Путь разума в поисках истины.
Примечания
Осипов А.И.
[1] А если вспомнить жизнь и посмертные чудеса преподобного Серафима Саровского (умер в 1833), святой Ксении Петербургской (скончалась в 1803)!
[2] Рождественский Н.П. Христианская апологетика: В 2т. СПб. 1884. Т. 1. С. 136.
[3] О граде Божием. Цит. по:Рождественский Н.П. Указ.соч. С. 137.
[4] Крупный исследователь религии Тейлор (XIX в.) писал: "Верование в бытие вышечувственного мира составляет минимум религии, без которого немыслима никакая религия". Цит по: Рождественский Н.П., проф. Христианская апологетика. Т. 1. СПб., 1893. С. 141.
[5] Булгаков С. Свет невечерний. Сергиев Посад, 1917. С. 6-7.
[6] Основные вопросы научного атеизма / Под ред. проф. И.Д.Панцхава. М., 1966. С. 36.
[7] Естествознание и религия. 1970. № 3. С. 10.
[8] Фольц В. Римба / Пер. с нем. М.; Л., 1931. С. 100. Цит. по: Светлов Э. Магизм и единобожие. Брюссель, 1971. С. 37-38.
[9] См.: Тейлор. Краткий научно-атеистический словарь. 2-е изд. М" 1969. С. 692.
[10] Фейербах Л. Лекции о сущности религии // Сочинения: В 3 т./ Пер. с нем. М" 1923-1926. Т. 3. С. 168. 11 Там же. С. 192. 12 Там же. С. 169.
[11] Там же. С. 192.
[12] Там же. С.169.
[13] Фейербах Л. Лекции о сущности религии // Сочинения: В 3 т./ Пер. с нем. М., 1923-1926. Т. 3. С. 169.
[14] Там же. С. 214.
[15] Булгаков С. Религия человекобожия у Л.Фейербаха // Два града: В 2 т. М., 1911. Т. 1. С. 14.
[16] Там же. С. 17.
[17] Кудрявцев В.Д. Начальные основания философии. 9-е изд. Сергиев Посад, 1915. С. 125.
[18] Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. М.-Л., 1967. С. 34.
[19] Основные вопросы научного атеизма / Под ред. проф. И.Д.Панцхава. М., 1966. С. 37.
[20] Там же. С. 169.
[21] Там же.
[22] См., например, об этом: Глаголев С.С. Прошлое человека. Сергиев Посад, 1917.
[23] Зыбковец В.Ф. Человек без религии. М., 1967. С. 78.
[24] Дубинин Н.П. Социальное и биологическое в современной проблеме человека // Вопросы философии. 1972. № 10. С. 53.
[25] Курьер. 1972.№ 819. С. 12. См. также: Человек // БСЭ. 3-е изд. Т. 29. М, 1978. С. 50-54.
[26] Происхождение религии // Краткий научно-атеистический словарь, 2-е изд. М., 1969. С. 565.
[27] Титов В.Е. Православие. М" 1967. С. 301.
[28] 3ыбковец В.Ф. Человек без религии. М." 1967. С. 161.
[29] Религия // Краткий научно-атеистический словарь. 2-е изд. М., 1969. С. 597.
[30] Там же. С. 110.
[31] Достаточно вспомнить, например, Дерсу Узала у В.К.Арсеньева.
[32] Основные вопросы научного атеизма / Под ред. проф. И.Д.Панцхава. М., 1966. С. 36.
[33] Булгаков С. Свет Невечерний. Сергиев Посад, 1917. С. 16.
[34] Там же. С. 7.
[35] См.: Зубов А.М. Победа над последним врагом // Богословский вестник. 1993. №1.
[36] Рьюз М. Наука и религия: по-прежнему война? // Вопросы философии. 1991. №2. С. 44.
[37] Населенный космос / Под ред. В.Д.Пенелиса. М., 1972. С. 77.
[38] Бен Хобринк. Эволюция. Яйцо без курицы. М., 1993. С. 66.
