Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


Писания святителя Григория Нисского.

О жизни Моисея Законодателя

Примечания

1 Имеется в виду древний обычай воздвигать на поле боя трофей — памятник из сложенного в груду оружия поверженного врага.

2 Бракосочетанием здесь называется заключение Завета.

3 Здесь имеется в виду третья заповедь: "Не делай себе кумира".

4 Имеются в виду прежде всего заповеди "второй скрижали" (с пятой по десятую), но сюда можно отнести и предписания глав 20-23 книги Исход, а также многочисленные правила, содержащиеся в книгах Левит и Второзаконие.

5 Медики того времени полагали, что здоровье человека зависит от равновесия в организме основных жизненных "соков": крови, лимфы, желтой желчи и черной желчи. Преобладание одного из них приводило, по их мнению, к болезни.

6 "Царским путем" называлась главная дорога, проложенная из Египта в Палестину.

7 "Гадание по птицам — распространенный способ гадания в древности. Гадатель в определенное время наблюдал за небом и делал свои выводы по тому, с какой стороны, какие птицы и в каком количестве появлялись первыми.

8 Словом "разум" здесь переведено греческое logoV, которое имеет много разных значений, в том числе — Бог-Слово (ср. : Ин. 1 : 1). По-видимому, здесь, как и в некоторых других местах, Свт. Григорий сознательно говорит так, что его мысль можно понять двояко: "Душевные движения подчиняются разуму" или "Душа следует за Словом".

9 Здесь, как и в некоторых других своих произведениях, свт. Григорий понимав "кожаные одежды" из книги Бытия как человеческую природу в ее нынешнем состх янии после грехопадения.

10 Слово "Сущий", o wn, которым в греческом тексте Ветхого Завета называет Себя Бог (Исх. 3:14), тесно связано с одним из основных терминов греческой философии (см.. например, диалог Платона "Парменид" и "Физику" Аристотеля): сущее, to on, противоположно не-сущему, to mh on.

11 Дословно: "обладает неипостасной (anupostatopoV природой". Это еще один термин, заимствованной из греческой философии: ипостасность — неотделимое свойство бытия. Слово "ипостась", upostasiV, (в первичном значении — "сгущение, суть, основа") было характерно для неоплатонической философии (например, "Эннеады" Плотина) и получило дальнейшее развитие в христианском богословии.

12 Т.е. в воплощении Божественная природа не изменилась, но зато человеческая стала причастна Божественной.

13 В греческом тексте Ветхого Завета говорится, что Моисею встретился "ангел Гоподень", тогда как в еврейском (а следовательно, и в Синодальном переводе) —- что ему встретился Сам Господь.

14 Здесь свт. Григорий говорит о современной ему языческой философии — в основном стоической и неоплатонической — как о чем-то едином, хотя среди философов существовали различные мнения практически по всем упомянутым здесь вопросам.

15 "Наиболее ранние упоминания об ангеле-хранителе можно найти в "Пастыре" Ерма (5.1-4) и в трактате Оригена "О началах" (2.10.7).

16 См. примечание 8.

17 Здесь и далее обыгрывается дословное значение слова amjibioV "ведущий две жизни" (ср. русское производное "амфибия").

18 Библейский текст говорит о том, что Аарон простирал руки, наводя бедствия на Египет (Исх. 8:6 и др.), а удалялись бедствия по молитве Моисея, но о простирании рук в этом случае ничего не сообщается.

19 Здесь свт. Григорий говорит об апокатастасисе, т.е. о конечном спасении всех согрешивших. Это учение восходит к Оригену и было позднее осуждено Церковью на Константинопольском Соборе 553 г., что впоследствии было подтверждено Шестым и Седьмым Вселенскими Соборами. Однако, во времена свт. Григория этот вопрос еще принадлежал к области богословских поисков, не имевших окончательного решения. В части рукописей данная фраза отсутствует, но, по-видимому, она все же принадлежит свт. Григорию и была позднее исключена именно из-за ее несоответствия определениям последующих Соборов.

20 См. примечание 5.

21 См., например, "Государство" Платона (439d, 588b) или его же диалог "Федр" (246b). В платоновском понимании, "желающая" часть души соотносится с телесными влечениями, а "чувственная" ~- с душевными движениями, не связанными с потребностями или прихотями тела.

22 Гиматий — верхний плащ.

23 В древности пирующие обычно возлежали за столом на низких ложах, для чего разувались, распускали одежду и принимали расслабленную позу.

24 Хитон — повседневная одежда до колен или до щиколоток, без рукавов.

25 В древности для быстрой ходьбы или бега полы длинной одежды обычно подби -рали и подтыкали за пояс, чтобы двигаться свободно.

25 Такое толкование можно найти, например, у Филона Александрийского ("Жизнь Моисея". 1.25.141), Климента Александрийского ("Строматы", 1,23.157) или Иринея Лионского ("Против ересей", 4.46).

25 Нравственная философия — этика; естественная философия — естественные науки (современные физика, биология и т. д.)

26 Гоплиты — тяжеловооруженные пехотинцы.

27 В греческом тексте Библии здесь стоит слово tristatai, дословно означающее "стоящие втроем".

28 При хлебопечении обычно отделяли часть сквашенного теста (закваску) и сохраняли, чтобы в следующий раз добавить в новое тесто в качестве дрожжей. Пресный хлеб пекся из теста, в которое не добавлялась никакая частица от прежних замесов.

29 Слово ekklhsia "собрание" стало в греческом языке названием Церкви.

30 Пятница по-гречески называется paraskeuh, что дословно означает "приготовление". Это название идет от ветхозаветной традиции готовиться в пятничный день к празднованию субботы.

31 Сокрытое святилище aduton — термин, характерный для неоплатонической философии (например, Плотин, "Эннеады", 6.9.11), обозначающий сокрытые от посторонних глаз святилища служителей древних мистерий, а символически — сокровенные глубины человеческой души, в которых происходит постижение таинств.

32 По-гречески крышка ковчега называлась ilasthrion, т.е. место умилостивления, искупления". Название связано с обрядом Дня Умилостивления, когда первосвященник окроплял кровью жертвенного животного крышку ковчега (см. Лев. 16).

33 Мир, по представлениям того времени, состоял из четырех стихий — огня, воздуха, воды и земли.





Назад
К оглавлению



© 2010, Сайт Апологии Христианства.
URL: http://apologia.hop.ru
E-mail: apologia@hop.ru