Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


На Ариан слово первое.


Афанасий Великий

Главы с 31 по 45

    31) Если же думают, что хорошо предлагают вопрос, сказав: одно ли несозданное, или несозданных два? — то пусть прежде услышат, как невежды, что несозданных много, и что несозданное есть ничто; и вещей, которые могут произойдти, много, а что не может произойдти, то, по сказанному, ничто. Если же и Астерий хочет, чтобы не тварь, но всегда сущее было несозданным, и они предлагают вопрос: то пусть не раз, но многократно выслушают, что в таком смысле и Сын наименуется несозданным; потому что Он не тварь и не произведение, но вечно присущ Отцу, как уже и доказано, хотя они не раз от сего отказывались, только бы сказать против Господа: Он из ничего, и Его не было, пока не рожден. Посему, если, лишась во всем опоры, захотят уже предложить вопрос, разумея под несозданным, что существует, но никем не рождено и не имеет у себя отца: то пусть слышат, что и у нас в таком значении один и единственный несозданный Отец, и услыщав это, ничего больше не приобретут себе; потому что именование Бога несозданным в этом смысле не доказывает, что Сын сотворен, так - как из предыдущих доказательств ясно видно, что Слово таково-же, каков и Родивший Его. Итак, если Бог несоздан, то несоздан и Образ Несозданного, а Его есть рождение, то-есть Его Слово и Премудрость. Ибо какое сходство созданного с Несозданным? И не поленимся повторить опять то-же. Если хотят, чтобы созданное подобно было Несозданному, чтобы взирающий на одно видел другое; то не долго уже им сказать, что Несозданное есть образ и тварей, — так все уже у них перемешано: созданные вещи уравниваются Несозданному, испровергается Несозданное, потому что измеряется тварями, только бы Сына низвести им в ряд тварей.

    32) Но думаю, что и они не захотят еще сказать сего, если послушаются софиста Астерия. Ибо он, хотя старается защитить арианскую ересь, и говорит, что несозданное одно, однакоже, вопреки им утверждает, что и Премудрость Божия несозданна и безначальна. Вот часть написанного им: „не сказал блаженный Павел, что проповедует Христа, сию Божию силу и сию Божию Премудрость, не говорить без этого присовокупления, — Христа - Божию силу и Божию премудрость (1 Кор. 1:24), проповедуя тем, что есть иная собственная сила самого Бога, Ему врожденная и несозданно соприсущая". И немного после говорит еще: „хотя вечная Его сила и Премудрость, Которая по доводам истины оказывается безначальною и несозданною, без сомнения, может быть одна и таже". Хотя, нехорошо выразумев Апостольское изречение, и признал он две премудрости, однакоже, назвав несозданною соприсущую Богу премудрость, выразил, что несозданное не одно, но есть при нем и другое несозданное; потому что соприсущее не себе соприсуще, но другому. Посему или пусть, послушавшись Астерия, не спрашивают больше: одно ли несозданное, или их два, чтобы сомнением своим не вступить в борьбу с Астерием, или, если противятся и ему, то пусть не опираются на его книгу, чтобы, угрызая друг друга, не истребить им себя взаимно.

    Это пусть будет кратко сказано их невежеству; а на коварное их произведение в состоянии ли кто сказать что-либо достаточное? И кто, по справедливости, не возненавидит их за такое беснование? Поелику не имеют уже свободы сказать: Сын из не-сущего, и не был, пока не рожден; то придумали себе речение: несозданный, чтобы, пред людьми простодушными называя Сына созданным, означать этим опять те-же самые положения: из не-сущего, и некогда не был. Ибо ими означаются вещи созданные и твари.