[39] См., например: Моррис Г. Сотворение мира: научный поход. Сан-Диего, Калифорния, 1981; Тростников В. Научна ли научная картина мира в высокоорганизованных формах жизни // Новый мир. 1989.№ 12.
[40] См., например, Керам. К. Боги, гробницы, ученые. М. 1960;Вулли Л. Ур халдеев. М., 1961; Церен Э. Библейские холмы. М., 1966.
[41] Цицерон. "О природе богов". Цит. по: Кудрявцев В. Начальные основания философии. Сергиев Посад, 1910. С. 176-177.
[42] Лопатин Л. Положительные задачи философии. М., 1911. Ч. 1. С. 277-278.
[43]Старокадомский М.А. Опыт умозрительного обоснования теизма в трудах профессоров МДА. М., 1969. Машинопись (библиотека МДА).
[44] Анализ этого вопроса см., например: Флоренский П. Культ и философия // Богословские труды, (Сб. 17. М., 1977. С. 119-135.
[45] Цит. по: Рождественский Н.П. Христианская апологетика: В 2 т. СПб., 1884. Т. 1. С. 149.
[46]Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям. М., 1911. С. 111.
[47] Там же. С. 39.
[48] Пфлейдерер О. О религии и религиях / Пер. с нем. СПб., 1909. С. 45.
[49] Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. 3-е изд. Париж, 1983. С. 137.
[50] См. его "Православие и религия будущего".
[51] См. гл. IV, §3, п. 7: Религиозно-опытный аргумент.
[52] Попов Ю., Пухначев Ю. Парадоксы // Наука и жизнь. 1971.№ 1. С. 102.
[53] Ахлибинский Б. В. Чудо нашего времени // Кибернетика и проблемы развития. Л., 1903. С. 91. См. подробнее об этом ниже в гл. V, §1, п. 5: Достоверность научного знания.
[54] Знание-сила. 1967. № 5. С. 28; 1968. № 6. С. 49.
[55] См.: Доказательство // Энциклопедический словарь: В 2 т./ Под ред. Б.А.Введенского. 1963-64. Т. 1. С. 343.
[56] См. подробнее: Доказательство // Философская энциклопедия. М., 1962. Т. 2. С. 42-48.
[57] Великий французский ученый и христианин Пастер (умер в 1895 г.), говоря о науке и своих научных выводах, писал: "Здесь нет ни религии, ни философии, ни атеизма, ни материализма, ни спиритуализма. Это вопрос фактов и только фактов". (Цит. по: Васильев Л. Внушение на расстоянии. М., 1962. С. 18.)
[58] Наин Г. Бог, Библия, бесконечность // Наука и религия. 1959. №3. С. 23.
[59] Добротолюбие. 4-е изд. М., 1905. Т. 1.§150. С. 90.
[60] См. по этому вопросу, например: Еп. Феодор (Поздеевский). К вопросу о страданиях // Богословский вестник. 1909. № 10. С. 286-311; Введенский А.И. О так называемых невинных страданиях // Душеполезное чтение. 1891. Кн. 12. С. 505; Прот. П.Светлов. Христианское вероучение в апологетическом изложении. Киев, 1910. С. 697.
[61] "В точной формулировке закона причинности, а именно, если мы точно знаем настоящее, мы можем вычислить и будущее, ошибочен не вывод, а предпосылка, поскольку все эксперименты подчиняются законам квантовой механики; с помощью квантовой механики окончательно устанавливается несостоятельность закона причинности" (Гейзенберг В. Физические принципы квантовой теории / Пер. с нем. М.; Л., 1932. С. 61.)
[62] Зельдович Я. Собственная жизнь идеи // Литературная газета. 9 февраля 1972 г. С. 11.
[63] Кант И. Сочинения: В 6 т./ Пер. с нем. М. Т. 4. Ч. 1. С. 140.
[64] Девис П. Суперсила. М" 1989. С. 265.
[65] Рьюз М. Наука и религия: по-прежнему война? // Вопросы философии, 1991. №2. С. 30-40, 42.
