К Автолику.
Феофил Антиохийский
[1]См. гл. 14. Цецилий у Минуция Феликса также упрекает христиан, что они чтут Бога, Которого ни показать, ни видеть не могут.
[2]Т.е. внутреннего человека, таков ли он, каков должен быть для того, чтобы видеть Бога.
[3]Слово qeoV производят от tiqwnai также Геродот (п. 52) и Климент александрийский (Strom. i, c. 29 189). От qeein производят его Сократ у Платона (Cratyl. c. 16), также Клим. алекс. (Protr. c. 2 26), св. Афанасий (de definil) Григорий Назианзин в 31 Слове.
[4]Здесь св. Феофил говорит не о Святом Духе, но о духе Божием, как духе мира, который все оживляет, питает землю, вдыхается человеком, при создании мира носился над водами, дарован творению как душа человеку, повсюду разлит.
[5]Т.е. Святой Дух.
[6]Которые, т.е. сами, платят подати царю. Подобное говорит Тертуллиан: вы больше боитесь и трепещете Цезаря, нежели самого Юпитера олимпийского и справедливо. Кто из живущих не могущественнее мертвого? (Apol. c. 28).
[7]Имя "христианин" здесь св. Феофил, также как Тертуллиан (Apol. c.3; de bapt. c.7; adv, Marc. I,14; de ressurr. carn. c. 8) производит от помазания елеем совершаемого при крещении; но собственно оно происходит от Христа Помазанника по преимуществу, как это признают и церковные писатели напр, Тертуллиан (adv. Marc. IV, 14) говорит: "имя христиан происходит от Христа".
[8]Илиада XIV, 201 и XXI, 196.
[9]Гезиод. Theolog. 73 и далее.
[10]Гезиод. Theolog. 104-115.
[11]Гезиод. Theolog. 116-133.
[12]Arat. Phaenom. ed Becker. Ber. 1828. 1-9.
[13]Софокл. Oedip. Tyr.978
[14]Гомер. Илиада XX, 242.
[15]Эврип. Thyest.
[16]Отрывок этот из неизвестного сочинения Менадра.
[17]Из неизвестного сочинения Эврипида.
[18]Стих из Эврипидова Thyest.
[19]Стих из неизвестного сочинения Софокла.
[20]Эврип. Thyest.
[21]Потому что нет никакого пространства, которое было бы больше Его и вмещало бы в себе Его. Сн. гл. 3. Такое же выражение у Иоанна Дамаскина de orhod. fide I. c.13.
[22]Здесь под Словом разумеется Сын Божий, а под Премудростью - Дух Святой - 2-е и 3-е лица Св. Троицы; о Них Феофил говорит в гл. 15 и 18, также в 1-й книге гл. 7.
[23]Здесь словом "Дух Божий" означает не Лицо Святого Духа, но духовная сущность Сына Божия.
[24]Одно из важных мест в этом сочинении. Оно показывает, что имеют в виду апологеты, когда они говорят, что ради творения мира, Бог родил Слово. Здесь нет речи в арианском смысле: "было время, когда его не было". Здесь же Феофил говорит Сын всегда существовал с Отцом, Он Его ум и мысль. В творении Он стал проявлять волю Отца ибо, когда же Бог стал творить мир, то Сын стал Его проявлением, Он стал нести новое служение, являть Бога миру. В этом смысле они и говорят о рождении. Но это рождение не есть появление Сына из ничего, ибо Он был прежде, а Его новый образ проявления, теперь Он слово Отца, Его глас миру - в этом смысле Он и родился. Как начало мира Он владыка, Господь и Бог мира, ибо согласно Феофилу, слово начало он толкует следующим образом: "Оно называется началом, потому что начальствует и владычествует над всем, что чрез Него создано" (К Автолику. II, 10). Итак, утверждение, что доникейские отцы не верили в вечность Сына не имеет под собой оснований:
Что же такое голос, как не Слово Бог, которое есть и Его Сын? Не так, как ваши поэты и мифологи говорят о сынах богов, рожденных от совокупления, но как истина сказывает - Сын есть Слово всегда сущее в недре Бога. Но прежде нежели что-либо произошло. Бог имел Его советником, так как Он есть Его ум и мысль. Когда же Бог восхотел сотворить то, что Он определил, Он родил сие Слово вне проявленное, перворожденное всей твари (Кол. 1:15), не так, однако, чтобы Сам лишился Слова, но Он родил Слово и вместе со Словом всегда пребывал.
[25]См. Oracc. Sibyll. III. 97-105 edit. Alexandre. Еще Friedtleb Die Sibyll Weissag.
[26]Т.е. о богах языческих.
[27]Т.е. боги или точнее их деревянные статуи.
[28]Они были поставлены в честь Меркурия.
[29]См. издания фрагментов греч. трагиков. - Наука и Вагнера.
[30]Пинд. Nem. IV, 51. См. издания Бэка
[31]См. там же.
[32]Отрывок неизвестного сочинения Эврипида.
[33]Архилох основатель ямбической поэзии. См. Liebel, Archil. iambograph princ. reliquiae. 1818.
[34]Отрывок из неизвестного стихотворения Дионисия, см. у Вагнера и Наука.
[35]Это место состоит из трех отрывков стихотворений, принадлежащих частью Эсхилу, частью другим неизвестным поэтам. См. Наука.
[36]Отрывок из стихотворения Симонида.
[37]См. в изд. Мейнекия и Наука.
[38]Эврип. Iphig. in. Aul. 396.
[39]Отрывок из Софокла, см. у Наука.
[40]Отрывок из Тимокла, см. у Мейнекия.
[41]Одиссея XI, 221.
[42]Илиада XVI, 865 и XXII, 362.
[43]Илиада XXIII, 71.
[44]Следует читать в пятой.
[45]Т.е. Миноса.
[46]Эти стихи приводит Епифаний в Ancorat. c. 106.
[47]Затем начинает другое лице, оспаривающее Промысл Божий.
[48]Отсюда начинает ответ первое лицо, защищающее промысл.
[49]См. у Мейнекия Fragmenta comic graec.
[50]По мнению Менекия, Симил жил немного прежде Августова века, и его несколько стихов о Тарпее сохранил Плутарх в жизнеописании Ромула (с. 17).
[51]См. у Мейнекия
[52]Обыкновенно полагают (Татиан, Климент Алекс. и Евсевий) около 400 лет от исхода из Египта до троянской войны. Но Феофил, а также Тертуллиан (Apolog. 19) и Кирилл (1 in Jul.), может быть для цели полемической, следуют ошибочному соображению Иосифа Флавия ( c. Ap. 1,16).