцеление плоти и восстановление костей" (Притч. 3:8). Также и Давид сказал об этом: "возрадуются кости смиренныя" (Пс. 50:8). Согласное с ними сказал и Тимокл:

"Благой Бог милостив к мертвым"[40].

    Итак, писатели, говорившие о множестве богов, возвращались к единовластительству Божию, отрицавшие Промысл, говорили о Промысле, утверждавшие отсутствие суда признавали, что будет суд, и не допускавшие чувства по смерти, признавали, что оно останется. Так Гомер говорил:

"Душа отлетела подобно сну"[41].

    И в другом месте:

"Душа, отлетая из членов, сошла во аид"[42].

    И еще:

"Погребай меня скорее, чтобы мне войти в врата аида"[43].

    О прочих же писателях, которых ты читал, думаю, сам хорошо знаешь, каким образом они рассуждали. Это все уразумеет всякий, ищущий мудрости Бога и благоугождающий Ему своею верой, правдой и добрыми делами. Один из вышеупомянутых пророков, по имени Осия, сказал: "какой умный поймет это, и разумный познает? Ибо пути Господни правы, и праведные ходят по ним, нечестивые же падают на них" (Ос. 14:10). Итак, должно учиться желающему учиться. Старайся же чаще со мною сходиться, чтобы, слыша еще живую речь, верно узнать истину.


Назад
К 3-ей книге.
К оглавлению



© 2003, Сайт Апологии Христианства.
URL: http://apologia.hop.ru
E-mail: apologia@hop.ru