[66] Девис П. Указ. соч. С. 261.
[67] Берг Л.С. Теория эволюции. Пг., 1922. С. 67-68.
[68] Зелиг К. Альберт Эйнштейн / Пер. с нем. М., 1966. С. 44.
[69] «Как-то математики подсчитали вероятность возникновения жизни на земле. Оказалось, что по законам мира чисел мы не имеем права возникнуть, а уж если возникли, то не должны были выжить» "Известия". 21 .VIII. 1970. № 189). Вероятность возникновения жизни из случайного соединения молекул равна 10-255. (Населенный космос / Под ред. В.Д.Пенелиса. М., 1972). Вероятность возникновения молекулы ДНК равна 10-80.038 (Курашое В.И., Соловьев Ю.И. О проблеме "сведения" химии к физике // Вопросы философии. 1984. №6. С. 96)]? По-видимому, только предубеждение может склониться к последнему.
[70] См. п.4: Психологический аргумент.
[71] См. гл. II, §6, п. 1: Натуралистическая гипотеза.
[72] См. гл. II, §6, пп. 2 и 3: Анимистическая гипотеза и Гипотеза Фейербаха.
[73] Цицерон. О природе богов. Цит. по: Кудрявцев В. Начальные основания философии, 7-е изд. Сергиев Посад, 1910. С. 176-177.
[74] Там же. С. 176.
[75] Кудрявцев В. Указ. соч. С. 177.
[76] См. гл. II, §6: Происхождение религии.
[77] Под нравственным законом подразумевается присущее человеку свойство различения добра и зла, голос совести и внутреннее требование правды, выражающееся в основном принципе: не делай другому того, чего не желаешь себе.
[78] Кудрявцев В. Начальные основания философии. 7-е изд.: Сергиев Посад, 1910. С. 434-435.
[79] Кудрявцев В. Указ. соч. С. 194-195.
[80] Цит. по: Андреев И.М. Православно-христианская апологетика. Нью-Йорк, 1965. С. 40.
[81] Клячко В. Наука познает мир // Наука и религия. 1967. № 1. С. 72.
[82] Там же.
[83] См. подробнее об этом в гл. II, §6, п. 5: Положительный взгляд на происхождение религии.
[84] Булгаков С. Свет Невечерний. Сергиев Посад, 1917. С. 12.
[85] Там же. С. 14.
[86] Философская энциклопедия. М., 1964. Т. 3. Ст. "Наука".
[87] Рассел Б. Человеческое познание / Пер. с нем. М" 1957. С. 204.
[88] Эйнштейн А. Собрание научных трудов / Пер. с англ. М., 1967. Т. 4. С. 136.
[89] Берг Л. Теория эволюции. Пг., 1922. С. 67-68.
[90] Эйнштейн А. Указ. соч. С. 154.
[91] Винер Н. Кибернетика и общество / Пер. с англ. М" 1958. С. 195.
[92] Таунс Ч. Слияние науки и религии / Литературная газета. 1967. №34.
[93] Берг Л. Наука, ее содержание, смысл и классификация. Пг., 1922. С. 18-23.
[94] Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики / Пер. с англ. М., 1966. С. 30.
[95] Фейнман Р. Характер физических законов / Пер. с англ. М., 1968. С. 77-78.
[96] Гейзенберг В. Философские проблемы атомной физики / Пер. с нем. М" 1953. С. 64-66.
[97] Оппенгеймер Р. О необходимости экспериментов с частицами высоких энергий // Техника - молодежи. 1965. №4. С. 10.
[98] Логика научного исследования / Под ред. П.В.Копнина. М.,1965. С. 230-231.
[99] Вернадский Б.И. Проблема времени в современной науке // Известия АН СССР. Отделение математических и естественных наук. 1932. №4.
[100] Лем С. Сумма технологии / Пер. с польск. М" 1968. С. 127.
[101] Налимов В. В. Что есть истина? // Химия и жизнь. 1978. №1. С. 49.
