О прескрипции [против] еретиков.
Квинт Септимий Флорент Тертуллиан
[a]Цит. по изданию Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. Под редакцией А.А. Столярова. М., 1994. Издательская группа "Прогресс". Стр. 106-129.
[1]Cм. Матф. 7,15; 24,4; 11; 24; 1 Тим. 4,1-3.
[2]Cм. 1 Цар. 18.
[3]См. 1 Цар. 13,14.
[4]Cм. 2 Цар. 11.
[5]Cм. 3 Цар. 11,4.
[6]См. Евр. 4, 14-15.
[7]См. Иоан. 6, 66.
[8]См. Иоан. 1,1; 6,67-68; 16,30.
[9]Cм. 2 Тим. 1,15; 2,17; 1 Тим. 1,20. Упомянутого Гермогена Тертуллиан в трактате "О воскресении плоти" (24 ср. 1) причисляет к еретикам, отрицавшим воскресение плоти.
[10]См. 1 Кор. 11,18-19.
[11]См. Галат. 5,20.
[12]Значение термина airesiV, как особой "системы взглядов" утвердилось еще в античной традиции (напр., Диоген Лаэртский VII 191 и др.).
[13]Апеллес - известный ученик Маркиона. Жил в Риме в конце II в. Значительную часть сведений о нем сообщает Тертуллиан. Информация о личной жизни Апеллеса у Евсевия (Церковная история V 13) и других авторов (Ипполит. Против ересей Х 20) не носит того оттенка скандальности, который присутствует у Тертуллиана. Апеллесу принадлежало сочинение под названием FanerwseiV ("Откровения"), в котором он изложил пророчества своей подруги Филумены, и, возможно, трактат "Силлогизмы", где критиковалась теология Моисея (см. Псевдо-Тертуллиан. Против ересей 19). В доктринальном отношении Апеллес отошел от резкого Маркионова дуализма и признавал единое начало для всего сущего. Тертуллиан написал специальный трактат против последователей Апеллеса (не сохранился).
[14]См. Валент. 26; Душ. 21.
[15]Видимо, намек на стоического мудреца, в своей безмятежности подобного богу.
[16]См. прим. 4 к трактату "О свидетельстве души".
[17]Имеется в виду стоическое учение о телесности сущего, сформулированное, по-видимому, уже основателем школы Зеноном. Телесно-огненный бог-логос стоиков напоминал огненный логос Гераклита.
[18]В тексте соответственно греч. enqumhsiV ("мысль") и ektrwma (букв. "выкидыш"); так Валентин обозначал последний, тридцатый Эон, т.е. Христа (см. ниже, гл. 34; Валент. 9-11; Иероним. 1 Комментарий на кн. Амоса 3).
[19]Quid ergo Athenis et Hierosolymis? quid Academiae et Ecclesiae? Букв.: "Так что же общего у Афин и Иерусалима, у Академии и Церкви?" Ср. Апол. 46.
[20]Поначалу апостолы учили в так называемом Портике Соломона в Иерусалиме (Деян. 3,11).
[21]Иоанн Креститель. Ср. Марк. IV 18; Крещ. 10.
[22]Неточность: у Луки не упоминается Илия.
[23]Текст испорчен. Принимаем чтение Rig. - Oehl.: expedit de sensu certare cum interpretationis gubernaculo.
[24]Эвион - имя, возможно, никогда не существовавшего ересиарха, которое Тертуллиан ошибочно выводит из названия иудео-христианской секты эвионитов (то же, что prwcoi, "нищие" у Матф. 11,5; Галат. 2,10). Упоминаются со времен Иринея (Против ересей I 22), особое влияние имели в Иерусалиме. Вели аскетический образ жизни. От сочинений эвионитов сохранились лишь незначительные фрагменты. Известно, что у них было свое Евангелие (версия Евангелия от Матфея). Теоретические воззрения с трудом поддаются реконструкции из-за разноречивости источников. Обычно им инкриминируются христологические заблуждения - например, признание одного Христа до Его крещения, другого - после, отрицание рождения Христа от Марии (матери простого человека Иисуса) и т.п. (см. Пл. Христ. 24; Hilgenfeld, S. 421f). Под Симоном разумеется Симон Маг, самаритянин - чародей, упомянутый еще в "Деяниях" (8,9 - 24); с его именем связывают возникновение гностического учения. Ср. Идол. 9.
[25]Текст испорчен. Принимаем чтение Rig. - Oehl.: его itaque... dum ubique convenio... et velut si nusquam... Это чтение подкрепляется сходными местами (Напр., Марк. II 17); возможен и намек на фразу Сенеки (Письма 2,2): Nusquam est qui ubique est ("Кто везде, - тот нигде"). Ср. Mapциал VII 73. Convenio можно понимать в значении arcesso ("побуждаю").
[26]Regula fidei - здесь, собственно. Символ веры в его начальной редакции. См. след. главу.
[27]Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: curiosus tecum.
[28]Критические издания Н. 3. дают для Тит. 3,10 "после первого и второго вразумления". В тексте, которым пользовался Тертуллиан, отсутствовали слова "и второго".
[29]См. Пс. 108,8; Деян. 1,20.
[30]См. Иоан. 13,25-26; 19,26; 21,20; Матф. 17,1 сл.; Лук. 9,28 сл.