    33) Если бы твердо стояли они в том, что говорят; то им надлежало бы держаться сего и не мешать своих мыслей, извращая их многоразлично. Но они не хотят этого, думая, что не трудно будет всего достигнуть, если оградятся словом: несозданный, прикрывая им ересь свою. Ибо и самое это речение имеет значение не в отношении к Сыну, какую мысль они рассевают, но в отношении к вещам сотворенным. Подобное сему можно видеть в словах: Вседержитель и Господь сил. Ибо, если Отец над всем державствует и господствует чрез Слово, и в царстве Отца царствует Сын, и имеет над всем державу, как Слово и как Образ Отца; то явно, что здесь Сын не причисляется ко всем тварям, и не в отношении к Нему именуется Бог Вседержителем и Господом, а в отношении к тому, что сотворено Сыном, и над чем Бог державствует и господствует чрез Слово. И именование: несозданный имеет значение в отношении не к Сыну, но к тому, что сотворено Сыном. И справедливо употребляется оно о Боге; потому что Бог — не то, что — существа созданные, но Он есть их Творец и Создатель чрез Сына. Но как имя: несозданный имеет значение в отношении к существам созданным; так имя: Отец — указывает на Сына. И кто именует Бога творцом, создателем и несозданным, тот имеет ввиду и представляет себе твари и существа созданные; а кто называет Бога Отцом, тот с этим вместе умопредставляет и видит Сына. Посему-то иной подивится упорству их в нечестии; потому что, хотя имя: несозданный, по сказанному, имеет хороший смысл и может быть употребляемо благочестиво, но они по своей ереси произносят его к бесчестью Сына, не не зная того, что кто чтит Сына, тот чтит Отца, а кто бесчестит Сына, тот бесчестит Отца (Иоан. 5:23).

    Если бы у них было попечение о прославлении и чествовании Отца, то им (что было бы и лучше и выше) надлежало бы паче признавать и именовать Бога Отцом, нежели давать Ему то наименование. Ибо, называя Бога несозданным от произведенных Им дел, как сказано, именуют Его только Творцом и Создателем, думая, что из этого имени могут, в угодность свою, и Слову дать имя твари. А кто называет Бога Отцом, тот дает Ему это именование от Сына, не не зная, что, поскольку есть Сын, то и сотворенное создано необходимо Сыном. И они, именуя Бога несозданным, дают Ему имя только от дел, а сами также не знают Сына, как и язычники. А кто называет Бога Отцом, тот дает Ему это именование от Слова; познавая же Слово, познает в Слове Создателя и разумеет, что Им все было (Евр. 1: 8-12).

    34) Посему, не благочестиво ли и не согласнее ли с истиною — дать имя Богу от Сына и назвать Его Отцом, нежели именовать Его от одних дел и называть несозданным? Ибо это последнее наименование, как я сказал, указывает только на каждое в отдельности и на все вообще дела, по воле Божией сотворенный Словом. А имя Отец получает значение только от Сына, и Им ограничивается. Но сколько Слово превосходит сотворенные вещи, столько, и еще в большей мере, название Бога Отцом будет превосходнее названия несозданным. И как последнее именование взято не из Писания, подозрительно и имеет различные значения, почему спрашиваемый о нем носится мыслию туда и сюда: так имя Отец просто, употребительно в Писании, гораздо вернее, и указывает только на Сына. И слово: несозданный изобретено язычниками, незнающими Сына; имя же: Отец познано от Господа нашего и Им даровано. Ибо Сам, ведая, Чей Он Сын, сказал: Я в Отце, и Отец во Мне (Иоан. 14:10), и: кто Меня увидел, увидел Отца (Иоан. 14:9), и: Я и Отец - одно (Иоан. 10:30). И нигде не видно, чтобы назвал Он Отца несозданным, но и научая нас молиться, не сказал: когда молитесь, говорите: Отче! Да святится имя Твое. Да придет Царство Твое (Лук. 11:2). И к сему восхотел направить главнейшее в нашей вере, повелев креститься нам не во имя Несозданного и созданного, не во имя Творца и твари, но во имя Отца и Сына и Святого Духа. Так тайноводствуемые и мы — твари, — наконец, всыновляемся Богу, и произнося имя Отца, познаем из этого имени и сущее в самом Отце Слово. — Итак, доказано, что напрасно их предприятие — ввести речение: несозданный, и не имеет иного основания, кроме их произвола.