[102] Франк Ф. Философия науки / Пер. с англ. М., 1960. С. 76.
[103] Мамчур Е.А. Проблема критерия простоты научных теорий // Вопросы философии. 1966.№9. С. 159.
[104] Наан Г. К проблеме бесконечности // Вопросы философии. 1965.№12. С. 65.
[105] Черкашин П. Гносеологические корни идеализма. М., 1961. С. 189.
[106] Беседа с академиком Г.Нааном. О диалектике познания // Наука и религия. 1968.№12. С. 23.
[107] Казютинский В.А. Астрономия и диалектика. Астрономический календарь. Ежегодник. Вып. 73. М., 1969. С. 148-149.
[108] Копнин П. Философия в век науки и техники // Литературная газета. 1968. №5.
[109] См.: Философия // Философская энциклопедия. М., 1970. Т.5. С. 332.
[110] Васильев Л. С., Фурман Д.Е. Христианство и конфуцианство // История и культура Китая / Под ред. Л.С.Васильева. М." 1974. С. 422.
[111] Казютинский В. В. Астрономия и диалектика // Астрономический календарь. Ежегодник. Вып. 73. М., 1969. С. 146.
[112] Шахнович М.И. Ленин и проблемы атеизма. М.-Л., 1961. С. 185.
[113] Ломоносов М. Стихотворения / Под ред. П.Н.Беркова. Изд. "Советский писатель", 1948. С. 7.
[114] См. п. 2: Понятие науки.
[115] Светлов Э. Истоки религии. Брюссель, 1970. С. 258.
[116] Лавуазье Антуан Лоран (1743-1794 гг.), французский химик, член парижской Академии наук; был казнен по приговору революционного трибунала. В 1796 г. признан невинно осужденным (Энциклопедический словарь: В 2-х т. / Под ред. Б.А.Введенского. М., 1963. T.1)
[117] Ньюком С. (1835-1909), американский астроном.
[118] Герц Генрих (1875-1894), немецкий физик, специалист в области электромагнитных и электродинамических явлений.
[119] Конт Огюст (1798-1857), французский философ, основатель позитивизма.
[120] Пастер Луи (1822-1895), знаменитый французский биолог.
[121] Месмер (1733-1815), французский врач.
[122] Шопенгауэр Артур (1788-1860), немецкий философ-идеалист.
[123] Горбовский А. Загадки древнейшей истории, 2-е изд. М., 1971. С. 77-79.
[124] Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 30. М., 1858. С. 195.
[125] См., например, гл. IV, §3, п. 2: Телеологический аргумент.
[126] Поскольку художественная (эстетическая) деятельность претендует не столько на постижение истины, сколько на выражение и удовлетворение душевных потребностей и состояний человека, область эстетики в данном случае сюда не включается.
[127] Термином "мистика" здесь и далее обозначается неверный, мнимый духовный опыт, по терминологии отцов Церкви - "прелесть", в отличие от опыта действительного богопознания, теозиса (обожения).
[128] Гейзенберг В. Физика и философия. М., 1963. С. 67.
[129] Преп. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С. 272.
[130] Хомяков А.С. Сочинения. М., 1910. Т. 1. С. 347.
[131] Франк Ф. Философия науки. М., 1960. С. 76.
[132] Берг Л.С. Наука, ее содержание, смысл и классификация. 1921. С. 18-20,23. Подробнее см. в §1: Религия и наука.
[133] Цит по: Кюнг Г. Существует ли Бог? 1982. С. 296.
[134] Фрэзер Д. Золотая ветвь. Ч. 1. Магия и религия. М.,1931. С. 73.
[135] Цит по: Григулевич И. Пророки новой истины. М., 1983. С. 191.
[136] Там же. С. 193.
[137] Там же.
[138] Там же. С. 200.
[139] Литературная газета. 1967. №34.
[140] См. об этом, например, Булгаков С. Свет невечерний. Сергиев Посад, 1917.
[141] Цит. по: Кюнг Г. Указ соч. С. 297.