[31]Например, манихеи, Маркион, возможно, эвиониты.
[32]См. Галат. 2,11 сл.
[33]См. 1 Кор. 15,9.
[34]См. Иоан. 5,31.
[35]См. Деян. 16,3.
[36]О том, что Маркион происходил с Понта (область на северо-востоке М. Азии), сообщают Юстин (Апология 26; 58) и Ириней (Против ересей IV 6). Что он был корабельщиком, известно также из сообщения Евсевия (Церковная история V 13,3).
[37]Валентин и Маркион жили при императоре Антонине Пие (138-161), а, возможно, и при Марке Аврелии (161-180).
[38]Точнее, Элевтер - епископ Римский в 177-192. Упоминание Элевтера в данном контексте является анахронизмом.
[39]См. Марк. IV 4.
[40]Маркион запрещал брак.
[41]Нигидий - видимо, гностик; известен только из данного упоминания. Гермогену Тертуллиан посвятил специальный трактат.
[42]Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: Sic enim apostohis descripsit, solet facere...
[43]Апостольские церкви были основаны самими апостолами - в Коринфе, Филиппах, Фессалонике, Эфес и Риме. (См. ниже, гл. 36.) Евсевий (Церковная история VII 10) присоединяет к ним еще кафедру апостола Иакова в Иерусалиме. О Поликарпе и Клименте см. Евсевий V 20,5; III 15,34.
[44]Саддукеи - влиятельная (наряду с фарисеями) религиозно-политическая группировка в Иудее в I в. д. X. - I в. Объединяла по преимуществу высшие слои жречества. Считалось, что саддукеи отрицали воскресение мертвых и грядущий Суд (см. Матф. 22,23; Деян. 23,8; Терт. Воскр. 2; 36 и др.).
[45]См. Герм. 2-3; 6.
[46]Caiana haeresis Н. Щеглов переводит неверно как "ересь Гая". Между тем речь несомненно идет о "Каиновой
ереси" (см. Крещ. 1, прим. 2). Основателем ереси николаитов считался Николай Антиохийский, поставленный в диаконы самими апостолами (Деян. 6,5). Николаиты сурово осуждаются в "Откровении" Иоанна (2,6; 14; 20) за то, что призывали "любодействовать" и есть "идоложертвенное" (ср. Марк. I 29; Климент Александрийский. Строматы II 20,118; III 4,25). Впрочем, Евсевий (Церковная история III 29,2) и другие считали невозможным, чтобы ересиархом оказался преемник апостолов, и были склонны оправдывать Николая.
[47]См. выше прим.24.
[48]"Подлинные" (authenticae) - вряд ли подлинные греческие автографы; скорее всего, просто тексты, свободные от
еретических искажений (ср. Единобр. 11).
[49] Ахайя - область на севере Пелопоннеса. Во времена Римской империи - провинция с центром в Коринфе, включавшая всю Грецию.
[50]Согласно преданию, Петр был распят в Риме вниз головой, а Павел обезглавлен там же; их смерть относят к 65 году (Нероновы гонения против христиан). Это предание, оформившееся во II веке, Евсевием (Церковная история II 25) преподносится как нечто давно и хорошо известное. Версия о том, что ап. Иоанн перед ссылкой на о.Патмос был погружен в кипящее масло, принадлежит, видимо, самому Тертуллиану.
[51]См. 1 Тим. 5,21; 6,13; 2 Тим. 2,14; 4,1-4.
[52]Маркион исключил из Н.3. часть Ев. от Луки, "Деяния", "Откровение" и часть Посланий ап. Павла. В. 3. он отвергал полностью.
[53]Осидий Гета - лицо неизвестное. "Лоскутная" трагедия "Медея" (461-й стих) сохранилась в средневековых рукописях, но без имени автора.
[54]Pinax (Tabula) Cebetis - аллегорическое сочинение в форме диалога, приписываемое ученику пифагорейца Филолая и впоследствии слушателю Сократа Кебету Фиванскому (см. Диоген Лаэртский II 125). Настоящее время создания - не ранее 1 в. В диалоге заметно влияние кинических, стоических и пифагорейских идей.
[55]Cento (от греч. ketrwn) - лоскутное покрывало, нищенский плащ.
[56]Ср. Крещ. 5.
[57]Культ Митры, распространившийся в империи в первые века, испытал влияние гностицизма, а в некоторых элементах напоминал христианский культ. [Сходство лишь во внешнем, ничего общего не имевшего по сути]
[58]Sub gladio redimit coronam. Смысл неясен; возможно, имитация христианского мученичества.
[59]См. Жен. I 7.
[60]См. прим. 152 к трактату "К язычникам".
[61]Оглашенный" (от греч. kathcew, "оглашать", "наставлять") - человек, готовящийся к принятию крещения; он мог присутствовать вместе с "верными" (крещеными) при всех таинствах, кроме Литургии, или Евхаристии.
[62]Здесь и ниже сказано иронически.
[63]Нижеследующий абзац иногда присоединяется к гл. 44, но обычно выделяется в отдельную 45 гл.
[64]Фразу следует понимать в том смысле, что речь идет о больших антигностических трактатах ("Против Маркиона" и др.), так как следующий в некоторых рукописях непосредственно за 45 главой текст под названием "Против ересей", как установлено, не принадлежит Тертуллиану.