    35) А что касается до предлагаемого ими вопроса: изменяемо ли Слово? — то напрасно и входить об этом в изследование. Ибо достаточно выписать мне только их изречения, чтобы показать дерзость их нечестия. Пустословят же они, предлагая в виде вопросов следующее: „Свободен ли Сын, или нет? По произволению ли, вследствие свободы, добр и, если захочет, может измениться, имея изменяемую природу, или, как камень и дерево, не имеет свободного произволения подвигнуться и склониться на ту и другую сторону"? Их ереси не чуждо так и говорить, и думать. Ибо, однажды вообразив себе Бога из не-сущего и сотворенного Сына, вследствие этого собрали и подобные речения, как приличные твари. Но поскольку, препираясь с держащимися церковного учения и слыша от них об истинном и едином Отчем Слове, еретики отваживаются говорить о Нем подобное сему; то видал ли кто учение, более этого мерзкое? Кто, слыша только это, хотя и может оспорить их, не возмутится, не заградит слуха, приводимый в изумление новыми речениями, как произносят они и какие сам он слышит, речениями, который сами в себе и при самом произношении исполнены хулы?

    Если Слово изменяемо и может приходить в различные состояния, то на чем Оно остановится, какой будет конец Его возрастания? Или, как изменяемый может быть подобен Неизменяемому? Как видевший изменяемого помыслит о себе, что видел Неизменяемого? И в какое состояние должно прийдти Ему, чтобы можно было видеть в Нем Отца? Ибо явно, что не всегда человек увидит в Нем Отца; потому что Сын непрестанно изменяется и имеет естество не пребывающее в одном состоянии. Отец неизменяем, не бывает в разных состояниях; ибо всегда одинаков, всегда один и тот же. Если же Сын, по мнению их, изменяем и не всегда тот же, но по естеству непрестанно в новом бывает состоянии; то как-же Он в таком положении может быть образом Отца, не имея в Себе подобия неизменяемости? И вообще, как Он пребывает в Отце, имея колеблющееся произволение? А может быть, как изменяемый и со дня на день преуспевающий, и до ныне еще Он несовершен?

    Но да погибнет такое безумие ариан, да возсияет же истина, и да обнаружится их неразумие! Ибо как будет несовершенный Равный Богу? Или, как будет изменяемым Тот, Кто едино есть со Отцом, Кто есть собственный Сын Его сущности? Поелику неизменяема Отчая сущность, то неизменяемо будет и собственное ее Рождение. Если же это так и лживо приписывают они изменяемость Слову, то пусть узнают, к какой опасности ведет их слово. От плода познается древо; посему и видевший Сына видел Отца, и познание Сына есть познание Отца.

    36) Посему, неизменяем будет Образ неизменяемого Бога. Ибо Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки - Тот же (Евр. 13:8). И Давид, воспевая о Нем, говорит: В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса - дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся (Пс. 101:26-28). И сам Господь говорит о Себе чрез Пророка: Видите ныне, что это Я (Втор. 32:39), Я не изменяюсь (Мал. 3:6). Хотя может иной сказать, что это должно разуметь об Отце; однакоже, прилично — сказать это о Себе и Сыну, особенно потому, что, соделавшись человеком, показывает Он Свое тождество и Свою неизменяемость тем, которые думают, что, приняв плоть, Он изменился и стал чем-то иным. Святые же, а тем паче Господь, более достойны веры, нежели зломыслие нечестивых. Ибо и в приведенном месте из песнопения Писание, разумея под небом и землею все созданное и всякую тварь, и естество их называя изменяемым и превратным, Сына же исключая из сего, показывает тем, что Он вовсе не сотворен, а паче, Им изменяется все иное, и научает также, что Он не изменяется, говоря: Ты - тот же, и лета Твои не кончатся.

    Это и справедливо. Ибо существа сотворенные, происходя из ничего, и не существовавшие, пока не были сотворены — потому что из ничего приходят в бытие — имеют изменяемую природу; а Сын, сущий от Отца и собственно принадлежащий Его сущности, неизменяем и непреложен, как и сам Отец. Ибо невозможно сказать, что от неизменяемой Сущности рождается изменяемое Слово и изменяемая Премудрость. Ибо почему уже и Слово, если изменяем? И почему уже Премудрость, если подлежит переменам? Разве хотят, чтобы это было как бы случайным в сущности, как в неделимом каком сушестве бывает случайно какое-либо предрасположение и способность к добродетели, и это-то названо Словом и Сыном и Премудростью, почему может быть и отнято у сего существа и придано ему. Они нередко высказывали подобные умствования; но это вера не христианская. Это не показывает, что есть истинно Божие Слово и истинно Божий Сын, что Премудрость есть истинная Премудрость. Ибо изменяемое, преходящее разные состояния и не пребывающее в одном и том-же, как может быть истинным? А Господь говорите о Ceбе: Я есть истина (Иоан. 14:6). Если же Господь сам о Себе говорит сие, и показывает Свою неизменяемость, и святые, тому-же научившись, свидетельствуют о сем, да и по самому понятию о Боге признается cие благочестным; то, откуда заняв, придумали это нечестивые? Следовательно, из сердца, как из зараженного члена, изблевали они это.