[142] См., например, Шафаревич И.Р.Социализм как явление мировой истории. Сочинения: В 3 т. Т. 1. М., 1994; Ильин И.А. Наши задачи. Т. 2. Историческая судьба и будущее России. М., 1992.)
[143] Преп. Каллист Катафигиотговорил: "Ум должен соблюдать меру познания, чтобы не погибнуть".
[144] Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1858. Слово 30. С. 195.
[145] См. гл. XI: Ветхозаветная религия.
[146] "Верую, ибо адсурдно" (лат.)
[147] Новый Завет. Брюссель, 1964. С. 420
[148] Там же. С. 408.
[149] Максим Генин. Нострадамус. Центурии. Избранные фрагменты. Харьков, 1991. С. 67-08.
[150] Там же. С. 152
[151] Там же. С. 154
[152] Там же. С. 155
[153] См., например: ЖМП. 1992. №6. "О лжеучениях...".
[154] Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения: В 5 т. 3-е изд. СПб., 1905. Т. 3.
[155] Там же. С. 56
[156] Там же. Т. 2. С. 59
[157] Там же. С. 126
[158] Там же. Т. 3. С. 18
[159] Там же. Т. 3. С. 18
[160] Там же. Т. 1. С. 255
[161] Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1858. Сл. 55. С.372
[162] Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения: В 5 т. 3-е изд. СПб., 1905. Т. 2. С. 126
[163] Преп. Григорий Синаит. Главы о заповедях и догматах. Гл. 131 // Добротолюбие. М., 1900. Т. 5. С. 214
[164] См. краткую и точную характеристику католической мистики, например, у свящ. П.Флоренского в его книге "Столп и утверждение истины". Прим № 400
[165] Лодыженский М.В. Свет Незримый. Пг., 1915. С. 129
[166] Там же. С. 109
[167] Там же. С. 112
[168] Там же. С. 133
[169] Откровения блаженной Анжелы. М., 1918
[170] Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930. Т. 1. С. 867-868
[171] Мережковский Д.С. Испанские мистики. Брюссель, 1988. С. 88
[172] Там же. С. 73
[173] Там же. С. 69
[174] Джемс В. Многообразие религиозного опыта. /Пер. с англ. М., 1910. С. 337
[175] Быков А.А. И.Лойола. Его жизнь и общественная деятельность. СПб., 1890. С. 28
[176] Лодыженский М.С. Свет Незримый. Пг., 1915. С. 139-140
[177] Там же. С. 140
[178] Преп. Нил Синайский. 153 главы о молитве. Гл. 115 // Добротолюбие: В 5 т. Т. 2. 2-е изд. М., 1884. С. 237
[179] Преп. Симеон Новый Богослов. О трех образах молитвы// Добротолюбие. Т. 5. М., 1900. С. 463-464
[180] Преп. Григорий Синаит. Наставление безмолвствующим // Там же. С. 224
[181] Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения: В 5 т. Т. 1. 3-е изд. СПб., 1905. С. 559
[182] Там же. Т. 4. С. 499
[183] См., например: Глаголев С. С. Сверхъестественное Откровение и естественное богопознание вне Церкви. Харьков, 1900
[184] В этом плане показательны многие сочинения В.Соловьева, Н.Бердяева, прот. С.Булгакова и др.
[185] Здесь и далее в скобках указываются: первая цифра - том, вторая - страница Творений святителя Игнатия (Брянчанинова) по изданию: СПб., 1905.
[186] Цит. по: Еп. Сергий (Страгородский). Православное учение о спасении, 3-е изд. CПб., 1903. С. 246
[187] См. примеры в гл. VI, §3: Признаки индивидуального откровения
[188] Древний патерик. Гл. 10. §159
[189] Преп. Симеон Новый Богослов. О цели христианской жизни // ЖМП. 1980, №3. С. 67
[190] О цели христианской жизни. Сергиев Посад, 1914. С. 41
[191] Преподобный Симеон Новый Богослов так и говорит: "Все старания и весь подвиг его (христианина - А.О.) должен быть обращен на то, чтобы стяжать Духа Святого, ибо в этом и состоит духовный закон и благобытие" (Преп. Симеон Новый Богослов. Слова. М., 1892. Слово второе. С. 30)
[192] Преподобный Макарий Египетский говорит: "У христиан - свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои. Таковы же и образ жизни, и ум, и слово, и деятельность у людей мира сего. Иное христиане, иное - миролюбцы. Между теми и другими расстояние велико" (Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. Беседа 5. С. 40).