    37) Но поскольку в защиту свою выставляют они Божественные слова и усиливаются толковать их по собственному своему разумению, то необходимо в такой мере отвечать им, чтобы защитить места Писания и показать, что в них заключается правый смысл, еретики же худо разумеют эти изречения. Итак говорят, что Апостолом написано: Потому и Бог превознес Его и даровал Ему Имя, которое выше всякого имени, чтобы во имя Иисуса преклонилось всякое колено небесных и земных и преисподних (Фил. 2:9-10), и Давидом: посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих (Пс. 44:8). Потом прибавляют, как-будто сказывая что-то мудрое: если сего ради вознесен и приял благодать, сего ради помазан; то получил награду за свое произволение. А если действовал по произволению; то, без сомнения, изменяем по естеству. И это не только говорить, но и написать осмелились Евсевий и Арий; а последователи их не ленятся провозглашать то среди торжищ, не примечая, какое безумие заключается в словах их. Ибо, если в награду за свое произволение получил то, что имеет, и не имел бы этого, если бы не привел в действие требуемого; то, получив это за добродетель и усовершение, поэтому уже справедливо назван и Сыном и Богом, но не есть истинный Сын. Что происходит от кого-либо по естеству, то есть истинное рождение. Таков был Исаак у Авраама, и Иосиф у Иакова. Таково сияние у солнца. А называемые сынами за добродетель и по благодати имеюте вместо естества только благодать, вследствии приятия сего имени, и инаковы с тем, что им дано. Таковы люди, по причастию приявшие Духа, о которых и сказал Бог: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня (Ис. 1:2), конечно потому, что не были сынами по естеству. И как-скоро изменились, — отнят у них Дух, и они отвержены; но кающихся снова их приимет и, дав им свет, опять наречет сынами Бога, в начале даровавши им благодать сию.

    38) Посему, если в таком-же смысле говорят о Спасителе; то окажется, что Он не истинный Бог, не истинный Сын, не подобен Отцу, и совершенно не имеет Бога Отцом Своим по самой сущности, имеет же только по данной Ему благодати, а по сущности имеет Бога Творцом Своего бытия, подобно как и все твари. А если Он таков, как утверждают еретики; то откроется еще, что и в начале не имел Он имени Сына, если только получил его в награду за свои дела и заслуги, и именно не за иное, но за то, какое показал, когда соделался человеком и принял образ раба. Ибо тогда, как стал послушлив даже до смерти, говорится о Нем, что Он превознесен и получил благодать, то есть имя, чтобы во имя Иисуса преклонилось всякое колено. Чем же был Он прежде, если теперь вознесен, теперь начал быть достопокланяемым, теперь назван Сыном, когда соделался человеком? Видно, что нимало не усовершил Он плоть, а паче Сам усовершен плотью, если, по их зломысленному учению, тогда вознесен и наречен Сыном, когда стал человеком. Итак, чем же Он был прежде сего? Опять настоит необходимость спросить их об этом, чтобы виден был и конец их нечестия. Если Господь есть Бог, Сын, Слово, но не был сим, пока не стал человеком; то, или был чем-либо иным, отличным от сего, и впоследствии за добродетель сделался причастником сего, как говорили уже мы, или необходимо сказать им другое (что да обратится на главы их!), а именно, что прежде сего Он и не был, и по естеству совершенно есть человк, а не что-либо большее. Но это — не церковное учение, а мудрование Самосатского и нынешних иудеев. Почему же они, мудрствуя по-иудейски, и не обрезываются как иудеи, но лицемерно прикрываются христианством и ведут с ним борьбу?

    Если Сын не был, или хотя и был, но усовершился впоследствии; то как же все было создано им? И как же о Нем, если несовершен Он, радовался Отец? Да и сам Он, если ныне только усовершился, как прежде сего веселился пред лицом Отца (Прем. 8:30)? Если по смерти уже принял Он достопокланяемость; то как же видим, что Авраам покланяется Ему в куще, и Моисей — в купине? Как Даниил видел, что тмы тем и тысящи тысящ служили Ему (Дан. 7:10)? Если, по словам еретиков, ныне Он усовершился; то почему же, упоминая о Своей еще прежде Mирa премирной славе, сам Сын сказал: теперь, прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого, славою, которую Я имел, когда мира еще не было, у Тебя (Иоан. 17:5)? Если ныне вознесен, по их мнению; то почему же прежде сего Наклонил Он небеса и сошел, и еще: Всевышний дал глас Свой (Пс. 17:10. 14)? Следовательно, если Сын и прежде сотворения Mирa имел славу, и был Господом славы и Вышним, и сошел с неба, и всегда был достопокланяем; то не усовершился Он сошедши, а паче Сам усовершил имеющих нужду в усовершенствовании. А если снисшел для усовершения других; то не в награду принял именование Сына и Бога, а паче Сам усыновил нас Отцу, и обожил людей, став Сам человеком.

    39) Не человеком быв прежде, впоследствии стал Богом; но, Бог сый, впоследствии стал человеком, чтобы нас обожить. Ибо если, когда стал человеком, тогда назван Сыном и Богом, а прежде нежели стал Он человеком, Бог древние народы называл сынами, и Моисея поставил богом Фараону, и о многих богах Писание говорит: Бог стал в сонме богов (Псал. 81:1); то явно, что после сих назван Он Сыном и Богом. Посему, как-же всяческая Тем и Он Сам есть прежде всего? Или, почему Первородный Он всей твари (Колос. 1, 15 — 17), имея прежде Себя нареченных сынами и богами? Почему же первые причастники не причастники Слова? Неистинно мнение сие; оно есть изобретение иудействующих ныне. Как вообще мог бы кто-либо признавать Бога Отцом? Ибо невозможно было бы сыноположение без истинного Сына; потому что сам Сын говорит: никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому хочет Сын открыть. (Матф. 11:27). И как возможно было бы обожение без Слова и прежде Слова, когда Сам говорит братиям этих еретиков - иудеям: „Если Закон назвал богами тех, к которым было слово Божие (Иоан. 10:35)? А если все те, которые наименованы были сынами и богами на земле и на небесах, всыновлены и обожены Словом, Слово же есть сам Сын: то явно, что все — Им, а Он — прежде всех, лучше же сказать, Он только — истинный Сын и единый истинный Бог от истинного Бога, не в награду за добродетель приявший сие и не чем-либо иным бывший, но естеством по сущности сущий Сын и Бог; потому что Он есть рождение Отчей сущности. И посему, никакого нет сомнения, что в подобие неизменяемому Отцу неизменяемо и Слово.

    40) Доселе, основываясь на самых понятиях о Сыне, сколько дал нам Господь, отражали мы неразумные их вымыслы. Но хорошо будет предложить уже и Божественные слова, чтобы еще, и в большей силе, были доказаны неизменяемость Сына, непреложное в Нем Отчее естество, а также и зломудрие еретиков. Так Апостол, пишет к Филиппийцам, говорит: Имейте между собой те же мысли, что и во Христе Иисусе, Который, будучи в образе Божием, не счёл для Себя хищением быть равным Богу, но уничижил Себя, приняв образ раба, быв в подобии человеческом и по виду став как человек. Он смирил Себя, быв послушным до смерти, и смерти крестной. Потому и Бог превознёс Его и даровал Ему Имя, которое выше всякого имени, чтобы во имя Иисуса преклонилось всякое колено небесных и земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Иисус Христос - Господь, во славу Бога Отца (Филип. 2, 5—11). Что может быть яснее и убедительнее этого? Не с низшей начав степени, соделался более совершенным, а напротив того, будучи Богом, принял образ раба, и этим принятием не усовершился, но смирил Себя. Посему, где же в этом награда за добродетель? Или, какое преспеяние и усовершение в уничижении? Если Он, Бог сый, стал человеком, и о Снисшедшем с высоты сказуется, что Он возносится; то куда же возноситься Богу? Поелику Бог есть Вышний, то явно опять, что и Слову сего Бога необходимо быть Вышним. Посему, куда же более возноситься Тому, Кто — во Отце и во всем подобен Отцу? Следователыю, не имеет Он нужды ни в каком приращении, и не таков, каким предполагают Его ариане. Ибо, если снизошло Слово для возношения Своего, и таков смысл Писания; то какая вообще была потребность смирить Себя, чтобы домогаться о приятии того, что имело уже Слово? Да и какую благодать приял Податель благодати? Или, как приял достопокланяемое имя, Кому всегда покланялись о имени Его. И прежде нежели делается человеком, святые призывают: Боже! именем Твоим спаси меня (Псал. 53:3), и еще: Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся (Псал. 19:6-8). Так покланялись Ему Патриархи, да и об Ангелах написано: И да поклонятся Ему все ангелы Божии (Евр. 1:6).