[193] Свящ. Павел Флоренский. Освящение реальности // Богословские труды. № 17. М., 1977. С. 148-152
[194] О цели христианской жизни. С. 5, 42
[195] Отец Павел Флоренский пишет: "Аскетику, как деятельность, направленную к тому, чтобы созерцать Духом Святым Свет неизреченный, святые отцы называли... "искусством из искусств", "художеством из художеств"... Созерцательное ведение, даваемое аскетикою, есть jilokalia - "любовь к красоте", "любо-красие". Сборники аскетических творений, издавна называющиеся "Филокалиями", вовсе не суть Добротолюбие в нашем, современном, смысле слова. "Доброта тут берется в древнем, общем значении, означающем, скорее, красоту, нежели моральное совершенство, и jilokalia значит "красотолюбие". Да и в самом деле, аскетика создает не "доброго" человека, а "прекрасного", и отличительная особенность святых подвижников - вовсе не их "доброта", которая бывает и у плотских людей, даже у весьма грешных, а красота духовная, ослепительная красота лучезарной, светоносной личности, дебелому и плотскому человеку никак недоступная" (Свящ. Павел Флоренский. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 98-99)
[196] Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: "Имя (Его) нам неизвестно, кроме имени "Сущий", неизреченный Бог, как сказал Он (Исх. 3, 14)" (Симеон Новый Богослов, преп. Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С. 272)
[197] Святой Василий Великий говорит: "Упражнение в добродетели уподобляется лествице, которую видел некогда блаженный Иаков, которой одна часть была близка к земле и касалась ее, а другая простиралась выше самого неба" (Свят. Василий Великий. Творения. Изд 3. Ч. 1. М., 1891. С. 155)
[198] "Лествица" преподобного Иоанна, например, четко проводит эту идею взаимообусловленности в духовной жизни христианина как добродетелей, так и страстей
[199] Сочинения. Т. 2. СПб., 1905. С. 72, 126
[200] "По непреложному закону подвижничества, пишет святитель Игнатий, - обильное сознание и ощущение своей греховности, даруемое Божественною благодатию, предшествует всем прочим благодатным дарам" (Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. Т. 2. С. 334)
[201] Преп. Петр Дамаскин. Творения. Т. 1. СПб., 1985. С. 33
[202] Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. Т. 2. С. 127
[203] Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. Троице-Сергиева Лавра, 1904. С. 360
[204] Свят. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. СПб., 1985. С. 187
[205] Преп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. СПб., 1905. С. 297
[206] Преп. Симеон Новый Богослов. Слова. Слово 3-е. С. 36
[207] Св. Иоанн Златоуст выражает эту мысль в следующих словах: "Во всем будем соблюдать меру и в основание совершаемых нами дел полагать смирение, чтобы безопасно созидать нам здание добродетели. То и добродетель, когда она соединена бывает со смирением. Положивший в основание своей добродетели смирение может безопасно созидать здание, до какой ему угодно высоты. Оно (смирение) есть величайшее ограждение, стена несокрушимая, крепость непреодолимая; оно поддерживает все здание, не позволяя ему пасть ни от порыва ветров, ни от напора волн, ни от силы бурь, но ставит его выше всех нападений, делает как бы построенным из адаманта и неразрушимым, и на нас низводит щедрые дары от человеколюбивого Бога" (Свят. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4. СПб., 1898. С. 385)
[208] См. гл. VI, §3: Признаки индивидуального откровения
[209] Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. Т. 2. С. 57