    41) Если же, как Давид воспевает в семьдесят первом псалме, имя Его пребывает прежде солнца и прежде луны в роды родов (Псал. 71:5); то каким образом приял то, что имел всегда, даже прежде нежели приял это ныне? Или, каким образом возносится, когда Он есть Вышний, прежде нежели был вознесен? Или, как приял достопокланяемость Он, и прежде нежели приемлет это ныне, всегда достопокланяемый?

    Это — не прикровенное слово, но Божия тайна. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог (Иоан. 1:1). Но ради нас впоследствии Слово стало плотью (ст. 14). И теперь сказанное: превознесе — означает не то, что возносится сущность Слова; потому что она всегда была и есть равна Богу. Напротив того, это есть вознесение человечества. Не прежде это сказано, но когда уже Слово плоть бысть, чтобы ясно было, что слова: смирил и превознесе сказуются о человеческом естестве. Ибо чему свойственно смирение, то может быть и возносимо. И если вследствие принятия плоти написано: смирил; то явно, что к плоти же относится слово: превознесе. В этом имел потребность человек по смирению плоти и смерти. Поелику Слово, будучи образом Отца и бессмертным, прияло зрак раба, и ради нас, как человек, во плоти Своей претерпело смерть, чтобы таким образом за нас чрез смерть принести Себя Отцу; то и сказуется о Нем, что ради нас и за нас вознесено, как человек, чтобы, как смертию Его все мы умерли во Христе, так о самом же Христе были мы опять и превознесены, будучи воздвигнуты из мертвых и входя на небеса, предтечею за нас вошел Иисус (Евр. 6:20), Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, отображение истинного, но в самое небо, чтобы теперь предстать за нас пред лицом Божиим (9:24). Если же ныне за нас вошел Христос в самое небо, хотя и прежде сего, и всегда, Он Господь и Зиждитель небес; то посему написано, что за нас и вознесен ныне. И как Он, святей всех, говорит опять Отцу, что святит Себя за нас (Иоан. 17:19), не для того, чтобы Слову стать святым, не чтобы Ему освятить в Себе всех нас: так разумей и сказуемое теперь: превознесе Его, — не для того превознесе, чтобы Ему вознестись (ибо Он есть Вышний), но чтобы стать Ему правдою за нас, и нам вознестись в Нем и войти в небесные врата, которые Он - же опять отверз за нас при возглашении предшествующих: Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! (Псал. 23, 9). Ибо и здесь врата были заключены не Ему —- Господу и Творцу всяческих, но это написано ради нас, которым заключена райская дверь. Посему, как по человечеству, по причине плоти, которую понес на Себе, сказуется о Нем: возмите врата, и как о входящем человеке: внидет; так опять по Божеству, потому что Слово есть Бог, сказуется о Нем: Той есть Господь и Царь славы. О таковом-же, в нас совершающемся вознесении, предвозвестил Дух, в восемьдесят восьмом псалме говоря: о имени Твоем радуются весь день и правдою Твоею возносятся, ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш (17-18). Если же Сын есть правда, то не Он имеет нужду в вознесении, но мы возносимся правдою, то-есть, Им.

    42) И сие: даровал Ему — написано не ради самого Слова, потому что опять, прежде нежели соделалось Оно человеком, покланялись Ему, как сказано, и Ангелы и вся тварь по единству свойств со Отцом; но и это опять написано ради нас и за нас. Как Христос умер и вознесен, яко человек; так о Нем, яко о человеке, сказуется, что приемлет, что всегда имел Он как Бог, чтобы и на нас простерлась таковая дарованная благодать. Ибо Слово, приняв тело, не умалилось до того, чтобы возыметь нужду в приятии благодати, но обожило паче и то, во что облеклось, и в большей мере даровало сие человеческому роду. Как будучи Словом и в образе Божии сый, Сын всегда достопокланяем; так Он-же стал человеком и наречен Иисусом, но тем не менее вся тварь—под ногами Его, и о имени сем преклоняет пред Ним колена, и исповедует, что Слово стало плотию и смерть претерпело во плоти, совершилось же это не к бесславию Божества, но в славу Бога Отца. А слава Отца — в том, что человек созданный и погибший обретен, умерщвленный оживотворен и соделался Божиим храмом. Поелику небесные Силы, Ангелы и Архангелы, как всегда покланяются Ему, так и ныне покланяются Господу о имени Иисусове; то нам принадлежит сия благодать и наше это превознесение, что Сын Божий, и соделавшись человеком, достопокланяем, и не удивятся небесные Силы, видя, как все мы сопричастники Его (Ефес. 3:6) вводимся в их область. Но не совершилось бы это иначе, если бы во образе Божьем Сый не приял зрак раба, и не смирил Себя, попустив телу приять даже смерть.

    43) Итак, что, по мнению людей, ради креста есть безумное Божие (1 Кор. 1:25), то стало честнее всего. Ибо в Нем соблюдается наше воскресение. Не один израиль, но и все уже народы, как предрек Пророк, оставляют идолов своих, познают же истинного Бога Отца Христова; демонское мечтание приведено в бездействие, покланяются же единому истинному Богу о имени Господа нашего Иисуса Христа. А тем, что покланяются Господу, явившемуся во плоти и нареченному Иисусом, и веруют, что Он есть Сын Божий и что чрез Него познается Отец, ясно показывается, как сказано, что не Слово, поскольку Оно есть Слово, прияло таковую благодать, но прияли мы. Ибо, по сродству с телом Его, и мы стали храмом Божиим, соделаны уже сынами Божьими; почему и в нас уже достопокланяем Господь, и взирающие на нас возвещают, как сказал Апостол, что воистину Бог - между вами (1 Кор. 14:25); как и Иоанн в Евангелии говорит: Всем же, кто принял Его, - дал им власть стать детьми Божиими, верующим во имя Его (Иоан. 1:12), а в Послании пишет: что Он пребывает в нас, мы узнаём по Духу, Которого Он нам дал (1 Иоан. 3, 24). Признаком же Его явленной нам благости служит, что возносимся мы; потому что в нас пребывает Вышний Господь, и ради нас дается благодать; потому что раздающий благодать Господь соделался подобным нам человеком.

    Сам же Спаситель смирил Себе принятием нашего смиренного тела. Он восприял зрак [образ] раба, облекшись в плоть, порабощенную грехом. И хотя Сам не приял от нас ничего, служащего к усовершению, — (потому что Божие Слово не имеет нужды ни в чем): однакоже, мы чрез Него тем паче усовершились; потому что -Он есть свет, Который просвещает каждого человека, приходящего в мир (Иоан. 1:9).

    И напрасно ариане опираются на сем слове: тем-же, когда Павел говорит: темже и Бог Его превознесе. Ибо не в означение награды за добродетель и усовершения в преспеянии Его сказал это Апостол, но показывает причину в нас совершеннего вознесения. Что же это значите Не то ли, что в образе Божии сый Сын высокого Отца смирил Себя, и вместо нас и за нас соделался рабом? Ибо, если бы Госпбдь не соделался человеком, то не были бы мы избавлены от грехов и не восстали бы из мертвых, но пребывали бы мертвыми под землею, не были бы вознесены на небеса, но оставались бы лежащими во аде. Поэтому, ради нас и за нас сказано: превознесе и дарова.