[210] Преп. Исаак Сирин. Слово 55. С. 389
[211] Свят. Тихон Задонский. Творения. Т. 2. М., 1899. С. 99
[212] Святой Исаак Сирин особенно предупреждает против этого. Он говорит: "Одним из святых написано: кто не почитает себя грешником, того молитва не приемлется Господом. Если же скажешь, что некоторые отцы писали о том, что такое душевная чистота, что такое здравие, что такое бесстрастие, что такое созерцание, то писали не с тем, чтобы нам с ожиданием домогаться этого прежде времени, ибо написано, что не приидет Царствие Божие с соблюдением (Лк. 17, 20) ожидания. И в ком оказалось такое намерение, те приобрели себе гордость и падение. А мы область сердца приведем в устройство делами покаяния и житием, благоугодным Богу. Господне же приидет само собою, если место в сердце будет чисто и неоскверненно. Чего же ищем с соблюдением - разумею Божий высокие дарования, - то не одобряется Церквью Божиею; приемшие это приобретали себе гордость и падение. Это не признак того, что человек любит Бога, но душевная болезнь" (Преп. Исаак Сирин. Слово 55. С. 371-372)
[213] Там же. С. 372-373
[214] Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. Т. 2. С. 53,55
[215] См., например: Eп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. СПб., 1905. Т. 1. С. 253-257; Т. 2. С. 124-125; Еп. Феофан. Письма о христианской жизни. М., 1980. Письма №№ 11, 21.
[216] Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. Т. 2. С. 374
[217] Игумен Никон. Письма духовным детям. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991. С. 119
[218] О цели христианской жизни. С. 17-21
[219] Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 674
[220] "Есть данные, что в России до революции было 360 000 священнослужителей, а к концу 1919 г. их осталось 40 000", - пишет об одном из таких жертвоприношений В. Солоухин ("Почему я не подписался под тем письмом"). См. также, например, Дмитриев С. По следам красного террора (об историке С.П. Мельгунове и его книге) // Наш современник. 1991. №1; Мельгунов С. Красный террор // Наш современник. 1991. №1-3.
[221] Кюнг Г. Существует ли Бог? 1982. С. 295
[222] Там же. С. 297
[223] Светлов Э. У врат молчания. Брюссель, 1971. С.80-81
[224] См. православное учение по этому вопросу у свят.Игнатия Брянчанинова. Соч.: В 5 т. 3-е изд. СПб., 1905.Т. 3
[225] Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством: В 2-х т. Пг., 1916. Т. 1. С. 175
[226] Кочетов А.Н. Буддизм. М., 1968. С. 84
[227] Вивекананда Суоми. Джнана-йога. СПб., 1914.С. 8
[228] Там же. С. 275
[229] Там же. С. 277, 279
[230] Там же. С. 283
[231] Там же. С. 278
[232] Там же. С. 299
[233] См.гл.VI: Откровение
[234] Антропософия (от греч. o anqrwpoV - человек и h sojia - мудрость) мистическое учение, ставящее на место Бога человека, постигшего "тайную мудрость", "истинный" смысл бытия и через это ставшего сыном Божиим
[235] Штейнер Р. (умер в 1925 г.) - германский философ, мистик, основатель антропософии
[236] Бердяев Н. Самопознание. Париж, 1949. С. 205-206
[237] См. гл. II, §8: Многообразие религий
[238] Булгаков С. Свет Невечерний. Сергиев Посад,1917. С. 323
[239] Светлов Э. Магизм и единобожие. Брюссель, 1971. С. 616. Прим. 261
[240] Дьяченко Т.Н. Полный церковно-славянский словарь. М., 1899. С. 6, 567, 234
[241] Казило С. Обзор журнала "Христианская Мирная конференция" // ЖМП. 1975. №3. С. 41.
[242] В греческом тексте здесь стоит глагол plhrwsai (infinitiv, aoristi, activi) от plhrow - наполнять, восполнять, исполнять, кончать.