    44) Посему, полагаю, что такой смысл изречения есть самый церковный. Впрочем, иной может искать и другого значения в этом изречении, объясняя его обратным прежнему образом, а именно: не означается этим, что возносится само Слово, поскольку оно есть Слово, — потому что Оно, как сказано несколько прежде, есть Высочайшее и подобно Отцу; но изречение это, по причине человечества Его, указывает на воскресение из мертвых. Посему, Апостол, сказав: смирил Себе даже до смерти, тот-час присовокупил: темже превознесе, желая показать, что, если, как человек, сказуется Он умершим, то, как жизнь, вознесен воскресением. Ибо Нисшедший. Он же есть и восшедший (Ефес. 4:10); сошел Он телесно, воскрес же, потому что в теле был Бог. И посему-то самому опять присовокупил в таком-же смысле слово: темже, — в означение не награды за добродетель или преспеяние, но причины, по которой - совершилось воскресение, и по которой, когда все люди от Адама и доныне умирали и оставались мертвыми, Он один невредимым восстал из мертвых. Сему причиной, как Сам сказал прежде, есть то, что Он Бог и соделался человеком. Все прочие люди, происходя только от Адама, умирали, и смерть царствовала над ними (Римл. 5:14). А сей второй человек есть с небес; потому что Слово плоть бысть. И о таковом Человеке сказуется, что Он — с неба и есть небесный; потому что с неба снизошло Слово, почему и не обладается смертию. Ибо, хотя и смирил Себя, дозволив собственному Своему телу принять даже смерть, потому что доступно было оно смерти; однакоже, превознесен от земли, потому что в теле был сам Сын Божий. Посему, сказанное здесь: темже и Бог Его превознесе — равно сказанному Петром в Деяниях: Бог Его воскресил, разрешив муки смерти, потому что Он не мог быть держим ею (Деян. 2:24). Ибо, как Павлом написано: во образе Божьем Сущий стал человеком, и смирил Себя даже до смерти, темже и Бог Его превознес: так и у Петра говорится: поскольку Он Бог и соделался человеком, но знамения и чудеса показали всякому видящему, что Он Бог, то по сему самому не мог быть держим ею в смерти. Но человеку невозможно было дойти до такого совершенства; потому что смерть свойственна человеку. Посему, Слово, будучи Богом, стало плотию, чтобы, умерши плотию, силою Своею оживотворить всех.

    45) Поелику же говорится, что Он возносится и что Бое дарова Ему, а еретики почитают это недостатком или страдательным состоянием для сущности Слова; то необходимо сказать, почему и это говорится. Возносящимся сказуется Он от преисподних частей земли (Ефес. 4:9); потому что и смерть сказуется Его смертию. О Нем же говорится и то и другое; потому что Ему, а не другому, принадлежало тело, вознесенное от мертвых и взятое на небеса. И опять, поскольку тело принадлежит Ему, и не вне тела—само Слово; то справедливо говорится, что с возносимым телом и Сам, как человек, возносится по причине тела. Посему, если не стал Он человеком, то пусть не говорится этого о Нем. А если Слово плоть бысть, то необходимо, чтобы и воскресение и вознесение были сказуемы о Нем, как о человеке, чтобы, как сказуемая о Нем смерть была искуплением грехов человеческих и уничтожением смерти, так сказуемые о Нем воскресение и вознесение чрез Него надежными пребыли и для нас. В том и другом отношении Апостол сказал: Бог Его превознесе, и Бог даровал Ему, чтобы и зтим еще показать, что не Отец есть Тот, Кто стал плотию, но что Слово Его соделалось человеком, и Оно по-человечески, как сказано, и приемлет от Отца, и возносится Им. Явно же, и никто не может в том сомневаться, что, если дает что Отец, то дает это чрез Сына. Удивительно, и подлинно может привести в изумление, что сам Сын сказуется приемлющим ту благодать, какую дает Он от Отца, и тем вознесением, какое совершает Сын чрез Отца, как бы возносится и сам Сын. Ибо Тот-же самый, Кто есть Божий Сын, соделался и сыном человеческим. И как Слово, дает Он то, что—от Отца; потому что все, что творит и дает Отец, творит и сообщает чрез Него; а как сын человеческий, Он-же сказуется по-человечески приемлющим то, что—от Него; потому что тело принадлежит не другому, а Ему, и телу, как сказано, свойственно — принимать благодать. Ибо приял при вознесении человека, и вознесением было обожение его. Само же Слово всегда имело сие по Отчему Своему Божеству и совершенству.


К главам с 46 по 64
Назад
К оглавлению



© 2003, Сайт Апологии Христианства.
URL: http://apologia.hop.ru
E-mail: apologia@hop.ru