[243] Свят. Иоанн Златоуст. Полн. собр. творений: В 12 т. СПб., 1900. Т. 6. С. 91
[244] Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 144
[245] См., например, подборку мыслей древних отцов и учителей Церкви по этому вопросу у Филарета, архиеп. Черниговского. Православное догматическое богословие. СПб., 1882. С. 125-128; у еп. Сильвестра. Опыт православного догматического богословия: В 5 т. Киев, 1885. Т. 3. С. 17-44
[246] Зеньковский В.В. Основы христианской философии: В 2 т. Париж, 1964. Т. 2. С. 51, 53
[247] София, по Е.Трубецкому, есть "неотделимая от Христа божия премудрость и сила" (Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1918. С. 104
[248] Там же. С. 105
[249] Цит. по: Еп. Сильвестр. Опыт православного догматического богословия, 2-е изд. Киев, 1884-1885. Т. 3. С. 40
[250] Там же. С. 42. Прим. 4
[251] Например, святитель Игнатий Брянчанинов, говоря, прежде всего, о передовом отряде этой науки монашестве, - пишет: "Наука из наук, монашество, доставляет - выразимся языком ученых мира сего самые подробные, основательные, глубокие и высокие познания в экспериментальной психологии и богословии, то есть деятельное, живое познание человека и Бога, насколько это познание доступно человеку" (Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч.: В 5 т. 3-е изд. СПб., 1905. Т. 1. С. 480
[252] Наан Т.Е. Симметричная вселенная (доклад на Астрономическом совете АН СССР 29 января 1964 г.) // Тартуская астрономическая обсерватория. Публикации. Тарту, 196 Т. 56. С. 431-433
[253] Мелюхин С. Т. Бесконечность материального мира. М., 1973. С. 37
[254] Казютинский В.В. Астрономия и диалектика. (К 100-летию со дня рождения В.И.Ленина) // Астрономический календарь. Ежегодник. Вып. 74. М., 1970. С. 143]
[255]Там же. С. 163.
[256] Рассказывают академик Я.Зельдович и кандидат физико-математических наук Н.Новиков //Комсомольская правда. 6 июня 1964 г.
[257] Вселенная //БСЭ. М., 1971. Т. 5
[258] "Окончательного согласия относительно понятия "Вселенная" среди астрономов, физиков и философов пока нет. Многие воспринимают это слово буквально, как все сущее" (Знание - сила. 1973. №6. С. 22.
[259] Изотропия - одинаковость физических свойств тела (например, теплопроводности, электропроводности, скорости распространения света) по различным направлениям внутри этого тела. Анизотропия - неодинаковость свойств. Словарь иностранных слов /Под ред. Ф.Н.Петрова, 6-е изд. М., 1964
[260] Знание - сила. 1973. №6. С. 22
[261] Там же
[262] Там же
[263] См., например: Рейхенбах Г. Направление времени / Пер. с англ. М., 1962
[264] Цит. по: Лелотт Ф. Решение проблемы жизни. Брюссель, 1959. С. 91
[265] Зеньковский В.В. Основы христианской философии: В 2 т. Париж, 1964. Т. 2. С. 35
[266] По вопросу развития жизни, происхождения ее видов существуют различные точки зрения: ламаркизм, дарвинизм, мутационная теория, гетерогенез. Значительное число ученых придерживается гипотезы эволюции (одни - признавая Бога ее истоком, другие исключая Его), но многие современные ученые отказываются от нее, принимая теорию первоначальной множественности видов.(См., например: Генри. Сотворение мира /Пер. с англ. Сан-Диего, 1981; Хайнц. Творение или эволюция / Пер. с англ. 2-е изд. Чикаго, 1983
[267] См., например: Курьер. 1972.№8/9; Человек // БСЭ. Т. 29. С. 50-54
[268] Лелотт Ф. Указ. соч. С. 95
[269] Беседа преп. Серафима Саровского с Н.А.Мотовиловым о цели христианской жизни. Сергиев Посад, 1914. С. 11
[270] Лелотт Ф. Указ. соч. С. 95
URL: http://apologia.hop.ru
E-mail: apologia@hop.ru